Б) Гипотеза А.Н.Леонтьева




Алексей Николаевич Леонтьев(1903 — 1979) — советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии(эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования.


В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин "абиотические") воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ, однако они находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, являются их потенциальными сигналами. Когда живой организм приобретает способность отражать биологически нейтральные свойства и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются более широкими. Отражение биологически нейтральных свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности живых существ – поведением, которое можно рассматривать как «вставленную активность». Она "вставлена" между актуальной ситуацией и биологическим витальным актом - обменом веществ. Смысл этой активности состоит в том, чтобы обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют достичь его непосредственно, сразу.

 

Раздражимость - это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.

Чувствительность - это способность организмов отражать биологически нейтральные воздействия, но объективно связанные с биотическими свойствами. Когда речь идет о чувствительности, "отражение", согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле "отражать" - значит реагировать, прежде всего, двигательно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.

Вопрос для самопроверки:

Способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия:

а) объективный критерий наличия психики

б) встречается у животных и растений

в) характерна только для человека

г) встречается редко

ответ: а) объективный критерий наличия психики

В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин "абиотические") воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ

В науке использовались также внешние и внутренние критерии наличия психики. Внешние критерии - психика приписывалась какому-либо существу не потому, что оно обнаруживало определенные свойства поведения, а потому, что оно принадлежало к определенному классу объектов; наличие же психики у данного класса признавалась как аксиома, не требующая доказательств.

Внутренние критерии (функциональные критерии) - способность к поисковому поведению, способность к "гибкому" (в отличие от жестко запрограммированного) приспособлению к среде, способность к индивидуальному обучению, к "проигрыванию" действия во внутреннем плане и др.

Основные тенденции психического развития в филогенезе:

- усложнение форм поведения (форм двигательной активности);

- совершенствование способности к индивидуальному научению;

- усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих тенденций).

Уровень психического развития животного определяется сложным соотношением таких факторов, как его морфология, условия жизни (экология) и его поведенческая активность.

А. Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии: (1) стадию элементарной сенсорной психики, (2) стадию перцептивной психики, (3) стадию интеллекта.

Курт Эрнестович Фабри (1923, Вена — 1990,) — советский этолог. К.Фабри изучал возникновение, развитие и функционирование психики у животных. Осветил проблемы общей психологии: отражательной природы психики, взаимосвязи психики и поведения, соотношения врожденного и приобретенного, закономерностей развития психики в филогенезе, условий и предпосылок возникновения и развития психики человека.


К.Э. Фабри сохраняет лишь первые две стадии, растворяя стадию интеллекта в стадии перцептивной психики по причине трудности разделения "интеллектуальных" и "неинтеллектуальных" форм поведения высших млекопитающих. Затем К, Э. Фабри вводит разделение каждой стадии по крайней мере на два уровня: высший и низший, допуская возможность существования также и промежуточных уровней.

Таблица: Основные этапы развития психики.

Особенности нервной системы Характеристики психического отражения Характеристики особенностей поведения
I стадия. Стадия элементарной сенсорной психики. (простейшие, черви, ракообразные, высшие и низшие насекомые)
Диффузная сетчатая нервная система Отражение отдельных свойств предмета или совокупности свойств, имеющих биологическое значение Положительные и отрицательные таксисы, инстинкты, условные рефлексы.  
II стадия Перцептивная психика (восприятие, представление) (насекомые, рыбы, моллюски, птицы, большинство млекопитающих)
Появляются головной и спинной мозг, происходит развитие органов чувств, развитие двигательных органов.     Целостное отражение объекта и ситуации. Появление представлений. Выделение операций как самостоятельных актов, соответствующих не потребности, а условиям, в которых она удовлетворяется. Инстинкт. Навык. Задачи решаются методом проб и ошибок.
III стадия Стадия интеллекта и ручного мышления. (обезьяны)
Развитие головного мозга, усложнение строения мозговых клеток, появление извилин, увеличение площади мозговой коры. Появление лобных долей, увеличение веса мозга.     Отражение связей и отношений между предметами (наглядно – действенное мышление) Появляются орудийная деятельность и интеллектуальные способы решения задач. Реакция озарения (АГА!). При повторении задача решается сразу. Широкий перенос найденных решений на сходную ситуацию. Решение двух фазовых задач.  
IV стадия Стадия сознания (человек)
Колоссальный прогресс мозга. 1/15 от массы тела. Дифференциация лобных долей. Появления центра речи.     Отражение существенных устойчивых связей между объектами. Отражение становится опосредованно речью, возникает понятийное мышление и рациональное логическое познание.   Несовпадение предмета и мотива деятельности. Изготовление орудий труда и их сохранение и передача – из поколений в поколение. Общественный характер труда (разделений функций) Целенаправленный характер деятельности, её планирование. Появление речи и языка.

 

Основные определения

Таксисы – (от греч. taxis – порядок, расположение) – врождённые механизмы пространственной ориентации двигательной активности животных в направлении благоприятных жизненно – необходимых условий среды (положительные таксисы) или в направлении от неблагоприятных (отрицательные таксисы) для жизни условий.

Степень сложности и функции таксиса зависят от эволюционного развития животных.

Например:

· у растений они выражаются в изменении направления роста, у низших организмов (одноклеточные и низшие многоклеточные) – в ускорении или замедлении передвижения.

· насекомых летним вечером неудержимо влечёт к зажженной лампе – это тоже проявление таксиса.

· у животных с развитой нервной системой возможен активный выбор направления передвижения и сохранения этого направления (топотаксисы). Такие таксисы – являются постоянными компонентами даже сложных форм поведения.

 

Рефлексы – (от лат. reflexus – обращённый, отражённый) –

(1) реакция того или иного органа (системы органов), детерминированная воздействием факторов внешней и/или внутренней среды на соответствующие рецепторы, опосредованная нервной системой и проявляемая в виде сокращения мышц, секреции и т.п.

(2) цепь событий, когда сигналы от какого- либо органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию.

(3) реакции организма, осуществляемые нервной системой в ответ на воздействия внешних или внутренних раздражителей.

 

Различают условные и безусловные рефлексы.

 

Безусловные рефлексы – стереотипные реакции организма на внешние и внутренние стимулы. Это более древние реакции, индивидуальные и видовые генетически закреплённые, осуществляемые с участием центральной нервной системы.

Например:

· действия птенца обеспечивающие его вылупление из яйца,

· человек одергивает руку от горячего,

· выделение желудочного сока или слюноотделение при виде пищи.

 

Условный рефлекс – индивидуально приобретённые приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловно рефлекторным актом. Сущность условного рефлекса – превращение незначимого раздражителя в сигнальный, путём многократного подкрепления раздражения безусловным стимулом.

(опыты Павлова с собакой)

 

Изучение условных рефлексов связано с именем И. П. Павлова и И. Ф. Толочинова. Они показали, что новый условный стимул может запустить рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с появлением мяса звенит звонок, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звонок, даже если мясо не предъявлено. Это явление было открыто независимо Эдвином Твитмайером приблизительно в то же время, что и в лаборатории И. П. Павлова. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения.

 

Инстинкт

(1) врожденная форма поведения, ответная реакция целого организма, которая является значимыми для вида в целом.

(2) врождённая, гибкая программа специализированного поведения, которая включает в себя подготовку действий, последовательность их реализации, регулировку её с помощью прямой и обратной связи, а так же с помощью общего и корректированного приспособления к условиям среды.

Физиологически инстинкт представляет собой цепь безусловных рефлексов – конец первого рефлекса является пусковым сигналом для другого. Примеры инстинктов: материнский, самосохранения, оборонительный и др.

Навык – действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений. Такая форма поведения, приобретается живым организмом в течение жизни на основе накопленного опыта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: