Тема: Воспитание в педагогическом процессе.




Вопросы для обсуждения.

1. Сущность, движущие силы процесса воспитания. Воспитание и самовоспитание.

2. Закономерности и принципы воспитания.

3. Цель воспитания как педагогическая проблема.

4. Содержание воспитания.

5. Технократическая и гуманистическая модели воспитания.

6. Классификация методов воспитания. Характеристика общих методов воспитания.

Вопросы и задания:

1 Дать определения основных понятий темы: воспитание, самовоспитание, содержание воспитания, метод воспитания.

2 Что влияет на выбор методов воспитания?

3 Какими критериями Вы пользуетесь, когда даете человеку характеристику? Что позволяет Вас лично охарактеризовать как достойного человека?

 

Тема для дискуссии.

В.А. Сухомлинский сказал: «Любовь к детям воспитывается только любовью – как огонь зажигается только от огня». Как соотносится с этим положением существование такого метода воспитания, как наказание? Значит ли это, что от него надо отказаться вообще? Почему?

Литература:

1. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. – М., 1994.

2. Леви В. Нестандартный ребенок. – Санкт-Петербург, 1993.

3. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория. //Педагогика. – 2000. - № 6.

4. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2006.

5. Проблемы целеобразования в педагогике. – Пятигорск, 2002.

6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф, Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 2002.

7. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2001.

8. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов н/Д, 2001.

9. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1984.

 

 


Семинар № 11.

Тема: Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.

Вопросы для обсуждения.

1. Основные функции семьи.

2. Особенности развития современной семьи.

3. Психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребенка: роль матери и отца в воспитании ребенка.

4. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие личности ребенка.

 

Вопросы для размышления.

1. В чем заключается специфика семейного воспитания в отличии от общественного?

2. Что, на Ваш взгляд, полезнее для развития ребенка, воспитание в семье единственного ребенка или нескольких детей?

 

Задание.

1. Выпишите несколько пословиц, в которых отражены семейные обычаи, отметьте, какие из них вполне применимы в современных условиях, а какие кажутся устаревшими?

Литература:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1993.

2. Азбука любви: Книга для родителей. – М., 1996.

3. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей //Педагогика, 1999. - № 4. с. 27.

4. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996.

5. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2002.

6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

7. Леви В. Нестандартный ребенок. – Санкт-Петербург, 1993.

8. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., 1995.

9. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 1996.

10. Подласый И.П. Педагогика. -М., 1996. – кн. 2.

11. Соловейчик С.П. Педагогика для всех: книга для будущих родителей. - М.. 1987.

 

 



Семинар № 12.

Тема: Коммуникативная культура руководителя.

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие о коммуникации. Виды коммуникации.

2. Определение понятия «общение». Структура общения.

3. Психологические закономерности общения.

4. Особенности и основные каналы невербальной коммуникации.

5. Способы продуктивного общения.

 

Вопросы и задания.

1. Дать определения основным понятиям темы: коммуникация, общение, невербальная коммуникация, эмпатия, идентификация, рефлексия.

2. Какие психологические механизмы взаимовлияния людей вы знаете?

3. Можно ли по голосу определить характер человека?

 

Литература:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.

2. Кравченко А.И. Общая социология. – М., 2001.

3. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. – М.,2004.

4. Родионов Б.А. Коммуникация как социальное явление. – Ростов, 2004.

5. Сластенин В. А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2001.

6. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М., 2002.

7. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2000.

8. Маккей Х. Уцелеть среди акул. – Мн., 1997.

9. Куницина В.Н. и др. Межличностное общение. – СПб., 2002.

10. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов н/Д, 2001.

11. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. – М., 2002.

 

Список вопросов, выносимых на зачет

Для специальности:

Преподаватель: Шишова А.В.

 

1. Особенности психологии как науки. Место психологии в системе наук.

2. Объект, предмет и методы современной психологии.

3. История развития психологического знания и основные направления в психологии.

4. Структура и основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

5. Структура сознания. Соотношение сознания и бессознательного.

6. Общее понятие о личности. Индивид, личность, индивидуальность.

7. Физиологические основы темперамента. Типы темперамента и их характеристика.

8. Определение характера. Акцентуации характера.

9. Понятие о познавательных процессах. Ощущение и восприятие, их виды и свойства.

10. Внимание. Виды и функции внимания.

11. Память, основные ее виды. Мнемические процессы.

12. Мышление и интеллект.

13. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности.

14. Межличностные отношения. Психология малых групп.

15. Объект, предмет, задачи и методы педагогики.

16. Основные категории педагогики.

17. Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс.

18. Характеристика системы образования в России. Цели, содержание, структура и принципы непрерывного образования.

19. Педагогический процесс. Компоненты целостного педагогического процесса.

20. Воспитание в педагогическом процессе.

21. Закономерности, принципы и методы воспитания.

22. Функции обучения. Общие формы организации учебной деятельности.

23. Содержание образования как средство развития личности.

24. Методы, приемы и средства организации педагогического процесса.

25. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социальная среда воспитания и развития личности.

26. Управление образовательными системами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: