Мозговые системы, обеспечивающие память




Нейрофизиологическая характеристика отдельных нейронов, входящих в разные системы мозга, неодинакова. В проекционных системах зрительной, слуховой и кожно — кинестетической зон коры подавляющее число рецепторных клеток являются модально — специфическими и реагируют на узко избирательные признаки раздражителей.

В других областях - гиппокамп, хвостатое тело, нейроны не имеют модально — специфического характера, они реагируют только на изменение возбуждения.

Гиппокамп и связанные с ним образования (миндалевидное тело, ядра зрительного бугра, мамиллярные тела) играют особую роль в фиксации и сохранении следов памяти. Нейроны, входящие в их состав, являются аппаратом, приспособленным для хранения следов возбуждений, сличения их с новыми раздражениями, и призваны либо активировать разряды (если новое возбуждение отличается от старого), либо тормозить их.  

 


Двустороннее поражение гиппокампа приводит к грубым нарушениям памяти, и больные с таким поражением начинают проявлять картину той невозможности фиксировать доходящие до них раздражения, которая известна в клинике под названием «корсаковского синдрома». Эти факты были установлены многими исследователями (Б. Милнер, Сковилл, В. Пенфилд) на операциях и имеют большое теоретическое значение.

Очень важные данные были получены в специальных опытах, проведенных канадским нейропсихологом Б. Милнер. Больному с односторонним поражением гиппокампа вводилось в сонную артерию второго полушария снотворное вещество (амитал натрий); это вело к краткому (на несколько минут) выключению функций коры второго полушария и приводило к тому, что на короткий отрезок времени оба гиппокампа выключались из работы.

Результатом такого вмешательства было временное выключение памяти и невозможность какой бы то ни было фиксации следов, которая продолжалась несколько ми — пут и затем исчезала.

Поражения в областях мозга, связанных с ретикулярной формацией, приводят не только к общему снижению тонуса коры, но и к значительному нарушению возможности запечатлевать и хранить следы текущего опыта. Такие нарушения наблюдались в клинике при любом поражении, блокирующем нормальное движение по так называемому гиппокампо — таламо — мамиллярному кругу («кругу Пейпеца»), который включает в свой состав гиппокамп, ядра зрительного бугра, мамиллярные тела и миндалину. Прекращение нормальной циркуляции возбуждения по этому кругу нарушало нормальную работу ретикулярной формации и приводило к грубым расстройствам памяти.

Поражение затылочных или височных зон коры может приводить к выпадению возможности закреплять следы модально — специфических (зрительных, слуховых) раздражений, но никогда не приводит к общему нарушению следов памяти.

Морфофункциональным субстратом памяти являются структуры лимбической системы мозга. Принято считать, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах.

В процессы запоминания вовле­чены не только отдельные группы нервных клеток, но и различные зоны головного мозга. Механизмы памяти напоминают лабиринт, входы и выходы которого соединены множе­ством мостиков. Более 50 лет тому назад аме­риканский физиолог Карл Лешли предложил любопытную гипотезу: память состоит из двух взаимно дополняющих друг друга процессов: обучения новому и запоминания опыта. Эта гипотеза нашла свое подтверждение в опы­тах на животных.

Профессор Стивен Роуз из Университета в Милтон Кейни под Лондоном уже более 30 лет изучает механизмы памяти у кур. С.Роуз обучал однодневных цыплят различать несъедобные круглые бусины, плавающие в блюдце с во­дой, и сходные по форме и величине зерна, рассыпанные по столу. Более 80% птенцов после первых неудачных попыток склевать бусины потеряли к ним интерес и начали кле­вать только зерна. Какие биохимические из­менения произошли в мозгу цыплят после обучения? Удалось проследить, какие нейро­ны вовлечены в процессы обучения и запо­минания. Оказалось, что в течение 15—30 минут после завершения обучения в моз­гу образуется особый пере­датчик импульсов между клет­ками — глютаминовая кисло­та. В мозгу тренированных цыплят количество этого ве­щества было больше, чем у их необученных собратьев. Ког­да глютаминовую кислоту раз­рушали с помощью химичес­ких соединений, то цыплята быстро научались отличать плавающие бусины от корма, но вскоре все забывали. Оче­видно, глютаминовая кислота способствует кратковремен­ному запоминанию. А вот дол­говременная память форми­руется лишь спустя 5—8 ча­сов после обучения. При этом в мозгу образуются белки с особым строением молекул, которые служат чем-то вроде переключателей возбуждения с одних контактов между клетками на другие. Возникает своеобразная ней­ронная сеть, в которой все связанные контак­тами клетки взаимодействуют друг с другом через некоторые промежутки времени. Запо­минание представляет собой очень сложный и одновременно слаженный ансамбль таких взаимодействий, в которые вовлечены разно­образные молекулы передатчиков. Когда не­обходимо что-то вспомнить, то происходит вызов «записанного» в разных точках нейрон­ных сетей материала и «переписывание» его в один осмысленный сюжет.

Исследователи считают, что память зависит от нескольких систем мозга и включает меж­клеточные взаимодействия на разных уров­нях. Поэтому процессы, связанные с запоми­нанием и воспроизведением, управляемы и обладают избирательностью.Доктор биологических наук, профессор Александр Каменский пришел к выводу, что у человека три различных вида памяти.

Первый вид - генетиче­ский. В половых клетках - яйцеклетках и сперматозоидах - «записана» вся инфор­мация о строении и принципах деятельности любою живого су­щества. Она передается с половы­ми клетками из поколения в по­коление в виде набора генов. Ге­нетическая память инерт­на, трудно изменяема. Информационная емкость ге­нетической памяти велика и составляет около10в десятой степени бит. Считается, что, для того, чтобы записать всю инфор­мацию о строении человека, дос­таточно всего 2 процента его генов. Остальные 98 % – запасной фонд Природы. В обычных усло­виях они скрыты и могут включиться в экстремальных ситуациях. Иногда подавленный ген начинает работать. Тогда воз­никают рудименты.

Другой вид памяти - иммунологический. Лимфоциты реа­гируют на попадание в кровь чужеродных бак­терий и про­стейших ядо­витых веществ, они начинают вы­рабатывать за­щитные антитела, ко­торые «склеивают» болезнетвор­ные организмы, не давая им про­никать в другие органы. Уничтожают поверженных «врагов» клетки крови - фагоциты. Эти «защитники» отличают чужеродные клетки от клеток собственного организ­ма и обладают памя­тью: они могут помнить своих «недругов» все свои несколько дней жизни и передавать инфор­мацию потомкам. Переболев корью, вет­рянкой или скарлатиной, человек на всю жизнь получает иммунитет к этим болезням.

Третий вид памяти - нейрологический. Его объем также очень велик и составляет около 10 в одиннадцатой степени бит информации. Она состоит из нескольких фаз. Начинается запоминание с восприятия какой-либо информации. Причем чем больше эмоций она вызывает, тем лучше она запоминается. Нейрологическая память быва­ет короткой и длительной. В кратковременной информация хранится всего несколько минут. Так, например, мы можем держать в памяти незнакомый телефонный номер, пока бежим от записной книжки к телефону. Ее емкость невелика: без специальной тренировки человек может сохранить 5-9 единиц информации на короткий срок. Этот вид памяти очень непрочен: достаточно отвлечься - и сообщение забывается. Но если информация необходима, вызывает сильные пережи­вания и может пригодиться в бу­дущем, то она переходит в долго­временную память и хранится иногда всю жизнь. Процесс пере­хода информации из кратковре­менной в долговременную назы­вается консолидацией - в ней принимает участие очень важная структура мозга - гиппокамп, ко­торый расположен в глубине височных долей больших полуша­рий.

Лауреат Нобелевской премии 2000 года в области физиологии и медицины доктор Эрик Кендал открыл нейротрансмиттеры - вещества, отвечающие за межнейронные импульсы головного мозга, они переносят информацию и отвечают за ее хранение. То есть формируют различные виды памяти. Главное отличие трансмиттеров (норадреналина, дофамина и серотонина) от известных науке нейромедиаторов состояло в том, что они создавали в коре головного мозга длительный электрический эффект, измерявшийся минутами и часами, а не миллисекундами, - то есть отвечали за эмоции, настроение и память. Были найдены специфические белки, вырабатываемые в процессе действия трансмиттеров. Белки CREB и альфа-СаМКП ответственны за превращение кратковременной памяти в долговременную. В середине девяностых у биохимиков из Калифорнийского университета Гарри Линча и Гарри Роджера получилось синтезировать новый класс нейростимуляторов - ампакинов. Лекарство, которое нынче проходит клинические испытания в США, называется ампалексом и облегчает передачу нервных импульсов в мозге (действует на синаптические контакты). Две трети испытуемых пожилых людей, принимающих новый препарат, улучшили свои показатели памяти до уровня тридцатилетних граждан. При этом они не только лучше запоминают информацию, но и вспоминают разные интересные, но забытые факты из собственного детства и юности.

Память и научение.

Научение- это совокупность процессов, обеспечивающих выработку и закрепление форм реагирования, адекватных физиологическим, биологическим и социальным потребностям. Это термин комплексный, объединяющий два понятия:

· обучение, где присутствуют обучающий и формы обучения

· учение – обучаемый и условия обучения.

С точки зрения процессов и механизмов, обеспечивающих научение, это также явление комплексное, включающее потребность к научению, т. е. мотивационно-эмоциональную сферу; внимание как непроизвольное, так и произвольное; восприятие; память; мышление; соотношение сознательного и бессознательного; автоматизацию навыков и некоторые другие.

Различают три группы способов (механизмов) научения по степени участия в них организма как целого:

1) реактивное поведение; организм реагирует пассивно, но при этом трансформируются нейронные цепи и формируются новые следы памяти.

виды реактивного научения характеристика
привыкание (габитуация) организм в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации «научается» игнорировать какой-то повторный или постоянно действующий раздражитель, не значимый для деятельности, которая в данный момент осуществляется.
сенсибилизация повторение стимула ведет к более сильной активации организма, который становится все более и более чувствительным к данному стимулу
импринтинг (запечатление) наследственно запрограммированное и необратимое формирование определенной специфической формы реагирования, например привязанность новорожденных животных к первому движущемуся объекту, который попадет в его поле зрения в первые часы жизни
условные рефлексы классическое обусловливание, ассоциативное обусловливание, по И. П. Павлову, – основной механизм индивидуального приспособления организма.

.

2) оперантное научение представляет собой закрепление тех действий, последствия которых для организма желательны, и отказ от действий, приводящих к нежелательным последствиям.

виды оперантного научения характеристика
метод проб и ошибок перебирая способы достижения цели (преодоления препятствий), человек отказывается от неэффективных способов и находит решение задачи.
формирование автоматизированных реакций создание сложных поведенческих реакций поэтапно. Каждый этап при этом подкрепляется (положительное и отрицательное подкрепление, угасание, дифференцировка, генерализация). На этой основе была выдвинута концепция программированного обучения.
подражание научение путем наблюдения и воспроизведения действий модели, причем их значение не всегда понимается. Различают две формы: чистое подражание и викарное научение, т. е. научение с пониманием

 

3) когнитивное научение. В эволюционном отношении наиболее поздний и наиболее эффективный тип научения. В полном объеме такое научение присуще только людям, хотя какие-то его эволюционные предшественники или отдельные элементы можно выделить и у высших животных.

виды когнитивного научения характеристика  
латентное научение аналитическая обработка поступающей информации, а также уже хранящейся в памяти и на этой основе выбор адекватной реакции  
обучение сложным психомоторным навыкам овладение навыкамив большом объеме в зависимости от индивидуальных особенностей организации психомоторной активности, образа жизни, профессии и т. п., проходит через стадии когнитивной стратегии (выбор программы), ассоциативную (проверка и совершенствование программы) и автономную, когда психомоторный навык переходит на уровень автоматизма с ослаблением или полным отсутствием контроля сознания.  
инсайт информация, «разбросанная» в памяти, объединяется и используется в новой интеграции. Кажется, что решение приходит спонтанно, хотя это результат подсознательной аналитико-синтетической деятельности.  
научение путем рассуждений научение посредством мыслительного процесса. Фундаментом для мышления служит перцептивное научение (опознание образа) и концептуальное научение (абстрагирование и обобщение).  

 

В процессе развития существуют периоды, когда организм наиболее способен к научению. Один из примеров – первичное усвоение языка. Некоторые виды поведения, информация, усвоенные в каком-то особом состоянии сознания, могут не проявляться в состоянии активного бодрствования, но проявляются, когда организм возвращается в это специфическое состояние (например, сомнамбулизм, гипноз, под воздействием некоторых психотропных веществ). В процессе обучения происходит взаимодействия новых и ранее усвоенных знаний и навыков. Явление переноса – облегчение обучения на основе ранее приобретенных опыта и знаний, а противоположное явление - затруднение при перестройке, переделке прочно усвоенных стереотипов.

Механизмы научения разнообразны по характеру физиологических процессов и вовлекаемых структур нервной системы:

Ø на уровне нейрона научение проявляется в изменении уровня поляризации мембран – длительная деполяризация или гиперполяризация.

Ø на уровне межнейронального взаимодействия – в изменении активности кальциевых каналов, что приводит к изменению медиаторной активности, росте синаптических терминалий, изменении состояния синаптических структур и происходящих в них процессов, особенно касающихся ацетилхолина и глутамата.

Ø на уровне мозговых структур, имеющих отношение к процессам научения (скорость, объем, эффективность), следует выделить неспецифическую активирующую систему мозга, образования лимбической системы (гиппокамп, миндалины), лобно-височные отделы мозга и другие ассоциативные зоны коры с учетом функциональной специализации правого и левого полушарий. Усвоение абстрактно-логической информации связано в большей степени с левым полушарием, а наглядно-образной, эмоциональной – с правым.

Среди факторов, влияющих на научение человека, существенное значение имеют возраст, мотивация, состояние таких психических функций, как внимание, память, мышление и др., а также индивидуальные особенности (способности).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: