Меры денежно-кредитной политики (01.01.91 – 21.03.00)




Денежно-кредитная политика в России (1991 – 2000 гг.)

Денежно-кредитное регулирование в России осуществляется с использованием ряда денежных индикаторов, согласованных с МВФ.

Устанавливаются максимальные лимиты на чистые кредиты «широкому» правительству (в млрд. руб.), а также минимальные лимиты на чистые и валовые международные резервы (в млрд. долл.).

Под чистыми внутренними активами понимается денежная основа (наличные деньги в обращении плюс вклады коммерческих банков в центральном банке) минус чистые международные резервы (пересчитанные из долларов в рубли по специальному курсу). Например, в мар те 1997 года в обращении было наличных денег на 105,2 млрд. руб., а банковских вкладов в ЦБР на сумму 31,1 млрд. руб. Таким образом, денежная основа равнялась 136,3 млрд. руб. Чистые международные активы – официальные резервы иностранной валюты (без золота, но за вычетом задолженности международным финансовым институтам) составляли 2 млрд. долл., или 11,1 млрд. руб. в пересчете по специальному расчетному курсу 5,56 деноминированных рублей за доллар. За вычетом этой величины, чистые внутренние активы составили 125 млрд. руб. Поскольку для этого месяца установочный максимум составлял 133,3 млрд., ЦБР находился в рамках, согласованных с валютным фондом.

Далее приводится хронология мер, принятых в сфере денежно-кредитной политики в России, в период с 1991 – 2000 г.г.

Меры денежно-кредитной политики (01.01.91 – 21.03.00)

01.01. 91 Ставка рефинансирования составляла 20%.

10.04. 92 Ставка рефинансирования повышена до 50%.

01.04. 92 Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в размере 20%, по обязательствам свыше одного года - 15%. Данные нормативы действовали до 01.02.95.

23.05. 92 Ставка рефинансирования повышена до 80%.

08.06. 92 ЦБ РФ начал еженедельно устанавливать официальный курс рубля к иностранным валютам; помимо официального курса существовал биржевой курс, определявшийся по итогам торгов на ММВБ.

С 30.03. 93 по 29.04. 94 Ставка рефинансирования повышена от 100% до 210%.

17.05. 94 Ставка рефинансирования снижена до 200%.

02.06. 94 Ставка рефинансирования снижена до 185%.

22.06. 94 Ставка рефинансирования снижена до 170%.

30.06. 94Ставка рефинансирования снижена до 155%.

01.08. 94 Ставка рефинансирования снижена до 150%.

24.08. 94 Ставка рефинансирования снижена до 130%.

12.10. 94Ставка рефинансирования повышена до 170%.

17.11. 94 Ставка рефинансирования повышена до 180%.

06.01. 95 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 200%.

01.02. 95 Введена дифференциация норм обязательных резервов.

Установлены нормы обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно - 22%; по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно - 15%, по срочным обязательствам свыше 90 дней - 10%, по текущим счетам в иностранной валюте - 2%.

01.05. 95 Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 20%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно понижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 90 дней норматив не изменился (10%), по текущим счетам в иностранной валюте норматив снижен до 1,5%.

16.05. 95 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 195%.

19.06. 95 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 180%.

06.07. 95 Введены пределы колебаний обменного курса рубля и определены границы его изменений на период с 6 июля по 1 октября 1995 г. от 4300 до 4900 рублей за один доллар США.

01.10. 95 Установлены границы изменений обменного курса рубля на период с 1 октября до 31 декабря 1995 года от 4300 до 4900 рублей за один доллар США.

24.10. 95 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 170%.

30.11. 95 Установлены границы изменений обменного курса рубля на период с 1 января 1996 г. по 30 июня 1996 г. от 4550 до 5150 рублей за один доллар США.

01.12. 95 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 160%.

10.02. 96 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 120%.

01.05. 96 Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 18%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно не изменились (14%), по срочным обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по текущим счетам в иностранной валюте снижены до 1,25%.

16.05. 96 Установлены границы изменений обменного курса рубля на период с 1 июля 1996 г. по 31 декабря 1996 г. от 5000 до 5600 рублей за доллар США на 1 июля 1996 года и от 5500 до 6100 рублей за доллар США на 31 декабря 1996 года.

11.06. 96 Повышены нормы обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно до 20%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно до 16%, по срочным обязательствам свыше 90 дней до 12%, по текущим счетам в иностранной валюте до 2,5%.

24.07. 96 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 110%.

01.08. 96 Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 18%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 90 дней снижены до 10%, по текущим счетам в иностранной валюте повышены до 5%.

19.08. 96 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 80%.

21.10. 96 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%.

01.11. 96 Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 16%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 13%, по срочным обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по текущим счетам в иностранной валюте не изменились (5%).

26.11. 96 Установлены границы изменений обменного курса рубля от 5500 и 6100 рублей за доллар США на 1 января 1997 г. до 5750 и 6350 рублей за доллар США на 31 декабря 1997 г.

02.12. 96 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 48%.

10.02. 97 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 42%.

28.04. 97 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 36%.

01.05. 97 Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 11%, по срочным обязательствам свыше 90 дней снижены до 8%, по текущим счетам в иностранной валюте повышены до 6%.

16.06. 97 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 24%.

06.10. 97 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 21%.

11.11. 97 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 28%.

11.11. 97 Норматив резервирования средств по привлекаемым банками средствам в иностранной валюте повышается до 9%.

11.11. 97 С 1 января 1998 г. на трехлетний период (1998-2000 гг.) устанавливается центральный обменный курс на уровне 6,2 рубля за один доллар США (после деноминации), возможные отклонения не могут превышать 15%.

01.02. 98 Установлен единый норматив обязательных резервов по

привлекаемым банками средствам в рублях и иностранной валюте в размере 11%.

02.02. 98 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 42%.

17.02. 98 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 39%.

02.03.98 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 36%.

16.03. 98 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 30%.

19.05. 98 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 50%.

27.05. 98 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 150%.

27.05.98 Возобновляется проведение ломбардных кредитных аукционов с 1 июня по 1 августа 1998 г.

05.06. 98Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%.

29.06.98 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 80%.

24.07.98 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%.

17.08. 98 Банк России перешел к проведению политики плавающего курса

рубля в рамках новых границ валютного коридора, который установлен на уровне 6-9,5 руб./долл.

24.08. 98 Введен единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 10%; для Сбербанка России норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях снижен до 7%.

01.09. Установлены нормативы обязательных резервов по привлеченным 98 средствам в рублях и иностранной валюте для Сбербанка Россиии кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах составляет 40% и более, в размере 5%; для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в

государственные ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах составляет 20-40% по привлеченным средствам в рубляхи иностранной валюте в размере 7,5%.

02.09. 98 Банк России объявил об отмене верхней границы изменения официального курса рубля 9,5 руб./долл.

06.10. 98 На ММВБ введены две торговые сессии: утренняя специальная торговая сессия, на которой осуществляется обязательная реализация 50% экспортной выручки экспортеров и закупка валюты уполномоченными банками, обусловленная клиентскими заявками, и вечерняя, на которой банки осуществляют покупку и продажу иностранной валюты от своего имени и за свой счет.

01.12. 98Установлен единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 5%.

19.03.99 Установлен норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в размере 7%.

*10.06. 99Ставка рефинансирования Банка России снижена до 55%.

10.06. 99 Увеличен норматив обязательных резервных требований по депозитам физических лиц в рублях до 5,5%; по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте

- до 8,5%.

01.01.00 Увеличен норматив обязательных резервов по депозитам физических лиц в рублях до 7%; по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - до 10%.

24.01. 00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 45%.

07.03.00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 38%.

21.03. 00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 33%.

В России главной задачей денежно-кредитной политики в первые годы рыночных реформ была борьба с инфляцией, развязанной внезапным освобождением товарных цен в начале 1992 года. С этой целью ставка рефинансирования ЦБР поддерживалась на весьма высоком уровне и возрастала вплоть до начала 1995 года, после чего стала снижаться по мере ослабления инфляции. Среднегодовая ставка рефинансирования составляла 144% годовых в

1993 году, 187% в 1994 году, 185% в 1995 году и 99% в 1996 году. К концу

1996 года она снизилась до 48%, а к сентябрю 1997 года – до 21%.

Основным назначением процентной ставки является регулирование кредита

(а через него – инфляции). Для заемщиков главную роль играет не номинальная ставка процента, а его реальная величина, т.е. поправленная на величину инфляции. С учетом этой поправки реальная величина ставки рефинансирования составляла в 1993 году минус 83%, в 1994 году - минус 14%, в 1995 году – плюс 41%, в 1996 году – плюс 63%. К концу 1996 года реальная ставка рефинансирования снизилась до 22% и к сентябрю 1997 года - до 7%. В конце

1997 года ставка была резко возвышена, чтобы предотвратить отток средств за рубеж в связи с финансовым кризисом в Азии.

Таким образом, наблюдалось значительное несоответствие динамики ставки процента и инфляции. В 1993-1994 годах реальная ставка процента была номинально высокой, но дороговизна кредита перекрывалась более значительной инфляцией, так что реальная ставка была даже отрицательной. Практически это означало, что номинально жесткая кредитная политика не выполняла свою роль сдерживания инфляции и, наоборот, способствовала росту кредитования экономики.

В 1995-1996 годах реальный процент стал не только плюсовым, но и довольно высоким, что постепенно отключало реальную экономику от пользования банковским кредитованием. Этому периоду соответствует положение спада ВВП и промышленного производства не только из-за недостаточного агрегатного спроса, но так же из-за чрезмерной дороговизны кредита. Такая реально жесткая денежно-кредитная политика действительно способствовала снижению инфляции, но при этом убивала реальную экономику и порождала ряд отрицательных явлений в финансовой сфере – нарушение нормального платежного оборота между предприятиями, переход на бартер и коммерческие векселя, а также укрытие денежных доходов от налогового ведомства.

Поскольку до начала 1997 года правительство России и Центробанк считали своей главной задачей борьбу с инфляцией, жесткость ее денежно- кредитной политики была в какой-то мере оправдана. Но с фактическим преодолением сильной инфляции задачи и направления этой политики должны измениться. Главными задачами должны стать стимулирование экономического роста путем расширения кредитной основы реальной экономики и упорядочения платежных отношений между предприятиями.

В 1997 году денежно-кредитная политика Центробанка была направлена на привлечение инвестиций в реальный сектор, толчком к чему послужило резкое снижение доходности по операциям с государственными краткосрочными облигациями.

В 1992 г. для осуществления денежно-кредитного регулирования Центральный банк РФ использовал три инструмента: политика обязательных резервов, уровень процентной ставки и регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков. Эти инструменты в силу своей новизны для банковской системы РФ использовались не так эффективно, как предусматривают теория и практика денежно-кредитного регулирования. Неразвитость инструментария денежной политики предопределила итоги их применения.

С первых месяцев 1992 г. проводившаяся жесткая бюджетная и денежно-кредитная политика после январского скачка цен позволяла сдерживать рост денежной массы в обращении, не давая экономике впасть в гиперинфляцию. В целом за год среднемесячная инфляция достигла 41% (без учета январского «скачка» цен среднемесячный рост цен был равен 18%).

За первые 5 месяцев 1992 г. общий объем кредитных вложений в экономику увеличился с 439,4 млрд руб. на 1.01.92 г. до 1041,8 млрд руб. на 01.06.92 г. Денежная эмиссия была умеренной. Так, ее размеры (в % к предыдущему месяцу) составляли в январе 85,6%, в феврале - 143,6%, в марте - 151,7%, в апреле - 181,6%, в мае - 62,2% [32].

К середине второго квартала начала нарастать разбалансированность государственных финансов. Под воздействием инфляции росли цены, снижалась доля прибыли предприятий, росло число убыточных предприятий, сокращалось производство, обострился кризис неплатежей, снижался жизненный уровень населения, увеличилась социальная напряженность. На этом фоне произошло некоторое смягчение жесткой бюджетной и денежно-кредитной политики, стали осуществляться мероприятия по государственной поддержке социально значимых отраслей экономики (АПК, ТЭК), значительно увеличились пенсии, стипендии, заработная плата в бюджетных организациях. Это привело к росту бюджетного дефицита и усилению платежного кризиса, так как не происходило оздоровление в реальном секторе экономики.

В течение 1992 г. в результате проведения жесткой денежно-кредитной политики удалось резко сжать денежную массу (ее реальный объем уменьшился до 35%, а с учетом падения производства и «сжатия» внутреннего рынка - до 45% от исходного уровня в январе 1991 г.), поставить под контроль дефицит бюджета, но продолжалась практика бесконтрольной выдачи кредитов.

Выводы

Денежно–кредитная политика, основываясь на принципах монетаризма, проводится в дополнение к фискальной политики и является тонкой настройкой экономической конъюнктуры. Денежно-кредитная политика оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки, но не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.

Основным проводником денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который в настоящее время наиболее активно использует четыре основных инструмента денежно-кредитного регулирования: это регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, политика обязательных резервов, операции на открытом рынке и ограничение кредитования.

Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно- кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

Когда экономика страны находится в стадии рецессии и необходимо увеличить предложение денег с целью стимулирования экономического роста, применяется политика дешевых денег. При развитии инфляционных процессов, центральный банк пытается ограничить или сократить предложение денег, т.е. применяется политика дешевых денег.

Использование инструментов денежно-кредитной политики для достижения этих целей дает достаточно быстрые результаты. Однако гарантировать эти результаты никто заранее не может хотя бы потому, что при освобождении дополнительных резервов коммерческих банков никто не может заставить их использовать эти резервы для предоставления ссуд и, таким образом, увеличения предложения денег.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: