Особенности психи.разв.при аутизме.




По данным Никольской, Лебединской и др. внешн.проявлениями синдрома РДА явл: -аутизм как таковой,т.е.предельное экс-тремал. одиночество, снижение способности к установлению эмоц.контакта.Особенно тя-жело взаимод.взглядом и мимикой. Тру-дности установл. эмоц. связей проявл. даже в отношении с родными.-стереотипность по-ведения,связан-я с напряжённым стремлени-ем сохранить постоянные,привычн.условия жизнедеятельности.Реб.сопротивл-ся мА-лейшим изменениям в обстановке,порядке жизни.Наблюд-ся поглощ-сть однообразн. действиями:раскачивание,прыжки, манипу-лирование предметами.Стереотипн.негиб-кость проявл.в хождении высоко на носках, в ускорен.темпе и даже нанесении себе пов-реждений,Хар-на задержка и наруш.речев. разв:мутизм(отсутств.целенапр.использ ре-чи).Однако быв,что у реб. с РДА формально хорошо разв.речь,однако она носит хар-р штампованности.Т.ж.отмеч.раннее прояв-ление указанных в детстве расстройств (до 2-х лет).Большое кол-во страхов, самоагрес-сия.Никольская выделила 4 гр. Детей с РДА:

1.дети с отрешённостью от внешн.среды,2. дети с отвержением внешн. среды,3.дети с замещением внешн.среды,4.дети со сверх-тормозимостью.Особ-ти разв.позноват. сфе-ры:Внимание: крайне низкий уровень ак-тивн.внимания.С самого ранн.возраста от-меч.негатив.реакция или вообще отсутствие реакции при попытках привлечения мнима-ния к предметам окруж.действит-ти. Наб-люд-ся грубые нарушения целенаправленно-сти и произвольн.внимания.Хар-ной чертой явл.психи.пресыщаемость.Ощущения и вос-приятии:повышен.сенсорн. ранимость.Дети с РДА отдают предпочтение разнообразным предметам,лицо же чел.практически мгно-венно вызыв.пресыщение и желание уйти от контакта.В восприятии реб.с РДА отмеч. наруш.ориентировки в пространстве, иска-жение целостн.картины реальн.предметн. мира.Память отмеч. хорошая механич. Па-мять.Дети могут повторять одни и те же зву-ки,слова.Они легко запоминают стихиМыш-ление.Трудно понять разв.ситуации во времени.

4.Клиническое обследование.особ-ти и за-дачи клин-го исследования. Патопсихол. эк-сперимент-это искусств.создание условий, выявл те или иные особен психич деят чел в ее патологии.Для такого эксперимента хар-рно вызывание псих.процессов в строго оп-ред.условиях, учитываемых исследователем, и возможность изменения течения этих про-цессов по заранее намеченному плану.Б. В. Зейгарник (1969) приравнивала патопс-кий эксперимент к широко используемым в сома тич.мед.функциональным пробам,с пом кот. врачи обычно определ.состояние функции того или иного внутр органа. В психиатрич. клинике патопс иссл преследует сл.задачи.

1. Получ данных для диагностики. 2. Иссле-дование динамики псих.нарушений в связи с проводимой терапией.Многократно прово-димые в процессе лечения патопсих.исслед м.б.объективным показателем влияния тера-пии на течение болезни,свидетел об эффек-тивности проводимого лечения,а также ха-ракт.особен.наступления ремиссий и стр-ры формирующегося при этом псих.дефекта, если речь идет о процессуальн.заболевании. Др.словами,при этом изуч.особенности воз-действия лечебн.средства на психоз.3.Учас-тие в экспертной раб.Психол.экспертиза особенно часто производится по делам,в кот. фигурируют несовершеннолетние.При этом определ-ся уровень их познав.деят.и хар-р присущих им индив-личн.особен. Ли-шь при такой суммарн.оценке можно судить о способности обследуемого сознавать про-тивоправность своих действий и руководить ими.В детск.психиатрии психол.исследо-вания необходимы для решения вопроса о том,где следует учиться реб.-в массовой или спец.школе.Этот вопрос должен безошибоч-но решаться спец.мед-пед.комиссиями. 4.Участие в реабилитацион.раб. Психиатр не ограничив-ся проведением акт терапии и на-значением больному шизофренией поддер-живающих доз лекарственных средств,но должен позаботиться и о восстановлении больным его положения в обществе-в семье, на производстве.5.Исследование недостато-чно изученных псих заболеваний.Патопсих. исследования проводятся с научн.целью для анализа еще недостаточно изучен.психопат. проявлений тех или иных псих забол. 6.Уча-стие в психотерапии.Здесь,как и в прове-дении реабилитацион.мероприятий, психо-лог должен работать под руководством вра-ча психиатра,псих отер.и выполнять поста-вл.им задачи как психодиаг,так и соц-пси-хол.хар-ра.Специфич.задачи патопсихоло-гич.исследования:участие патопсихолога в диагностике псих заболевания,т.к.от реше-ния этих вопросов зависит объем показаний к психотерапии и выбор ее наиболее адек-ватных форм и места проведения(в стаци-онаре или амбулаторно).патопсих.иссл. способств.обнаружению таких личн.свойств больного,на кот.в послед.психотер.раб. сле-дует обратить внимание;психол.экспер спо-собств.налаживанию продуктивн.контакта с больными,т.к.дает психотерапевту представ-вление об его интел уровне и интересах.

 

11.Гармонический психофиз.инфантили-зм –задержка психи.разв.конституциональн. происхождения.Отражением этого фактора явл-ся появление инфантилизма и у др..чл. семьи,не достигая патологи.уровня.В некот. случаях инфантилизм охватывает не только психику,но и визич.разв.реб.В таком случае реб.несколько отстает в росте и весе от свер-стников,но отлич-ся живостью моторики и эмоций.Круг интересов ограничив-ся игра-ми,в кот.реб.может проявлять много творче-тва и достаточно выдержки.В то же время уч-познават.деятельность для таких детей мало привлекательна,и наступает быстрая пренасыщаемость.Эмоции и мотивация со-ответств.младш.возрасту,а самооценка сла-бо дифференцирована.Таким образом, заде-ржка охватыв.в основн.эмоц-волевую сферу, что отраж-ся в перв.очередь в недостаточ-ности произвольн.регуляции поступков, мы-шления,запоминания и сосредоточения вни-мания.Уровень достижений в познав ат.раб. у таких детей зависит от оказания органи-зующей помощи и постоян.поощрении.В да-льнейшем возможно постепен.сглаживание различий с нормой,что определ.благоприят-ность прогноза для этого типа ЗПР.

 

12.Дисгармонич.психич.инфантилизм:незрелость психики в рез-тате задержки разв.на ранних этапах онтогенеза.Реабилитацион. мероприятия носят больше воспитательный, чем мед.хар-тер.Типы психопатии:1)неусто-йчивые и возбудим.личности;2)истероидн. личн-ти,3)псевдологич.личн-ти.1.Неустой-чивые и возбудимые личн-ти.Интеллект. со-хранен,иногда выше нормы,но интеллект. интересы выражены слабо;знания носят по-верхностн.хар-тер;низк.продуктивность дея-тельности;недоразвиты высш.формы воле-вой деятельности;мотивация поступков при-митивна;высокий уровень возбудимости, жажда нов..удовольствий;склонность к де-виантн.поведению в виде бродяжничества, случай.краж.2.Истероидн.личн-ти.Эмоции неустойчивы.Высок.уровень внушаемости. Эгоцентризм.Непрочность личностн.отно-шений и привязанностей.Жажда притязаний сочет-ся с отрицательн.отношением к систе-матич.труду.В переходн.период возможны патологи.реакции,например,заикание,отказ от пищи.3.Псевдологич.личн-ти. Возбу-димое воображение со склонностью к фан-тазированию и послід.не различением де-тьми выдуманного и реального.Дисгар-монич.психич.инфантилизм м.б.связан с эн-докрин.заболеваниями.Так,при недостато-чн.выработке гормона надпочечников и го-рмонов полов.желез в возрасте 12 – 13 лет м.б.задержка полов.созревания как у маль-чиков,так и у девочек.При этом форми-тся своеобразн.особенности психики подростка, хар-рные для так называемого гипогенита-льн.инфантилизма.Чаще черты незрелости проявл-ся у мальчиков.Подростки медли-тельны,быстро устают,работоспособность неровная,выше в перв.половине дня. Обна-ружив-ся снижение объема памяти; мнима-ние быстро рассеив-ся,поэтому ученик де-лает много ошибок.Интересы у подростков с гипогенитальн.формой инфантилизма свого-бразны:например,мальчики больше інтерес-ся спокойн.занятиями.Двигательн.умения и навыки развиты недостаточно,они неуклю-жи,медлительны и неповоротливы.Вместе с тем эти дети имеют хорошие интеллект.спо-собности,отличаются большой эрудицией, однако они не всегда могут использовать свои знания на занятиях,т.к.бывают очень рассеяны и невнимательны.Склонны к бе-сплодным рассуждениям на люб.темы. Оче-нь обидчивы,болезненно пережив.свои неу-дачи в учебе и трудности в общении со свер-стниками.Лучше себя чувств.в общ-ве взро-слых,где слывут эрудитами.Признаки гипо-генитальн.инфантилизма проявл-ся во вне-шн.облике подростка.Они имеют невысокий рост,полноту, "лунообразное" лицо, тонкий, «писклявый» голос.Дисгармонич.инфанти-лизм психи.можно определить как психопа-тич,т.к. инфантильн.черты органически вхо-дят в стр-ру психопати.личн-ти,чаще исте-рич.и неустойчивой.При этом наряду с вы-раженной(заостренной)инфантильностью отчетливо выступ.дисгармоничность пси-хич.свойств, раздраженность и неуравнове-шенность,нарушение поведения,кот. Подчи-няется прежде всего желаниям настоящего момента.Признаки незрелости психики не-редко сочетаются с нормальн.или даже опе-режающим физическим разв.

46.Психосексуальн.расстройства:анома-лии сексуальн.поведения. Аномалии секс. поведения-это любые отклонения от секс. нормы.Осн.формы секс.девиации: несоотве-тствие полов.направленности секс.влече-ния -гомосексуализм(напраленность секс. влечения на лиц одного пола),-нарцис-сизм(направленность секс.влечения на се-бя); несоответствие возрастн.направленно-сти секс.влечения -педофилия(секс.влечение взрослых к детям),эфебофилия(секс.влече-ние взрослых к подросткам),геронтофилия (секс.влечение к партнеру старч.возраста); несоответств.биологич.направленности секс.влечения -зоофилия(секс.действия с жи-вотными),-некрофилия(секс.действ.с трупа-ми); извращение как способ реализации секс. удовлетворенности -садизм(причинение ст-радания партнеру),-трансвестизм(переоде-вание в одежду противоположн.пола),-экс-гибиционизм(обнажение собствен.полов. органов),-фетишизм(замещение объекта се-кс.влечения символом),-вуйаеризм(подгля-дывание или подслушивание за секс.жизнью др).

45.Нарушение пищев.поведения. Пищ. пове-дение чел.оценив-ся как гармон-ое или де-виантн.в зависимости от множества параме-тров,в частности,от того,что в данной соци-окультурн.среде приним-ся за норму.Основ-ными нарушениями пищев.поведения счит-ся нервн.анорексия и нервн. булимия.Об-щими для них явл.параметры: озабочен-ность контролированием веса собствен.тела; искажение образа своего тела;изменение це-нности питания в иерархии ценностей.Нерв-ная анорексия представл.собой расстройство пищев.поведения,хар-зующееся преднамере-нным снижением веса,предпринимаемым самим индивидом.Отказ от пищи связан,как правило,с недовольством своей внешнос-тью,избыточной,по мнению самого чел, пол-нотой.Часто основой нервн.анорексии слу-жит искажен.восприятие себя и ложн. Инте-рпретация отношения окруж.к внешности. Данный синдром носит название дисморфо-манич.синдрома.Однако формирование нер-вн.анорексии возможно и вне данного синд-рома.Выдел.(М.В.Коркина)четыре стадии нервн.анорексии:1)инициальная;2) активной коррекции,3)кахексии,4)редукции синдрома. В инициальн.стадии индивид выраж.Не-довольство преимущественно избыточн,по его мнению,полнотой либо всей фигуры,ли-бо отдельн.частей тела(живота,бедер, щек). При этом он мысленно ориентир-ся на вы-бран.идеал и мечтает похудеть,чтобы быть похожим на своего кумира.На стадии акти-вн.коррекции нарушения пищев.поведения становятся очевидными для окруж.Прежде всего он выбир.ограничительн.пищев. стере-отип, исключая из пищев.рациона отдельн. высококалорийные продукты,склоняется к соблюдению строгой диеты,начинает испо-льзовать различн.физич.упражнения и тре-нинги,принимает большие дозы слабительн. средств,использует клизмы,искусственно вызыв.рвоту.Ценность питания снижается до минимума,при этом индивид оказывается не способным контролировать свое речевое поведение,он постоянно возвращается к те-ме похудания,обсуждения диет и тренингов. На стадии кахексии могут появляться при-знаки дистрофии:снижение массы тела, су-хость и бледность кожн.покровов и другие симптомы.Диагностич.критериями нервн. анорексии явл:а) снижение на 15 % и сох-ранение на снижен.уровне массы тела;б) ис-кажение образа своего тела,проявляющееся в виде страха перед ожирением;в)намерен-ное избегание пищи,способной вызвать уве-личение массы тела.Нервн.булимия хар-зуется повторяющимися приступами перее-дания,невозможностью даже короткое время обходиться без пищи и чрезмерной озабоче-нностью весом собственного тела.Выдел. несколько диагностич.критериев нервной булимии:постоян.озабоченность едой и не-преодолимая тяга к пище даже в условиях ощущения сытости;б) попытки противодей-ствовать эффекту ожирения с помощью та-ких приемов,как вызывание рвоты, злоупот-ребление слабительными средствами, альте-рнативн.периоды голодания,использование препаратов подавляющих аппетит;в) навяз-чивый страх ожирения.Еще 1разновиднос-тью нарушений пищ.поведения явл. стрем-ление поедать несъедобн.предметы.Такой тип поведения встреч.лишь при психич.за-болеваниях или грубой патологии хар-ра, хотя не исключено его появление и в рамках делинквентн.поведения с целью симуляции соматич.болезни и достижения какой-либо цели.К стереотипам пищев.девиантн. пове-дения относят также скорость принятия пи-щи.Отмеч-ся две крайности:очень замедлен. принятие и сверхбыстрое торопливое загла-тывание пищи,кот.м.б.обусловлены сем.тра-дициями или свойствами темперамента.

 

26.Виды неврозов.Невроз навязчив.состоя-ний. Существ.множество классификацион. делений неврозов.Это рез-тат отсутствия единого взгляда на этиологию и патогенез. В основе классификаций лежат разн.приз-наки:этиологический: вина, фрустрация, агрессия и др.;информацион:(недостаток или избыток информации);ситуационный и реактивный;конституционный и реактив-ный по генетич.фактору;по принципу убы-вания роли факторов среды и возрастания роли факторов личн-ти;по признакам про-фессии-неврозы руководящих кадров, не-врозы актеров и т.д.;по событиям в жизни общества-военный, окопный и т.д.В нас-тоящ.время большинство отечественных ав-торов выдел.три классич.формы неврозов: неврастению,истерию и невроз навязчивых состояний (Г.К.Ушаков, Б.Д.Карвасарский). Неврастения. Причина:длительн.эмоц.напряжение,приводящее к истощению н.с. Конф-ликты на раб,сем.неприятности, неустроен-ность личн.жизни.Механизмы психологич. защиты по типу «отрицания», «рациона-лизации»,«вытеснения».Больного неврасте-нией беспокоит раздражительность по са-мым незначительным поводам.Им трудно сосредоточивать свое внимание,они быстро утомляются,у них появл-ся головн.боли, се-рдечн.боли,нарушаются функции желудка, появл.бессонница,расстраивается полов. фу-нкция,снижается острота сексуальн. Отно-шений.Нарушение сна. Истерия –наблюд-ся чаще у женщин.Они подчас представл.себя тяжело больными,несчастными, «непоняты-ми натурами» и глубоко вживаются в созда-нный ими образ.Иногда достаточно случай-ной неприятн.мелкой сем.ссоры, незначи-тельного служебн.конфликта,чтобы боль-ной начал горько рыдать,проклинать все и всех,угрожать покончить с собой. Истерич. реакция начин.обычно тогда,когда больно-му необходимо добиться чего-либо от ок-руж,или наоборот,избавиться от их якобы несправедливых или попросту нежелатель-ных требований.Эти реакции могут проявл. безудержн.слезами,обмороками,жалобами на головокружение и тошноту,рвотой, судо-рожн.сведениями пальцев рук,а в целом – симптомами почти любой болезни, изве-стн.данному чел,может возникнуть мнимый паралич,глухота,исчезнет голос.Но при всем этом истерич.приступ нельзя считать симуляцией,он чаще всего возник.помимо желания чел.и заставл.сильно физически и морально страдать его самого. Невроз навяз-чивых состояний(психастения) –появл.стой-кие тревожн.мысли,страхи,например, «зара-зиться болезнью»,потерять близкого чел, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении и т.п.При этом чел.хорошо по-нимает нелогичность своих опасений,но не может от них избавиться.

 

13. Синдром гиперактивности с дефици-том внимания. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания–это одна из форм про-явления минимально-мозговой дисфункции (ММД),т.е.очень легкой недостаточности мозга,кот.проявл.в дефиците определенных стр-тур и нарушении созревания более выс-ших этажей мозгов.деятельности.Термин «синдром дефицита внимания» был выделен в начале 80-х годов из более широкого поня-тия «минимальн.мозгов.дисфункции». Наб-людая детей шк.возраста с такими нару-шениями поведения,как двигательная расто-рможенность,отвлекаемость, импульсивнос-ть поведения.В дальнейшем в понятие «ми-нимальн.мозговое повреждение» были вк-лючены и нарушения обучения.В зависи-мости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близ-лежащих отделом мозга возник.более или менее выражен.проявления двигательной расторможенности.Именно на моторном ко-мпоненте этого нарушения и сосредоточили внимание отечествен.исследователи, назвав его гипердинамич.синдромом.Клинические проявления СДВГ м.б.разделены на гр, вк-лючающие основн.симптомы (гиперактив-ность,импульсивность,нарушение внима-ния)и сопутствующие синдромы в виде на-рушения моторики,эмоц.контроля и обу-чения. СДВГ практически не выявл.при обычн.неврологич.обследовании.Только при проведении электроэнцефалограммы.

 

 

14. Церебрастенич.синдром. К числу осно-вн.причин церебрастенич.синдрома отно-сятся различн.формы патологич.течения бе-ременности и родов,нарушающие поступ-ление кислорода в мозг плода и новорож-денного.Церебрастенич.синдром развив.так-же у большинства детей дошк.и шк. Воз-раста,перенесших черепно-мозговую травму (ЧМТ),нейроинфекции(менингиты,энцефа-литы) или общие инфекции с токсич.пора-жением мозга.Своеобразие клинич. течения и исходов ЧМТ у детей обусловлено тем, что механич.энергия воздействует на мозг, рост и разв.кот.еще не закончено. Церебрас-тенич.синдром развивается у многих детей, перенесших хирургич.операции. Основным проявлением церебр.синдрома считается так называемая "раздражительн.слабость".С од-ной стороны,для детей хар-рны общая пас-сивность,вялость,медлительность в мышле-нии и движениях, даже при незначительных нервно-психич.нагрузках наблюд. повышен-ная утомляемость,истощаемость,фон наст-роения снижен.Истощаемость внимания и мышления сопровожд.довольно выражен-ным и длительным снижением психич. раб. способности,особенно при любой интел-лект.нагрузке у детей шк.возраста. Нередко отмечается снижение памяти,а некот. Слу-чаях,особенно при посттравматической це-ребрастении,наблюдаются элементы амнес-тической афазии в виде периодического за-бывания отдельных слов.Для проявлений церебр.синдрома хар-рен постепенный рег-ресс,однако возможно наступление перио-дов декомпенсации,особенно во время воз-растных кризов.Помимо возрастных физио-логич.сдвигов,причинами декомпенсации м.б.переутомление,связанное с уч. Перег-рузками,психотравмирующие ситуации, раз-личные соматич.заболевания,инфекции. Улучшение прогноза достигается при при-менении в комплексной терапии препаратов ноотропного ряда.

 

43.Особенности раб.психолога с родите-лями больн.детей. Условиями для начала раб. с родителем явл. след. положения:

многократность встреч психолога с роди-телем;одноразовая встреча ничего не реша-ет;проблемы родителя накапливались длите-льн.время и разрешить их за один раз невоз-можно;активность родителя в коррекцион-ном процессе.Родитель не должен выступа-ть в роли пассивн.и благодарн. слушателя. Для достижения рез-тата необходима моти-вация,заряженность на успех и глубинная внутренняя раб,направленная на изменение собственных представлений,убеждений, чу-вств и стереотипов.Необходимое участие в коррекцион.раб.др.членов семьи. Проблема, с кот.обратился один из родителей,не явл. только его проблемой.Эта проблема обще-сем,решать ее необходимо всей семьей.В противном случае, возможен обратимый процесс и эффективность раб.будет очень низка.Коррекцион.раб.с родителями боль-ного реб.должна осуществляться в рамках след.блоков:трансформация родительск. ожиданий и представлений о реб;преобразо-вание иррациональных суждений в рацио-нальные;устранение чувства вины, депрес-сивного фона настроения,страхов и комп-лексов;расширение жизненного пространст-ва родителя,помощь в организации его лич-ной жизни, реструктуризация негативных ролевых стереотипов.

 

6.Принципы построения клин.эксперимен-та.Требования к кл.экспер. Можно выдели-ть след.принципы построения психологич. экспериментальн.исследования:1)системный качествен.анализ психич.деят-ности больно-го;2)моделирование психич. деят-ности в экспериментальн.условиях;3)апелляция к личн-ти больного,актуализация его лич-ностн.отношений;4)активн.позиция патоп-сихолога во время эксперимента, рассматри-ваемого как совместн.с испытуемым деят-ность;5) выявление не только нарушенных, но и сохранных сторон психич.деят-ности для опоры на них в психокоррекционной раб.

44.Формы девиантн.поведения. К осн.фор-мам девиантн.поведения в современных ус-ловиях можно отнести преступность, алко-голизм,наркоманию,суицид.Каждая форма девиации имеет свою специфику.Преступ-ность-отражение пороков человечества.И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу.В наст.время необходимо сосредо-точиться на реальной задаче-снижении тем-пов прироста и удержании преступности под контролем на соц.терпимом уровне. Ал-коголизм.3 гр.соц-х показателей остроты алког.проблемы и масштабов распростране-ния пьянства в стране:во 1,у-нь потребления алкоголя на душу населения и стр-ра пот-ребления;во 2,харак-ки массового поведе-ния,являющегося следствием потребления спиртного;в-3,ущерб,причиненный эконо-мике и обществу пьянством.Наркомания-это заболевание,кот.выражается в физич.и или психич.зависимости от наркотич.средств, постепенно приводящей к глубокому исто-щению физич.и психич.функций организма. Суицид—намерение лишить себя жизни, по-вышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения па-ссивного типа явл.способом ухода от нера-зрешимых проблем,от самой жизни.Формы девиантного поведения:-Гемблинг (игровая зависимость);-Пищевая девиация. Анорек-сия-синдром,заключающийся в отсутствии аппетита,чувства голода,либо в сознатель-ном отказе от пищи.Булимия-расстройство приёма пищи,характеризующееся резким усилением аппетита,наступающим обычно в виде приступа и сопровождающееся чувст-вом мучительн.голода,общей слабостью, бо-лями в подложечной области.Секс. деви-ации:Педофилия-психическое расстройство, одна из множества сексуальных девиаций. Зоофилия-парафилия,определяемая как вле-чение чел,направлен.на животных. Некро-филия –секс.девиация,выраженная в поло-вом влечении к трупам,а также сексе с трупами.Клептомания-болезненное влече-ние к воровству (краже).

 

31.Нарушения памяти —наиболее часто встреч.клинич.проблема.Глав.ф-ми чел.П явл.целенаправ.запом-ие,сохран-е и восп-роизв-е инфор.В целом,при нарушенияхП. речь идет о нарушениях сохранения,поиска и установления функционал.связей м/у раз-личн.кодами инф-ции о событиях и объек-тах.Память тесно связана с речью, мышле-нием,восприятием,эмоциями и произвол.де-йствиями,то ее нарушения бывают насто-лько хар-рными,что могут служить важне-йш.диагностич.критерием в распознании не-кот.острых и хронич.психич.заболеваний. Специфич.наруш-я П м.свид-ть о наличии процессуального психич.заболевания,о раз-лич.вариантах слабоумия(деменции).Вы(:) след.клинич.типы нарушений П: 1)Дисм-незия-формал.расстройства динамич.проце-ссов П.2)Парамнезия-патологич. продукция мнестических процессов.Не всегда расстро-йства П явл.признаком психич.заболев.Они м. встреч-ся и у психич.здор.людей при особ.условиях(в сост.переутомления, аффек-та,астении,вызванной соматич.болезнью,и т. п.3)Гипермнезия— непроизв.Оживление П, кот.прояв-ся в повыш-и способности восп-роизв-я давних,незначит,малоактуал. Собы-тий прошлого.При этом ослабевает запом-е тек.инфо и повыш-ся способность воспр. давно забытые события прошлого. Дан.на-руш.П м.встр-ся при особ.сост-х сознания, в гипнотич.сне, при приеме алког.и наркот, а также при разл.психич.забол. 4)Гипомне-зия—частич.выпадение из памяти инф-ции. нар-ся спос-ть запом-ть,удерживать и восп-ть отдел. события или их детали.Слабо во-спроизводятся даты,имена,термины, цифры. Гипомнезии явл.наиб. часто встреч-ся клин. рас-ми П.м.б.временной,эпизодической,но м. иметь и стойкий, необрат.хар-р. 5)Амне-зия—полное выпадение из П событий, име-ющих место в определ.период.Амнезии явл-ся основ.объектом клинич.психологии.Их м. клас-ть по разн.основаниям:амнезии по от-ношению к событиям,происходящим в ра-зн.время от начала расстройства(ретрогра-дная,конградная,антероградная,антероретроградная),по нарушенной функции памяти и по динамике проявления расстройства памяти(фиксационная,анэкфория).

 

17.Психоорганич.синдром. Причины дизо-нтогенеза:мозгов.дисфункция на основе на-рушенного формирования структурно-функ-циональных систем мозга. Визуальный пор-трет: расторможенность,неприятный реб,во-збудимость,раздражительность, непредска-зуемость,назойливость,частая смена наст-роения. Личностн.сфера: нарушение стр-ры личн-ти,психо-патоподобное поведение и патохарактерологич.разв.личн-ти. Поведе-нч.сфера: эмоц-волевая неустойчивость,от-сутствие волев.задержек непосредственных желаний и побуждений,повышенная внуша-емость,непосредственное получение удово-льствия как основн.мотив поведения. Дви-гательная сфера: недостаточная координа-ция тонких движений,а также действий и двиг.навыков,требующих быстрого перек-лючения.Э моц.сф.:вспыльчивость с прояв-лениями агрессивности,расторможенность влечений(сексуальность,прожорливость), склонность к уходам и бродяжничеству. Ко-гнитивн.сф:отставания разв.зрительно-мо-торн.координации,нарушения фонематич. слуха,нарушение распознавания и восп-роизведения объектов, несформированность пространственной функции,недоразв.разли-чных видов памяти. Мышление: страдают высш.формы мышления,нарушены процес-сы анализа и синтеза.Тугоподвижность, узо-сть и линейность мышления,ограниченность кругозора,трудности переноса. Внимание: нарушение концентрации,переключаемости и снижение со временем активности внима-ния. Деятельность: нарушена система целе-полагания,страдает контроль,собственно де-ятельность и самооценка. ШУиН: дисгра-фия,дислексия, Саморегуляция: снижена раб.способность,продктивность неустойва, снижена критика,уровень притязаний как правило завышен. Прогноз разв: благоприя-тный при условиях лечения,спец.обуч и вос-пит,психотерапевтич.и психологич.помощи.

 

18.Основ.классиф.ЗПР. ЗПР—нарушение нормальн.темпа психич.разв,когда отде-льные психич.функции(память,внимание, мышление,эмоц-волев.сфера)отстают в сво-ём разв.от принятых психологич.норм для данного возраста.Наиболее часто употребля-емыми клас-циями в отечествен. психологии явл:клас-ция Певзнер и Власовой:1.Неос-ложненный психофизич.и психич.инфанти-лизм2.«Вторичная» ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией(повышенной истощаемос-тью психич.функций)различного происхож-дения,возникшей на ран.этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в перв.очередь по-знават.деятельность и раб.способность.В да-льнейшем на основе этой клас-ции Лебеди-нской была предложена клас-ция по этиопа-тогенетич.принципу:1. ЗПР конституц.про-исхождения: Речь идет о так называемом га-рмонич.инфантилизме,при кот. эмоцо-волев. сфера находится как бы на более ран. Ступе-ни разв,во многом напоминая нормальн. стр-ру эмоц.склада детей более мл.возраста. Для таких детей хар-рны яркие,но пове-рхностные и нестойкие эмоции, преоблада-ние игров.мотивации,повышен.фон настрое-ния,непоследовательность.Трудности обуче-ния в мл.кл.связаны с преобладанием игров. мотивации над познав,незрелостью эмоц-во-лев.сферы и личности в целом. 2.ЗПР сома-тоген.происхождения. Этот тип психич.за-держки обусловлен влиянием различных тя-жёлых соматич.состояний, перенесённых в ран.возрасте(операции с наркозом,болезни сердца).Нередко имеет место и задержка эмоц.разв.—соматоген.инфантилизм, обус-ловленный рядом невротич.наслоений — неуверенностью,боязливостью, капризнос-тью,связанными с ощущением своей физич. неполноценности .3.ЗПР психоген. происхо-ждения. Этот тип нарушения связан с небла-гоприятн.условиями воспитания,рано возни-кшими и длительно действующими.ЗПР та-кого типа возник.в трёх основн.случаях: Не-достаточная опека,безнадзорность,гиперопе-ка,разв.личности по невротич.типу. 4.ЗПР церебрально-органич.происхождения. Это наиболее часто встречающийся вариант.При психич.тормозивности наряду с личностной незрелостью особенно проявл.несамостояте-льность,нерешительность,робость, медлите-льность.Симбиотич.привязанность к родите-лям приводит к трудностям привыкания к школе.Такие дети часто плачут, скучают по дому.

1.Предм.и зад.кл.пс,ее св.с др.науками. Кли-нич(мед) психология-это отрасль псих-гии, гл.задачами кот.явл.решение вопросов (как практич,так и теоретических),относящихся к предупреждению,диагностике заболеваний и патологич.состояний,а также к психокор-рекцион.формам воздействия на процесс вы-здоровления,реабилитации,решением разли-чных экспериментальных вопросов и изуче-нию воздействия различн.психич.факторов на форму и течение различн.заболеваний. Предметом клин.психологии явл.изучение механизмов и закономерностей возникнове-ния стойких дезадаптивн.состояний.Т.о., мо-жно сказать,что клин.псих.заним.диагнос-тикой,коррекцией и восстановлением рав-новесного соотношения индивида и его жи-зни,на основе знаний о возникающих деза-даптациях.Базисными науками для клин. псих.явл.общая психология и психиатрия. На разв.клин.псих.также оказывают боль-шое влияние неврология и нейрохирургия.

Мед.отрасли::психиатрия;психофармакология;мед.психотерапия;психол. и пед. отрасли: экспериментальн.психолог,трудотерапия, олигофренопедагогика, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.Т.о, очевидно, что в процессе работы клин.психологу необхо-димо применять комплексный подход.

 

2.Становл.и разв.кл.пс. Становление клин. псих.связано с разв.психологии, медицины, биологии,физиологии, антропологии.Зарож-дение клин.пс.начин.еще с античных вре-мен,когда психологич.знания зарождались в недрах философии и естествознания.Возни-кновение перв.научн.представлений о пси-хике,выделение науки о душе, формирова-ние эмпирич.знаний о психич.процессах и их нарушениях связано с разв.античной фи-лософии и достижениями античных врачей. Гиппократ придавал большое значение изу-чению мозга как органа психики.Им были разработаны учение о темпераменте и пер-вая клас-кация человеч.типов.Следующим этапом разв.клин.пс.являлись средние века. Это был довольно длительн.период, прони-занный безудержным мистицизмом и рели-гиозным догматизмом,гонениями на естест-воиспытателей и кострами инквизиции. Пс-гия в ср.века опирается на философиюФомы Аквинского.Разв.представлений о психике на этом этапе резко замедлилось.Важную роль в разв.отечествен.кл.пс-гии сыграл А.Ф.Лазурский–организатор собственной психологич.школы.(естественный экспери-мент был внедрен в клинич.практику). Наи-более разработанными в 60-х гг. ХХ в. были след.разделы клин.пс:1)патопсихология (Б. В.Зейгарник,Ю.Ф.Поляков);2)нейропсихология,{А.Р.Лурия, Е.Д.Хомская).В наст.время кл.пс.–самостоят.обл.психологич.знания, имеющая свой предмет, свои методы иссле-дования,свои теоретич.и практич.задачи. Кл.пс.явл.одной из наиболее популярных прикладных отраслей психологии и имеет большие перспективы разв.

 

27.Схема формирования невроза. Склоннос-ть(конституц.фактор):ирритирующая три-ада(шейн.остеохондроз,хронич.тонзилит,хронич.холицистит),возможно,негрубая орга-нич.мозгов.предиспозиция,срыв внд на ос-нове расстройства функций интегративн. систем мозга-лимбико-ретикулярн.комплек-са. Преморбидн.особенности личн-ти: особе-нности внд-тип темперамента,акцентуации хар-ра. Психич.травматизация: острая;хро-нич. Неблагоприятн.жизнен.обстоятельства: эпизоды-особые значимые события,имею-щие причину и следствие;ситуации-фи-зич,времен.и психологич.параметры,опреде-ляемые внешн.условиями;окружение-обоб-щающее понятие,хар-зующее типы ситуа-ций;среда-совокупность физич.и соц.пере-менных внешн.мира. Критич.нарастание психич.напряжения: интенсивность,значимость и актуальность,острота проявления,про-должительность,повторяемость. Место наи-меньшего сопротивления организма: невро-тич.расстройства сердечно-сосудистой сис-темы;дыхат.системы;функц.симптомы и на-рушения пищев.поведения;психосоматич.за-болевания. Клиника неврозов: истерический-завышен.претензии на фоне игнорирования реальности;обессивно-психаастенич.-невроз навязчив.состояний;неврастенич.-завышен. требования к себе на фоне астенизации.

42.Псих.особенности семей,имеющих бо-льных детей. Рождение больн.реб.м.б.дест-руктивным фактором,кот. наруш.привычное функционирование семьи и в конечном ито-ге приводит к трансформации ее структуры. Чаще всего эта трансформация выражается в распаде супруж.подсистемы,когда отец, не выдержав нервно-психич.и физич.нагрузки, возникающей в связи с особым уходом и во-спитанием реб-инвалида,уходит из семьи. Исаев исследовал семьи,имеющие в своем составе физически или психически непол-ноценного чел.Автор подчеркивает,что фи-зич.и психич.неполноценность может ока-зывать неблагоприятное воздействие как на общее самочувствие чл.семьи,так и на всю систему взаимоотношений в целом.Так, на-пример,реб,имеющий родителей,брата или сестру инвалидов,неизбежно сталкив-ся со след.проблемами:уменьш-ся интенсивность его контактов со сверстниками на своей тер-ритории,т.к.реб,стыдясь внешн.вида и пове-дения инвалида,не приглашает в гости дру-зей,стремится реже бывать дома;из-за болез-ни др.ограничив-ся общая (физич.и психич) активность реб.внутри семейн.пространства; измен-ся родительское поведение;сниж-ся ответственность,забота и надзор вследствие ухудшения общего физич.тонуса больных родителей.Американский исследователь К. Теркелъсон разработала концепцию «трех уровней вовлечения, описывающую типич-ную ситуацию в семье с больн.человеком. Появление в семье больн.измен.сложившу-юся стр-ру отношений.В рез-те этих изме-нений семья как малая гр.делится на три слоя,окружающих больн.человека.Перв.слой (внутренний). В него входит сам больной и один из чл.семьи,берущий на себя заботу о больном.Чаще всего таким главным опеку-ном станов-ся мать(жена),привычная жизнь кот.полностью мен-ся и переключ-ся на удо-влетворение потребностей больного.Через этого чел.больной связан с внешним миром. Втор.слой (внутрисемейный).Этот слой об-разуют др.члены семьи,в меньшей степени задействованные в уходе и опеке.У предс-тавителей втор.слоя в связи с появлением в семье хронич.больного может появиться ст-ремление найти более важные дела,чтобы отгородиться от контактов с больным. Меж-ду ними и главн.опекуном может нарастать отчуждение,что приводит к разрушению былой сем.сплоченности.Третий слой (нару-жный).К нему относ-ся близкие и дальние родственники этой семьи.Они могут интере-соваться с-мочувствием и состоянием дел больного,не вступая с ним в постоянный ко-нтакт.Представители трет.слоя пыт-тся пре-длагать свои способы лечения больного,по-рою наивные и неадекватные.Они часто на-чин.обвинять главн.опекуна в неправильном поведении и методах воспитания, кот, по их мнению,и явились причиной болезни. Обви-няя гл.опекуна,они тем самым маскируют свою беспомощность перед сложившейся ситуацией.Их действия могут разрушать внутрисем.отношения за счет усиления чу-вства вины представителей перво.и вт.слоя.

 

5.БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ,ИНТЕРВЬЮ КЛИНИЧЕСКОЕ —метод терапевтич.бесе-ды при оказании психологич.помощи.В пси-хиатрии,психоанализе и мед.психологии И. к. использ.для помощи пациенту в осоз-нании им своих



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: