ЛЕКЦИЯ № 8. Счета и двойная запись




Конспект лекций по Бухгалтерскому учету

ЛЕКЦИЯ № 1. Теория бухгалтерского учета, его сущность и значение в системе управления

1. Понятие и виды бухгалтерского учета. Показатели, используемые в учете, функции, объекты и задачи бухгалтерского учета

2. Исторический обзор важнейших этапов развития бухгалтерского учета

ЛЕКЦИЯ № 2. Предмет, метод и принципы бухгалтерского учета

1. Предмет и метод бухгалтерского учета

2. Принципы бухгалтерского учета

ЛЕКЦИЯ № 3. Учетная политика организации. Учредители и акционеры

1. Общее понятие учетной политики организации

2. Учет собственного капитала, формирование уставного капитала, расчеты с учредителями и акционерами по вкладам в уставный капитал

ЛЕКЦИЯ № 4. Документация и документооборот

1. Документ как элемент метода бухгалтерского учета

2. Классификация регистров бухгалтерского учета

3. Внесение исправлений в первичные учетные документы

ЛЕКЦИЯ № 5. Инвентаризация

1. Виды инвентаризации

2. Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации

ЛЕКЦИЯ № 6. Формы бухгалтерского учета

1. Мемориально-ордерная форма

2. Журнально-ордерная форма

3. Простая форма бухгалтерского учета

4. Таблично-автоматизированная форма учета

5. Упрощенная форма бухгалтерского учета

ЛЕКЦИЯ № 7. Бухгалтерская отчетность

1. Состав бухгалтерской отчетности

2. Понятие бухгалтерского баланса, виды балансов

3. Изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственньх операций

ЛЕКЦИЯ № 8. Счета и двойная запись

1. Виды счетов, их структура

2. Двойная запись, ее назначение

3. Классификация счетов

 

 

· ЛЕКЦИЯ № 1. Теория бухгалтерского учета, его сущность и значение в системе управления

· 1. Понятие и виды бухгалтерского учета. Показатели, используемые в учете, функции, объекты и задачи бухгалтерского учета

· Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

· Наблюдение представляет собой общее представление о происходящем хозяйственном явлении.

· Измерение придает количественное выражение происходящему хозяйственному явлению.

· Регистрация осуществляется в пределах установленной системы и облегчает процесс запоминания и изучения наблюдаемых хозяйственных явлений.

· Виды бухгалтерского учета:

· 1) управленческий учет представляет собой вид такого учета, при котором происходит сбор, обработка и предоставление учетной информации для нужд управления на предприятии. Цель управленческого учета – формирование информационной системы на предприятии.

· Главная задача управленческого учета – подготовка достоверной и полной информации, которая служит источником для принятия на предприятиях необходимых управленческих решений в процессе управления.

· Основной частью такого учета является учет и анализ затрат (себестоимости произведенной продукции). Управленческий учет тесно взаимосвязан с анализом готовой информации для руководства организации (улучшение технологического процесса производства, оптимальное снижение расходов и т. п.).

· Эта информация, как правило, используется в процессе принятия управленческих решений при планировании и прогнозировании на предприятии (в целях финансового учета). Данные управленческого учета организации являются ее коммерческой тайной и не должны разглашаться ее работниками;

· 2) финансовый учет – это учетная информация о затратах и доходах предприятия, о дебиторской и кредиторской задолженностях, о составлении имущества, о фондах и т. д.;

· 3) налоговый учет – это вид бухгалтерского учета, при котором происходит обобщение информации в целях определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

· Цель налогового учета – обеспечение правильности и достоверности учета расчетов между предприятиями и государственными органами.

· В процессе исчисления показателей деятельности предприятия широко используется измерение его хозяйственных средств с помощью измерителей.

· Учетный измеритель представляет собой определенную учетную единицу, которая производит измерение и исчисление хозяйственных средств и операций на предприятии.

· Ведение хозяйственного учета прежде всего предполагает количественное измерение учитываемых объектов. С этой целью используются учетные измерители: натуральные, трудовые, денежные.

· Натуральные измерители служат для отражения в учете хозяйственных средств и процессов в их натуральном выражении, мерой, массой. Применение натуральных измерителей зависит от особенностей учитываемых объектов, т. е. от их физических свойств.

· Объекты учета могут измеряться единицами массы (килограммы, тонны и т. д.), счетом (количество штук, пар и т. д.). С помощью натурального учета ведется систематическое наблюдение за состоянием движения конкретных видов материальных средств (основных средств, готовой продукции и т. д.) и осуществляется контроль за их сохранностью, а также за объемом процесса заготовок, производства и реализации продукции.

· Трудовые измерители применяют для отражения в учете количества затраченного рабочего времени, исчисленного в рабочих днях, часах, минутах. Трудовые измерители в сочетании с натуральными используют для исчисления размера оплаты труда, выявления производительности труда, определения норм выработки и т. д.

· Денежный измеритель занимает центральное место в учете и используется для отражения разнообразных хозяйственных явлений и обобщения их в единой денежной оценке. Только с помощью денежного измерителя можно подсчитать общую стоимость разнородного имущества предприятия (зданий, станков, материалов и т. д.). Денежный измеритель выражается в рублях и копейках. Посредством их суммируются произведенные затраты (расходы) предприятия, ранее выраженные в трудовых и натуральных измерителях. Денежный измеритель необходим, в частности, для калькуляции себестоимости продукции, определения прибыли или убытков организации, отражения итогов хозяйственной деятельности.

· Функции, объекты и задачи бухгалтерского учета

· Функции бухгалтерского учета:

· 1) контролирующая – обеспечивает контроль за сохранностью, наличием и движением предметов труда, средств труда, денежных средств, за правильностью и своевременностью расчетов с государством и его службами. С помощью учета осуществляются три вида контроля: предварительный, текущий и последующий;

· 2) информационная функция – является одной из главных функций, так как является источником информации для всех подразделений предприятия и вышестоящих организаций. Информация должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной;

· 3) обеспечение сохранности имущества. Выполнение этой функции зависит от действующей системы учета, от наличия специализации, складских помещений, которые оснащены организационной техникой;

· 4) функция обратной связи – бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи;

· 5) аналитическая функция – с помощью нее происходит раскрытие имеющихся недостатков, наметить и проанализировать способы совершенствования деятельности организации и ее основных служб.

· Объектами бухгалтерского учета являются:

· 1) имущество предприятия – основные средства, нематериальные активы и т. д.;

· 2) обязательства предприятия – расчеты, сделки и т. д.;

· 3) хозяйственные операции – операции, связанные с деятельностью предприятия.

· Основные задачи бухгалтерского учета:

· 1) своевременное и правильное производство необходимых расчетов и обязательств;

· 2) оперативный контроль за правильностью и достоверностью информации в учетных документах;

· 3) своевременное отражение учетных данных в регистрах бухгалтерского учета.

· 2. Исторический обзор важнейших этапов развития бухгалтерского учета

· Жан-Батист Демарше (1874–1946) – выдающийся французский ученый, создавший всем известный и популярный герб бухгалтеров, на котором изображены три предмета (солнце, весы и кривая Бернулли) и девиз «Наука – совесть – независимость»). Каждый предмет означает что-то свое:

· 1) солнце – освещение хозяйственной деятельности предприятия бухгалтерским учетом;

· 2) весы – значимость баланса, его равновесие;

· 3) кривая Бернулли – бесконечность бухгалтерского учета. Примерно со второй половины ХК в. в различных странах начали образовываться научные направления, школы, которые призваны осмыслить и использовать бухгалтерское ремесло.

· Итальянская школа. В этой школе в основном преобладала юридическая трактовка бухгалтерского учета. Представителями этой школы являются Ф. Вилла, Ф. Марчи, Дж. Чербони, Дж. Росси и др. Они склонялись к такому мнению, что бухгалтер учитывает и контролирует деятельность кладовщика, кассира, а также права и обязанности материально ответственных лиц (в то время их называли агентами), права и обязанности юридических и физических лиц, с которыми организация ведет расчеты (в то время их называли корреспондентами), а не ценности организации.

· Поэтому было установлено, что бухгалтер отражает не денежные средства в кассе, не материалы на складе и т. д., а ответственность кассира, кладовщика и т. д. Каждый счет персонализировался, т. е. за ним всегда стояло какое-то ответственное лицо. При этом двойная запись обуславливалась правилом Э. Дегран-жа, которое звучит так: «Тот, кто выдает, – кредитуется, тот, кто получает, – дебетуется».

· Уже в ХХ в. многократно выдвигался вопрос о воплощении специальной отрасли юриспруденции – бухгалтерского права, так как бухгалтер является в некотором роде судьей, который применяет в процессе своей работы государственное право. «Учет – алгебра права», – говорил выдающийся ученый П. Гарнье.

· Французская школа. Здесь значимую роль играла экономическая трактовка бухгалтерского учета. Выдающимися представителями этой школы являются Ж. Курсель-Сенель, Э. Леотэ, А. Гильбо, Ж. Б. Дюмарше и другие. Они видели главную цель прежде всего в исчислении эффективности хозяйственной деятельности организации, а не в непосредственном контроле за сохранностью ценностей организации, как их многие итальянские коллеги-бухгалтеры. Он с помощью установленной методологии отражает движение основного капитала, всех ресурсов, ценностей организации, а не их прав и обязательств в юриспруденции. Именно из этого вытекает и иное объяснение возникновения двойной записи: нет прихода средств без их расхода – так предполагали представители данной школы. Это предположение поддерживал представитель школы Ж. Прудон, который утверждал, что бухгалтерский учет представлял собой политическую экономию. Он имел свое личное мнение: большинство экономистов – это очень плохие бухгалтеры, не знающие ничего, а также и несмыслящие в приходе и расходе средств и в ведении книг.

· Немецкая школа. Эта школа придавала большое значение процедурным вопросам, строению форм подсчета, последовательностью бухгалтерских записей. Главными представителями данной школы были Ф. Гюгли, И. Ф. Шер, Г. Никлиш и др. Для этой школы предусмотрен плавный переход к учету от баланса к бухгалтерскому счету, а не наоборот, как это было характерно для итальянской и французской школ. Эти школы, как было указано выше утверждали, что дебет и кредит любого бухгалтерского счета представляют собой «качественно однородные поля», немецкая школа, в свою очередь, утверждают, что значение дебета и кредита бухгалтерского счета изменяется в зависимости от самого счета, пассивный он или активный.

· Американская школа. Эта школа предполагала, что бухгалтерский учет представляет собой инструмент управления людьми, а люди, в свою очередь, управляют организацией. Со стороны психологии бухгалтерская информация представляет собой единственный стимул для администраторов, которые обязаны на этот стимул хорошо реагировать. Если этого не происходит, то и информация не имеет никакого значения для учета.

· Главным достижением ученых Америки (Г. Эмерсон, Ч. Гар-рисон, Ч. Кларк, В. Патон и др.) было и есть конструирование и воплощение методологических приемов, а именно «стандарт-кост», «директ-костинг» и «центры ответственности». При этом через некоторое время сформировалась такая отрасль бухгалтерии, как управленческий учет.

· Можно сделать вывод, что каждая из этих приведенных школ привнесла в науку «Бухгалтерский учет» свои определенные идеи.

· В бухгалтерскую жизнь нашей страны примерно в первой половине ХГХ в. вошли замечательные идеи, которые обсуждаются и усовершенствуются до сих пор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: