Футурошок» Э. Тоффлера как диагноз современного общества




Предмет, объект и задачи психологии журналистики

Психология журналистики – одна из отраслевых психологических дисциплин, изучающая психологические и социально-психологические аспекты функционирования массовой информации в обществе. Предметом ПЖ являются психологическая типология текстов СМИ, особенности и закономерности восприятия информации, аудитория и методы ее психологического изучения, психологические и социально-психологические эффекты СМИ, личность журналиста, специфика творческого мышления, психология журналистского общения.

Психология журналистики изучает закономерности психологических процессов в массовых коммуникациях, психологию массовой аудитории, изменения сознания и деятельности аудитории под воздействием СМИ, психологию мышления журналистов.

Целью психологии журналистики как научно-практической дисциплины является помощь руководителям масс-медиа и журналистам в выборе и принятии эффективных управленческих решений. Системные социально-психологические исследования в данной деловой сфере (сфере общего и творческого менеджмента СМИ) способствуют прежде всего реализации функций журналистики как социального института, организации диалоговых отношений с аудиторией, а также творческой работе журналистов.

 

Психологическая культура журналиста

Психологическая культура журналиста - культура, основанная на психологии как науке, на ее сознательном внутреннем освоении и превращении психологических знаний с профессиональной, правовой, нравственной культурой, с социологическими методами познания и отражения действительности. Очевидна связь понятия не только с психологией и культурологией, но также с социологией, социальной психологией, социопсихолингвистикой и герменевтикой. Понимание всей объемности этого понятия, его многогранности и сложности невозможно без вышеизложенных объяснений. Следует четко понимать важность этого понятия для журналиста

Журналистика, при всей ее самобытности и индивидуальности, предъявляет высокие требования к журналистам - они не могут уподобляться специалистам в узкой области знаний, так как в отличие от других профессий, журналистика - особо сложный вид общественной деятельности, одной из сторон которого является человековедение.

Высокий уровень психологической культуры дает журналисту возможность нормально осуществлять свою деятельность, не метаться, сталкиваясь с препятствиями, возможность реализовать все свои способности с максимальной пользой для себя как журналиста. Именно это отличает журналиста - профессионала, акулу пера от неопытного “журналюги ”, стремящегося только что-то о чем-то написать, дабы выполнить задание редакции. В данной курсовой работе упор делается на описание психологической составляющей личности журналиста. Автор будет ссылаться на представителей разных психологических концепций: теории психоанализа З.Фрейда, Гештальтпсихологии, теории когнитивизма, концепций советских и российской психологических школ. Будет обозначена важность составляющих психологической культуры журналиста: общения, способностей, журналистского интеллекта и журналистского мышления. Одним из самых значимых элементов психологической культуры журналиста являются установки. Профессиональные и социально-политические представления журналиста возникают в результате рефлексии по поводу процесса своего творчества. Поскольку в ходе этих рефлексий осмысливаются как внешние, так и внутренние личностные формы профповедения, в структуре рефлексий принято различать сознание, самосознание.

Профессиональное самосознание выступает не только средством самоопределения, но и средством саморегуляции. Его движущей силой является профессиональная и индивидуальная практика журналисткой деятельности.

 

Тенденции развития масс-медиа в современной социокультурной реальности

Развитие медиа-рынка

Развитие рынка мас-медиа за последние десятилетия характеризовалось следующ и ми тенденциями.

Конвергенция. Различные медиа, такие как газеты, радио, телевидение, телефонные компании и интернет-ресурсы сливались, как технологически, так и экономически.

Концентрация. Медиа-компании сливались, контролиру емые все более узким кругом их владельцев. Концентрация проходит как горизонтально (несколько медиа у одного владельца), так и вертикально (несколько компаний в «пищевой цепочке» под одной группой компаний). Различные масс- медиа получают новости из одних и тех же источников.

Глобализация. Масс-медиа переходят в руки транснациональных компаний.

Коммерциализация. Реклама и новости подаются как развлечения. Граница между рекламой, новостями и развлечениями становится все более размытой. Интересы групп людей с низкой покупательной способностью не учитываются.

Коммерческое влияние. Рекламодатели и владельцы оказывают влияние на редакционную политику.

Опошление. Все больше становится секса и насилия. Все больше ковыряния в личной жизни знаменитостей. Мас с -медиа избегают рассмотрения спорных вопросов и серьезных обсуждений. Обсуждение вопросов сводится к столкновению личностей, напоминающее боксерский поединок, где суть спора занимает лишь второстепенное место.

Ряд исследователей согласны с тем, что основной причиной этих тенденций является либерализация медиа-рынка. Новости отбираются масс-медиа не по их важности для общества, а по их выгодности.

 

Футурошок» Э. Тоффлера как диагноз современного общества

Футурошок (футуршок) — шок будущего, психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса. Термин введён социологом и футурологом Элвином Тоффлером в одноимённом труде, вышедшем в 1970 году.

Но описанное Тоффлером явление, возможно, следовало бы назвать шоком настоящего, поскольку шок вызван столкновением человека с изменениями, уже произошедшими в окружающей среде.

Шок настоящего вызывается несоответствием между реальностью и картиной реальности в сознании (человек не успел адаптироваться). Подобное несоответствие порождается изменениями, особенно, быстрыми, усиливающимся давлением событий, потоком знаний, науки, техники, различного рода информации

К концу 20-го века в связи с развитием футурологии и трансгуманизма стало возникать целостное видение будущего простирающееся настолько далеко вперёд, как никогда раньше. Перед обществом и человеком встала задача адаптироваться не только к происходящим изменениям, но и к ожидаемым. То есть требуемая скорость адаптации стала ещё выше, чем во времена Тоффлера!

Общество в целом знает о своих перспективах, но некоторые люди больше узнали о перспективах технологического развития, чем другие. Столкновение (например, в СМИ) с более продвинутой технологией, чем уже знакомые человеку, вызывает шок будущего.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: