Тема: Личность и характер человека.




План:

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие о личности. Психологическая структура личности.

2. Определение характера, его структура.

3. Взаимосвязь характера и темперамента.

4. Акцентуации характера, их типы.

5. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации.

 

Практическое задание. ( выполняются всеми студентами письменно.)

Какие черты характера могут проявиться в следующих жизненных ситуациях:

1. Сдача экзамена.

2. Встреча гостей.

3. Выполнение важного производственного задания.

4. Успех в чем-либо.

5. Преграда при достижении поставленной цели.

6. Опасность.

7. Достижение отдаленных целей.

8. Принятие на себя руководства людьми.

9. Коллективный досуг.

10. Доверие секрета.

 

Вопросы для размышления.

1. В чем отличие характера от темперамента, в чем проявляется их взаимосвязь?

2. Влияет ли самооценка и уровень притязаний на жизненную судьбу человека?

3. Какими критериями Вы пользуетесь, когда даете человеку характеристику? Что, на Ваш взгляд, позволяет Вас лично охарактеризовать как достойного человека?

Литература.

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. - Г. 2. М., 1980

2. Бодалев Л. А. Психология о личности. М., 1985,

3. Бурно М.Е. О характерах людей. - М., 2000.

4. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М., 1597,

5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Д., 1983.

6. Немое Р. С. Психология, В 3-х книгах. -М.: Просвещение, 1994. - Кн. 1.

7. Общая психология. /Сост. Рогов Е.И. М., 1999,

8. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., 1995.

9. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов н/Д., 2001.


Семинар № 7.

Тема: Теории взаимодействия. Межличностные отношения.

 

План:

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие о взаимодействии. Формы взаимодействия людей.

2. Понятие групп и коллектива. Виды групп.

3. Межличностные отношения в группе и коллективе.

4. Взаимодействие личности и коллектива.

5. Методы изучения коллектива и взаимоотношений в нем.

6. Стили руководства. Зависимость стиля руководства от уровня зрелости группы.

 

Задания.

1. Найдите в литературе методики изучения коллектива и запишите их в тетрадь для семинарских занятий.

2. Дайте определения основных понятий темы: взаимодействие, межличностные отношения, группа, коллектив, социальная роль, статус личности, лидер, стиль руководства.

 

Вопросы для размышления.

1. Почему люди вступают во взаимодействие?

2. Почему бывают искаженные представления о другом человеке?

3. Конформизм – это плохо или хорошо? Аргументируйте свою позицию.

 

Литература.

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М., 1990.

2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М., 1998.

3. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. – М., 1993.

4. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988.

5. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. - М., 1996.

6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. - Ростов н/Д, 1997.

7. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов н/Д, 2001.

8. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.

9. Учебники по психологии.

 


Семинар № 8.

Тема: Содержание образования как средство развития личности.

Вопросы для обсуждения.

1. Образование – фактор развития личности.

2. Цели и задачи образования.

3. Определение и структура содержания образования.

4. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

5. Государственный образовательный стандарт и его функции.

6. Нормативные документы, отражающие содержание образования.

 

Практические задания.

1. Выпишите из Закона РФ «Об образовании» общие требования к содержанию образования.

2. Дайте определения основным понятиям темы: образование, содержание образования, знания, умения, навыки, учебная программа, базисный учебный план.

 

Литература:

1. Егоров С.Ф. Ценность общего образования //Педагогика. - 1995, №3.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2001.

3. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991.

4. Об образовании: Закон РФ. – М.

5. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. Смирнова С.А.

6. Пидкасистый П.И. Педагогика.- М., 1999.

7. Подласый И.П. Педагогика. – В 2-х кн. – М., 1999. – кн. 1.

8. Сластёнин В., Исаев И.Ф, Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 2002.

9. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2001.

 


Семинар № 9.

Тема: Обучение в целостном педагогическом процессе.

Вопросы для обсуждения.

1. Обучение как способ организации педагогического процесса. Функции обучения.

2. Основные закономерности и принципы обучения.

3. Понятие методов, приемов, средств обучения.

4. Классификация методов обучения.

5. Общие формы организации учебной деятельности (урок, лекция, семинар, практические, лабораторные занятия, консультация.)

6. Виды обучения:

- догматическое и репродуктивное обучение;

- программированное обучение;

- проблемное обучение.

 

Задание: (письменно)

1. Сформулировать факторы, определяющие выбор методов обучения, конкритизировать их примерами из школьной практики.

2. Определите достоинства и недостатки традиционного обучения.

3. Дайте определения основным понятиям темы: методы обучения, средства обучения, приемы обучения, организационные формы обучения, догматическое обучение, проблемное обучение.

 

Литература:

  1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2001.
  2. Пидкасистый П.И. Педагогика.- М„ 1999.
  3. Подласый И.П. Педагогика. – В 2-х кн. – М., 1999. – кн. 1.
  4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф, Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 2002.
  5. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов н/Д, 2001.
  6. Талызина М.Н. Теоретические проблемы программированного обучения. - М., 1969.
  7. Фридман Л.М., Маху В.И. Проблемная организация учебного процесса.- М., 1990.
  8. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., 1999.

 


Семинар № 10.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: