ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ, КАК ФОРМЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАРОДОВЛАСТИЯ В РОССИИ.




 

Правовая культура общества во многом определяет степень его цивилизованности, демократии и возможности подлинного участия народа в управлении обществом. Она играет непосредственную роль в различных формах осуществления народовластия. Так участие граждан в правотворчестве является формой управления делами государства, в результате чего создается действующее право. Поэтому одним из принципов правотворчества является гласность, что означает открытость и обсуждение законопроектов народом.

Общественность должна находиться в курсе правотворческого процесса, быть информированной о содержании принятых нормативно-правовых актов, обсуждать законопроекты, влиять на то, чтобы они соответствовали социально значимым проблемам общества. Только в таком случае родится правовой акт, отвечающий современному понятию права.

На процесс обсуждения законопроектов и возможности их принятия с учетом мнения общественности влияет уровень правовой культуры общества. Современная правовая культура должна включать необходимое знание прав и свобод человека и гражданина и умения их осуществлять и защищать. Известно, что правовая культура любого общества является составной частью общей культуры. Она является специфической частью реальности, имеющей первостепенное значение для понимания механизмов государственности.

В процессе функционирования государства постоянно возникает социокультурные противоречия, которые проявляются в разрушении прежних социальных отношений, ранее жизненно важных. Они проявляются в конфликтах между исторически сложившимися чертами нации, (что особенно проявляется в сознании старшего поколения), и между новыми социальными отношениями.

Примером такого противоречия является обсуждение и подготовка депутатами Госдумы, Религиозными и общественными деятелями 29.01.2010 года в Храме Христа Спасителя альтернативного проекта закона об охране репродуктивного здоровья, предусматривающего резкое ограничение количества абортов и даже их запрет в России. Там же прошло заседание постоянно действующего круглого стола «Закон как проводник духовно-нравственных ценностей в жизнь российского общества» с аналогичной повесткой[1]. Вместе с тем, указанная проблема широко обсуждается населением и многие современные женщины считают, что запрет абортов и ужесточение показания к ним является дискриминацией по половому признаку.

Еще русский правовед П.И.Новгородцев писал, что: «Мы не вправе ожидать, что когда – либо на земле настанет такое совершенство и такая гармония, которая преодолела бы все жизненные противоречия в совершенной общественной форме. Для человеческих сил эти противоречия непримиримы и непреодолимы. Личность и общество, равенство и свобода, право и нравственность, – поскольку они движутся в рамках исторического развития и человеческих возможностей, - находятся в вечном антагонизме и не допускают окончательного примирения…»[2]

Следует сказать, что описанные процессы, происходящие в последние годы в России, говорят не только о противоречии, но и все большем стремлении населения к участию в управлении общественными делами.

И если несколько лет назад принцип гласности в правотворчестве, (широкое обсуждение, выявление и учет мнения людей по законопроектам), не реализовывался на практике, то сейчас постепенно картина меняется. Об этом свидетельствует практика внесения изменений в законодательство на основе общественного мнения. Так в указанном ранее случае было предложено Государственной Думой изменить ст. 36 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и добавить понятие медицинских противопоказаний, при наличии которых проведение искусственного прерывания беременности не допускается вовсе[3].

Вместе с тем, необходимо отметить, что до сих пор механизм учета в законодательстве воли народа четко не проработан.

Говоря о правовой культуре необходимо отметить большое значение в современных условиях антропологический подход к праву. Оно представляет собой учение о праве, как способе человеческого бытия, где одним из основ является постулат о способности человека к свободным действиям. Основная мысль этого подхода заключена в том, что фундаментальным стремлением любого человека является сберечь свое «Я», свою идентичность. Для этого необходимо интерпретировать свое пространство, где есть возможность реализовать права и свободы. При этом только человек может стать правовой личностью, которая обладает правовой культурой и правосознанием. Именно такая личность умеет активно пользоваться своими правами, проявляя свободную волю. Тогда появляется человек – творец, который может перейти от ожиданий, выработанных целей к практическим действиям.

Доказательством этого является круглый стол "Развитие правового механизма гендерного равенства", который был организован Комитетом по делам женщин, семьи и детей. На основе проведенных исследований среди населения его участники предложили внести поправки к законопроекту "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации"[4].

Правотворчество любого государства только тогда эффективно, когда, с одной стороны, его законы соответствуют ментальным установкам и ценностям, а с другой – потребностям данного этапа развития.

На процесс формирования правовой культуры и сознания повлияли кардинальные перемены 90 –х годов, в результате приведшие к крушению привычных и устоявшихся нравственных, идеологических, экономических ориентиров. Одновременно ускоряющиеся процессы глобализации заставили культуру стать более унифицированной.

Мы наблюдаем, как меняется социальный характер нации, а с ним и правовая культура. Под социальным характером понимается: «то общее для большинства представлений одной и той же культуры, что образует относительно стабильную систему неинстинктивных стремлений, ориентаций, установок, которая функционирует так, как того требуют общественные структуры в данный исторический момент»[5]

И если в начале пристройки речь шла о неприятии населением западной модели социально-экономического устройства общества, западного образа жизни, то сейчас ситуация совершенно иная.

Так 31 марта 2010 года на 1081-ом заседании представителей министров Совет Министров Совета Европы были рассмотрены вопросы борьбы с дискриминацией по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности,

Этому предшествовал процесс проведенного исследования среди населения о дискриминации по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности в Российской Федерации. Оно было впервые проведено в 2007-2008 гг. Московской Хельсинкской группой совместно с Российской ЛГБТ-сетью. Это первое в истории России специализированное исследование правового положения геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ-сообщества).

В результате на заседании были приняты небывалые ранее рекомендации, где говорилось о том, что необходимо «обеспечить принятие и эффективное претворение в жизнь законодательных и иных мер по борьбе с дискриминацией по признакам сексуальной ориентации или гендерной идентичности, по обеспечению уважения прав человека в отношении лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров, а также по содействию терпимости к ним»[6]

Выросшее поколение 90 –х сформировало свои представления, отличные существенным образом от представлений прежних поколений, которые транслируют подрастающим детям. С утверждением рыночных отношений произошла резкая смена ценностей и норм, принятых в обществе и в семье. Сформировались новые понятия о роли права в обладании богатством, источниках и способах приобретения благ, способах защиты своих прав, связях в обществе, престиже профессии, о праведном и неправедном и т.д.

В обществе формируется правовая культура постмодерна. Она характеризуется отрицанием всех классических способов мышления. В ней зарождаются контуры новой правовой нравственности, порождаемой специфической жизненной практикой постмодерных сообществ. Сюда относится постоянная готовность к изменениям, открытость к ним, способность, обладая правовыми знаниями, сориентироваться в самых сложных обстоятельствах, мобильность. Меняющемуся миру должен соответствовать постоянно меняющийся человек. В этом проявляется регулятивно - динамическая функция права, где «воздействие права сказывается на отношениях между людьми, находящихся в движении, динамике. Оно нацелено на развитие, изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных отношений »[7] - пишет д.ю.н. Байтин М.И. Показателем этой функции является развитие правовой культуры в обществе, которая способствует участию населения в управлении делами общества.

Вместе с тем, творить можно только обладая юридической грамотностью, именно тогда личность может реализовать предоставленную ей небывалую прежде свободу, которой была ранее лишена.

Для обладания юридической грамотностью большое значение имеет процесс правового воспитания - целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к умению активной реализации прав и свобод, а также осознания своих обязанностей.

Такая задача поставлена в Приказе Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. N 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению», где в п.3 говорится о необходимости: «Тематическую направленность и планирование работы по пропаганде права основывать на системном, глубоком анализе законодательства и практике его применения. Исходить из того, что правовое просвещение - один из способов привития членам общества уважения к защищаемым правом социальным ценностям, воспитания у них навыков пользоваться конституционными правами и гарантиями и эффективно отстаивать их»[8]. Там же речь идет о внедрении новых организационных форм правового просвещения и использовании современных информационных технологии.

Совершенно верны слова В.В.Лапкина, который пишет: «Эволюционное движение человечества стоит на двух противоположных и даже полярных принципах. Первый из них - принцип традиции, предполагающий сохранение, накопление и трансляцию из поколения в поколение обретенных людьми навыков, знаний, ценностей и норм, его суть – созидательная работа, формирующая культуру человеческого общества. Второй - принцип новаторства, утверждающий «путь Прометея», отрицающий сложившийся порядок вещей и, более того, саму возможность существования «по – прежнему» Руководствуясь этим принципом, человечество идет вперед, «сжигая за собой мосты…»[9]

Таким образом, мы видим, что развитие правовой культуры способствует расширению участия населения в управлении делами государства, что проявляется в принятии правовых актов, отвечающих современным реалиям.

 


[1] https://www.gzt.ru/topnews/society/-aljtern...ya-/285674.html

[2] Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Русская философия права. Антология. Санкт –Петербургский университет МВД России. Спб., 1999. - С.235.

[3] https://ipsix.ru/ginekologov-zastavyat-otvechat-za-kriminalnye-aborty-naravne-s-povituxami.html

 

[4] https://www.gender.ru/index.php?id=4&subid=2

[5] Ашин Г.К., Лозаннский Э.Д., Кравченко С.А. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. М., 2001. - С.146

[6] https://www.coe.int/t/dc/files/themes/homophobie/default_ru.asp

 

[7] Байтин М.И. Сущность права. Современное нормативное правопонимание на грани двух веков. Издательский дом «Право и государство» - М. 2005. С.169.

[8] https://www.allbusiness.ru/BPravo/DocumShow_DocumID_143820.html

[9] Лапкин В.В. Пути свободы в сложном обществе. // Полис. – 2003. - №6. – С.174.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: