Индивидуальные особенности памяти




Память различных субъектов отличается по преобладанию той или иной модальности — зрительной, слуховой, двигательной. Известно, что у одних людей преобладает зрительный, у других — слуховой, у третьих — двигательный вид памяти. Это легко можно видеть, сравнивая то, как различные люди запечатлевают одну и ту же зрительную структуру, и анализируя те способы, с помощью которых они запоминают какое — либо содержание (например, номер телефона или фамилию). Аналогичные факты можно наблюдать и в слуховой памяти. Индивидуальные различия здесь бывают очень велики, и если в истории были отмечены случаи, когда один раз прослушанное сложное музыкальное произведение удерживалось и полностью повторялось людьми с выраженной слуховой памятью, то известно много наблюдений над людьми, которые оказываются почти полностью неспособны сохранить на длительный срок музыкальную мелодию.

В отмеченных индивидуальных различиях памяти проявляются как врожденные (генотипические) особенности, так и профессиональная деятельность людей, которая приводит к высокому развитию зрительной, слуховой, а иногда и вкусовой памяти.

Различные испытуемые по-разному решают одну и ту же задачу, например удержание в памяти номера телефона или незнакомой фамилии. Известно, что некоторые выдающиеся музыканты (например, известный композитор С. Прокофьев) указывали, что они запоминают номера телефонов как известные музыкальные мелодии, в то время как другие субъекты видят номер телефона написанным на доске и запоминают его зрительным путем.

Большое значение имеют различия в способах запоминания и в уровне организации памяти у различных лиц.

У одних лиц преобладают непосредственные, чувственные (зрительные, слуховые, двигательные) формы запоминания, в то время как у других запоминание носит преимущественно характер сложного кодирования материала, превращения его в вербально — логические схемы. Это характерно для людей «художественного» и «мыслительному» типа. Индивидуальные различия в памяти далеко не всегда являются частными особенностями мнемических процессов. Нередко они приводят и к значительным изменениям в структуре всей личности человека.

Гипомнезия может наблюдаться при алкогольном психозе. Это известный в психиатрии синдром Корсакова (открыт русским психиатром С. С. Корсаковым в 1897 г) – нарушение памяти на ближайшие события при сохранении ее на события прошлые. Данный синдром наблюдается также у старых людей, страдающих атеросклерозом сосудов головного мозга: события далекого прошлого, своей молодости, зрелого возраста такие люди помнят прекрасно, но не могут припомнить, что делали вчера или час назад. Амнезия – полная потеря памяти. Вызывается травмами головного мозга. Различают:

· ретроградную амнезию, когда человек не может вспомнить ничего из той части жизни, которая предшествовала заболеванию

· антероградную амнезию – выпадение из памяти всего, что было после травмы.

· частичную амнезию – потерю только одного вида памяти при сохранении остальных.

Гипермнезия - усиление возможностей припоминания. У некоторых людей гипермнезия памяти бывает врожденной, у некоторых – патологической, появившейся в результате травм мозга, на фоне высокой температуры или воздействия каких-либо психотравмирующих факторов. Проявляется патологическая гипермнезия в том, что память удерживает огромное количество ненужных и несущественных деталей. Причем такое проявление является непроизвольным и не зависит от уровня интеллекта. Врожденная гипермнезия характеризуется сознательной возможностью удерживать в памяти значительно большее количество информации, чем это доступно обычному человеку.

Людей с феноменальной памятью называют мнемонистами. Об одном из таких людей, обладающем уникальными способностями к запоминанию, написал известный российский психолог А. Р. Лурия в книге «Маленькая книжка о большой памяти». А. Р. Лурия описал один из таких случаев с известным советским мнемонистом Ш.Этот человек обладал удивительной наглядной эйдетической памятью. Он без труда удерживал огромные таблицы чисел, слов и продолжал «видеть» их, одновременно «ощущал» их в виде звуков, звуковых оттенков (синестезий). Поэтому он мог воспроизводить огромный материал спустя значительные промежутки времени, иногда исчислявшиеся годами. Необычные особенности его памяти отражались на структуре его мышления и особенностях его личности. Обладая исключительной наглядной памятью, Ш. без труда решал сложные задачи, если их решение могло протекать в наглядном плане и опиралось на возможность зрительно фиксировать материал и оперировать образами. Однако ему было трудно решать абстрактные задачи, которые требовали отвлечения от наглядных образов. Поэтому понимание сложных и отвлеченных логико-грамматических структур часто протекало у него значительно труднее, чем у людей, не обладавших столь сильной наглядно-образной памятью. Наглядные образные представления были у него настолько сильны, что мир его воображения иногда сливался с миром реальных впечатлений, и границы между реальным и воображаемым миром, столь отчетливые у обычного человека, были размытыми. Поведение Ш. часто отличалось непрактичностью, смещением реальности и фантазии, а сверхмощное развитие наглядной образной памяти приводило к формированию особых черт его личности.
Ослабление памяти называется «гипомнезия». Она может быть временной, возникшей в связи с усталостью, перегруженностью информацией, болевыми синдромами, ситуацией сильного эмоционального потрясения. При устранении этих факторов память возвращается к норме без психотерапевтического вмешательства. Может она принимать и более устойчивые формы – при невротических и некоторых соматических расстройствах. В таком случае функция памяти возвращается постепенно после излечения таких расстройств.

Вопрос для самопроверки:

Как-то мулла Насреддин пожаловался знакомому: «У моей жены очень плохая память». «Значит, она все забывает?» «Нет,- ответил Насреддин, - она все помнит». Идет ли здесь речь о патологии памяти?

а) да

б) нет

Ответ: да, о нарушении процесса забывания. Это гипермнезия, она бывает врожденной или патологической из-за травм мозга, на фоне высокой температуры или воздействия каких-либо психотравмирующих факторов. Память удерживает огромное количество ненужных и несущественных деталей.

 

ГЛОСССАРИЙ

 

Амнезия - частичная утрата способности сохранять в памяти вновь поступающую информацию. Отсутствие воспоминай о событиях и переживаниях определенного периода

Антероградная амнезия связана с нарушением перемещения информации из кратковременной в долговременную память и/или с разрушением хранимой информации. Впоследствии память может восстанавливаться, но не в полной мере, остаются пробелы на период после травмы.

Ретроградная амнезия — нарушение памяти о событиях, предшествовавших приступу заболевания либо травмирующему событию. Проявляется при многих неврологических заболеваниях, а также при травмах головного мозга или при внезапном возникновении травматического шока. Характеризуется потерей памяти о событиях, непосредственно предшествовавших поражению мозга.

Реверберация (лат. Reverberо- отбивать, отбрасывать; отражать) циркуляция нервных импульсов в замкнутой нейронной цепи. Этот нейрофизиологический процесс лежит в основе кратковременной памяти.

Обучение - процесс целенаправленной передачи (формирования) знаний, умений, навыков

Научение - процесс и результат приобретения индивидуального опыта (знаний, умений и навыков).

Научение в терминах бихевиоризма – это «относительно постоянное изменение потенциальной возможности реагирования, которое происходит в результате подкрепляемой практики».

Ø «Относительно постоянный»: предполагается исключение временных изменений в поведении, вызванных утомлением, насыщением, привыканием и т.п.

Ø «Потенциальная возможность реагирования» – эта фраза включена для различения научения и выполнения. Это допускает включение феноменов латентного научения и случайного научения, при которых изменения в поведении не сразу становятся заметны, и отражает то, что научение представляет собой гипотетическое событие, распознаваемое исключительно через измеримые изменения в эффективности выполнения,

Ø «Подкрепляемая»: без подкрепления будет происходить затухание этих «относительно постоянных изменений в потенциальной возможности реагирования» (подробнее см. подкрепление),

Ø «Практика»: чтобы произошло научение должно осуществляться поведение, и повторяющиеся (подкрепляемые) действия улучшат научение.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: