Методические рекомендации по подготовке научного доклада




Подготовка научного доклада выступает в качестве одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов.

Научный доклад представляет собой исследование по конкретной про­блеме, изложенное перед аудиторией слушателей. Это может быть выступление на семинарском занятии, конференции научного студенческого общества («Неделе нау­ки») или в рамках «круглых столов». В любом случае успешное выступление во многом зависит от правильной организации самого процесса подготовки научного доклада.

Работа по подготовке научного доклада включает не только знакомство с ли­тературой по избранной тематике, но и самостоятельное изучение определенных во­просов. Она требует от студента умения провести анализ изучаемых экономических процессов, способности наглядно представить итоги проделанной работы, и что очень важно — заинтересовать аудиторию результатами своего исследования. Следователь­но, подготовка научного доклада требует определенных навыков.

Подготовка научного доклада включает несколько этапов работы:

Выбор темы научного доклада.

Подготовка к научному докладу начинается с выбора темы будущего выступ­ления. Практика показывает, что правильно выбрать тему — это значит наполо­вину обеспечить успешное выступление. Конечно же, определяющую роль в этом вопросе играют интересы, увлечения и личные склонности студента, непосредствен­ная связь темы доклада с будущей или настоящей практической работой (если это студенты вечернего отделения). Определенную помощь при избрании темы может оказать руководитель научного кружка, преподаватель, ведущий семинарское занятие или читающий лекционный курс. И все-таки при выборе темы и ее формулировке не­обходимо учитывать следующие требования:

1. Тема выступления должна соответствовать Вашим познаниям и инте­ресам. Здесь очень важен внутренний психологический настрой. Интерес порождает воодушевление, возникающее в ходе работы над будущим докладом. Тема, ставшая для Вас близкой и волнующей, способна захватить и увлечь аудиторию слушателей.

2. Не следует выбирать слишком широкую тему научного доклада. Это связано с ограниченностью докладчика во времени. Студенческий доклад должен быть рассчитан на 10 – 15 минут. За такой промежуток времени докладчик способен достаточно полно и глубоко рассмотреть не более одного - двух вопросов.

3. Научный доклад должен вызвать интерес у слушателей. Он может со­держать какую-либо новую для них информацию или изложение спорных точек зре­ния различных авторов по освещаемой проблеме.

Студент, приступающий к подготовке научного доклада, должен четко определить цель будущего выступления.

Понятно, что до изучения литературы по выбранной теме довольно сложно сформулировать конкретную цель своего исследования. В этом случае необходимо обозначить общую цель или целевую установку. Конкретная целевая установка дает направление, в котором будет работать докладчик, помогает осознано и целенаправ­ленно подбирать необходимый материал. Поясним этумысль на конкретном примере. Студентом избрана следующая тема: «Роль крупных предприятий в рыночной экономике». Можно в качестве общей цели поставить перед собой задачу определить истинное место крупных компаний в современной экономике.

Известно, что критерием успешного выступления является наличие контакта, возникающего между докладчиком и аудиторией. Любой контакт предполагает вклю­ченность обеих сторон — и докладчика, и слушателей — в мыслительную деятель­ность. Чтобы вызвать интерес, необходимо в начале выступления сформулиро­вать цель научного доклада.

Определив и обозначив цель доклада, в дальнейшем следует приступить к подбору материалов. А это уже второй этап подготовительной работы.

Подбор материалов.

Работа по подбору материалов для доклада связана с изучением экономиче­ской литературы.

Изучение литературы по выбранной теме желательно начинать с просмотра нескольких учебников по экономической теории. Это позволит получить общее пред­ставление о вопросах исследования. Дальнейший поиск необходимой информации предполагает знакомство с тремя группами источников. Первая группа — это офици­альные документы российского Правительства. Вторая группа включает монографии, научные сборники, справочники. К третьей группе относятся материалы периодиче­ской печати — журнальные и газетные статьи. Именно в этой группе в основном со­держатся новые сведения и факты, приводятся последние цифровые данные.

3. Составление плана доклада. Работа над текстом.

После того, как работа по подбору источников завершена и имеется опреде­ленное представление об избранной теме, можно составить предварительный план. При этом необходимо учесть, что предварительно составленный план будет изме­няться и корректироваться в процессе дальнейшего изучения темы. И хотя этот план не имеет конкретно обозначенных границ, его составление позволит сформировать основу создаваемого доклада и уже на этом этапе обозначить контуры будущего вы­ступления. В дальнейшем, по мере овладения изучаемым материалом, начальный план можно будет дополнять, совершенствовать и конкретизировать.

Работу над текстом будущего выступления можно отнести к наиболее слож­ному и ответственному этапу подготовки научного доклада. Именно на этом этапе необходимо произвести анализ и оценку собранного материала, сформулировать окончательный план.

Приступая к работе над текстом доклада, следует учитывать структуру его по­строения.

Научный доклад должен включать три основные части: вступление, основную часть, заключение.

Вступление – представляет собой краткое знакомство слушателей с обсу­ждаемой в докладе проблемой. «Самая тяжелая задача во время деловой беседы — расположить к себе в ее начале и добиться успеха в ее конце». — мнение известного американского психолога Дейла Карнеги.

Действительно, хотя вступление непродолжительно по времени (всего 2—3 минуты), оно необходимо, чтобы пробудить интерес в аудитории и подготовить поч­ву для доклада.

Вступление подобно увертюре, так как оно определяет не только тему пред­стоящего доклада, но и дает лейтмотив всего выступления. Вступление способно за­интересовать слушателей, создать благоприятный настрой для будущего восприятия.

Необходимо начать с главной мысли, которая затем займет центральное ме­сто. Удачно сформулированные во вступлении несколько фраз способны обеспечить успех всего доклада.

Начать доклад нужно с обращения к аудитории. Следующие фразы должны быть предельно просты и лаконичны. «Уважаемые коллеги! Известно, что крупные компании составляют основу экономического потенциала любого государства. Со­ставляя небольшую часть общей численности компаний страны, они создают боль­шую долю ее национального богатства. В экономической литературе конкурентное преимущество фирм-гигантов традиционно объясняется получением ими эффекта масштаба. Однако крупной фирмой пройден длительный путь развития, в процессе которого определился ряд новых факторов, способных повысить ее конкурентоспо­собность. Что же на самом деле позволяет обеспечить крупной компании эффектив­ную деятельность? Что помогает ей, несмотря на недостатки в целом, сохранять высо­кую конкурентоспособность?»

Основная часть – является логическим продолжением вопросов, обозна­ченных автором во введении. Именно в этой части доклада предстоит раскрыть тему выступления, привести необходимые доказательства (аргументы).

Для того чтобы правильно построить основную часть своего доклада, необхо­димо составить ее подробный план. Важность составления такого плана связана с ос­новной задачей автора. Он должен в течение 10 минут, отведенных на основную часть, суметь представить и изложить авторскую точку зрения по обозначенной в те­ме доклада проблеме.

Наличие подробного плана позволяет выполнить эту задачу, дает возмож­ность автору в сжатой форме донести свои идеи до аудитории и уложиться в установ­ленный регламент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: