Глава 10. Наследственность




# 1. Старые фундаментальные представления и их разъяснение на основе генеалогии и статистики

(а) Наследственность как фундаментальный факт бытия

(б) Генеалогическая точка зрения

(в) Статистика

(г) Единообразная и варьирующая наследственность

(д) К проблеме первопричины душевного заболевания или причины, обуславливающей его возникновение в потомстве

# 2. Новый толчок, обусловленный биологическим учением о наследственности (генетикой)

# 3. Применение генетики в психопатологии

(а) Фундаментальные представления

(б) Методические сложности

(в) Исследования по генетике психозов

(г) Исследования по генетике психических явлений

(д) Идея "сфер наследования" ("ErbKreise")

(е) Исследования по близнецам

(ж) Проблема повреждения зародышевых клеток

(з) Значение генетики для психопатологии вопреки отсутствию позитивных результатов

# 4. Возвращение к предварительной эмпирической статистике

Глава 11.

# 1. Характеристика объяснительных теорий

1. Механистические теории

2. Динамические (энергетические) теории

3. Органические теории

4. Психические теории

# 2. Примеры формирования теорий в психопатологии

(а) Вернике

(б) Фрейд

(в) Конструктивно-генетическая психопатология

(г) Сопоставление рассмотренных теорий

# 3. Критика теоретизирования как такового

(а) Естественнонаучные теории как исходные модели

(б) Дух теоретизирования

(в) Фундаментальные ошибки теоретизирования

(г) Неизбежность теоретических представлений в психопатологии

(д) Методологическая точка зрения на проблему теоретизирования в психопатологии

jasprs_4.txt

Часть IV. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛОСТНОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

(а) Основная задача

(б) Триединая природа основной задачи

(в) Что может и что не может быть достигнуто при попытке решить основную задачу

(г) Энтузиазм по поводу целостности и заблуждения, которыми он чреват

(д) Познание человека как путь к открытости истинно человеческого

(е) Исследование, руководствующееся идеями

(ж) Методы типологии

(з) Психограмма

Глава 12. Синтез картины болезни (нозология)

# 1. Исследование, руководствующееся идеей нозологической единицы

# 2. Основные принципы дифференциации психических заболеваний

1. Дифференциация на основе клинического состояния

2. Дифференциация на основе характера болезни

# 3. Синдромы (симптомокомплексы)

(а) Картина состояния психической жизни и синдром (симптомокомплекс)

(б) Точки зрения, в соответствии с которыми определяются симптомокомплексы

(в) Реальное значение симптомокомплексов

(г) Учение Карла Шнайдера о шизофреническихсимптомокомплексах

# 4. Классификация болезней

(а) Требования, предъявляемые диагностической схеме

(б) Набросок диагностической схемы

(в) Объяснение схемы

(г) Статистические исследования с помощью диагностических схем

Глава 13. Человек как разновидность живого (эйдология)

(а) Идея эйдоса

(б) Пол, конституция, раса

(в) Методы эйдологии

(г) Сбор фактических данных

# 1. Пол

(а) Различия в частоте заболеваний у мужчин и женщин

(б) Фазы сексуального развития и воспроизводство

(в) Расстройства полового влечения

(г) Воздействие кастрации

# 2. Конституция

(а) Конституция как понятие и как идея

(б) Идея конституции в её историческом развитии

(в) Личность и психоз

(г) Кречмеровское учение о конституции

(д) Критика кречмеровского исследования конституций

(е) Влияние Конрада на обновление психиатрического учения о конституции

(ж) Позитивная ценность учения о конституции

# 3. Раса

Глава 14. Биографика

(а) Материал биографии

(б) Постижение жизни личности на основании её биографии

(в) Границы отдельной жизни (биоса) и её описание

(г) Исследование, движимое идеей отдельно взятой, неповторимой жизни (биоса)

# 1. Методы биографики

(а) Сбор, упорядочение, представление материала

(б) Описание конкретных случаев болезней (казуистика) и биографика

(в) Настоящее как исходный пункт

(г) Идея единства биоса

(д) Фундаментальные категории биографики

(е) Замечание о гуманитарной биографике

(ж) Достижения психопатологической биографики (патографики)

(з) Искусство составления историй болезни

# 2. Биос как биологическое событие

(а) Возрастная периодизация

(б) Типичные формы течения болезней

# 3. Биос как история

(а) Фундаментальные категории истории жизни

(б) Некоторые специальные проблемы

(в) Основная проблема психопатологии: развитие личности или процесс?

jasprs_5.txt

Часть V. БОЛЬНАЯ ДУША В ОБЩЕСТВЕ И ИСТОРИИ

(а) Наследственность и традиция

(б) Человеческая общность

(в) Расширение рамок психопатологии: от социального

анамнеза к обработке исторического материала

(г) Смысл историко-социологического познания

(д) Методы

# 1. Влияние социальных условий на характер и проявления психического расстройства

(а) Воздействие причинных факторов, присущих цивилизации

(б) Типичные жизненные обстоятельства

(в) Периоды спокойствия, перевороты и войны

(г) Неврозы, обусловленные несчастными случаями

(д) Обстоятельства, связанные с работой

(е) Обстоятельства, связанные с воспитанием

# 2. Исследования, имеющие в виду народонаселение в целом, профессиональные группы, социальные слои, население городов и сельской местности и другие группы

# 3. Асоциальное и антисоциальное поведение

(а) Асоциальное поведение

(б) Антисоциальное поведение

# 4. Психопатология духа

(а) Эмпирические исследования

(б) Вопросы общего характера

(в) Психопатия и религия

# 5. Исторические аспекты

(а) Культурная принадлежность и историческая ситуация как факторы, обуславливающие содержательный аспект душевной болезни

(б) История истерии

(в) Психология масс

(г) Архаические состояния психики

(д) Психопатологическое в различных культурных кругах

(е) Современный мир и проблема вырождения

jasprs_6.txt

Часть VI. ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛОЕ

# 1. Ретроспективный взгляд на психопатологию

(а) Возражения против моего понимания психопатологии

(б) Требование интегрировать наше знание о человеке в общую картину психопатологии

(в) Ретроспективный взгляд на относительные целостности и проблема высшей (абсолютной) целостности

(г) Ретроспективный обзор загадок познания

# 2. Вопрос о сущности человека

(а) Исходные философские принципы

(б) Образ человека

(в) Философская схема объемлющего, которое есть мы

(г) Незавершённость человека

(д) Краткое обобщение

# 3. Психиатрия и философия

(а) Что такое наука

(б) Модусы научности в психопатологии

(в) Философия и психопатология

(г) Фундаментальные философские позиции

(д) Философская путаница

(е) Мировоззренческие системы, рядящиеся в научные одежды

(ж) Экзистенциальная философия и психопатология

(з) Метафизическая интерпретация болезни

# 4. Понятия "здоровья" и "болезни"

(а) О неопределённости понятия "болезнь"

(б) Оценочные и среднестатистические суждения

(в) Понятие болезни в соматической медицине

(г) Понятие болезни в психиатрии

# 5. Смысл практики

(а) Взаимоотношение знания и практики

(б) Зависимая природа любой практики

(в) Внешняя практика (применение практических мер и оценки) и внутренняя практика (психотерапия)

(г) Соотношение с различными уровнями общемедицинской терапии

(д) Разновидности внутреннего сопротивления. Решение больного подвергнуться психотерапевтическому лечению

(е) Цели и границы психотерапии

(ж) Персональная роль врача

(з) Типы психиатрических установок

(и) Опасности психиатрической атмосферы

(к) Социальная организация психотерапии

jasprs_7.txt

ДОПОЛНЕНИЕ

# 1. Обследование больных

(а) Общие пожелания

(б) Методы обследования

(в) Цели обследования

(г) Точки зрения, с которых оцениваются результаты обследования

# 2. О задачах терапии

(а) Терапия и евгеника

(б) Терапия соматических болезней

(в) Психотерапия

1. Методы суггестии (внушения)

2. Катартические методы

3. Методы, основанные на обучении и упражнении

(UebungsMethoden)

4. Воспитательные методы (ErziehungsMethoden)

5. Методы, апеллирующие к личности

(г) Госпитализация и стационарное лечение

# 3. Прогноз

(а) Опасность для жизни

(б) Излечимость или неизлечимость

# 4. Очерк развития научной психопатологии

(а) Практика и научное знание

(б) От Эскироля к Крепелину (XIX век)

(в) Современная психиатрия

(г) Побудительные мотивы и формы научного прогресса

Именной указатель

Предметный указатель

КОНСПЕКТ

\019\

Предисловие к первому изданию.

Моя задача состояла не в изложении догм, а в том, чтобы представить проблемы. Я стремился к методологическому порядку. В психопатологии существует целый ряд подходов, никак не соприкасающихся друг с другом. Я старался систематизировать все эмпирически обоснованные направления, чтобы в поле зрения читателя оказалась психопатология в целом, а не отдельные мнения или модные течения.

Прежде всего необходимо овладеть психопатологическим способом мышления, научиться наблюдать, задавать вопросы.

Карл Ясперс

Гейдельберг, апрель 1913

Из предисловий ко второму и третьему изданиям.

Врачи высказывались в том духе, что эта книга слишком сложна для студентов, ибо в ней речь идёт о самых сложных вопросах. Я утверждаю, что науку можно постичь только полностью, то есть вместе с её центральными проблемами. Я считаю недопустимым ориентироваться на низшие уровни понимания. Рассчитывать нужно на лучших, - даже если такие студенты составляют меньшинство. Задача преподавателя - сделать из студентов учёных.

\020\

Демонстрация одного только "фасада" науки совершенно бесполезна. Учиться необходимо в атмосфере дискуссий. Необходимо осознать пределы достигнутого знания; необходимо знать, какими средствами знание было достигнуто.

Карл Ясперс

Гейдельберг, июль 1942

Предисловие к четвёртому изданию.

Перед этой книгой стояла высокая цель. Она писалась ради того, чтобы удовлетворить потребность в универсальном источнике знаний по психопатологии.

Карл Ясперс Гейдельберг, март 1946

\021\

Предисловие к седьмому изданию.

Книга разъясняет методы, подходы, исследовательские направления психиатрии вообще. Вся совокупность опытного знания подверглась в ней всестороннему методологическому осмыслению и представлена в систематической форме.

Карл Ясперс Базель, май 1959

Сокращённые названия журналов.

\023-024\

Введение

Цель введения - напомнить, насколько безгранична область, в которой приходится работать нашей науке - психопатологии. Все фундаментальные положения будут рассмотрены в основном тексте книги. Здесь мы обсудим только суть общей психопатологии.

# 1. Чем занимается общая психопатология

(а) Психиатрия как клиническая дисциплина и психология как наука

Психиатр как практик имеет дело с целостными человеческими существами. Он может свидетельствовать о них перед лицом судебных или других официальных инстанций, высказывать своё мнение о них историкам или просто беседовать с ними в своём кабинете.

\025\

Психиатр выступает прежде всего как понимающая и действующая личность, для которой наука - лишь одно из вспомогательных средств. Что касается психопатологов, то для них наука - конечная цель работы. Их интерес сосредоточен не на личности, а на том, чтобы уловить и распознать, описать и проанализировать некие общие принципы.

Психопатологу нужно не вчувствование как таковое. Ему нужно то, что при этом можно ещё и представить в понятиях и сообщить другим. Психопатология ограничена, ибо индивида нельзя растворить в понятиях; пытаясь свести личность к типичному, мы всё больше убеждаемся, что в любой личности кроется нечто непознаваемое.

Но существуют инстинктивные ориентации, интуиция, не передаваемая другим и важная для клинической практики. Часто подчёркивается, что психиатрия - это лишь сумма практических знаний. То, что в психиатрии относится к сфере практического, не может быть сформулировано. Писать о подобных вещах было бы неуместно. Обучение психиатрии - всегда нечто большее, чем обучение понятиям. С другой стороны, руководство по психопатологии может иметь ценность только при условии, что в нём соблюдается необходимая мера научности.

Поэтому, сознавая важность практики, мы ограничиваемся в книге тем, что может быть сообщено в рамках научного подхода.

\026\

Область исследования психопатологии - всё, что может быть выражено с помощью понятий. В исследуемом явлении наше дело - рассмотреть только его психопатологическую сторону. Наука то и дело вторгается в область клинического искусства. Там, где научный подход возможен, мы должны предпочесть его "искусству".

Предметом исследования психопатологии служат события психической жизни. И хотя задача состоит в изучении патологических явлений, необходимо также знать что и как человек переживает вообще, исследовать не только переживания, но и обуславливающие их обстоятельства.

Психология и психопатология способствуют развитию друг друга. Многие общие проблемы исследуются психологами и психопатологами на равных правах.

Мы не настаиваем здесь на каком-либо точном определении понятия "психическая болезнь". Обсуждение вопроса о том, что считать болезнью, мы приберегаем для последней части книги.

\027\

(б) Психопатология и психология

Предмет изучения психологии - нормальная психическая жизнь. В теории психология столь же необходима психопатологу, сколь физиология - патологоанатому; но на практике эта аналогия подтверждается не всегда. Причина в том, что психопатологи занимаются обширным материалом, для которого психологией во многих случаях пока даже не описано "нормальных" соответствий.

Психопатологам приходится разрабатывать собственную психологию. Академическая психология занята элементарными процессами, а психиатры нуждаются в более обширной психологической основе.

{V: В силу иллюзионизма, комбинаторности и универсальной уподобляемости человека (что в сумме есть фундамент твор чества) разделение на норму и патологию принципиально недостижимо. Даже в случае соматических поражений эти три свойства реализуются как бы в норме, но в силу нарушения схемы дают как бы патологическую картину психического процесса. Между психологией нормы и психопатологией, таким образом, пролегает обширнейший спектр творческих модификаций жизни личности (ср. например, с пограничными состояниями Ганнушкина). В этом смысле справедлива метафора "психическая болезнь человека есть модификация его творчества, вышедшая за рамки социальных норм". Существуют ведь ярко выраженные случаи отклоняющегося поведения, которые требуют от личности максимальных творческих усилий души. Примеры: фобик, клептоман, ревнивец... Разве не творит ревнивец? Часто его патологические "сценарии" и версии измены превосходят творчество драматурга и следователя, творящих в норме. Фобик может бояться чего-угодно, даже того, о чём он имеет самое смутное представление. Ясно, что его искусственный ужас - продукт внутреннего творчества. Поэтому один из методов воздействия на фобика есть погружение его в среду предметов его ужаса. Столкновения с реалиями этой среды разрушает наличные в общем и целом несовершенные методы его фибического творчества. И происходит если не выздоровление, то значительное облегчение. Это созвучно Паулю Ватцлавику.}

(в) Психопатология и соматическая медицина

Отдалёнными причинами психических явлений во многих случаях служат механизмы, внешние по отношению к сознанию, то есть факторы чисто соматической природы.

Тело и душа образуют нераздельное единство. Даже самые сложные события психической жизни отчасти восходят к соматическим истокам. Задача исцеления существа требует и общемедицинской подготовки.

\028\

Проникновения в этиологию психических событий невозможно без знания соматических функций. Нераздельное единство соматической субстанции (тела) и психической субстанции (души) представляется неоспоримым. И всё же мы должны помнить, что связь между душой и телом вовсе не является прямой и однозначной. Иначе говоря, мы не имеем оснований для того, чтобы постулировать существование психосоматического параллелизма в узком смысле.

Неврология не находит соматических процессов, прямо связанных с такими явлениями, как бредовые идеи, спонтанные аффекты и галлюцинации. Мы не можем доказать, что то или иное заболевание мозга влечёт за собой специфические психические последствия. Тем не менее, при исследовании соматических изменений необходимо иметь в виду возможные психические причины, и наоборот.

\029\

Наша задача не в том, чтобы, имитируя неврологию, построить свою систему с постоянными ссылками на головной мозг (все такие системы сомнительны и поверхностны), а в том, чтобы выработать устойчивую позицию.

Конечно, придётся то и дело сталкиваться со смежными проблемами неврологии - в частности, с такими, как зависимость определённых расстройств психической функции от мозговых травм.

(г) Методология; роль философии

Философия с её упором на методологию заслуживает особого упоминания. Мы непременно должны остановиться на проблеме методологии. Нередко приходится сталкиваться с менением, будто прогресс в психопатологии невозможен в принципе, ибо де наша наука есть не что иное, как разновидность уже исчерпавшей себя "вульгарной" психологии. Решение же всех проблем видится в экспериментах, результаты которых выражаются в виде цифр, будто бы объективно представляющих истинную картину.

\030\

Не владея психологическими методами исследования, сторонники подобных взглядов легко теряют критичность: одних только эмпирических наблюдений недостаточно.

В этих условиях психопатолог должен уделить специальное внимание методологии. И в настоящей книге мы не можем обойтись без обсуждения методологических проблем.

Там, где речь идёт о конкретных исследованиях, обращение к философии не имеет позитивной ценности. В философии нет ничего такого, что мы могли бы позаимствовать в готовом виде. С другой стороны, изучение критической философии развивает в исследователе способность к разумному самоограничению. Она может удержать от постановки ложных проблем.

# 2. Некоторые фундаментальные понятия

Наша тема - человек в целом.

Если бы нам были известны элементы, из которых складывается психика, и действующие силы, мы могли бы тогда начать с обобщающего взгляда. Но нам не дано воспользоваться подобным предварительным эскизом, поскольку с нашей точки зрения психическая субстанция (душа) есть бесконечно объемлющее, которое нельзя охватить в целом, а можно лишь изучать, проникая в него с помощью различных методов.

\031\

У нас нет системы понятий, с помощью которой мы могли бы определить человека. Нет и теории, которая могла бы описать человеческое бытиё. Поэтому мы, как учёные, должны быть готовы к восприятию любых эмпирических возможностей; нам нельзя сводить "человеческое" к чему-то одному-единому. Мы не располагаем даже планом целого; вместо этого предстоит обсудить ряд аспектов.

Первый аспект - это человек ( человек - не животное ),

Второй аспект - душа. Как она может быть пред-ставлена в качестве предметной реальности?

Третий аспект: душа есть сознание. Что такое сознание?

Четвёртый аспект: душа - не "вещь", а бытие в собственном мире. Что есть "внутренний мир"? Что есть "окружающий мир"?

Пятый аспект: душа - это процесс. Это процесс становления, развития, развёртывания. Что означает дифференциация психической жизни?

(а) Человек и животное

В соматическом смысле человек не отличается от животного. В психопатологии же проблема "человеческого" присутствует всегда.

Очень сомнительно, чтобы животные были подвержены душевным заболеваниям. Конечно, у животных бывают панические реакции, могут развиваться "симптоматические психозы", вызванные поражениями мозга, двигательные нарушения (например, бег по кругу), а также изменения нрава - беспричинная агрессивность, апатия и т.п.

\032\

Психозы у животных не описаны (наличие истерии у них не доказано). Шизофрения у животных не бывает никогда.

Человек не может быть сопоставлен с животными. Человек уникален. Он привнёс в мир некий элемент, но в чём заключается этот элемент, всё ещё не вполне ясно.

{V: А. Бергсон: "человек вносит в мир элемент непредопределённости..."}

Животные не смеются и не плачут. Человек же отличается способностью использовать своё тело в экспрессивных целях.

{V: Но самое главное в том, что у животных нет типичного для человека рисунка саккад при рассматривании мизансцен.}

В то же время мы нигде не встретим человека как полностью духовное существо.

\033\

Воображение человека породило ангелов - воплощение чистой духовности, но человек не есть ни животное, ни ангел.

В какой мере уникальность человека определяет природу его болезней?

Наше соматическое сходство с животными настолько велико, что опыты над последними позволяют познать жизненно важные соматические функции человека. Но понятие душевной болезни человека принадлежит совсем другому измерению.

Человек не наделён врождённой способностью к адаптации: человек формирует себя сам. В психопатологии предметом исследования становится человек как таковой. Наблюдения над животными здесь бесполезны. Человек как создатель духовных ценностей пребывает за пределами того, что доступно эмпирическому исследованию. Предков человека среди зоологических форм нет. Контраст между человеком и животными помогает нам понять действительную основу человеческого бытия.

(б) Объективные проявления психической жизни

Мы можем исследовать только то, что воспринимается как объект. Душа не есть объект. Она лишь косвенно объективируется благодаря поступкам. Она проявляет себя посредством речи, творит вещи. Но при этом психическая субстанция,или душа не становится объектом.

\034\

Наш опыт переживаний убеждает нас, что душа существует. Но эти переживания также суть всего лишь внешние проявления. Мы можем сколько угодно пытаться объективизировать душу посредством символов и аналогий. Она всё равно останется необъективируемой. Душа не есть вещь.

Душа должна рассматриваться как "бытие в собственном мире", как целое, охватывающее и внутренний мир, и окружающий мир. Душа - это становление, развёртывание; в ней нет завершённого.

(в) Сознание и бессознательное

Термин "сознание" имеет троякое значение.

Во-первых, он подразумевает осознание переживаний (в противоположность потере сознания).

{V: Иллюзия единения с миром!}

Во вторых, он подразумевает осознание объекта,

{V: Конструктивная иллюзия категориального восприятия: "всё в мире - объекты (предметы внимания - вещи)"!}

В третьих, он подразумевает самосознание.

{V: Самая неконструктивная иллюзия - иллюзия собственного "Я", в пределе - иллюзия гармоничной личности. Многоцентровость психики и наличие виртуальных "Я" как раз и не даёт этой иллюзии конструктивно закругляться. Закругление и означает полный патологичский уход в себя!}

Без сознания психическая субстанция не может проявить себя.

Но психическая жизнь не может быть понята только как сознание; она также не может быть понята средствами одного лишь понимающего сознания. Опыт переживаний должен быть пополнен теоретическим фундаментом, выходящим за пределы сознания.

\035\

Любая попытка объяснения эмпирических данных предполагает построение теории и допущение сил, внешних по отношению к сознанию. Прямые наблюдения данных психического опыта аналогичны пене на поверхности моря. Глубины же недоступны и могут быть изучены лишь непрямым, теоретическим путём.

Но проверка теоретических допущений осуществляется на основании их следствий. Их ценность не в их самодостаточности, а в том, насколько успешно они объясняют действительный опыт и способствуют повышению "разрешающей способности" наших предсказаний и наблюдений.

Для объяснения мы должны работать с механизмами, внешними по отношению к сознанию. С недавних пор наблюдается снижение доверия к умозрительным теориям. Теории слишком легко придумываются и порождают путаницу, когда их беспорядочно смешивают с фактами. Во всём, что касается теоретизирования, мы предпочитаем держаться принципа максимальной осторожности. Прибегая к концепциям, мы будем помнить об их гипотетичности и, значит, - ограниченности.

Существование событий бессознательной психической жизни часто подвергалось сомнению. Мы должны различать события, пережитые личностью, но оставшиеся незамеченными, и события не пережитые. Вторые никогда не могут быть замечены, по определению.

Перед психопатологией стоит задача: высветить оставшиеся незамеченными события психической жизни, сделать их доступными сознанию (познанию). Стремление к саморазвитию предполагает озарение глубин личности; таков один из магистральных путей психотерапии.

События, происходящие за пределами сознания, могут быть замечены лишь тогда, когда они являются восприятию как события соматической сферы. Поэтому они представляют собой чисто теоретические реконструкции, не вполне бесспорные и надёжные. Внесознательное проявляет себя во множестве форм.

\036\

Попытаемся разъяснить многообразие значений, приписываемых термину бессознательное.

(а) Бессознательное как производное от сознания. Оно может быть идентифицировано с:

1) автоматическим поведением (письме, езде на велосипеде, говорении, и т.п.),

2) забытым опытом,

3) воспоминаниями, готовыми "всплыть"

(б) Бессознательное мыслится также в соотношении с недостатком внимания.

1) будучи пережито, проходит незамеченным;

2) выявляется, но не преднамеренно;

3) ускользает из памяти, например, люди забывают, каковы были их намерения мгновением раньше ("зачем я сюда пришёл?")

4) никогда не было объективировано и не может быть сформулировано

(в) бессознательное мыслиться как сила, первоисточник, то есть как:

1) творческое жизненное начало;

2) убежище, защита, первопричина и конечная цель.

(г) Бессознательное мыслится как смысл бытия, как психическая реальность. Сознание не может трактоваться ни как нечто случайно добавленное к психической реальности, ни как нечто, к чему сводится вся психическая реальность.

Психическую реальность понимали по-разному как:

- спонтанную игру фундаментальных элементов (Гербарт);

- ряд постепенно уходящих вглубь слоёв бессознательного (Конштам, Фрейд);

- личное бессознательное, накапливающееся в течение всей жизни индивида и вида: оогенетическая инсталляция!;

- коллективное бессознательное (Юнг).

Во всех перечисленных случаях бессознательное понимается как "бытие для себя", как действительность, которой мы обязаны своим существованием.

С другой точки зрения бессознательное мыслится как абсолютное бытие. Эта концепция метафизична: термин "бессознательное" – подобно терминам "бытие", "ничто", "становление", "субстанция", "форма" и почти все категории - используется в качестве символа с целью сделать немыслимое доступным познанию. Следовательно, "абсолютное бытие" не имеет отношения к психологии.

\037\

(г) Внешний мири окружающий мир

Существуют категории, применимые к познанию даже души, но применимые не в своем точном значении, а в качестве аналогии. В ряду таких категорий - жизнь как бытие в собственном конструктивно-иллюзорном мире.

Один из первофеноменов жизни - бытие в собственном мире. Наличное бытие не может быть адекватно исследовано, если рассматривать его всего лишь как физиологическую функцию. Соматическое бытие надо рассматривать как вовлеченность в мир. Именно благодаря этой вовлеченности оно обретает форму.

Процесс жизни в собственном мире присутствует в человеческой жизни, но человек выводит его на новую ступень благодаря осознанной способности к активному воздействию на свой мир и благодаря обобщенному знанию о своем бытии в мире.

Жизнь преодолевает самое себя, трансцедентирует в иные возможные миры и поднимается даже над самим бытием в мире. Эмпирическое исследование должно обратиться к проявлениям этой фундаментальной взаимосвязи, к некоторым аспектам связи между внутренним миром и окружающим миром. Вот некоторые примеры.

1) Выделяется связь стимула и реакции;

2) В основе развития индивида лежат предрасположенность и среда. Они действуют при посредстве биологических факторов, лежащих вне сознания. В процессе своего развития индивид вступает в действенный обмен со средой. Отсюда проистекает весь опыт человеческой судьбы, деяний, усилий и страданий.

3) Среды порождают ситуации. Индивиду предоставляются возможности, которые он может либо обратить себе на пользу, либо упустить, либо, исходя из них, принять решение.

[О понятии ситуация см. работу K. Jaspers. Geistige Situation der Zeit (Berlin. 1931)???]

\038\

Индивид может создавать ситуации самостоятельно, стимулировать или предотвращать их возникновение. Он подчиняется сложившимся в мире порядкам и в то же время может использовать их в качестве инструментов для того, чтобы пробить в этом мире брешь.

Индивиду приходится сталкиваться с граничными ситуациями - смертью, случаем, страданием, виной. Они могут пробудить в нём то, что мы называем экзистенцией - действительное бытие самости.

4) Каждый человек имеет собственный мир, но существует и объективный мир - мир, общий для всех. Этот мир для всех даёт критерий точности мышления и его объективной ценности. Сознание индивида - частица общего. Эта частица сообщает целому конкретную историчность.

5) Душа находит себя в мире и приносит свой мир с собой. В мире она творит.

Соотношения между внутренним и внешним настолько часто подвергаются инверсии, что мы можем внезапно обнаружить себя перед лицом, казалось бы, совершенно разнородных реалий. Но общая аналогия сохраняет свою силу: существует фундаментальная связь между внешним и внутренним, между бытием в мире и индивидом во всей его неповторимости.

(д) Дифференциация психической жизни

Мы тем яснее познаём психическую действительность, чем выше уровень её развития. Высокоразвитое и сложное всегда способствует разъяснению простого, но отнюдь не наоборот.

Для наших исследовательских целей больше всего подходят люди высокой культуры, живущие богатой душевной жизнью. Наше познание направляют именно редкие случаи (не диковинные отклонения от нормы!), классические крайности, достигшие своего полного развития.

Очень важно уметь распознавать необычное. Высокая частота явления не означает, что оно лучше всех понято и больше соответствует законам природы. Мы можем задаться вопросом, почему одно явление встречается редко, а другое - часто. Например, почему параноики столь редки и столь характерны? Почему классические случаи истерии были столь распространены в эпоху Шарко и столь редки ныне?

{V: Потому что в эпоху Шарко на них была мода. А сейчас мода на вялотекущую шизофрению и депрессию. А в будущем? Между прочим, паранойя по творческому потенциалу близка к гениальности, но только болезненной. В этом и объяснение их редкости.}

\039\

Психическая жизнь характеризуется гигантским разнообразием, вплоть до высочайших проявлений гениальности. Для одних гашиш - источник животного наслаждения, для других - катализатор богатейших, сказочных озарений.

Шизофрения у одних ограничивается лишь бредом ревности и преследования, тогда как у других это настоящий поток оригинального поэтического творчества.

Психические явления (в том числе и аномальные) возможны только при наличии определённой психической дифференциации. Например, навязчивые идеи и явления деперсонализации появляются только в тем случаях, когда налицо высокий уровень дифференциации; навязчивые идеи, требующие высокого уровня самосознания не встречаются у детей, но обычны для высокодифференцированных личностей.

Понятие дифференциации требует разбора.

Во-первых, оно означает приумножение качественных форм опыта. Во-вторых, оно означает расчленение туманного психического опыта

на некоторое число отчётливо определённых переживаний. Смутная инстинктивная жизнь обогащается новым содержанием. Рост дифференциации приводит к большей осознанности.

В третьих, понятие дифференциации предполагает анализ и синтез предметного сознания.

В четвёртых, оно означает рефлексирующее осознание личностью самой себя.

В пятых, мы обязаны знать, на каком уровне развития происходит дифференциация; это имеет значение для понимания личности. Здесь мы достигаем одной из границ познаваемого. Но если мы хотим понять личность, мы должны попытаться найти путь по ту сторону границы.

\040\

Отдельных индивидов можно сравнивать друг с другом только при условии, что они характеризуются одинаковой степенью дифференциации и находятся на одном уровне развития.

Отмеченных различий недостаточно, чтобы можно было выработать ясную и окончательную точку зрения на психическую субстанцию в целом. У нас нет удовлетворительной основы для того, чтобы оценить уровень и направленность дифференциации. То же относится и к уровням и направленности дезинтеграции.

Мы должны различать две фундаментальные причины дифференциации. Одна из них обусловлена конституцией личности; другая обуславливается культурной средой.

У имбецилов психоз выказывает относительно бедную симптоматику, расстройства кажутся примитивными, бредовые идеи с трудом поддаются систематизации. Некоторые типы бреда (например, идея глубокой вины) вообще не встречаются.

Культурная среда может лишь активизировать или затормозить проявление предрасположенности. Глухонемые, которых ничему не учат, так и остаются на уровне идиотов.

Проявления душевной болезни у высококультурных людей характеризуются бесконечно б о льшим богатством и разнообразием. Именно поэтому прогресс психопатологии ничего не выигрывает от изучения животных. Врачам муниципальных больниц слишком хорошо известно, насколько однообразны проявления истерии у так называемых простых людей.

\041\

Одни учёные полагают, что для естественных наук наиболее подходящим объектом служит усреднённое или самое ч А стое явление. Приверженцы другого упорно сосредоточиваются на редких высокодифференцированных проявлениях психической жизни.

(е) Резюме

Мы обрисовали пять аспектов, в которых проявляет себя психическая жизнь:

- <человек-животное>,

- <объективные проявления психической жизни>

- <сознание и бессознательное>

- <внешний мир и окружающий мир>

- <дифференциация психической жизни>

Обсуждение их позволило нам предварительно ощутить многообразие реалий, с которыми предсто



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: