Проблема личности и уровни методологии науки
Источники: лекции Е.Е.Насиновской по истории и теории личности; лекции А.Н.Гусева по эмпирическим методам.
Примечание: Исходя из логики вопроса, думаю, что проблему личности следует раскрывать в контексте методологии. То есть методология применительно к изучению личности. Собственно, так и было в лекциях.
Уровни методологии или методологического анализа. 4 уровня (по Юдину).
1. Высший уровень – уровень философской методологии.
2. Общенаучных принципов исследования. Или – уровень общенаучной методологии.
3. Уровень конкретно-научной методологии
4. Уровень методики и техники исследования
Все эти уровни необходимо учитывать, когда занимаемся изучением личности!
Уровень философской методологии.
У того или иного подхода можем всегда найти философские основания. Фрейд (близко – Лейбниц, Гартман, Шопенгауэр) – проблема бессознательного пришла из философии.
Истоки бихевиоризма в философии прагматизма, утилитаризма.
Основания экзистенциальной психологии – Хайдеггер, Сартр, Камю. Проблемы человеческого бытия, существования, личностного выбора.
Треугольник наук Кедрова
Считается, что психология находится в центре, сочетая в себе подходы и естественных и гуманитарных наук.
Дильтей говорил о двух психологиях – объяснительной и описательной.
Психология совмещает в себе номотетический и идиографический подходы. Номотетический - к естественным наукам. Идиографический – у гуманитарным.
В разные исторические периоды роль разных наук и подходов различна. Вклад наук тоже разный.
Общенаучная методология
Говорим о системном подходе. Помним о том, что личность – явление многоаспектное, рассматриваем личность как системный объект, как системный элемент разнопорядковых систем. Наряду с целостностью, устойчивостью, идентичностью (равностью самой себе) можем говорить о ее многоаспектности.
Системный подход как связующее звено между философской методологией и методологией социальных наук. Методологические принципы, которые разработаны на этом уровне, имеют отношение ко многим, а может и ко всем наукам. Он выделился как особого рода метатеория, стал общенаучной методологией конкретных дисциплин. Системный подход начинает складываться в 40-е гг. 20 века под влиянием общей теории систем австрийского биолога Людвига фон Берталанфи. Общие характеристики системы были сформулированы В.Н.Садовским.
В.Н.Садовский: «Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство».
Понятие системы родственно понятию структуры, целостному гештальту (целое не сводимо к сумме элементов).
Характеристики системы:
1. Целостность. Несводимость любой системы к сумме ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого.
2. Структурность. Связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом.
3. Взаимосвязь системы со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер.
4. Иерархичность. Каждый компонент системы может быть одновременно и элементом системы (подсистема) и сам включать в себя другую систему. Иначе - принцип вложенности. Личность, будучи элементом систем (группы и тп) сама является системой. Есть социальные, ценностные системы и тп.
5. Множественность описания – каждая система не может быть сведена только к одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществования множества ее отображений.
Конкретно-научная методология
- Деятельностный подход
- Культурно-исторический и др.
У А.Г.Асмолова историко-эволюционный подход. Вбирает в себя основные принципы и системного и деятельностного, и культурно-исторического. В нем содержится ряд новых, авторских идей, в частности, принципы эволюции заимствуются из ряда наук, в том числе из эволюционной биологии. Акцент на том, что психология личности – психология развивающейся личности, психология изменяющегося человека в изменяющемся мире.
В этом подходе сформулированы 3 основных принципа. См.принципы историко-эволюционного подхода.