Поведение и установки: особенности взаимовлияния




 

Дискуссионными в социальной психологии до сих пор являются вопросы о специфике взаимовлияния установок и поведения. Определяют ли установки поведение? И определяет ли поведение установки? И почему поступки влияют на установки? На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить в этом параграфе.

Американский социальный психолог Дэвид Майерс (р. 1942) называет предметом социальной психологии три основные области: социальное мышление (то, как люди думают друг о друге), социальные воздействия (то, как люди влияют друг на друга) и социальные отношения (то, как люди относятся друг к другу).

Он считает, что изучение установок, являющееся важнейшей частью социального мышления, близко по духу социальной психологии и исторически являлось одной из ее первых задач.

Когда нас интересует отношение человека к чему-либо, мы обращаемся к своим представлениям о нем, к тем чувствам, которые он у нас вызывает, а также к его последующему поведению. Взятые вместе, благоприятные или неблагоприятные оценочные реакции – вне зависимости от того, выражены они в убеждениях, ощущениях или побуждениях к действию, – определяют установку личности к чему-либо (Майерс Д., 2002, С. 170).

Установка – это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении. Установки являются эффективным способом дать окружающему миру оценку. Описывая установки, мы пользуемся какой-либо из следующих трех характеристик: чувствами, мыслями или намерениями к определенному поведению. Но определяют ли установки поведение?

Проблема того, определяют ли установки поведение, считает, Д. Майерс, вызывает к жизни основополагающий вопрос о природе человека: какая существует связь между тем, что у нас на душе, и тем, что мы творим в действительности?

Философы, теологи и просветители в течение длительного времени рассуждали о связи между мыслью и действием, характером и поведением, личным миром и общественными делами. В основе большинства учений, советов и методик по детскому воспитанию лежит предпосылка, гласящая, что личные убеждения и чувства определяют наше общественное поведение. Поэтому, если мы хотим переделать образ действия людей, нам следует изменить их душу и образ мышления.

Но в 1964 году Леон Фестингер пришел к выводу, что данные исследований не подтверждают гипотезу об изменении поведения в связи с появлением новых установок. Ещё удар предполагаемой власти установок был нанесен в 1969 году, когда социальный психолог Аллан Уикер (1921 – 2013) опубликовал результаты нескольких десятков научных исследований, охвативших широкий спектр установок и поведения самых разных людей, и сделал потрясающий вывод: едва ли по установкам, о которых говорят люди, можно предсказать вариации их поведения. Студенческие установки на обман почти не имеют связи с тем, как студенты на самом деле обманывают. Установки к церкви выливаются едва ли в большее, чем скромное присутствие на воскресной церковной службе. Приписываемые себе расовые установки едва ли дают ключ к объяснению поведения в реальной ситуации.

Отсюда Д. Майерс делает предположение: если люди поступают не так, как они говорят, не удивительно, что попытки изменить поведение путем перемены установок часто терпят крах. Например, предупреждения об опасности курения меньше всего влияют на реальных курильщиков. Или же призывы быть внимательными на дорогах в меньшей степени повлияли на сокращение числа несчастных случаев, нежели ограничение скорости, разделение транспортных потоков и наказание за вождение машины в нетрезвом виде. Таким образом, первоначальному тезису, что установки определяют поведение, в 1960-х годах был найден антитезис о том, что установки на самом деле ничего не определяют. Все это заставило социальных психологов задуматься о том, почему так происходит.

Оказывается, подчеркивает Д. Майерс, мы иногда нарушаем свои ярко выраженные установки, потому что и они, и наше поведение подвержены другим влияниям. Социальные психологи насчитывать до сорока различных факторов, осложняющих взаимосвязь между установками и поведением.

Людьми движут не только их внутренние установки, но и конкретная ситуация, с которой они столкнулись. Более того, имеет смысл характер и самой установки. Чем ближе установка конкретной ситуации, тем вероятнее, что она сработает. И, наоборот, установки по отношению к общей идее о том, что нужно вести здоровый образ жизни, едва ли смогут предсказать конкретные упражнения и диету. Зато исследования подтвердили, что специфические, относящиеся к делу установки действительно предсказывают поведение.

Таким образом, условиями, при которых установки будут предсказывать поведение являются следующие (Майерс Д., 2002):

1) когда мы сводим до минимума другие влияния на наши утверждения, отражающие установки, и наше поведение;

2) когда установка в точности соответствует изучаемому поведению.

Существует и третье условие. Установка лучше предсказывает поведение, когда она является сильной. Иными словами, чем чаще напоминать человеку о конкретной установке, тем прочнее будет связь между конкретным объектом, о котором идет речь, и его оценкой, а также последующим поведением. Установка становится сильна, когда что-то напоминает нам о ней.

Теперь необходимо ответить на вопрос: определяет ли само поведение установки? Дэвид Майерс, ссылаясь на многочисленные исследования, убежден в том, что наши установки определяются поведением. Другими словами, мысль есть дитя поступка. Когда мы преодолеваем новую ступеньку на социальной лестнице, то вынуждены поступать в соответствии с нашим положением, даже если чувствуем себя не в своей тарелке. Но это чувство редко сохраняется длительное время. В один прекрасный день, происходит удивительная вещь: мы входим в роль, и она становится для нас такой же привычной, как одежда, которую мы носим.

Влияние поведения на установки проявляется даже в театре. Осознанная игра может исчезнуть, как только роль захватит актера и он начнет испытывать истинные эмоции. Но и в реальной жизни в новой должности (учителя, солдата или делового человека) мы выполняем роль, которая определяет наши установки.

Тесно связанным с эффектом вживания в роль является эффект под названием «утверждение становится убеждением». Многочисленные эксперименты показали, что когда на говорящего не оказывают воздействия со стороны, его утверждения становятся его убеждениями. Люди склонны подгонять свои сообщения под слушателей, а сделав так, сами начинают верить в то, что говорят.

Более того, социальным психологам известен и так называемый феномен «нога-в-дверях» – тенденция, в соответствии с которой люди, сначала согласившиеся на необременительную просьбу, позднее уступают более серьезным требованиям. Д. Майерс, ссылаясь на проведенные эксперименты, доказывает, что очень часто человек, стремящийся соблазнить нас в финансовом, политическом или сексуальном плане, обычно стремится склонить нас к небольшим уступкам. Поэтому прежде чем соглашаться даже на небольшую просьбу, следует сначала подумать о том, что за этим может последовать.

Существуют три соперничающие теории объясняют, почему наши действия влияют на утверждения, отражающие наши установки (Майерс Д., 2002):

1) Теории самопрезентации гласит, что люди, особенно те, кто контролирует свое поведение в надежде произвести хорошее впечатление, подгоняют свои высказывания, дабы они казались соответствующими их поступкам. Люди приспосабливают утверждения, отражающие их установки, из-за опасения, что о них плохо подумают другие.

2) Теория когнитивного диссонанса объясняет влияние поступков на установки тем, что после совершения поступка, противоречащего установкам, или принятия трудного решения человек чувствует напряжение. Чтобы уменьшить его, он ищет внутренние оправдания своему поведению и таким образом меняет установки. И чем меньше внешних оправданий для совершенного нежелательного поступка, тем больший диссонанс возникает и тем больше изменяются установки.

3) Теория самовосприятия утверждает, что когда установки человека нестойки, он просто ведет наблюдение за своим поведением и внешними обстоятельствами, выводя из них установки.

Таким образом, если человек желает решительно измениться, лучше всего не опираться на интуицию и вдохновение, а действовать: написать определенную бумагу, сделать определенные звонки, увидеть нужного человека и т.п. То, что побуждает нас действовать, то побуждает нас и думать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: