Глава I. Методические рекомендации по организации занятий лепкой для детей с ОВЗ




Специальность 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение

Берестов Святослав Иванович

ПМ 01. Теоретические и методические основы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Методические рекомендации к практическим работам по изобразительной деятельности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Курсовой проект

 

 

Руководитель:

Черданцева Татьяна Ивановна ___________________________

 

 

Курсовая работа допущена к защите

«__»_____________2016

_________________Председатель ПЦК

_________________Зав. отделением

 

Курсовая работа защищена

«__»__________________2016

Оценка _______________

 

БИЙСК 2016

 

 

Введение

Характеристика особенностей детей с ограниченными

возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка (например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и опыта практической деятельности, а также различные формы педагогической работы с ним. Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей.

 

Цель: Разработка методических рекомендаций по работе с разными материалами при организации деятельности детей с ОВЗ

Задачи:

· Рассмотреть особенности развития познавательных процессов детей, имеющих трудности в обучении

· Проанализировать литературу по данной проблеме

· Изучить приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии средствами изобразительного искусства

· Разработать методические рекомендации по работе с разными материалами при организации деятельности детей с ОВЗ

· Создать художественно-творческий проект «Салют в городе» вместе с детьми

 

 

Содержание проекта

 

Введение

Глава I. Методические рекомендации по лепке для детей с ОВЗ

1.1 Методика организации занятий по работе с пластическими материалами

1.2 Методическое обеспечение образовательного процесса.

1.3 Основные цели творческой реабилитации детей и подростков с ОВЗ при работе с пластическими материалами

1.4 Принципы образовательной деятельности

1.5 Приемы обучения лепке детей с ОВЗ

1.6 Способы отслеживания результатов и организация коррекционной работы с умственно отсталыми детьми

Глава II. Методические рекомендации по работе с графическими материалами.

2.1 Методика организации занятий по работе с графическими материалами

2.2 Методические рекомендации по применению фломастеров и маркеров

Глава III. Методические рекомендации по работе с живописными материалами

3.1 Особенности живописных материалов, используемых на занятиях

3.2 Эффективные приемы и методы организации художественной деятельности детей с ОВЗ, используемые на занятиях.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Список используемых источников

 

 

Глава I. Методические рекомендации по организации занятий лепкой для детей с ОВЗ

1.1 Методика организации занятий по работе с пластическими материалами

 

Программа «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» направлена на гармоничное развитие ребенка и его психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей в процессе доступной для его возраста, физического состояния деятельности.

Художественное творчество имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из доступных видов художественного творчества является лепка из различных материалов. Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

В содержание обучения лепке из различных материалов включены следующие вопросы:

-обучение приготовлению массы из соленого теста для лепки изделий;

-обучение приемам лепки (формовка, скатывание шариков, раскатывание колбасок, капелек, овалов);

-обучение способам лепки (конструктивный, пластический, совокупный, лепка из пласта, лепка посуды способом кольцевых налепов, рельеф);

-обучение лепке различных видов изделий (фигурок животных и людей, сосудов, детской посуды ручными способами; рельефных пластин и панно; декоративных изделий);

-обучение декорированию изделий (украшение налепами, украшение при помощи инструментов: стеков, штампиков, трубочек, роспись игрушек гуашью);

-изучение цветоведения (технология приготовления красок для росписи игрушек, подбор гармоничных цветов на основе цветового круга; способы окрашивания соленого теста).

Главным выразительным средством на занятии является материал для лепки. Работа с ним не только позволяет оценить специфику его выразительных возможностей, но и корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки.

Знакомство с основными направлениями происходит в следующем порядке:

-поэтапное освоение выразительных возможностей различного материала для лепки;

-отработка каждого направления сначала отдельно, а затем в комплексе упражнений и с применением различных инструментов;

-освоение способов лепки в определенной последовательности: от простого к сложному и переключение с одного движения на другое;

-развитие мелкой моторики кисти руки и коррекция движения глаз;

-использование и изготовление бумажно-картонных конструкций;

-развитие образного мышления и художественно-эстетического вкуса.

1.2 Методическое обеспечение образовательного процесса.

 

Наиболее полно помогает решить поставленные задачи методика Марии Монтессори. Ее особенность прежде всего в отношении к ребёнку как к уникальной, неповторимой личности. Суть её - в помощи ребёнку в его непростом и главном занятии на протяжении всего детства - в развитии и адаптации в окружающем мире. Главный принцип педагогической системы Монтессори можно выразить коротко: "Помоги мне это сделать самому!". Данная методика позволяет ребенку развиваться в соответствии с его возможностями, то есть в собственном темпе, что немаловажно для детей, имеющих отклонения в развитии.

 

Художественное творчество является источником особой детской радости, что способствует развитию эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости. Постепенно дети начинают вступать в контакт и адекватно реагировать на совместную деятельность с педагогом, а затем активно и с интересом участвовать в образовательном процессе. У детей с ОВЗ отмечается повышенная утомляемость, часто они не могут сосредоточиться на задании, испытывают затруднения в его выполнении, поэтому в процессе работы желательно преобладание игровых моментов, смена различных видов деятельности.

Как правило, группу компенсирующего вида посещают дети с умственной отсталостью различной степени тяжести, разного возраста, и что немаловажно с ярко выраженными индивидуальными особенностями. Поэтому задача педагога не только найти свой «ключик» к каждому ребенку, но и помочь детям научится взаимодействовать друг с другом.

Наиболее продуктивна коллективная совместная деятельность педагога с детьми, где каждый ребенок выполняет понятную и доступную для него часть задания, при необходимости с помощью взрослого. Эффективно использование в совместной деятельности с детьми частичное выполнение задания – дорисовывание изображения, выполнение отдельных элементов, обведение по контуру и прочее. Наиболее привлекательны для детей занятия с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности: они интересны, разнообразны и в большинстве случаев не требуют от ребенка высокого уровня развития изобразительных навыков.

Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ОВЗ, перед педагогами стоят задачи в обучении навыкам изобразительной деятельности: -воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;

- развитие способности понимать их содержание, его единства со средствами выразительности в рисовании, лепке, аппликации;

- формирование оценочного отношения к результатам изобразительной деятельности, собственного и сверстников;

- формирование навыков и умений связанных с занятиями рисованием, лепкой и аппликацией, развитие творческих проявлений;

- развитие у детей моторного алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок, представлений о средствах «изобразительного языка»;

- развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения.

Следовательно, для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо целенаправленное руководство рисованием, лепкой и аппликацией.

Наглядные, словесные и практические методы, используемые в коррекционной деятельности:

- наблюдения вместе с детьми;

- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях, произведениях искусства;

- объяснение, рассказ педагога, использование художественного слова;

- показ педагогом способов действия, последовательности этапов работы;

- упражнения;

- игровые приемы;

- совместный анализ выполненной работы.

Все данные выше методы направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов.

 

 

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и других средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные умения и опыт практической деятельности в области изобразительного творчества.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

1.3 Основные цели творческой реабилитации детей и подростков с ОВЗ при работе с пластическими материалами

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение.

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию об обучающем, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые обучающийся привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

7. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом социальной реабилитации является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

 

1.4 Принципы образовательной деятельности

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используется интерактивный (Интерактивный подход в обучении основан на эффективной обратной связи в системах преподаватель — ученик и ученик — ученик, на непрерывном открытом и свободном общении, наблюдении преподавателя за реакцией обучаемых и оптимизации образовательной среды для повышения эффективности процесса обучения) подход в сочетании с фасилитарным. («Фасилитация» в образовательном контексте означает «создание благоприятных условий»). Происходит непрерывное, открытое, свободное общение с детьми. Обязательным является слежение педагога за реакцией обучаемых и оптимизация образовательной среды для повышения процесса обучения. Педагогом применяются игровые технологии, беседы, пальчиковая терапия. На занятии предусматривается создание среды, оптимальной для решения образовательных задач, на основе сотрудничества педагога и обучающегося, взаимоуважении и доверии (т.е. гуманистический подход).

1.5 Приемы обучения лепке детей с ОВЗ

Наиболее эффективными при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья будут следующие приемы обучения:

1. Анализ изделия.

Данный прием является частью метода параллельного обучения, основным при обучении лепке из различных материалов. Для этого приема характерно следующее свойство: расчленение целого изделия на части и их повторное объединение в одно целое.

Порядок применения приема:

1). Восприятие изделия в целом;

2). Выделение основной части изделия, определение ее формы, пропорций;

3). Выделение более мелких частей изделия, определение их формы, пространственного положения;

4). Повторное целостное восприятие изделия.

Условия эффективности использования приема:

1). Наличие образца изделия или его репродукции;

2). Возможность сенсорного обследования изделий детьми с плохо развитым зрительным восприятием;

3). Знание детьми основных геометрических фигур: треугольник, квадрат, овал, круг.

Предполагаемый результат:

1). Вырабатывается умение мысленно расчленять изделие на части и собирать его в единое целое;

2). Развивается конструктивное мышление.

 

 

1.6 Способы отслеживания результатов и организация коррекционной работы с умственно отсталыми детьми на занятиях лепкой

 

1.Вводный контроль осуществляется на первых занятиях. Выполняются технологические пробы и различные упражнения в работе с материалом.

2.Текущий контроль – контроль за усвоение знаний и умений на каждом занятии.

3.Промежуточная аттестация осуществляется через проведение итоговых занятий по окончании каждой темы. Форма проведения: выставка.

4.Итоговая аттестация осуществляется через проведение итоговых занятий и итоговой выставки по окончании изучения образовательной программы.

Уровни оценивания работ:

«н» - низкий уровень (предоставленный вариант работы выполняется с трудом);

«с» - средний уровень (понимает суть изученных знаний и применяет их на практике);

«в» - высокий уровень (оригинально, не стандартно применяет полученные знания, умения и навыки на практике.

При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья важным элементом является создание социально-психологического климата.

Социально-психологический климат – эмоциональная атмосфера, отражающая систему межличностных отношений.

Очень важно, чтобы между педагогом и обучающимся складывался благоприятный климат (стимулирующий, способствующий совместной деятельности и развитию личности).

Средства влияния на климат:

- материально-технические условия;

- санитарно-гигиенические условия;

- четкая организация деятельности;

- единство требований;

- педагогические ситуации;

- педагогические игры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: