Характеристика основных параметров образовательной среды вуза.




Материально-технический компонент образовательной среды высшего учебного заведения предполагает наличие определенной инновационной инфраструктуры. Каждое образовательное учреждение имеет собственный материально-технический потенциал для создания инновационной образовательной среды. Основное внимание в современных образовательных учреждениях обращается на развитие информационной образовательной среды путем внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях. Консолидация информационно-образовательных ресурсов в системе образования, организация единого образовательного пространства на основе использования современных компьютерных технологий необратимым образом меняет педагогический процесс, не только его содержательную, организационную и методическую основы, но и систему ценностей студентов при усвоении знаний, умений и навыков (мотивационно-ценностный компонент профессиональной компетентности). Модернизация образовательных процессов связана с созданием арсенала новейших инструментов накопления, обработки и передачи образовательной информации посредством информационных каналов. К ним относятся — создание локальных и международных образовательных сетей, концептуальное введение систем открытого образования, реализация эффективных моделей дистанционного обучения, разработка и применение современных средств обучения, электронных библиотек, мультимедийных средств, систем программного обеспечения, реализация проектной деятельности в образовательном информационном пространстве и тому подобное. Технологический компонент образовательной среды связан с технологизацией системы образования. Он обеспечивает формирование когнитивно-деятельностного компонента профессиональной компетентности будущих учителей. Технологизация учебного процесса имеет целью совершенствования традиционного педагогического процесса путем пооперационного применения системы действий, или процедур, учитывающих современные научные достижения и гарантирующих достижение более высокого уровня обучения. Переход в соответствии с основными положениями Болонской декларации на кредитно-трансферную систему обучения в высшей школе качественно меняет процесс подготовки педагогических кадров. При использовании инновационных педагогических технологий обеспечивается индивидуализация обучения, проведение объективного, динамического и систематического контроля знаний с помощью компьютерного тестирования, выполнения большого количества творческих и проблемных задач в процессе самостоятельной работы студентов. Субъектно-социальный компонент образовательной среды предполагает взаимосвязанную целенаправленную деятельность преподавателя и студента, ориентированную на развитие рефлексии собственной деятельности, личностных профессионально значимых качеств (личностно-рефлексивный компонент профессиональной компетентности). Создание и управление образовательной средой высшего учебного заведения должно осуществляться в направлениях его насыщения, диверсификации, возможности построения индивидуальной траектории формирования каждого конкретного специалиста, его самоопределения и самореализации, удовлетворения образовательных и личностных потребностей. Локальные образовательные среды в высшей школе (учебная, природная, информационно-образовательная, инновационная, рефлексивная социокультурная) в их взаимосвязи способствуют развитию различных видов компетенций (предметной, экологической, информационно-технологической, здоровьесберегающей, творческо-инновационной, аутопсихологической, социально-коммуникативной и др.). Образовательная среда педагогического университета становится фактором формирования профессиональной компетентности будущего учителя, при условии, что: содержание учебных дисциплин ориентировано на практику; формы и методы деятельности логично обоснованны; в отношениях студентов и преподавателей превалируют принципы демократичности и развивающего обучения; имеются материально-технические возможности организации современной учебной деятельности и т. п. Создание базовых учебных и экспериментальных площадок, проведение научно-практических семинаров и конференций, совместных круглых столов с участием студентов, преподавателей, учителей школ и учащихся; организация студенческих научных лабораторий, педагогических практик позволяет охватывать практически все компоненты образовательной среды.

ри определении результатов эффективности образовательной среды следует обращать внимание на: - удовлетворенность студентов содержанием и организацией труда (привлекательность учебного заведения и образовательных услуг, внедрение инновационных технологий, создание условий для самостоятельной учебной и научно исследовательской работы, физиологически обоснованный режим учебы и отдыха); - характер отношений между участниками образовательного процесса (сотрудничество на паритетных началах, соответствующий социально-психологический микроклимат); - наличие необходимых пространственно-предметных условий, обеспечивающих престижность учебного заведения (современная материально-техническая база, компьютерные сетевые системы, электронные библиотеки, спортивные сооружения, рекреационные зоны, использование энергосберегающих технологий); - ведение на должном уровне нормативно-правовой документации (электронное ведение документации, включая академические журналы, профессорско-преподавательский потенциал, характер управленческой деятельности) и др. Таким образом, образовательная среда вуза является совокупностью духовно-материальных условий функционирования вуза, обеспечивающих саморазвитие активной и творческой личности, формирования ее профессионально-значимых качеств и реализации инновационного потенциала. В основу авторской типологии образовательной среды положена концепция профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях с использованием компетентностного и структурно-функционального подходов, что позволило проследить взаимосвязь между типами образовательной среды, ее функциями и компонентами (материально-технический, технологический и субъектно-социальный).
Основываясь на представлении о восприятии студентом образовательной среды вуза, можно выделить присущие ей функции: интегративную, адаптивную, социокультурную, профессионально-личностного развития и саморазвития индивида. С учетом этого разработана структурно-функциональную модель образовательной среды медицинского вуза. Понятие «компонент среды» подразумевает составную часть, элемент её и имеет разное содержание, если включён в указанные подструктуры (материальная база, подразделения вуза), либо участвует в психодидактической её организации. Логика целостного отношения к образовательной среде университета требовала найти грани слияния формы, в роли которой выступали структурные компоненты образовательной среды, и содержания, которым стали педагогические компоненты среды, а также обоснование присущих ей функций.

К педагогически значимым компонентам среды университета отнесены: мотивационнно-ценностный (характеризует ведущие ценности, на которые ориентируются субъекты в данной образовательной среде, и мотивы их достижения и комплекс соответствующих возможностей), информационно-знаниевый (характеризует как содержание образовательного процесса, так и информационный ресурс в среде данного вуза, а также возможность свободного доступа к нему), валеологический (в природосообразной среде комплекс возможностей сохранить и приумножить здоровье каждого студента), гуманитарный, то есть обращённый к человеческой личности, к правам и интересам субъектов образования. Если среда является развивающей образовательной средой, то она содержит совокупность возможностей для развития профессионально-личностной компетентности и для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

19. Характеристика основных параметров образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

В дошкольном учреждении исходно закладываются нормы социальные и мо- рально-нравственные (через уважительное отношение к себе и Дру- гому, поведение в группе, отношения со взрослыми и сверстниками и т.д.). Осваивая это социальное пространство, нарождающаяся лич- ность осознанно и неосознанно строит свое отношение к будущему, обществу, к жизни в целом. Следовательно, от того, что будет зало- жено на данном этапе (какие установки, нормы, ценности), будет за- висеть дальнейшее движение, траектория социального развития ребенка.

Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию: образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения; различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

Следующий компонент образовательной среды ДОУ – освоение содержания дошкольного образования. Отмечая, что содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условий для самовыражения и самореализации личности: формирование мировоззрения адекватного современному уровню знаний. В современных условиях дошкольным учреждениям доступен достаточно широкий выбор образовательных программ. Консервативные устои воспитателей, проработавших много лет по старым программам, и нежелание внедрять новые технологии тормозят этот процесс.

Интегрированность, разнообразие форм и методов, учёт индивидуальных особенностей воспитанников в освоении содержания образования способствует формированию у дошкольников основ творчества, любознательности, познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем качества дошкольного образования.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: