Торговая деятельность является составной частью предпринимательства, она охватывает не только собственно торговлю, так же приобретение и продажу товаров и услуг с целью извлечения прибыли. Тем самым элементы торговой деятельности присущи любой организации, а тем более предприятию. Знание и правильное применение в практике деятельности основных подходов, выработанных в экономике торговли является важным фактором успешной деятельности любого предприятия.
Курсовая работа по учебной дисциплине «Экономика торговли» является важным этапом самостоятельной работы студентов. Ее подготовка обеспечивает закрепление и расширение теоретических знания, полученные на лекциях и практических занятиях. Цель выполнения курсовой работы – усвоение, систематизация и расширение объема знаний, полученных в рамках изучения дисциплины. Кроме того эта форма самостоятельной работы студентов направлена на приобретение и совершенствование навыков самостоятельной научно-исследовательской работы и применение полученных теоретических знаний на практике в условиях конкретной организации.
Выполнение курсовой работы начинается с выбора ее темы. Тема выбирается исходя из уровня теоретической и практической подготовки студента, научных интересов, навыков исследовательской и аналитической работы. При выборе темы необходимо учитывать степень освещенности ее в специальной литературе, а так же в научных и научно-практических статьях, доступность источников информации, включающих: литературные источники, публикации в научных и специальных изданиях, статистические данные, отчетность хозяйствующих субъектов, отраслевая и рыночная аналитика.
Тема конкретной курсовой работы выбирается из перечня примерных тем, приведенных в настоящих методических рекомендациях. При необходимости тема работы уточняется и конкретизируется (… на примере ООО «Три коровы») и согласовывается с руководителем курсовой работы. При выборе базовой организации, на примере которой будут рассматриваться теоретические вопросы и проводится анализ деятельности необходимо учитывать, что организация должна относиться к реальному сектору экономики и вести бухгалтерский учет в полном объеме (не использовать упрощенные формы учета).
Рекомендуется при выборе темы учитывать планируемую тематику выпускной квалификационной работы (ВКР), имеющееся либо потенциальное место работы. Облегчит подготовку курсовой работы использование в качестве базового предприятия (организации) того, где студент проходил практику или работает (для студентов очно-заочной и заочной форм обучения). Учет приведенных факторов при выборе темы дает возможность применения полученных знаний на практике, а написание курсовой работы может стать элементом подготовки ВКР.
2. Структура и содержание курсовой работы
Курсовая работа включает теоретическую и практическую части. Структура курсовой работы должна включать следующие элементы:
· Титульный лист установленного образца;
· Содержание;
· Введение;
· Теоретическая часть;
· Результаты анализа деятельности выбранной организации;
· Рекомендации по результатам анализа;
· Заключение;
· Список использованной литературы;
· Приложения.
Объем курсовой работы не должен превышать 30 страниц. Оформление курсовой работы производится в соответствии с Методическими указаниями по оформлению учебных текстовых работ(рефератов, контрольных, курсовых, выпускных квалификационных) для всех специальностей и направлений ИФЭМ. При подготовке работы следует использовать не менее 20 источников, при этом не менее 30% использованных источников должны быть актуальными (опубликованными в последние три-пять лет). Помимо учебников необходимо использовать специальную литературу (не менее трех источников), а так же статьи в научных и/или специальных журналах (не менее двух).
Одним из основных требований к содержанию курсовой работы является высокий теоретический уровень. Работа должна опираться на результаты актуальных исследований в сфере корпоративных финансов. Использование научных (научно-практических) статей по исследуемой теме является обязательным.Выполнение курсовой работы должно осуществляться на материалах конкретных предприятий, организаций и учреждений, как правило, являющихся базой практики.
Титульный лист курсовой работы оформляется в соответствие с общими требованиями с указанием названия темы. Следующий лист – содержание, включающее введение, названия разделов и подразделов, заключение, список использованной литературы и приложения, с указанием номеров страниц, с которых они начинаются.
Введение является самостоятельным элементом курсовой работы, именно во введении уточняются цели и задачи работы. Введение должно содержать следующие элементы:
- обоснование выбора темы, ее актуальность;
- основную цель работы;
- задачи работы;
- объект и предмет исследования;
- методы исследования.
Цель работы указывает, для чего проводится исследование, что планируется получить в результате. Цель вытекает из описания актуальности темы работы. Формулировка темы курсовой работы ориентирует студентов на решение выбранной проблемы,как в теоретическом плане (поиска закономерностей или опыта для решения проблемы), так и в прикладном (применения на выбранном предприятии ранее не применявшегося подходя, реализации новых мероприятий или применения методов и т.д. и т.п., описанных в изученном материале). Цель работы должна бытьформулируется кратко и конкретно.
Задачи работы составляют элементы достижения цели работы. По сути задачи представляют собой шаги к достижению поставленной цели, на каждом из которых производятся те или иныешаги по достижению цели. Задачи определяют структуру курсовой работы.
В качестве объектаисследования в рамках курсовой работы выступает,как правило, организации (предприятия) на данных которых ведется анализ и в отношении которыхвырабатываются рекомендации.
Предмет исследования – это наиболее значимые в рамках выбранной темы с теоретической или прикладной точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые будут непосредственно изучаться. Определение предмета исследования позволяет конкретизировать область поиска и сузить поле изучаемых проблем.
Рекомендуемый объем введения 2 страницы.
В первом разделе части курсовой работы необходимо полно и систематизировано изложить современные теоретические подходы к предмету исследования, выбранному в рамках темы курсовой работы. При этом должны быть представлены различные точки зрения по изучаемому вопросу. В рамках теоретического раздела студент должен продемонстрировать владение литературой по выбранной теме и выявить основные тенденции в изучении и решении выбранных проблем. В целом, первый раздел должен в достаточной мере раскрывать выбранную тему, чтобы в полной мере послужить основой для выявления и описания проблемы и выработки рекомендаций по результатам анализа.
Раскрытие теоретического вопроса, должно включать основные понятия, относящиеся к выбранной теме, обзор имеющихся литературных источников и статей, а так же характеристику того, какие подходы существуют к решению проблем в рамках предмета исследования.Основные положения, сформулированные в первом разделе, являются теоретической базой для анализа, который проводится в следующем разделе работы, а так же для выработки рекомендаций. По результатам раздела формулируются выводы.
Второй раздел является прикладным и включает в себя анализ экономических показателей деятельности торгового предприятия либо торгового или сбытового подразделения предприятия (организации), относящихся к предмету исследования, а так же характеризующих результаты торговой деятельности предприятия в целом. Анализ может включать: анализ основного капитала и эффективность его использования, анализ основных средств, анализ оборотного капитала, способов его формирования (структура, стоимость в целом и по элементам, оборачиваемость, рентабельность в целом, оборотного, собственного, финансовый рычаг), структура и динамика доходов и затрат предприятия, операционный рычаг и его элементы и т.д., формирование прибыли, ценообразование, планирование и оценку товарных запасов. То есть любой аспект деятельности предприятия, связанный с товарным обращением и подлежащим экономической оценке. В разделе должна быть описана проблема, которую необходимо решить и то, как она решается на предприятии (в организации) в настоящее время. В выводах по второму разделу указывается проблема и ее влияние на деятельность организации, а так же обосновывается необходимость решения проблемы.
Третий раздел предусматривает рекомендации, выработанные по результатам анализа, приведенного в разделе 2 работы и основанные на современных подходах, изложенныхв разделе 1. Предлагаемые рекомендации должны иметь практическое значение. Рекомендации могут содержать предложения по проведению мероприятий, изменению порядков и процедур на предприятии, изменения структуры и др. Так же необходимо дать оценку последствий реализации предлагаемых мер (приведет ли их реализация к решению проблемы и почему).