Задачи системных исследований.




Общими задачами всех системных исследований являются анализ и синтез систем.

В процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав, структура, функции, интегральные характеристики (то есть свойства), а также системообразующие факторы и взаимосвязи со средой.

В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения.

Системный подход применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к свойствам и интегральным характеристикам объектов. Системные описания выполняют те же функции, как и прочие описания: объяснительную и предсказательную. Но главная их функция заключается в интеграции информации об объекте.

Системный подход позволяет проследить общность психических явлений с другими явлениями объективной действительности. Это дает возможность «переноса» идей и взаимного обогащения, «усиления» наук. Объединение и объективация знаний базируются на теории целостных объектов, будь то статистические или динамические системы.

 

Задачей системных исследований является выработка соответствующей теоретико-познавательной технологии изучения явлений как систем и познания системности мира.

 


Системный подход не самоцель. В каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Системные описания служат средством решения многих теоретических и прикладных задач, встающих сегодня перед психологами.

В теоретическом плане это:

· интеграция и систематизация психологических знаний;

· устранение избыточности в накопленной информации и сокращение объема описания;

· выявление инвариантов психологических знаний;

· преодоление недостатков локального подхода, уменьшение субъективизма в интерпретации психических явлений.

Системный подход позволяет находить пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях - путем интерполяции и экстраполяции - предсказывать свойства отсутствующих частей описания.

В прикладном плане это:

· задачи психодиагностики, проектирования и управления автоматизированными системами;

· повышения эффективности процесса обучения, совершенствования психологического образования.

Системные методы позволяют представлять учебную информацию в виде более удобным для восприятия и запоминания, давать более целостное описание предмета науки и переходить в изложении психологической информации к индуктивно-дедуктивному способу.

Существует несколько разновидностей системного подхода: комплексный, структурный, целостный.

 

· Комплексный подход предлагает рассмотрение совокупности компонентов объекта или применяемых методов исследования. При этом не принимаются во внимание ни отношения между объектами, ни полнота их состава, ни отношения компонентов. Решаются главным образом задачи статики: количественного соотношения компонентов и подобные.

· Структурный подход предлагает изучение состава (подсистем) и структур объекта. При таком подходе еще не проводится соотнесение подсистем (частей) и системы (целого). Декомпозиция систем на подсистемы производится не единым образом. Динамика структур, как правило, не рассматривается.

· При целостном подходе изучаются отношения не только между частями объекта, но и между частями и целым. Декомпозиция целого на части единственна. Так, например, принято говорить, что «целое - это то, от чего ничего нельзя отнять и к чему ничего нельзя добавить». Целостный подход предлагает изучение состава (подсистем) и структур объекта не только в статике, но и в динамике, т. е. он предлагает изучение поведения и эволюции систем.

Любую систему можно рассматривать как подсистему большей системы. Это правильное по существу положение оставляет, однако, в тени тот факт, что последовательность систем оказывается неоднородной: различные объекты (системы) обладают различной функциональной и структурной обособленностью и целостностью. Например, и клетка, и орган, и организм могут рассматриваться как системы. Но клетка и организм обладают по сравнению с органом значительной большей способностью к независимому функционированию. Поэтому целостный подход применим не ко всем системам (объектам), а только к таким, которым свойственна высокая степень функциональной независимости.

Особенности системного подхода в психологии.

1. Выбор объекта. Системное исследование предполагает определенный выбор объекта. Выбор объекта конкретного исследования - дело нелегкое, так как требует выделения в сложной организации человека обособленной подсистемы, обладающей относительной функциональной и структурной самостоятельностью. Это необходимое условие для получения системного описания объекта. Примерами могут служить сенсорная организация человека, психомоторная организация, интеллект и т. п. Более крупные образования (сома, психика, личность) трудны для экспериментального исследования и могут стать объектом либо комплексного, либо теоретического исследования. Однако выбор функционально и структурно обособленного объекта - необходимое, но еще недостаточное условие для получения хорошего системного описания. Для выбранного объекта нужно подыскать такой «срез» исследования, для которого нужно указать и экспериментально изучить полный набор характеристик. Если этого не сделать, то описание неизбежно становится локальным.

2. Постановка задач в терминах системного подхода предполагает получение ответов на вопросы о составе объекта, функции объекта, его структуре.

Состав системы – множество элементов, из которых она образована. Системой называется совокупность элементов любой природы, между которыми существуют определенные отношения. Это множество можно разбивать на подмножества и на элементы, соответственно различают макросостав и микросостав.

Структурой системы называется постоянная часть отношений, характерных для компонентов системы. Отношения задают ограничения на сочетания элементов различных множеств или одного и того же множества. Объектам множества могут быть свойственны отношения различных видов, следовательно, в одной системе может быть несколько структур. Любая систем существует в некоторой среде.

Функцией системы называется соответствие между средой и системой. Система может выполнять одну или несколько функций. Постоянные суммарные характеристики состава и отношений между компонентами системы называются ее свойствами.

Рассмотренные категории применимы к любым системам. Системы отдельных классов дополнительно описываются также и другими понятиями.

 

Системный подход в узком и широком смысле.

В узком смысле под системным подходом В.А.Ганзен понимал применение системных методов для изучения реальных физических, биологических, социальных и других систем.

Системный подход в широком смысле включает, кроме того, применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента. К системным методам психологии принадлежат: генетический, лонгитюдный, аналитический (расчленение и различение), синтетический (выделение общего и объединение), индуктивный и дедуктивный, композиционный. Они применимы также к процессу исследования и к представлению результатов исследования.

Впервые использование системного подхода в психологии стал обсуждать Б.Ф.Ломов. С его точки зрения системный анализ предполагает следующее.

Борис Фёдорович Ломов (1927 – 1989)- советский психолог, специалист в области общей, инженерной и педагогической психологии, а также психологии познавательных процессов. Один из инициаторов разработки инженерной психологии в СССР. Член-корреспондент АПН СССР (1967), член-корреспондент АН СССР с 23 декабря 1976 по Отделению философии и права (психология).


 

· Любое психическое явление развертывается одновременно в нескольких планах, раскрывающих разные масштабы его организации. Можно выделить следующие планы анализа психики:

Первый план фиксирует взаимосвязь и взаимодействие изучаемого объекта с объектами того же класса.

 

Психика рассматривается как субъективное отражение объективной действительности, выступающее в ряду других видов отражения (абиотического, биологического, социального), как регулятор активности субъекта (его деятельности, общения, познания) и как структура личностных образований.

 


Второй план определяет всю совокупность психических явлений как относительно самостоятельное целое (систему). В качестве компонентов, выделяются не отдельные процессы, а функциональные образования.

Б.Ф.Ломов дифференцирует когнитивную, регулятивную и коммуникативную подсистемы, обеспечивающие различные формы взаимосвязей индивида с окружающей средой.

 

 


Третий план рассматривает объект в его отношениях с системой более высокого уровня.

Включаясь в социальную систему, человек становится носителем социального качества и выступает как личность. Включаясь в систему биологических отношений со средой – носителем природных качеств и выступает как организм. Каждая из этих систем, дифференцируясь, становятся основанием разнообразных свойств человека: материально-структурных, функциональных, системных.

 

 


Четвертый план раскрывает объект исследования как движение микросистем

(нейрональных интеграций), а психика в целом представляется как отражательная функция мозга.

Целостное описание психики предполагает сочетание всех планов анализа.

· Психические явления многомерны и могут рассматриваться в самых разнообразных системах измерений, каждая из которых позволяет обнаружить лишь определенную группу свойств и отношений.

· Система психических явлений имеет вертикальное (уровневое) строение. Действие этого положения распространяется и на отдельные процессы и состояния.

· Человек обладает системой разнопорядковых свойств, которые организованы в некоторое целое, напоминающее по своему строению пирамиду: на вершине размещаются общие свойства, в основании раскрывающие их свойства «n»-го порядка, грани пирамиды символизируют различные категории свойств.

· Психические явления полидетерминированы. Такие модусы психического, как многомерность, многоплановость, многоуровневость выражают множественность детерминации психики.

· Психические явления – динамические, развивающиеся. Их целостность и дифференцированность возникают, формируются и образуются в ходе развития индивида, которое тоже выступает как полисистемный процесс. Психическое развитие – это движение его оснований, сменность детерминант, возникновение, формирование и преобразование свойств или качеств. Многообразие источников и движущих сил развития человека всегда связано с системой противоречий (между разными свойствами, уровнями, основаниями, факторами) и предполагает различные пути их разрешения.

Рисунок Требования к системному подходу в психологии по Б.Ф.Ломову

Вопрос для самопроверки:

В психологии, восприятие изучается:

Ø в плане анализа физического (и химического) взаимодействия предметов и явлений внешней среды с органами чувств (биофизический аспект),

Ø в плане отношения между субъективными величинами и отражаемыми в них физическими величинами (психофизический аспект),

Ø в плане функционирования органов чувств (психофизиологический аспект),

Ø в плане динамики становления перцептивного образа (микрогенетический аспект),

Ø в плане анализа операции приема информации, поступающей от технических устройств (инженерно-психологический аспект),

Ø в плане влияния социальных установок личности на перцептивные процессы (социально-психологический аспект),

Ø в плане развития сенсорики (психолого-генетическии аспект)

Ø регуляционные функции восприятия изучаются в связи с анализом различных видов человеческой деятельности.

Какой принцип системного подхода реализуется во всех этих исследованиях, кто сформулировал этот принцип?

Ответ: Принцип многоплановости анализа. Автор Б.Ф.Ломов

Любое психическое явление развертывается одновременно в нескольких планах, раскрывающих разные масштабы его организации. К сожалению, различные направления в изучении восприятия пока еще выступают изолированно друг от друга. Представляется, что дальнейший прогресс в разработке этой проблемы существенно зависит от того, насколько удастся реализовать системный подход, т е найти пути синтеза перечисленных аспектов. Без такого синтеза вряд ли может быть понята специфика восприятия как психического явления и раскрыты его действительные закономерности. То же самое можно сказать о многих других проблемах психологии

 

 

РОГОВИН Михаил Семенович (1921—1993) — российский психолог, специалист в области военной и когнитивной психологии, истории и философии психологии, патопсихологии. Доктор психологических наук, профессор.

М.С.Роговин выделил четыре принципа системного подхода:

1. Каждая рассматриваемая система обладает признаком целостности, то есть она имеет качественно новые свойства, не сводимые к свойствам суммы ее частей;

2. Система (ее строение) детерминирована своей функцией, которую называют системообразующей. Системный подход включает в себя и функциональный.

3.Система находится в информационном и энергетическом взаимодействии со средой. Системный подход включает в себя и информационно-энергетический подход.

4. Любая система находится в процессе развития. Системный подход включает в себя и генетический подход.

 

В.А.Ганзен детально рассмотрел проблемы системных описаний. Описание системы с его точки зрения должно включать:

1) ее элементный состав;

2) структуры или подсистемы, образуемые этими элементами;

3) функции системы, ее подсистем и элементов;

4) интегральные свойства системы;

5) системообразующие факторы;

6) взаимосвязи со средой.

Владимир Александрович Ганзен(1927—1997) — советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор Ленинградского / Санкт-Петербургского государственного университета, автор методики системного описания целостных объектов. Автор монографий «Восприятие целостных объектов» и «Системные описания в психологии»


С особой отчетливостью системные идеи выступили в различных концепциях личности. Начиная с 1920-х гг. термин «система» прочно вошел в психологию личности. Большинство исследователей личности считали, что адекватное понимание личности может быть достигнуто только при изучении человека как целостности. В целом ряде подходов к исследованию личности, прежде всего в психоанализе 3. Фрейда, было выдвинуто положение об иерархической уровневой структуре личности. Организмические концепции личности (например, концепция известного невролога и психолога К. Гольдштейна) обосновывали тезис о саморазвитии личности, целостного организма как системы еще в начале 30-х гг. XX в. Разработка проблемы личности в психологии всегда выступала как антитеза «атомизма», раздробленности человека на отдельные кирпичики, «элементы» в противовес традиционной психологии познавательных процессов. После появления в 1940-х гг. общей теории систем Л. Фон Берталанфи тенденция к системному рассмотрению человека в психологии личности стала более выраженной.

Гордон Оллпорт назвал одну из своих работ «Открытая система в теории личности» (1960), где рассматривает личность как открытую, взаимодействующую с действительностью систему, тем самым подчеркивая коренное отличие своегопонимания системы от концепции К. Гольдштейна, который исходил из идеи относительно автономного развития организма, его «закрытости» в контактах с внешней средой. Акцент, на открытом характере личности как системы, который ставит Г. Оллпорт в названии своей статьи, символичен, так как иллюстрирует тот факт, что за самим термином «система» в психологии личности часто стоят радикально отличающиеся по содержанию, методам и философской методологии построения. Если пропустить через воображаемый фильтр, настроенный на термин «система» и его параметры, такие как «целостность», «структурность», «взаимодействие со средой», «иерархичность», «саморазвитие», тексты трудов различных исследователей по психологии личности, то в одном ряду оказываются непохожие друг на друга концепции: психоанализ, организмические теории, динамическая концепция личности Курта Левина, персонология Генри Мюррея, теория самоактуализации личности А. Маслоу, персоналистская концепция личности Г. Оллпорта и т.п. Общей чертой этих концепций является стремление представить личность как целостный объект, рассмотрение ее как системы. На признании этого положения сходство большинства психологических концепций личности завершается, а дальше начинаются их многочисленные различия.

 

ГЛОССАРИЙ

· Система — совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность или единство.

· Структура — способ взаимодействия элементов системы посредством определённых связей (картина связей и их стабильностей).

· Процесс — динамическое изменение системы во времени.

· Функция — работа элемента в системе.

· Состояние — положение системы относительно других её положений.

· Системный эффект — такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей.

· Структурная оптимизация — целенаправленный итеракционный процесс получения серии системных эффектов с целью оптимизации прикладной цели в рамках заданных ограничений. Структурная оптимизация практически достигается с помощью специального алгоритма структурной переорганизации элементов системы

Презентация



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: