Задачи, функции государства.




ГОСУДАРСТВО КАК ПОСТАВЩИК ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ

 

В настоящее время происходит процесс постиндустриальной трансформации западного общества. Изменяются его хозяйственная среда, социальная сфера, технологический базис, условия международного обмена и т.д. Современная экономика все больше предъявляет требований к непрерывному научно-техническому обновлению, структурной гибкости, как к первостепенным условиям экономического роста и конкурентоспособности.

Социально-рыночная экономика отводит важную роль государству, экономическая роль которого в современном мире возрастает. Потребность в его участии в социально-экономической жизни общества возникает в тех случаях, когда свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального размещения и использования ограниченных ресурсов государства (Парето-оптимум).

Однако действующая до недавнего времени модель хозяйственной деятельности государства потребовала существенного обновления.

Взятый в 60-х годах во многих странах курс на создание "государства общественного благосостояния", привел к началу 80-х к чрезмерному расширению его обязательств. Владея крупномасштабной собственностью, оно субсидировало ряд видов хозяйственной деятельности. Крупномасштабные социальные программы привели практически во всех странах к чрезмерному расширению общественного сектора (следовательно, увеличению бюджетных расходов) расширению численности занятых в этом секторе.

Обещанного процветания не произошло. Размывались нравственные базовые ценности, подрывались поведенческие нормы, социальная ответственность граждан. Хотя за эти годы улучшились условия доступа населения к образованию здравоохранению, социальной помощи, сократились масштабы бедности.

Т.о. возросшие трансферты привели к снижению качества человеческого капитала - главного ресурса современного производства.

Чрезмерная нагрузка на государственный бюджет, низкая эффективность хозяйствования усиливали инфляцию, рост государственного долга. Высокие налоги замедляли экономический рост, подавляя стимулы к инвестированию, частную инициативу.

Тормозят развитие и такие изъяны государства, как расточительность, бюрократизм, коррупция.

В результате множества факторов, потери общества от изъянов самого государства стали превосходить ущерб от провалов рынка.

Глобализация экономики, сдвиги в мирохозяйственной среде также требуют от обновления, переустройства этого института.

Государство не ограничивается пассивной функцией "ночного сторожа".

Главная роль государства - предотвращение негативных сторон и социальных последствий функционирования рыночной системы - обеспечение экономической и социальной стабильности.

Задачи, функции государства.

Сам рынок нуждается в поддержке со стороны государства: для создания соответствующей инфраструктуры, рамочных условий и "правил игры" всех хозяйствующих субъектов.

1. Государство должно создавать общеэкономические, правовые и социальные условия хозяйственной деятельности.

Оно должно устанавливать и поддерживать правовой режим, предусматривающий право на свободное развитие личности, обеспечить гарантии частной собственности и устанавливать накладываемые на нее обязательства перед обществом, равенства всех перед законом

2. Государство должно проводить стабилизационную и структурную политики.

3. Государство должно устранять объективно существующие недостатки ("изъяны) рынка в связи с усилением дифференциации доходов населения, расхождением между общественно необходимыми и индивидуальными предпочтениями людей (особенно в долгосрочном периоде), неполнотой экономической информации и наличием высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической жизни.

Государству принадлежит первостепенная социальная роль: в социальной защите и социальном обеспечении людей в случаях их нетрудоспособности, в отсутствии возможностей заботиться о себе.

Государство должно участвовать в социально - справедливом выравнивании доходов трудящихся.

4. Государству надлежит функция выравнивания внешних эффектов. Рациональные народнохозяйственные решения должны приниматься исходя из общей пользы и общих затрат для всего народного хозяйства, исходя из народнохозяйственной эффективности и социальной справедливости.

Необходимость охраны окружающей среды, эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах - также одна из причин государственного регулирования экономики.

Государство осуществляет правительственные закупки (приобретение товаров и услуг: оружия строительство автомагистралей и почтовых учреждений, производит оплату услуг судей, пожарных и др. категорий). Через правительственные закупки общество стремиться перераспределить ресурсы от частного к общественному потреблению товаров.

Выводы

Государство - активный участник экономической деятельности.

Оно выступает выразителем общественных интересов, суверенности народа, его общей воли.

Необходим такой объем функций государства, который обеспечивал бы макроэкономическую стабильность, одновременно содействовал бы микроэкономической конкуренции, при этом достигалось бы соблюдение принципов социальной справедливости, уважения к человеческой личности и улучшения качества жизни людей.

При осуществлении экономической политики. Государство выступает как верховный субъект управления на уровне народного хозяйства, как хозяйствующая ассоциация людей в масштабе всего общества.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли и регионы, в которых возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые с помощью конкурентного рыночного механизма.

 

Государственное управление осуществляется в виде прямого руководства общественным сектором и непосредственного государственного предпринимательства.

 

Собственно общественный сектор характеризуется изначально добровольным волеизъявлением граждан, прямой демократией снизу, демократией участия народных масс в форме местного самоуправления и деятельности в виде общественных ассоциаций и союзов. (т.е. негосударственными структурами).

Т.о. открылись возможности для подключения негосударственных структур к реализации государственных программ.

Главные цели реформирования деятельности государства:

во-первых, снижение барьеров для действия рыночных сил;

во вторых, создание компактного и эффективного государства, повышение качества всех его основных функций (регулирования экономики, финансирования социальных и экономических программ, хозяйственной деятельности, благоприятного социального климата, общих условий жизнедеятельности)

Наибольшие преобразования произошли в Великобритании, ряде Европейских стран (Италии, Франции), Новой Зеландии, где произошли крупные программы разгосударствления собственности, где во многих отраслях приоритеты традиционно отдавались государственным формам хозяйственной деятельности.

Цель - развитие и активизация рыночных отношений путем перевода бывших госпредприятий в конкурентную среду, освобождение от бюджетных и других ограничений.

При этом большое значение имеет расширение рынка капитала и увеличение доли акционеров среди населения.

В Канаде, США, Швеции, Голландии упор делается на качество действующей системы государственного хозяйствования и регулирования.

Общим для всех стран является то, что государство должно превратиться в гибкий, динамичный организм, способный адекватно удовлетворять быстро меняющиеся потребности современного общества.

Государство частично уходит из многих сфер хозяйства. В частности, в ходе де регулирования объектов в ряде отраслей, прежде всего естественных монополий (автомобильный и авиационный транспорт, банковские и финансовые услуги, страхование, телекоммуникации, электроэнергетика и газоснабжение). Жесткая, детальная, система регламентаций сдерживает приток нововведений и является причиной низкой эффективности этих отраслей.

Меры де регулирования - ослабление ограничений по ценообразованию, формы и сроки оплаты товаров и услуг условиям вхождения в рынок новых производителей. Однако государство создает им рамочные условия, держит их на расстоянии вытянутой руки, т.к. полная конкуренция здесь недопустима.

Происходит "чистка" государственных программ, экономия расходов путем более полного выявления потребностей, их ранжирования по значимости, контроль над расходами, финансирование программ в соответствии с приоритетами.

Эффективным механизмом реструктуризации материальной и общественной сфер явилась передача хозяйствующим субъектам тех или иных видов деятельности, преимущественно непрофильных, на сторону, где они выполняются наиболее эффективно, благодаря преимуществам специализации, использования новейших технологий (аутсорсинг).

Государство использует контрактный механизм при закупках государства товаров и услуг (в сферах военных заказов, НИИОКР, городской общественный транспорт, проектирование и строительство зданий и сооружений общественного значения, строительство и обслуживание инженерных коммуникаций, уборка улиц, вывоз бытовых отходов, содержание парков, пожарной охраны и др). Частные компании в США, Великобритании выполняют высокотехнологичные услуги - консультационные, юридические, аудиторские, бухгалтерские, занимаются составлением бюджетов, сборами налогов, охраной общественного порядка, обслуживают информационные системы налоговых ведомств, ведут разработку, внедрение и эксплуатацию информационных сетей на основе конкурентных торгов или конкурсов.

В последние годы контрактные сделки перемещаются в Интернет с его огромным потенциалом информационного обеспечения, в расширении числа участников, выбора наиболее выгодных вариантов.

Ресурсы и усилия государства концентрируются в "стержневых", видах деятельности, выпадающих из рамок рыночной деятельности - в производстве так называемых чистых общественных благ и услуг с сильными внешними эффектами

В социальной сфере упор делается на повышение качества жизни населения, его безопасности, оптимизацию системы социальных гарантий.

Таким образом, проблема эффективности государственного хозяйствования связана с размерами общественного сектора.

Крупные размеры ОС требуют, чтобы через государственный бюджет перераспределялись крупные объемы ВВП.

В настоящее время расширяется практика косвенного финансирования, выплат конечному потребителю. Формируются у производителей и потребителей коллективных благ сильные мотивации к снижению затрат и повышению из результативности. Важна не любая экономия ресурсов, а максимизация отдачи на единицу затрат. Происходит "экономизация" общественного сектора, в котором в той или иной форме и степени утверждается конкуренция. Смягчая монополизм, она способствует более рациональному распределению ресурсов и снижению затрат на каждую программу. Однако государство должно быть способным держать конкурентные силы под контролем.

В сфере взаимодействия структур общественного сектора с негосударственными структурами утверждаются рыночные подходы. Одни учреждения приобретают услуги других, если это выгоднее, чем выполнять работу собственными силами.

Модель оказания государственных услуг, таким образом, трансформируется: сугубо распределительный механизм замещается актом купли-продажи (квазирыночными механизмами).

 

Так как производство общественных благ ныне во все более крупных размерах осуществляется либо за пределами общественного сектора, либо в партнерстве с негосударственными структурами, то происходит сокращение масштабов общественного сектора.

Партнерские соглашения могут строиться по вертикали - между государственными структурами разного уровня управления, либо по горизонтали - между государственными и негосударственными учреждениями и организациями.

Финансовую основу кооперации во многих случаях образуют бюджетные средства, которые дополняются вложениями партнеров.

 

Государство выступает в роли движущей силы, определяет цели и приоритеты программ, их главные параметры, осуществляет контроль, несет ответственность за результаты сотрудничества, стимулирует сотрудничество, предоставляя партнерам набор налоговых льгот, кредитов, земельных участков, основных фондов и т.п.

Реформирование государства в западных странах продолжается. Оно освобождается от ряда функций, ему не присущих.

В целом положительно оценивается контрактная система, при которой снижаются расходы государства и местных органов (т.е. общественных ресурсов) на оказание услуг в некоторых сферах. Неизбежно обнаруживаются и серьезные негативные стороны. Иногда наблюдаются убытки (расходы государства на переобучение кадров, трудоустройства работников, выталкиваемых из производства в результате разгосударствления), острые социальные конфликты (реструктуризация угольной промышленности Великобритании). Уменьшаются размеры роста государственных расходов в % к ВВП, а в некоторых странах стабилизируются.

Децентрализация управления, дает возможность сосредоточиться на разработке и реализации стратегии экономического и социального развития, определении общих рамочных условий, контролю над конечными результатами деятельности, правовому обеспечению.

Продолжается дальнейшая трансформация государства, повышение его гибкости и эффективности функционирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: