Известные люди села Верховья.




Село Верховье

Село Верховье (Верхняя Мудьюга).

( К 600- летию со дня образования)

 

 

По данным Государственного архива поселение Верховье, основано в начале XV века, а может и с XIV века переселенцем Дмитрием Степановым и названа по его имени Минской. Вторая деревня на другом берегу реки названа Ряхковской (Ряховской).

По сведениям краеведа – топонима Павла Ивановича Носкова есть предположения, что первые жители Верховья появились в XV веке. В те древние времена, прежде чем выбрать место для поселения, приходилось думать, как защитить поля и луга от диких животных, а скот от хищного зверя. Люди селились на границе ручья, реки, озера, на мысу. К лесной стороне лес валили. Землю готовили под поля и покосы. Мудьюжане поселились на пересечении ручья и реки, называемой Утюг. В XVI веке деревни Митинская и Ряхковская состояли из 12 дворов, в них было 14 тягловых крестьян. В конце XVI века, вскоре после основания г. Архангельска и центра Беломорского торга была проложена зимняя дорога «Архангельск – Чекуево». Дорога связывала западные районы: Каргополь, Карелию и Поморье. Первой станцией, как называли – «выпряжай», через 15 верст от Чекуево, была деревня Верховская (Верховье).

В XVI веке в Верховье образовалась многодворная сельская община. В нее входили люди прибывшие из разных отдаленных селений России. Часть первых переселенцев, идущих из центральной России, захватывали свободные – пустующие земли, особенно рядом у реки и ручьев; так Симановы заняли Лилисару, Кононовы – Верхнюю Мудьюгу, Титовы –Некрасово и Бучарово; Шерстобоевы – Рименьгу, Нефедовы –Вычеру; закрепив заимки билетами на 99 лет.

По книге Якова Сабурова и Ивана Кутузова «Сотная на Турчасовский стан Каргопольского уезда - 1556 года», говорится: «В Заострове же волостка на реке на Мудюге с Верховья, в ней деревни тяглые: Верховская, Рявковская, на Лендове –Якимовская, Ондреевская, Кантевская, Грихновская, Давыдовская. Всего 7 деревень, дворов 27, а людей 31 человек. В той же волостке в Заострове на реке на Мудюге с Верховья деревни пустые тяглые: Верховская и Митинская».

План деревень села Верховья.

Селения бывшего Верхнемудьюгского прихода формировались в крутой излучине среднего течения реки Мудьюги – правого притока реки Онеги, освоенного, видимо, в период заселения Онежского бассейна. Со временем, после обмеления когда-то судоходной реки Мудьюги, село Верховье оказалось отрезанным от водных путей. В этом одна из причин, почему село хорошо сохранило свой древний архитектурный облик. В конце XIX века здесь насчитывалось свыше ста дворов. Дома стояли плотно друг к другу в окружении хозяйственных построек. Избы ставились «лицом» на воду и были обращены к солнцу. Из окон наблюдали за движением лодок и сплавом плотов, кроме того, крестьянину важно было видеть зори и закаты, по ним он определял время и погоду.

Характерная особенность селений при малых реках – размещение деревень, составляющих единую группу, на обоих берегах. Село Верховье состоит из трех деревень. Две из них, наиболее древние: Ряхковская на левом берегу, носящая следы свободной планировки и Митинская с прибрежно-рядовой формой планировки – на правом берегу. Позднее вдоль дороги на Нижний Мудьюг сложилась деревня Шутова уже с уличной планировкой. К концу XIX века село насчитывало 128 дворов с населением 778 человек.

Приход.

Верхнемудьюжский приход состоит из двух деревень: Ряхковской и Митинской, лежащих на левом берегу реки Мудьюги, близ приходских храмов - в 80 верстах от города Онеги и от ближайших приходов: Нижнемудьюжского - 5-ти, Польского и Чекуевского – в 20-ти. Жителей к 1896 г. состояло 344 лиц мужского пола и 434 лиц женского пола, дворов 128. До 1730 года обе эти деревни входили в состав Мондинского прихода. С 1730 года Верховье и Нижнее – Мудьюжские селения обращены в самостоятельный приход, а с 1892 года был обращен в самостоятельный Верхнемудьюжский приход.

В Верховье храмовый комплекс был размещен на полуострове, что образовался в крутой излучине реки, со всеми тремя элемента: шатровая Входоиерусалимская церковь, с двумя престолами – главным, в честь Входа Господня в Иерусалим, освященным 15 апреля 1758г., и придельным в честь трех святителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, освященным 5 февраля 1754 года. Главным строителем этого храма был местный крестьянин Даниил Пантелеев. (по другим сведениям, ансамбль был построен крестьянином этого села Митрофаном Никифоровым; ещё есть сведения, что церковь строили крестьяне под руководством крестьянина Пальтихина). Другая церковь – однопрестольная в честь Тихвинской иконы Богоматери, освящена 17 декабря 1865 года и колокольня построена 1787 г. Четыре церковных колокола приобретены стараниями крестьян Козьмы Степановича Шерстобоева и Арсения Ивановича Барышева в 1893 и в 1896 гг.

Когда встал вопрос о выборе места для первой церкви, было решено пустить икону вниз по реке. Её прибило к правому (митинскому) берегу, но кто-то из ряхковцев сумел тайно переправить икону через реку. И церковь построили на ряхковском берегу.

В 1730 году строительство церквей закончено, в 1893г. церковь была обшита досками и покрашена белой краской. Немного раньше вокруг церквей по периметру высажены хвойные деревья и сделана ограда. Церковь имела большое влияние на крестьян, она сопровождала их со дня рождения и до последнего часа. Каждый должен был посетить церковь и один раз в году исповедоваться. Церковь фактически определяла духовную жизнь людей.

Весь Верхнемудьюжский ансамбль сгорел 10 августа 1997 году.

С 20 апреля 1886г. существует церковно – приходская школа, в 1894-1895 учебном году училось 25 мальчиков. С 1913 г. в Верховье имелось приходское училище, где в 1916г. получили образование 33 человека (21 мальчик и 12 девочек). Священник Аркадий Смирнов работал бесплатно, а учительница - Анна Нифантова, закончившая женское епархиальное училище, получала жалованье 120 рублей. В школе дети знакомились не только с Законом Божиим, но также с пением, грамматикой и арифметикой. Дальнейшее образование можно было продолжить в гимназии.

Особым почитанием у жителей Верховья пользовалась часовня Георгия Победоносца, где служили молебен перед весенним выгоном скота. Часовня Преполовения построена в 1890 г. Смоленская часовня в селе Верховье построена в XIX веке.

К Верхнемудьюжскому приходу относилась также деревня Сырья, находящаяся в 7 км. от Верховья, с Никольской церковью и часовней, освященной во имя преподобного Кирилла, основателя Сырьинского монастыря в XIV веке.

Сельский Совет.

С 1785 по 1831 год Верховье центр Верхнемудьюжской волости, затем вошло в Мардинскую (Чекуевскую). С 1911 по 1924 годы – центр Алексеевской (Мудьюжской) волости, с 1924 года вошло в состав Чекуевского сельсовета. В 1896 г. – числилось 128 дворов и проживало 678 жителей. Основное занятие населения – сельское хозяйство, лесные промыслы.

14 января 1929 г. постановлением Президиума ВЦИК был образован Северный край. 15 июля 1929 года был организован Онежский район (центр г. Онега) и Чекуевский район (центр село Чекуево). В Чекуевский район вошли сельские советы: Ярнемский, Посадный, Фёхтальмский, Хачельский, Прилукский, Вазенский, Польский, Мудьюжский, Мондинский и Кожский. Чекуевский район просуществовал до июля 1931 года, затем он вошел в состав Онежского района, а Посадный и Ярнемский сельские советы в это время были переданы Плесецкому району. Позднее Посадный сельсовет снова передан в состав Онежского района.

С 1929 до 3 июля 1931 года село Чекуево – районный центр. При райисполкоме было организовано два отдела – земельный и торговый. С ликвидацией Чекуевского района, был организован Чекуевский сельский совет, куда входила территория села Верховье. С 29 декабря 1991 года были образованы сельские администрации, Чекуевскую сельскую администрацию возглавил Арбузов Алексей Макарович. С 6 октября 2005 года на территории Онежского района были организованы муниципальные образования и МО «Чекуевское» возглавил Скоробогатько Александр Валентинович, а с 2016 года глава МО «Чекуевское» Елена Михайловна Олуферова. При всех изменениях территория села Верховье относится к МО «Чекуевское».

Колхоз.

Крестьянское хозяйство в Верховье было комплексным: «корова на дворе, так и хлеб на столе». Самостоятельные крестьяне имели 3-4 коровы, а бедняки или вдовы только одну корову. Испытывали нужду либо нетрудолюбивые крестьяне, либо те, у кого в семье было много детей женского пола. На женщин землю не наделяли до 1910 года.

В Верховье деревня была не богатая, малоземельная; почвы не плодородные и требовали ежегодного удобрения. В силу бедности хозяйств, крестьяне вынуждены были ежегодно уходить из деревни на отхожие заработки в другие города и на лесозаготовки. Крестьяне самоотверженно работали в личном хозяйстве, но хозяйство было убыточным и держалось на тяжелом беспрерывном труде, из нужды выбиться не удавалось.

В 1930 году встал вопрос о создании в Верховье коллективного хозяйства – колхоза. В первое время коллективизация в Верховье шла довольно трудно, вступали и снова выходили, однако, коллективная работа верховцам нравилась. Первым председателем был избран Александр Алексеевич Кононов, а колхоз носил имя «Парижская коммуна».

В первый год на трудодень получили 3 кг. хлеба, картофель вырос хороший и тоже получили по 3 кг. на трудодень, кроме того выращивали капусту, репу, лук. В первое время в колхозе работали по трудодням: кто присутствовал, тому и платили. Одни работали, другие стояли, а платили всем одинаково, потом стали платить с выработки.

Позднее, колхоз в Верховье стал называться «имени Советской Армии». До войны председателем колхоза работал Николай Иванович Борисов, после демобилизации из армии, Н.И.Борисов вновь был избран председателем колхоза и работал председателем до 1951 года. Председателями колхоза также работали: Логинов Павел Филиппович и Логинов Н.Ф.

В 1950-е годы колхоз именовался «Верховский».

5 октября 1961 года был организован совхоз «Чекуевский», куда вошел колхоз «Верховский», первым директором совхоза был Ветошин Павел Иванович (1961 - 1964), Оглуздин Николай Афанасьевич (1964 -1974), Арбузов Алексей Макарович (1974 -1979).

29 марта 1979 года из состава совхоза Чекуевский» был выделен совхоз «Большеборский» и территория села Верховье вошла в состав нового совхоза «Большеборский». Возглавляли его директор Алексей Макарович Арбузов (1979 -1990), Панчин Александр Андреевич (1990-1993).

С 2 февраля 1993 года в селе Верховье было организовано фермерское хозяйство «Велес» и его возглавила Ольга Максимовна Зайцева, которое существует в настоящее время. Основное направление ФХ «Велес» -животноводство - производство молока и мяса.

В декабре 2010 г. хозяйство постигла беда, сгорел скотный двор, в результате погибло много коров. За эти годы крестьянское фермерское хозяйство «Велес» продолжает развиваться. В 2013 году в хозяйстве было 70 коров, которые произвели 217 тонн молока и выработано 4,4 тонн мяса. Удой на корову составил 3100 кг. За 2015 год выработано 216,1тонн молока, а продуктивность коровы составляет 3087 кг. За 2016 год выработано 230,75 тонн, а продуктивность коровы -3296 кг.

В последние годы ФХ «Велес» приобретен завод по переработке молока, который отвечает всем санитарным требованиям и вырабатывает молоко и йогурты в асептической упаковке. По инициативе руководителя ФХ «Велес» в селе Верховье построен клуб, магазин, фельдшерско – акушерский пункт, создан музей.

В 1997 г. в Верховье проживало 60 человек, в 2002 г.- 57 чел. На 1 января 2011г. проживало 51 человек.

В начале 1980-х годов через село Верховье проходит автомобильная дорога Онега – Плесецк, через реку Мудьюга построен железобетонный мост, из г. Онеги на село Прошково ходит пассажирский автобус и газель.

Известные люди села Верховья.

Толстоногов Алексей Фёдорович, автор рукописной книги «История и традиции русской северной деревни Верховье изданная в Волгограде в 1987 году.

Пантелеев Даниил построил Входоиерусалимскую шатровую церковь.

Борисов Николай Иванович продолжительное время работал председателем колхоза.

Максимов Алексей Павлович, известный краевед Онежского района,

Зайцева Ольга Максимовна - руководитель ФХ «Велес» с 1993 года и др.

Источник.

 

1. Алферова Г.В. Каргополь и Каргополье. - Москва, 1973

2. Гунн Г.П. Каргополье. – Онега. – Москва, 1974. – 143с.

3. Не век жить – век вспоминать. – Москва, 2006. – 384с.

4. Распутин А.В. Моя малая Родина. – Онега, 2015. – 360с.

5. Толстоногов А.Ф. История и традиции русской северной деревни Верховье: Рукописная книга. – Волгоград, 1987. – 209с.

6. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера. – Ленинград, 1982. - 168с.

 

Сведения из архива А.И.Ульянова

Александр Ульянов.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: