Конкретно-научная методология




Проблема личности и уровни методологии науки

Источники: лекции Е.Е.Насиновской по истории и теории личности; лекции А.Н.Гусева по эмпирическим методам.

 

Примечание: Исходя из логики вопроса, думаю, что проблему личности следует раскрывать в контексте методологии. То есть методология применительно к изучению личности. Собственно, так и было в лекциях.

 

Уровни методологии или методологического анализа. 4 уровня (по Юдину).

 

1. Высший уровень – уровень философской методологии.

2. Общенаучных принципов исследования. Или – уровень общенаучной методологии.

3. Уровень конкретно-научной методологии

4. Уровень методики и техники исследования

 

Все эти уровни необходимо учитывать, когда занимаемся изучением личности!

 

Уровень философской методологии.

 

У того или иного подхода можем всегда найти философские основания. Фрейд (близко – Лейбниц, Гартман, Шопенгауэр) – проблема бессознательного пришла из философии.

Истоки бихевиоризма в философии прагматизма, утилитаризма.

Основания экзистенциальной психологии – Хайдеггер, Сартр, Камю. Проблемы человеческого бытия, существования, личностного выбора.

 

Треугольник наук Кедрова

 

 

Считается, что психология находится в центре, сочетая в себе подходы и естественных и гуманитарных наук.

 

Дильтей говорил о двух психологиях – объяснительной и описательной.

Психология совмещает в себе номотетический и идиографический подходы. Номотетический - к естественным наукам. Идиографический – у гуманитарным.

В разные исторические периоды роль разных наук и подходов различна. Вклад наук тоже разный.

 

Общенаучная методология

 

Говорим о системном подходе. Помним о том, что личность – явление многоаспектное, рассматриваем личность как системный объект, как системный элемент разнопорядковых систем. Наряду с целостностью, устойчивостью, идентичностью (равностью самой себе) можем говорить о ее многоаспектности.

 

Системный подход как связующее звено между философской методологией и методологией социальных наук. Методологические принципы, которые разработаны на этом уровне, имеют отношение ко многим, а может и ко всем наукам. Он выделился как особого рода метатеория, стал общенаучной методологией конкретных дисциплин. Системный подход начинает складываться в 40-е гг. 20 века под влиянием общей теории систем австрийского биолога Людвига фон Берталанфи. Общие характеристики системы были сформулированы В.Н.Садовским.

 

В.Н.Садовский: «Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство».

 

Понятие системы родственно понятию структуры, целостному гештальту (целое не сводимо к сумме элементов).

 

Характеристики системы:

 

1. Целостность. Несводимость любой системы к сумме ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого.

2. Структурность. Связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом.

3. Взаимосвязь системы со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер.

4. Иерархичность. Каждый компонент системы может быть одновременно и элементом системы (подсистема) и сам включать в себя другую систему. Иначе - принцип вложенности. Личность, будучи элементом систем (группы и тп) сама является системой. Есть социальные, ценностные системы и тп.

5. Множественность описания – каждая система не может быть сведена только к одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществования множества ее отображений.

 

 

Конкретно-научная методология

 

- Деятельностный подход

- Культурно-исторический и др.

 

У А.Г.Асмолова историко-эволюционный подход. Вбирает в себя основные принципы и системного и деятельностного, и культурно-исторического. В нем содержится ряд новых, авторских идей, в частности, принципы эволюции заимствуются из ряда наук, в том числе из эволюционной биологии. Акцент на том, что психология личности – психология развивающейся личности, психология изменяющегося человека в изменяющемся мире.

 

В этом подходе сформулированы 3 основных принципа. См.принципы историко-эволюционного подхода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: