Классификация сновидений по функциональному критерию




Особенности сновидений в различные циклы сна .

Цикличность сна может быть положена в основу типологии сновидений.

В период быстрого сна сновидения яркие, эмоционально окрашенные и выражают обычно какие-то волнующие события, приключения, экзотические, фантастические сцены.

Сновидения в период медленного сна (особенно в стадии дремоты -1фазе медленного сна) - спокойные, похожие на «размышления» об имевших место событиях, переосмысление прошлого; это своеобразное «думание во сне» («ночное бормотание» приходится именно на эту фазу сна). Подобные сновидения-воспоминания реалистичны; часто расцениваются сновидящим как неинтересные. Ретроспективные сновидения могут быть связаны с возвращением в снах к какой-то значимой эмоциогенной ситуации. Часто период медленного сна сопровождается символическими сновидениями. В сновидениях медленного сна можно найти и следы сновидений предшествовавшего. Следует особо подчеркнуть переработку эмоционально негативной информации: сны предотвращают наслоение невротических переживаний и стрессовых состояний. Это осуществляется, в частности, за счет того, что некая задача продолжает решаться во сне. Примечательно, что лишение быстрого сна при отсутствии жизненных невзгод заметно не сказывается на состоянии организма.

Функции сновидений

Сновидения дают возможность:

· уйти от проблемы «на время»;

· взглянуть на проблему с новых позиций;

· решать проблемы, которые не могут быть решены на рациональном уровне;

· «удовлетворять» потребности, уменьшая фрустрацию (без этого полноценный отдых невозможен, поскольку человек плохо спит из-за нереализованных желаний);

· отразить сигналы о зарождающейся в организме болезни или о возможности неблагоприятных ситуаций; в этом случае человек как бы подготавливается к встрече с таковыми.

 

Роль сновидений в творчестве.

Многим творческим личностям в науке и искусстве ответы на мучительные вопросы творческого поиска приходили в сновидениях как результат предшествующего сосредоточения на проблеме. Хрестоматийны случаи Менделеева, Уотсона, Рафаэля, которому привиделся образ Мадонны, и многие поэтические примеры у Пушкина, Лермонтова, Вольтера, Гейне, Байрона и др., а также музыкальные мотивы, подсказаны сновидноподобными образами.  
Сновидения считаются важным элементом научного и художественного творчества. Во сне (особенно фазе быстрого сна) усиливается «комбинаторная способность», возникают необычные идеи, что позволяет решать проблемы, нерешенные в бодрствовании. По П.В.Симонову, при развитии быстрого сна происходит разблокирование синапсов с повышенной активностью интернейронов, что связывается с механизмами творческих процессов.

 

Содержание сновидений прямо не воспроизводится в творчестве; это лишь материал, подлежащий дальнейшей переработке. На основе сновидений было сделано много ошибочного в науке и малохудожественного, безвкусного и пошлого в искусстве. Язык творческих снов насыщен символами, которые нужно впоследствии расшифровать. Кекуле, например, формула бензола явилась в виде «огненного дракона, пожирающего свой хвост». Разгадка подобных случаев образного кодирования инноваций имеет огромное значение для изучения творческого процесса.

Программирование сновидений. Некоторые люди обладают спонтанной способностью к управлению сновидениями, по крайней мере, в смысле способности забывать неприятные сны. О возможности влиять на содержание снов знали еще наши отдаленные предки. Например, это было известно шаманской практике в различных культурах (К. Кастанеда). В.Л. Райкову, использовавшему гипнотическое воздействие перед сном, удавалось (у гипнабельных людей) вызывать творческие сновидения. Можно, перед засыпанием программировать пробуждение в определенные промежутки времени (несколько раз за ночь), чтобы запоминать то, что происходит в короткие отрезки сна. Программирование сновидений широко используется в различных целях личностного роста. В целом управление снами возможно, но в определенных условиях и до известной степени.

Архетипические образы

К сфере воображения относят образы архетипического содер­жания, отражающие коллективное бессознательное - «информационный банк», хранящий опыт человечества в его связи с «вселенскими измерениями» и их метафизическими влияниями.

Архети́п — в аналитической психологии К. Г. Юнга — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, представленные в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифологических рассказов, волшебных сказок, художественных произведений. Архети́п — в литературе и истории рассматривается как хронологически древнейший неизвестный современным исследователям текст какого-либо письменного памятника.

Архети́п - означает "первообраз". Архетип можно сравнить с сухим руслом, которое способно направить или изменить развитие человека или целой культуры, если окажется на его пути.  

 

 


Архетипы являются общими для всего человечества и передаются по наследству. Миф – лишь осознанное проявление архетипа, одна из множества возможных его вариаций, неспособная исчерпать весь потенциал первообраза. К примеру, существует множество упоминаний и представлений о братской вражде, но сама центральная идея неизменна. Самые важные из архетипов: тень, анима, анимус, мать, ребенок, старик.

Среди менее значимых архетипов находится архетип отца, троицы, антропоса.

Архетип можно представить как «фундаментальный энергетический, динамический фактор, действующий как в жизни, так и внутри психики». Строго научного определения архетипа нет. Концептуальное определение архетипов затруднено потому, что информация в коллективном бессознательном существует в неструктурированном виде.

Архетипы — это некие первичные, изначальные энергии бытия, являющиеся фундаментальными элементами космоса. «Архетип,— пишет С. Каплан-Уильямс,— это лежащее в основании тех или иных явлений энергетическое взаимосочетание энергий, ответственное за возникновение форм. Энергия — степень силы, способность к движению, способность перемещаться из одного места в другое, воздействовать на материю или порождать в ней изменения. Сама материя является в некотором смысле сгустком энергии, и когда энергия находится в относительном покое, она принимает форму материи. Архетип — это сочетание энергии и формы. Лишенная формы энергия будет рассеиваться, а форма без энергии остается неподвижной и, выражаясь человеческими понятиями, лишенной жизни. Вселенная создана из этих основных взаимосочетаний энергии и формы, называемых архетипами, и сама жизнь тоже является их проявлением».

 

Архетипы — это «матрицы-первообразы» имеющие всеобщее качество для всех людей и существующие в «коллективном бессознательном» человечества. Идея архетипов созвучна платоновским идеальным формам, существующим в «божественном уме» и определяющим формы материального мира. Человек является носителем бесконечно разнообразных архетипов.

Известны архетипические сюжеты («приключения Героя», «вражда братьев», «битва за отделение от матери»), архетипические персонажы («божественное дитя», «мудрец», «странник и др.), архетипические символы. Архетипическими можно считать и юнговские «персонажи»: «персону» (упрощенно говоря, спектр «масок» для окружающего мира), «тень» (нечто неосознаваемое и непринимаемое в себе) «самость» (некая «идеальная личность», «анима- анимус» (образ противоположного пола любого возраста). К. Юнг показал, что архетипы проявляются в мифологии, культурных, религиозных символах и обрядах, в искусстве. Архетипы формируют некую «ментальную структуру», в которой представлены общечеловеческие роли, стереотипы поведения, типичные человеческие переживания, связанные с универсальной символикой.

Проблема первообразов в человеческой психике интересовала и Фрейда. Изучение типичных фантазий привело его к мысли о существовании бессознательных «первофантазий», выходящих за рамки индивидуального опыта и наследуемых генетически. Фрейд выделял различные уровни фантазирования: это уровни сознания, сублимации, бессознательного.

Важными для анализа трансляционной функции образной сферы личности является то, что архетипические образы выражают психические содержания, которые не подвергались сознательной рефлексивной обработке. Поэтому архетип не может быть описан в понятийно упорядоченном виде. С одной стороны, архетип характеризуется бесконечной изменчивостью связанных с ним образов (множественность описаний). С другой стороны, описание архетипа не может быть исчерпано сколь угодно подробным перечислением связанных с ним образов. Всегда что-то останется «за скобками». Характерной особенностью образов архетипического содержания является и то, что провести четкую границу между ними практически невозможно. Во-первых, образы как бы плавно перетекают, проникают друг в друга. Во-вторых, архетип, будучи прообразом, проявляется на различных планах/уровнях бытия: как образы и символы, как семантические или понятийно-смысловые конструкты, как «вселенские принципы мироздания» (например, одно и то же «божество» может воплощать космический принцип, служить основой религиозной практики, использоваться для бытовой магии). В то же время, хотя архетип и предстает в столь разных формах и с ним могут ассоциироваться самые различные образы, он содержит, как подчеркивает Е.А. Файдыш, нечто неуловимо общее, позволяющее во всех образах чувствовать нечто единое, стоящее за ними.

Аархетип «Матери», например, включает образ реальной матери, обобщенные образы матери — «любящей», «жертвующей всем ради ребенка», «доминирующей», «угрожающей», «удушающей» и т. д., мифологические образы Женщины из различных культур («Великая Мать», «Мать-Природа» и пр.), а также символы воспитания, заботы, поддержки.

 

 


Архетип можно понимать как многомерный объект-прообраз определенного тематического содержания, актуализируемый через многоликие «образ-проекции» на различных уровнях сознания и в различных измерениях человеческого бытия. Социальный архетип является силой, требующей, чтобы ее воспринимали всерьез и уважали. К.А. Абульханова в исследовании социального мышления затрагивает этот сложный вопрос. Подчеркивается, что коллективное бессознательное действует «изнутри» и образует отправную позицию восприятия мира. Неосознаваемые коллективные представления дают невербализуемые образы или же прорываются в форме ярких переживаний.

Образы архетипического содержания тесно связаны с образами, несущими мифологическое содержание. Психика человека содержит «архетипический алфавит» из которого происходят мифы. Мифы рассматриваются как «проекции» коллективного бессознательного и отражают взаимодействие архетипов. Мифология — способ обработки архетипических образов вместе с сопутствующим мифологическим символизмом. Миф — это связанный с народной жизнью способ целостного образного освоения мира, некая коллективная фантазия, обобщенно отражающая действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ (Аверинцев). Большая роль в порождении мифа отводится эмоциональной сфере. Мифу присуща своя особая достоверность, которая опирается на силу непосредственного переживания. Поэтому мифология связана с искусством и религией, в частности, по тематике выражения духовных смыслов и общечеловеческих проблем, по использованию метафорического и символического языка.

Автор Трактовки мифологических представлений
Фрезер выражение в мифе ритуальных представлений людей, отражающих условия их жизнедеятельности
Потебня рассмотрение мифа в контексте изучения развития языка и мышления
Вундт понимание мифа как продукта коллективного духовного творчества; миф отражает представления о мире его создателей, характеристики мифотворящего народа
Юнг рассмотрение мифа с точки зрения коллективного бессознательного, проявляющегося в индивидуальном сознании в виде архетипических образов/символов
Фромм изучение мифа в контексте религии, осознание в этой связи авторитетности мифа
Малиновский подход к мифу как активной силе, участвующей в организации и сохранении социальных структур

 

А.Ф. Лосев объединил указанные основные ракурсы исследования мифологических представлений и продвинутся дальше. Миф не только выражает миропонимание, мировосприятие эпохи, но и связан с метаисторической целью человечества, с перспективами духовного развития мира, и именно поэтому мифологическое сознание может быть понято как находящееся выше рационализма в его попытках познать мироздание и тайну бытия. Мифология не является иллюзией, вымыслом, социальной фантазией. Миф — это реальное непосредственное чувственное жизненное событие, подлинная, конкретная действительность, связанная с потребностями и стремлениями людей (миф всегда личностен). Для субъективного восприятия мир является таким, каким его репрезентирует миф. Миф отрешен от обыденного и выражает высшие духовные смыслы, направлен на раскрытие «абсолютного бытия». В мифологическом знании, отражающем факты различных степеней реальности, есть свои критерии достоверности, закономерности. В мифе объект и субъект слиты. Миф не предполагает доказательств, не опирается на опыт, в силу чего он неопровержим. Мифологическое сознание отображает редкие и единичные явления. Мифологическое мышление представляет интерес для психологической науки: оно является источником изучения психологического познания. В.А. Кольцова отмечает отражение в мифе глубинных пластов самосознания народа. Анализируя продукты мифологического творчества — сказки, легенды, былины, она подчеркивает. Сказки также отражают воззрения народов на мир и человека, древнейшие мифологические предания народа, «древнюю мудрость» и верования людей, символически воспроизводят философскую мысль и мистические учения о Боге и мире, метафорически изображают природные явления. Сказки — продукт коллективного воображения. Они воссоздают «универсальные идеи» человечества, непосредственно отражают коллективное бессознательное (архетипические образы). Былины тоже отражают глубинные характеристики, лучшие свойства русского народа. В.А. Кольцова определила былину как уникальный источник изучения обыденных психологических воззрений. Былины — продукты коллективного творчества народа, отражающие широкий спектр психологических представлений и переживаний их создателей: их идеалы, ценности, надежды и чаяния. Былины отражают глубинные пласты человеческой психики. Они представляют собой особый вид исторических источников, в которых воплощаются и совмещаются вымысел с реальностью, идеальные образы мира и человека с действительно существовавшими историческими личностями и событиями (само слово «былина» указывает, что это сказание о том, что имело место в жизни), мысленно конструируемое ожидаемое будущее с пришедшими из глубинных слоев народной жизни верованиями и преданиями. В отличие от сказок и мифов у многих былинных героев есть реальные прототипы. Так, историческим прототипом былинного героя Добрыни Никитича, например, является дядя князя Владимира — киевский воевода Добрыня, упоминаемый в русских летописях. Есть прототип образу Алеши Поповича и Ильи Муромца. Мощи последнего находятся в Киево-Печерской Лавре. Былины, с одной стороны, содержат обобщенные психологические образы, стереотипность сюжетных линей, с другой - в них представлены конкретные характеристики их персонажей, глубоко индивидуальные психологические описания. Былины являются непосредственным откликом человека на исторические события.

Символические образы. Язык символов — универсальный язык человечества, придающий внутренним переживаниям статус событий не только внутреннего мира, но и внешней действительности. Через символ происходит взаимодействие психики (души) с окружающем миром во всем многообразии его бытия, включая метафизические измерения реальности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: