Заметьте: вначале праведник описывается при помощи отрицаний. Найдите их в тексте, пожалуйста.




Тема 6. Бог, являющий бесконечную премудрость.

План:

Введение.

Общий обзор книги Псалтирь.

Рассмотрение отдельных псалмов.

Книги мудрости.

Заключение.

Ключевые понятия темы.

 

Введение.

На прошлом занятии мы с вами говорили о Боге царствующем, Который царствует над всем миром, а также особым образом над Своим избранным народом. Израильские цари должны были являть характер Бога и Его волю народу, но, как мы видим, все цари, даже искренне верующие и желающие угодить Богу, были далеки от совершенства в этом деле. Наконец, пришел совершенный Царь от Бога, Который показал всему миру, как Сам Бог правит Своим народом и какова природа Его Царства. Это Иисус Христос, к которому ведут все сюжетные линии, обозначенные нами с самого первого занятия.

А сегодня мы поговорим о Боге, являющем Свою бесконечную премудрость. И хотя мы немного продвинемся в изучении той великой истории, которая разворачивается на страницах Библии, наша сегодняшняя тема раскроет одну из важнейших граней Божьего характера. Два необычных жанра, с которыми мы познакомимся, - это псалмы (книга Псалтирь) и книги мудрости (или «книги учительные»). А если в общем, мы поговорим о еврейской поэзии, которая является одним из многих жанров, представленных в Библии.

Общий обзор книги Псалтирь.

Давайте откроем книгу Псалтирь. Псалтирь – это струнный музыкальный инструмент, на котором в древности исполнялись музыкальные произведения. Это названия книги гимнов, или песен, отражающих мышление набожных евреев. Всего в этой книге 150 псалмов, которые были написаны разными авторами на протяжении более 1200 лет. Есть, например, псалом Моисея, выведшего народ из Египта (ок. 1600 г. до н. э.). Есть псалмы, написанные царем Давидом, многие из которых предназначались для исполнения на богослужениях в Израиле. Также есть псалмы, которые были написаны евреями в послепленный период (ок. 400 г. до н. э.).

Конечно же, мы не сможем с вами рассмотреть все 150 псалмов. Но будет полезно узнать, о чем же пели евреи в Ветхом Завете. Хочу отметить, что, когда открываешь книгу Псалтирь, сразу замечаешь, что это особый жанр литературы. Вопрос: легко ли вам читать Псалтирь? Почему? Какие особенности характерны для этого жанра? Интересно, что в церквях, как правило, лучше всего псалмы знают пожилые люди с большим жизненным опытом. Для молодежи этот жанр, который отражает богатый жизненный опыт авторов, не всегда близок. С другой стороны, парни (напр., мой муж) охотнее читают исторические повествования в Библии, чем псалмы и книги мудрости (которые часто не содержат конкретного сюжета), в то время как девушкам этот жанр по душе, потому что он пронизан переживаниями и чувствами. Но это так, просто наблюдение.

Как мы увидим, псалмы касаются множества различных тем. Мы рассмотрим книгу Псалтирь на примере некоторых наиболее известных псалмов. Вопрос: можете перечислить темы псалмов, которые вы помните?

Рассмотрение отдельных псалмов.

Псалом 1.

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, 2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! 3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. 4 Не так - нечестивые; но они - как прах, возметаемый ветром. 5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных. 6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Если вы слушали внимательно, вы заметили, что этот псалом можно условно разбить на три неравные части: ст. 1-3 – описание праведника; ст. 4-5 – описание неправедного; ст. 6 – подведение итога при помощи контраста (противопоставления).

Заметьте: вначале праведник описывается при помощи отрицаний. Найдите их в тексте, пожалуйста.

О праведнике говорится, что он «не ходит …, не стоит …, не сидит …». Все эти выражения описывают образ мыслей и образ жизни этого человека. Между этими выражениями есть связь или даже определенное развитие. Выражение «не ходит на совет нечестивых» означает, что праведник не участвует в делах безбожников и не сообщается с ними. Выражение «не стоит на пути …» означает не «препятствовать кому-либо», как в современном русском языке, а «не подражать», «не поступать, как кто-либо другой». То есть, если кто-то сначала ходит вместе с нечестивыми, затем стоит на их пути, то вскоре он будет и сидеть вместе с ними. «Не сидит в собрании» значит «не является частью их компании».

Затем праведник описывается при помощи положительных выражений (ст. 2). Вопрос: означает ли это, что верующий человек должен читать Библию день и ночь?

На самом деле, речь идет не о механистическом чтении Библии и даже не о количестве прочитанных страниц. Речь идет о том, что верующий человек (в данном случае еврей, который знает Пятикнижие Моисея) любит Божье Слово, постоянно изучает его и размышляет над ним. Иными словами, праведник не перенимает мышление и поведение безбожников, но черпает мудрость для жизни из Божьего откровения.

В ст. 3 праведник описан образно, при помощи метафоры – дерево, посаженное при потоках вод. Вопрос: в чем смысл этого образа? Надо понимать, что в Израиле, стране с засушливым климатом, почва часто пересыхала и трудно было найти растение, которое бы было зеленым и питалось водой круглый год. Однако деревья, растущие в месте слияния рек, никогда не увядали и всегда приносили плод в свое время. Речь здесь не идет о материальном благополучии и богатстве – речь идет о «принесении плода» даже в неблагополучных условиях (пустыня). Этот образ очень часто встречается в Ветхом Завете и отражает мышление людей, наблюдавших сезоны года и сравнивавших природные явления с явлениями духовными (ср. Иер. 17:5-8).

Итак, в нашем псалме в ст. 1-3 праведник описывается 1) при помощи отрицаний; 2) при помощи утверждений; 3) метафорически.

В ст. 4-5 автор переходит к описанию неправедных. И сразу мы встречаем мощный контраст: «Не так – нечестивые». То есть, все, что сказано о праведниках, неприменимо к неправедным. Но если неправедные не такие, как праведники, то какие же они? Они сравниваются с «прахом, возметаемым ветром». Под «прахом» подразумевается мякина, которая остается после веяния зерна (отделения зерна от мякины) при помощи специальной лопаты. Мякина и сор, которые остаются после веяния, развеваются ветром или сжигаются. А просеянное зерно собирается в гумно, а затем перемалывается в муку. Иными словами, псалмопевец сравнивает неправедных с мякиной, которая бесполезна, безжизненна и бесплодна.

Псалом 1 заканчивается предложением, которое выражает заключительный контраст. Здесь сравнивается «путь» праведных с «путем» неправедных (ст. 5-6). Грешников ждет плохой конец, их путь «погибнет», в то время как за путем праведных наблюдает Сам Бог, Который заботится о них. Здесь говорится о вечной участи и тех, и других.

В этом суть первого псалма: в нем противопоставляются два образа жизни – праведный и неправедный. Третьего не дано. В книге Псалтирь есть много похожих псалмов. Иногда такие псалмы называют «псалмами мудрости». В них противопоставляются мудрость и глупость, жизнь по Божьему слову и жизнь безбожников. Похожие мотивы мы находим и в проповеди Иисуса в Новом Завете. Если помните, приведите примеры. Иисус очень часто использует сравнения и противопоставления в поучительных целях (ср. Нагорная проповедь, Мф. 5 – 7, в частности, Мф. 7:13-14, «широкие и узкие врата», Мф. 7:24-27, притча о мудром и неразумном строителе, и т.д.). Теперь вы понимаете, почему книги мудрости – это неудобное чтиво для многих. Читатель вынужден выбрать одно из двух. Проводится четкое различие между святостью и греховностью. С другой стороны, верующие в Бога люди понимают, что они далеки от установленного эталона. Книги (и псалмы) мудрости возвращают нас к закону, данному Израилю, и показывают, что своими делами мы не достигнем этого совершенства. Даже Давид, автор многих псалмов, хотя он и назван «мужем по сердцу Бога», сам многократно согрешал перед Богом и не может вполне соответствовать описываемому образу праведника. Итак, как и закон, так и книги мудрости, хотя сами по себе не спасают нас, являются для нас прекрасным наставлением в том, чтобы стремиться к благочестивому мышлению и образу жизни.

Псалом 8.

Давайте рассмотрим еще один псалом, который иллюстрирует другую тематику. Автор Псалма 8, Давид, не только прославляет Бога за Его силу, явленную в творении (8:2), но и выражает изумление по поводу того, что Бог устанавливает уникальные отношения с человеком (8:5). Более того, Бог поставил человека выше всего остального творения.

«Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле» Пс. 8:6-10.

Это псалом, воздающий хвалу Богу. Он представляет собой размышления над Быт. 1-2. Многие другие псалмы также были написаны в результате размышления над более ранними фрагментами Писания и применялись в общем богослужении с целью усвоения истин Писания.

Псалом 18.

Псалом 18 – это еще один псалом, который представляет собой размышление о том, как творение отражает характер Своего Творца.

«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его» Пс. 18:2-7.

Сначала псалмопевец рассказывает о том, как Бог явил Себя в творении, а затем, если вы проследите по тексту, автор говорит о том, что Бог явил Себя особым образом в Писании.

Псалом 13.

А сейчас мы перейдем к другому виду псалмов. Давайте откроем Псалом 13. Прочитайте первую строку этого псалма: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»». Заметьте: под «безумцем» подразумевается не человек с психическим расстройством, а атеист! В этом мире безумцами считают верующих людей. Однако с точки зрения Библии, которая признает существование Бога, и не просто любого Бога, а Бога, открывшего человеку Свой характер и планы в Библии, безумец – это неверующий человек, который не принимает в расчет Бога Библии и реальность, описанную в этой книге. Но верующий человек «поумнел» по сравнению с неверующими не по своим заслугам, а по милости Бога, открывшего Себя ему.

Псалом 39.

Перед вами еще один псалом, не похожий на предыдущий. Согласно надписанию, автором этого псалма является царь Давид. Псалом начинается с личных переживаний автора, которые вскоре перерастают в нечто большее. Мы выделим главные мысли этого псалма.

«Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа» Пс. 39:2-4.

Мы не знаем, что стоит за этими образами – «страшный ров», «тинистое болото». Очевидно, Давид переживал сложные обстоятельства в жизни и чувствовал, будто бы его поглощает бездна, из которой он сам не может выбраться. Но Бог его избавил из этой ситуации. Далее в этом псалме Давид выражает благодарность Богу за это избавление, посвящает себя Ему и обещает засвидетельствовать об этом избавлении в собрании Божьего народа. В заключительной части псалма Давид открыто признает, что тот факт, что Бог его избавил от этой беды, не означает, что у него не будет проблем в будущем. Давид еще раз благодарит Бога за этот конкретный случай и объявляет, что в будущем он еще не раз будет нуждаться в спасительной Божьей помощи.

«Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно, ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня. Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне» Пс. 39:12-14.

По сути, Давид говорит, что самым худшим бедствием в его жизни является его собственный грех, который мешает ему приближаться к Богу (см. ст. 13).

Но у Давида есть и враги, которые также создают для него проблемы. Это те, кто насмехается над ним и желает ему зла.

«Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: "хорошо! хорошо!" Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: "велик Господь!» Пс. 39:16-17.

Итак, Псалом 39 насыщен личными переживаниями автора. Верующий человек рассказывает нам о том, как Бог помог ему, и признается в том, что в будущем он будет нуждаться в Божьей помощи.

Псалом 50.

Перед тем, как читать этот псалом, мы должны обязательно обратить внимание на надписание: «Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии». Речь идет об инциденте из жизни царя Давида, когда тот соблазнил молодую женщину, жену одного из своих солдат, который был на войне и сражался на передовой за Давида. Очень подло, не правда ли? Вскоре после этого выяснилось, что Вирсавия беременна от Давида. Давид приказал откомандировать домой ее мужа в надежде, что тот переспит с Вирсавией и что все подумают, что ребенок от него. Но муж Вирсавии, Урия, из солидарности со своими боевыми товарищами даже не зашел домой на ночь и не стал утешаться со своей женой. Тогда Давид решил пойти на убийство. Он послал с самим же Урией записку на фронт, чтобы командир поставил его туда, где будет самое сильное сражение, и отозвал остальных солдат. Командир выполнил приказ, и Урия был убит. Давид думал, что все шито-крыто и что никто не узнает о его преступлении. Но пророк Нафан обличил царя в лицо. В унижении и стыде Давид раскаялся в содеянном перед народом. Во время своего раскаяния он написал псалом 50.

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» Пс. 50:2-4.

Многим из нас знакомо это ощущение: посреди ночи вдруг ты вспоминаешь глупость, которую ты сделал, или зло, которое ты совершил. Ты просыпаешься в холодном поту, не можешь заснуть и желаешь, чтобы можно было повернуть время вспять …

Давид осознает, что в конечном итоге этим злом он оскорбил Бога. «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем» (ст. 6). Вопрос: что Давид имеет в виду? Может показаться, что это смелое замечание со стороны Давида. Ведь против кого только он не согрешил – против Вирсавии, против Урии, против своей собственной семьи, против своего народа! Но в определенном смысле Давид прав: всякий грех направлен в первую очередь против Бога. Мы часто забываем именно об этом вертикальном измерении греха. Если грех рассматривать безотносительно к Богу, то это всего лишь преступление против себя, другого человека или общества. Грех становится грехом, когда признается его отношение к Богу. Какой бы грех мы не совершили, всегда больше всего страдает Бог. В этом мы убедились еще тогда, когда говорили о грехопадении первого человека.

Другие псалмы

Конечно же, в книге Псалтирь есть много других псалмов. Псалом 109 предсказывает пришествие Того, Кто является одновременно царем и священником. Это текст, который чаще всего цитируется в Новом Завете. Также примечателен Псалом 118, который является самой длинной главой в Библии. Это благодарственный псалом, автор которого размышляет над природой Божьего Слова, Божьего откровения о Себе. То есть, весь псалом посвящен Священному Писанию. Главная истина этого псалма в том, что наш Бог обладает даром речи и сообщает информацию о Себе в словесной форме. В Псалме 138 мы находим похожую идею: «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!» (Пс. 138:17).

Таков Бог, Который побуждает Его народ петь Ему с хвалою, благодарностью, раскаянием, скорбью и размышлением. Все псалмы в совокупности указывают на те отношения, которые, по воле Бога, должны иметь с Ним представители Его народа. Это искренние, неподдельные отношения, а не просто формальное соблюдение ритуалов. В том и мудрость, чтобы люди понимали, что Бог – личность и что с Ним нужно устанавливать и развивать настоящие отношения, которые должны быть центром жизни верующего человека.

Книги мудрости.

Среди книг мудрости (книг учительных) мы кратко рассмотрим книгу Притчей, книгу Иова и Екклесиаст.

Притчи

Книга Притчей – это особый жанр литературы; она состоит из мудрых изречений или, по-нашему, пословиц. Многие из этих пословиц связаны между собой определенной тематикой. К примеру, во многих пословицах фигурируют два олицетворенных персонажа – Мудрость и Глупость. Человек идет либо по пути Мудрости, либо по пути Глупости. В этих пословицах сравниваются оба пути, и отдается предпочтение пути Мудрости. Кроме того, следует отметить, что многие пословицы часто излагают наблюдение из жизни, которое, как правило, является верным, но могут быть и исключения. Поэтому не следует воспринимать пословицы как закон или как абсолютную истину.

В начале книги содержится пословица, которая неоднократно повторяется дальше в разных формах: «Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Прит. 1:7). Далее: «Начало мудрости - страх Господень, и познание Святого – разум …» (Прит. 9:10). Здесь речь идет не о животном, физическом страхе перед опасностью, а о почитании Бога как святого, справедливого и праведного Владыки, а также признание того, что мы не таковы. Бог – наш судья, а также наша единственная надежда. В признании этого факта заключается начало мудрости. Вспомните первый стих Пс. 13: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»». Правильное понимание того, как жить под солнцем, должно обязательно начинаться с Бога и Его откровения о Себе. В этом и есть мудрость.

Иов

Одна из самых примечательных книг среди книг мудрости в Библии – это книга Иова. Вопрос: кто может сформулировать главную идею этой книги? Нам неизвестно, когда она была написана, хотя, вероятнее всего, это очень древняя книга, пожалуй, самая древняя в Библии. В книге повествуется о человеке по имени Иов, который, хоть и не является совершенным, но изображается человеком необычайно добродетельным. Это весьма богатый, многодетный и счастливый человек. Но богатство не делает его гордым или эгоистом. Напротив, все, знающие Иова, его любят за доброту, мудрость и сострадание к бедным. Многие приходят к нему за советом и почитают за честь побывать у него в гостях. Иов говорит о себе: «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице» (Иов 31:1). Итак, Иов - это искренне набожный и благочестивый человек.

Но Иов не знает того, что в это время происходит в невидимом мире. Дьявол, противник Бога, с которым мы познакомились в Быт. 3, заключает пари с Богом: «И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? (то есть, дьявол намекает на то, что Иов верен Богу, пока Тот благословляет его) Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей» (Иов 1:9-12). С того времени дьявол с позволения Бога засыпает Иова несчастьями. На дом Иова налетают мародеры, которые расхищают его имущество. Он лишает своего скота, своих слуг, а затем большой ветер опрокидывает дом, в котором дети Иова находятся на пире. В ответ на это Иов говорит: «… наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21).

Дьявол говорит Богу: «… кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя?» Бог отвечает дьяволу: «… вот, он в руке твоей, только душу его сбереги». Вскоре мы находим Иова в проказе с ног до головы. Он сидит в пепле и скоблит свои язвы черепицей. К Иову приходят три его друга, чтобы навестить его. Они сидят вместе с ним в безмолвии целую неделю, и это самое мудрое, что они могут сделать в такой ситуации.

Далее разыгрывается диалог между Иовом и его друзьями. Друзья Иова полагают, что они настолько хорошо разбираются в богословии, что они могут дать Иову правильный ответ на все вопросы, которые возникают в связи со случившимся. По сути, они говорят следующее: «Иов, веришь ли ты, что Бог всевластен (=суверенный)?» «Да». «Веришь ли ты, что Он справедлив?». «Да». «Так вот, если Бог всевластен и справедлив, а ты страдаешь, значит..?» Иов отвечает: «Я знаю, что Бог всевластен и справедлив, но, честно говоря, я не заслужил этого. Я страдаю без вины. Этого не должно было со мной случиться». «Иов, опомнись! Тем самым ты обвиняешь Бога в том, что Он совершил ошибку и что Он поступил с тобой несправедливо». «Вовсе нет! Я этого не сказал. Я знаю, что Бог обладает всевластием и справедливостью. Но при этом я настаиваю, что то, что я подвергаюсь таким страданиям, несправедливо!»

Разговор все больше и больше накаляется, а затем друзья Иова открыто обвиняют его в грехе: «Иов, ты не понимаешь. Ты совершил больше грехов, чем ты осознаешь. А если ты отрицаешь это, тем самым ты делаешь Бога несправедливым. Тебе следует раскаяться в грехах, даже если ты не можешь перечислить конкретные грехи, которые ты совершил. Исповедай свои грехи перед Богом в общем, и Бог простит тебя и наладит твою жизнь».

На это Иов отвечает: «Как я могу это сделать? Как я могу раскаяться в том, чего не совершал? Как я могу раскаяться и умолять Бога о прощении, если я считаю свои страдания незаслуженными? Если я сделаю так, я сделаюсь лжецом в глазах Бога и действительно согрешу против Него. Я думаю, что мне нужен адвокат. Мне нужен посредник, который рассудит меня с Богом, - вот, что мне нужно».

Напряженность все больше нарастает. У нас нет времени подробно рассматривать спор Иова с его друзьями, но в конце концов начинает говорить Сам Бог. Он обращается к Иову с целым рядом вопросов: «Иов, скажи, ты когда-нибудь создавал снежинку? Где ты был, когда я создавал первого бегемота? Советовал ли ты мне, как выводить на небо созвездие Орион?» и т.д. Эти риторические вопросы занимают две главы, и в конце концов Иов говорит примерно следующее: «Прости меня Господи. Я говорил глупости и думал, что знаю, что говорю». Что же Бог говорит в ответ? Он говорит: «… препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне» (Иов 40:2). И дальше еще две главы таких же вопросов!.. Самое удивительное, что Бог не дает систематического ответа на вопрос о том, почему страдают невиновные. Все эти риторические вопросы служат одной цели. Они показывают, что мы, люди, не всегда будем получать ответы на наши вопросы, но Бог больше нас, поэтому иногда мы должны просто доверять Ему и верить, что Он знает, что Он делает. В конце книги Иов раскаивается (см. Иов 41:1-6) – не в тех воображаемых грехах, которые ему приписывали его друзья, а в своей дерзкой настойчивости, когда он призывал Бога к ответу вместо того, чтобы доверять Ему.

Тем не менее, Бог объявляет, что правильно о Нем говорил именно Иов, а не его друзья. Несомненно, в конце книги в своей дерзости Иов переходит границу дозволенного, но Бог оправдывает Иова и гневается на его трех друзей, которые думают, что просчитали Бога и знают Его изнутри и снаружи.

В самом конце книги мы читаем, что Бог исцеляет Иова от неизлечимой проказы, дает ему еще большее богатство и новую семью. Восстановление потерь Иова – это лишь небольшое предзнаменование будущих глобальных событий, которые Бог совершит в истории этого мира. В конце мировой истории восторжествует справедливость. В осознании этого и заключается мудрость.

Екклесиаст

В книге Екклесиаст (что в переводе означает «проповедник») царь Соломон предпринимает попытки найти смысл жизни. Он разворачивает грандиозные проекты по строительству и благоустройству государства, но понимает, что все это «суета сует», т.е. бессмысленно. Он решает посвятить себя поиску мудрости в этом мире, затем занятиям литературой и наукой, затем размышлениям. Но вскоре царь обнаруживает, что и это не приносит ему удовлетворения. После этого Соломон решает практиковать щедрость, аскетизм, гедонизм (=стремление к веселью и удовольствиям), затем еще что-то и еще что-то. Но он не удовлетворяется ничем, ничто для него не является долговечным. «Нет ничего нового под солнцем» - говорит царь Соломон. В конце книги, когда престарелый царь оглядывается на прожитую жизнь и оценивает все свои поиски наслаждения, удовлетворения и смысла жизни, он подводит всему итог:

«И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» … Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» Еккл. 12:1; 3-4.

Другими словами, в конце концов, царь осознает, что произойдет в самом конце его жизни, и в свете этого оценивает всю свою предшествующую жизнь. Этому нас учит книга мудрости Екклесиаст, потому что всем нам предстоит дать отчет за свою жизнь Богу.

Заключение

Сегодня мы поговорили о том, насколько мудрым являет нам Себя наш Бог. На страницах Писания Он не просто дал Свой закон, не просто записал Свои дела в исторических книгах, но и показал нам, как знание о Нем преломляется в жизни верной части Божьего народа, которая стремится жить по Божьей истине. Мы сделали краткие обзор особой части Ветхого Завета, которая в еврейской традиции называется «Писания». Это книга Псалтирь (сборник псалмов) и так называемые «книги мудрости» (или книги учительные). Эти книги показывают нам, что значит настоящая мудрость. Это значит признание Бога Владыкой всего мира и нашей жизни в том числе, послушание тому, что Он говорит в Своем Слове, осознание Его абсолютного всевластия и справедливости, понимание предназначения и конца мировой истории. А грех, с точки зрения книг мудрости, - это отвержение установленного Богом порядка и отказ принять Божье откровение как истину. Вы можете задать вопрос: а как же эта часть Ветхого Завета указывает нам на Христа? Ведь все Писание, как мы сказали еще на первом занятие, указывает на Него и посвящено Ему? Конечно же, мы понимаем, что псалмы (особенно так называемые «мессианские», напр., Пс. 21 и 109) напрямую или косвенно указывают на грядущего Царя из рода Давида. Часто сам Давид является прообразом Своего великого Потомка.Что же касается остальных поэтических книг, все книги мудрости предвкушают приход Того, Кто и есть воплощенная Божья премудрость. Прочитайте, пожалуйста, дома следующие стихи, подтверждающие эту мысль: 1 Кор. 1:24; 30; Лк. 24:44. Христос – это Тот, кто разрешил, казалось бы, неразрешимое противоречие между абсолютным Божьим стандартом для нас и нашим реальным положением (см. Псалом 1), между, к примеру, статусом Давида как «мужа по сердцу Бога» и его реальным положением грешника, нуждающегося в Божьей милости. Именно жертва Христа стала тем основанием, на котором Бог принял нас со всеми нашими несовершенствами и всей нашей глупостью. Итак, наша мудрость сегодня - по эту сторону от смерти и воскресения Христа - состоит в том, чтобы знать Христа, верить Ему и вникать в Его учение.

Ключевые понятия темы.

Псалмы\Псалтирь, книги мудрости (книги учительные), премудрость (Божья), праведный (верующий) \ нечестивый (безбожник), откровение, пословица, мудрость\глупость, страх Господень, (незаслуженные) страдания, всевластие и справедливость Бога, порядок, воплощенная Божья премудрость.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: