ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА




Аннотация. В данной статье рассматриваются различные подходы к анализу и структуре среды школы. Определены основные компоненты образовательной среды в школе в условиях перехода на ФГОС. Ключевые слова. образовательная среда. Компоненты образовательной среды. Проектирование инновационных процессов в условиях введения ФГОС невозможно без учета особенностей образовательной среды. В настоящее время понятие «среда» не имеет четкого опреде­ления. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. В толковом словаре русского языка среда определяется как окружающие человека социально – бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий [7]. Д.Ж. Маркович определяет среду как совокупность естественных и искусственных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека [5]. Определяя среду человека, Л.В. Максимова отмечает, что эта среда является сложным образова­нием, включающим целый ряд взаимосвязанных компонентов природного и социального характера [4]. Под средой Н.Б. Крылова предлагает понимать «часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов» [3]. При этом основными параметрами среды являются отношения, ценности, символы, вещи, предметы. Таким образом, образовательная среда представляет собой совокупность материальных фак­ торов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Образовательная среда влияет на каждого субъекта образовательного процесса. Как подчеркивает В.И. Слободчиков, образовательную среду нельзя считать чем-то однознач­ным, наперед заданным. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующе­гося, где они совместно что-либо проектируют и строят. Такую среду можно рассматривать и как предмет, и как ресурс личностного развития [6]. Л.И. Божович среду определяет как «особое сочетание внутренних процессов развития и внеш­ них условий, обуславливающих и динамику развития, и новые качественные образования» [1]. Сегодня учеными выявлена зеркальная взаимосвязь между характером взаимодействия в об­разовательной среде и происходящими позитивными изменениями в ценностных ориентациях лич­ности каждого субъекта образовательного процесса, формированием у него системы отношений к миру во всех его проявлениях, основанной на толерантности, эмпатии и другодоминантности. При анализе влияния образовательной среды на личность, В. А. Ясвин выделяет пять базовых параметров[8]: - широта – структурно-содержательная характеристика, показывающая, какие субъекты, объ­екты, процессы и явления включены в данную образовательную среду. - интенсивность – структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насы­щенности образовательной среды условиями, влияниями возможностями, а так же концентрированность их проявлениями. - модальность – качественно-содержательная характеристика. Оценивается с помощью методи­ки векторного моделирования. Главный критерий - наличие-отсутствие условий для развития актив­ности и личной свободы. - степень осознаваемости – показатель сознательной включенности всех субъектов образова­тельного процесса в среду. Участие в олимпиадах, традиции корпоративный дух – показатели осознаваемости устойчивость – стабильность во времени. Дополнительный параметр: - мобильность – показатель способности к органичным эволюционным изменениям, в контек­сте взаимоотношений со средой обитания. Внедрение инноваций – важнейший показатель мобиль­ности.

Кроме того, в условиях перехода на ФГОС в школе актуально учитывать целостность, вариатив­ность и универсальность среды. Целостность требует проектирования образовательной среды не в логике сообщения научного знания, а в логике развития ребенка. Следовательно, качество целостности образовательной среды должно проявиться в логике построения образовательного процесса, конструировании образова­тельных программ, оптимальном отборе средств и форм обучения и воспитания.

Вариативность проявляется в возможности выбора. Наиболее полное самоопределение лич­ности происходит в условиях проектирования индивидуальной образовательной траектории и цен­ностно-смысловых стратегий развития личности. Существенным свойством образовательной среды является универсальность получаемого об­разования. Это, с одной стороны, выдвигает на первый план необходимость вооружения школь­ников универсальными способами действий по добыванию и переработке нового знания, которое столь необходимо в ситуации неопределенности. С другой стороны, универсальность образования всегда связывается с его фундаментальным характером, позволяющим выявить важнейшие законо­мерности явлений и процессов действительности, описанных в классических и новейших научных трудах. Универсальность, как свойство образования нашло отражение в концепции фундаментального ядра содержания образования ФГОС. В.А. Ясвин предложил четырехкомпонентную структуру развивающей образовательной среды

Е.В. Коротаева подчеркивает, что любой компонент среды должен быть эмоционально разви­вающим. Она выделила условия, которые могут обеспечить эмоционально–развивающий характер компонентов образовательной среды [2]

: • отношении между участниками совместной жизнедеятельности, то есть эмоционально – поддерживающий компонент среды;

• режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в школе, то есть эмоцио­нально – развивающий компонент;

• внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и т.д.) – эмоционально – настра­ивающий компонент;

• организация занятости детей – игры, учеба, сюрпризные моменты – эмоционально – акти­ визирующий компонент;

• включение в занятия эвристических упражнении с детьми – эмоционально – тренирующий компонент. Образовательная среда сама по себе мощная личностно-формирующая субстанция. Освоить пе­дагогически среду - это значит включить ее воспитательный и развивающий потенциал в воспита­тельные отношения и деятельность педагогов и обучающихся.

Анализ существующих подходов к выделению компонентов образовательной среды позволил счи­тать основными:

• информационный компонент: обеспечивает информационное поле для удовлетворения об­разовательных потребностей учащихся, является источником знаний и умений. Важнейшей характеристикой является насыщенность образовательными ресурсами, которая необходи­ма для «запуска процессов САМО - ».

Социальный компонент определяет качество взаимодействия субъектов образовательного процесса. Данный компонент определяющий в системе обогащения опыта учащегося, в вы­ явлении и присвоении ценностных и смысловых ориентаций.

• Технологический компонент включает образовательную деятельность субъектов и направ­лен на достижение позитивного результата.

Среда образования является универсальным ресурсом развития и совершенствования образо­вательных процессов, позволяющая образовательному учреждению, вне зависимости от материаль­ных ресурсов и степени развитости инфраструктуры, обеспечить качественное решение поставлен­ных перед ней целей и задач в условиях перехода на новые образовательные стандарты в школе.

Современная парадигма обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель должен осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовы­вать, координировать, консультировать, контролировать. Именно качественно организованная среда позволит школьникам получать хорошее образование, представив ученикам достаточно свободный выбор индивидуальной образовательной траектории.

Большинство исследователей отмечают, что в современном обществе образовательная среда создаёт условия для личностного развития школьника. Образовательная среда только в том случае будет способствовать личностному и культурному росту обучающихся, когда «наличное социокультурное содержание превращается и в содержание образования, то есть собственно образовательную среду» (по В. Слободчикову) [6]

 

6 вопрос Образовательная среда как объект управления.

7 вопрос: Сущность средо–ориентированного подхода в образовании.

Основные положения данного подхода могут выражены следующим образом:

1. Среда – источник разнообразного культурного опыта.

Особая организация среды может стимулировать ее влияние на развитие личности. Достигается особая организация за счет привнесения в среду а также ацентирования в ней разнообразных элементов культуры (предметы искусства, быта,нестандартные дизайнерские решения), которые специальным портом выделяются, приближаются кребенку,включаются в доступную ему деятельность.

Под средовым подходом понимается не только организация специальной среды, но и система действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования образовательнго результата.

Средовый подход представляет собой теорию и технологию опосредованного управления образовательным процессом, направленным на развитие личности ребенка в котором основной акцент делается на включение внутренней активности ребенка, его самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Возможности среды определяются как ее свойствами, так и свойствами самого субъекта: чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие. С педагогической точки зрения пер- спективно рассмотрение тех возможностей, которые предоставляет человеку среда.

Средовый подход способен помочь в решении задач:

- обеспечить развитие положительных задатков личности,через создание широких возможностей выбора содержания,видов деятельности, способов взаимодействия субъектов в культурно – образовтельной среде;

- создать условия для развития социально – полезных форм активности,для творческой самореализации личности в процессе преобразования культурно – образовательной среды, микросреды ОУ,в которой осуществляется жизнедеятельность личности;

- связать воедино процессы развития, обучения, воспитания и социализации личности, обеспечив их переход в саморазвитие, через становление субъектных характеристик личности во взаимодействии со специально организованной средой.

8 Типы образовательных сред и их влияние на развитие личности.

 

Метод типологизации образовательной среды

Типология «воспитывающей среды» Януша Корчака

Проблема оптимальной организации мира человеческого детства была приоритетной для Корчака на протяжении всей его педагогической деятельности. Построение теоретической модели такой организации он считал ключом к преобразованию всей системы отношений между взрослыми и детьми в интересах развития личности ребенка. Важнейшей исследовательской задачей, в контексте построения своей педагогической системы, Корчак считал доскональное изучение условий и характера социальной среды, в которой воспитывается ребенок. На основе многолетнего опыта собственной практической воспитательной работы и педагогических исследований им была предложена типология «воспитывающей среды», которая носит, на наш взгляд, эвристический характер и может рассматриваться в качестве методологической основы для предполагаемого далее сравнительного анализа типов образовательной среды в истори-ко-педагогическом контексте.

В главной педагогической работе Корчака «Как любить ребенка», впервые изданной в 1919 году в Варшаве, дается характеристика четырех типов «воспитывающей среды»: «догматической», «идейной», «безмятежного потребления» и «внешнего лоска и карьеры».

Догматическая среда

Догматическая среда характеризуется следующим образом: «Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, порядок и добросовестность. Серьезность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твердости, ощущ


Часть I. Моделирование образовательной среды

ния прочности и устойчивости, уверенности в себе, в своей правоте. Самоограничение, самопреодолевание, труд как закон, высокая нравственность как навык. Благоразумие, доходящее до пассивности, одностороннего незамечания прав и правд, которых не передала традиция, не освятил авторитет, не закрепил механически шаблон поступков... Догматом могут быть земля, костел, отчизна, добродетель и грех; могут быть: наука, общественно-политическая работа, богатство, борьба, а также Бог — Бог как герой, божок или кукла. Не во что, а как веришь» (1990, с. 27—28).

В качестве примера организации догматической среды в наиболее ярко выраженной форме можно привести прежде всего монастырь и армию. Безусловно, семья с крепкими религиозными традициями также формирует воспитывающую среду догматического типа. Именно такая среда является основой психологической «обработки» адептов различных сектантских течений и группировок.

Характеризуя догматическую среду, Корчак удивительно точно, на наш взгляд, предвосхищает два основных корня армейской «дедовщины», ставшей проблемой отечественных Вооруженных Сил: уверенность в себе, переходящую в своеволие, и простоту, переходящую в грубость. Корчак подчеркивает, что в этом случае данная среда перестает выполнять свою воспитывающую функцию, превращаясь в инструмент, просто разрушающий личность.

Личность ребенка, воспитывающегося в догматической среде, по мнению автора, характеризуется прежде всего высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность и апатию. Если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она, как правило, ожесточается в своем стремлении устоять против чужой злой воли, в частности, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность.


Глава I. Типология и моделирование



Идейная среда

Идейная среда: «Сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления — есть добрая воля. Нет догм — есть проблемы. Нет благоразумия — есть жар души, энтузиазм. Сдерживающим началом здесь — отвращение к грязи, моральный эстетизм. Бывает, здесь временами ненавидят, но никогда не презирают. Терпимость тут не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях — сталкиваясь, снижая полет и вздымая — наполняет собой просторы. Отважный сам, ты жадно ловишь отзвуки чужих молотов и с любопытством ждешь завтрашнего дня, его новых восторгов, недоумений, знаний, заблуждений, борьбы, сомнений, утверждений и отрицаний» (с. 28).

Идейная среда формируется, например, в различных творческих группах, особенно на стадии их первоначального становления и развития. Это может быть и музыкальный ансамбль, и конструкторское бюро, и команда КВН. Важнейшее условие формирования именно идейной среды — отсутствие в творческой группе авторитарного лидера, который навязывает другим свою точку зрения, игнорируя или жестко критикуя мнения других. Как только появляется такой человек или кто-то из членов группы начинает выказывать нетерпимость к позициям своих соратников, идейная среда перестает существовать, трансформируясь в какой-либо другой тип среды. Как поется в одной из песен известного исполнителя Александра Галича: «Бойтесь, люди, того, кто придет и скажет: Я знаю, как надо!» Идейная среда — самая хрупкая и неустойчивая, о чем свидетельствуют, в частности, нередкие распады различных творческих коллективов, так успешно начинавших свою деятельность.


18 Часть I. Моделирование образовательной среды

В идейной среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.

Среда безмятежного потребления

Среда безмятежного потребления: «Душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда. Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти. Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки, снисходительности к современным течениям, среди привлекательной простоты. Здесь он может быть всем, чем он хочет: сам — из книжек, бесед, встреч и жизненных впечатлений — ткет себе основу мировоззрения, сам выбирает путь» (с. 28). Корчак подчеркивает, что в среде безмятежного потребления работа никогда не служит какой-либо идее, не рассматривается как место в жизни, не является самоцелью, а лишь средством для обеспечения себе удобств, желательных условий.

В качестве характерного примера среды безмятежного потребления может служить образ жизни значительной части провинциального русского дворянства XIX века, каким он описан классиками русской литературы: «обломовщина», «маниловщина» и т.п. Интересно отметить, что при обсуждении проблемы образовательной среды на семинарских занятиях студенты часто приводят мир студенческого общежития как «очевидный» пример типичной среды безмятежного потребления.

По мнению Корчака, в подобной воспитывающей среде формируется личность, которая, в принципе, всегда довольна тем что у нее есть. Основной чертой такой личности можно считать жизненную пассивность, неспособность к напря-


Глава I. Типология и моделирование



жению и борьбе. Встречаясь с трудностями и препятствиями, такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своем иллюзорном мире, как улитка скрывается в своей раковине.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: