Гуманистическая психология




Лекция 6. Направления современной психологии (продолжение).

Гуманистическая психология: А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Олпорт. Экзистенциальная психология. Когнитивная психология. Культурно-исторический и деятельностный подходы к изучению психической деятельности. Основные положения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. Деятельностный подход в психологии.

Методические рекомендации к изучению темы.

Четвертая, пятая и шестая лекции посвящены описанию направлений психологической науки. При изучении материала этих лекций необходимо сформировать представление о каждом направлении психологии и уметь его охарактеризовать по следующим пунктам: предмет исследования, парадигма (система основных положений), методы исследования, прикладное значение направления и разработчики (авторы) данных направлений.

В шестой лекции представлены три направления психологии: гуманистическая психология, когнитивная психология и психология деятельности. Гуманистическая и когнитивная психология появились практически одновременно (на рубеже 50-х и 60-х гг. XX в.) в США как реакция на бихевиоризм и на распространившиеся идеи психоанализа. Несмотря на одновременность возникновения, они противоположны друг другу и представляют собой современные варианты «гуманитарной» и «естественно-научной» стратегий исследования в психологии.

Внимательно прочтите материал лекции, ответьте на задания и вопросы для самопроверки (эти ответы отправлять не нужно), при затруднении вернитесь к тексту лекции, если возникнут вопросы, можете написать преподавателю. Для зачета изученной темы ответьте на проверочные задания и отправьте ответы для проверки. Ответьте на творческие вопросы и ответ разместите на форуме. Для закрепления материала, внимательно просмотрите презентацию. Выучите основные определения из глоссария.

 

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология сложилась как альтернатива бихевиоризму и психоанализу, и она противопоставила себя этим направлениям как третья сила. Основным предметом исследования становится человек как уникальная целостная система. В бихевиоризме человек рассматривался как сложная, но тем не менее поддающаяся изучению и управлению машина. Для психоанализа человек - иррациональное существо, определяемое своим прошлым и бессознательным как его продуктом. Для гуманистической психологии человек — это уникальная и неповторимая личность, которая свободно «выбирает себя, пытается в самом сложном и часто трагическом мире стать самим собой — не куклой, не рабом, не машиной, но уникальным, индивидуальным Я».

Если прежде психологов интересовала проблема душевных расстройств, то гуманистическая психология направлена преимущественно на исследование душевного здоровья, позитивных душевных качеств. Сосредоточив внимание лишь на темной стороне человеческой психики, и оставив в стороне такие чувства, как радость, удовлетворение психология игнорировала как раз те аспекты психики, которые во многом и составляют человеческое существо. В ответ на явную ограниченность как бихевиоризма, так и психоанализа, гуманистическая психология с самого начала создавала себя как новый взгляд на природу человека. Она предложила исследовать те аспекты психики, которые прежде не замечали или игнорировали. Примером такого рода подхода являются работы Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.

Основные положения гуманистической психологии:

1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих. Он не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций.

2. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев также важен, как и статистические обобщения.

3. Человек открыт миру, переживания человеком мира и себя являются главной психологической реальностью.

4. Человеческая жизнь рассматривается как единый процесс его становления и бытия.

5. Человек наделен потенциалами для непрерывного развития и саморегуляции, которые являются частью его природы.

6. Человек обладает некоторой степенью свободы от внешней причинности (детерминации), благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

7. Человек активное и творческое существо.

8. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

9. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

10. Человек имеет выбор (он не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

11. Человек интенциален (обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

 

Абрахам Маслоу (1908 - 1970) родился в Нью-Йорке в 1908 г., в семье еврейских иммигрантов. После получения докторской степени Маслоу работал Нью-Йорке, в Колумбии, преподавал психологию в Бруклинском колледже. Маслоу занимался с различными психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Карен Хорни. Сильное влияние оказал на него Макс Вертхаймер, один из основателей гештальт-психологии, и Рут Бенедикт, блестящий культуролог-антрополог. В 1967-1968 гг. А. Маслоу был президентом Американской Психологической Ассоциации, в 1968- 1970 гг. – Членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии.  

 


А. Маслоу интересовала проблема наивысших достижений человека. Он начал с изучения сравнительно небольшой выборки неординарных людей, способных на выдающиеся результаты в различных областях деятельности. А. Маслоу считал, что каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является наивысшей человеческой потребностью. Для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней должны быть удовлетворены.

 

Рисунок Иерархия потребностей по А.Маслоу

 

 

А.Маслоу обнаружил, что самоактуализирующимся людям присущи определенные характеристики:

· объективное восприятие реальности;

· полное приятие своей собственной натуры;

· увлеченность и преданность какому-либо делу;

· простота и естественность поведения;

· потребность в самостоятельности, независимости и возможности где-нибудь уединиться, побыть одному;

· интенсивный мистический и религиозный опыт, наличие высших переживаний;

· доброжелательное и сочувственное отношение к людям;

· нонконформизм (сопротивление внешним давлениям);

· демократический тип личности;

· творческий подход к жизни;

· высокий уровень социального интереса (эта идея была позаимствована у А.Адлера).

Обычно это люди среднего возраста и старше; как правило, они не подвержены неврозам. По мнению А. Маслоу, такого рода люди составляют не более одного процента населения.

Методы сбора данных и результаты исследований А.Маслоу подвергали критике в основном за то, что выборки слишком малы для столь широких обобщений. Кроме того, выбор испытуемых был явно субъективен и основывался на собственных взглядах А.Маслоу, критерии отбора сформулированы слишком нечетко. А.Маслоу, хотя и соглашался с тем, что его работы не удовлетворяют строгим критериям научного исследования, но все же настаивал на том, что никакими другими средствами феномен самоактуализации исследовать невозможно. Он рассматривал свои работы как предварительные и не терял надежды, что когда-нибудь они получат должное подтверждение.

 

Карл Рэ́нсом Ро́джерс (англ. 1902 -1987) — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным компонентом структуры личности считал «Я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией» Президент Американской психологической ассоциации в 1947 году.

 


Карл Роджерс известен благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия. Концепция Роджерса так же, как и теория Маслоу, основывается на признании доминирования одного мотивирующего фактора. Человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные. Человек не обречен вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием сознательных оценок происходящего.

Ведущим мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение. К.Роджерс подчеркивал значение взаимоотношений мать-дитя, поскольку они влияют на развитие самосознания ребенка. Если мать в достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке - Роджерс называл это позитивным вниманием, то у ребенка больше шансов вырасти здоровым. Если же мать ставит проявления любви в зависимость от хорошего или плохого поведения ребенка (в терминологии Роджерса - условно позитивное внимание), то он будет чувствовать себя стоящим внимания и любви лишь в определенных ситуациях и будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение матери. В итоге же личность ребенка не получит полного развития. Самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности. Концепция К. Роджерса в похожа на понятие самоактуализации у А. Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для Роджерса психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

· открытость по отношению к опыту любого типа;

· намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;

· способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;

· чувство свободы в мыслях и поступках;

· высокий уровень творчества.

К. Роджерс описывает достигшего наиболее полного раскрытия человека в большей степени как актуализирующегося, чем уже актуализировавшегося, подчеркивая процессуальный, длящийся характер этого действия. Он всячески подчеркивает постоянный рост человека, что отражено уже в самом названии его самой известной книги «Становясь личностью».

Гордон Олпорт (1897 - 1967) В 1922 году Г.Олпорту присвоена докторская степень по психологии. Его диссертация, посвященная чертам личности, была первым исследованием такого рода, выполненным в Соединенных Штатах. За свою продолжительную блистательную карьеру в Гарварде Олпорт оказал влияние на несколько поколений студентов своим популярным курсом лекций. Он получил признание как «старейшина американских научных изысканий по проблемам личности».  

Согласно Г.Олпорту личность является открытой и саморазвивающейся. Он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности. Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом Олпорт решает проблему индентификации -отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии.

Идеи гуманистической психологии об изначальной «позитивной» природе человека начинают вызывать критику со стороны тех психологов, которые в целом разделяют гуманистический пафос этого направления, но считают данную позицию слишком оптимистичной.

Нарастающие противоречия внутри гуманистического направления в психологии привели в последнее время к выделению внутри него нового течения, которое называют экзистенциальной психологией (представителями последней являются Р.Мэй, Р.Лэнг, Э.Фромм, В.Франки и другие). Главное различие между гуманистической (в узком смысле слова) и экзистенциальной психологией можно сформулировать следующим образом. Первое опирается на «личностно-центрированный» подход, который «приписывает человеку некоторые заданные потенции, некую заданную природу, позитивную по своей сути, которая актуализируется в процессе развития». Напротив, экзистенциальная позиция основана на убеждении, что природа (сущность) человека не предзадана, человек есть то, что он сам из себя делает в результате совершаемых им в течение жизни личностных выборов.

Ж. П. Сартр: «Существование предшествует сущности». Существование в данном случае означает собственную активность субъекта, можно сказать, его деятельность, благодаря которой человек не только изменяет себя, но и мир, в котором он живет. Здесь экзистенциальная психология смыкается с деятельностным подходом в психологии  

 


Гуманистическая психология подвергалась критике и за то, что называла самоактуализацию главной и высшей потребностью человека. С точки зрения австрийского психолога Виктора Франкла (Frankl, 1905— 1997), создавшего свой вариант терапии — логотерапию, главной, конституирующей человека потребностью является потребность в смысле жизни.

Когнитивная психология.

В центре внимания когнитивной психологии оказались познавательные процессы, в свое время «изгнанные» классическим бихевиоризмом из психологических исследований. Одной из важнейших причин появления когнитивной психологии стало широкое распространение компьютерной техники. Как замечал один из основателей когнитивной психологии У. Найссер, дело было не только в том, что с помощью компьютерной техники стал возможен тщательный микроструктурный анализ психических процессов, — оказалось, что «операции, выполняемые электронно-вычислительной машиной, в некоторых отношениях аналогичны когнитивным процессам. Электронно-вычислительная машина получает информацию, манипулирует символами, сохраняет в «памяти» элементы информации и снова их извлекает, классифицирует информацию на входе, распознает конфигурации и т.д.»

С начала возникновения когнитивной психологии человек рассматривался как своего рода компьютер, занятый получением, переработкой, хранением и использованием информации. Психологи стали применять такие термины, как «программа», «подпрограмма», «блоки переработки информации», «вход», «кодирование» и т.п.

В когнитивной психологии было изобретено множество методик, позволяющих производить точную временную регистрацию всех этапов переработки информации. Такова, например, изобретенная Дж. Сперлингом «методика частичного отчета», позволившая показать наличие у человека иконической памяти - одной из форм «сенсорной памяти». Эксперимент Дж. Стерлинга напоминал давний эксперимент В. Вундта, в котором определялся объем внимания.

Испытуемым 50 мсек предъявляли карточку, на которой было изображено девять букв, расположенных в три строки по три буквы в каждой. Однако, в отличие от В. Вундта, от испытуемого не требовали, чтобы он сказал, сколько букв ему удалось ясно и отчетливо распознать. Он должен был дать лишь «частичный отчет» об увиденном: для этого после предъявления карточки из девяти букв ему сразу же предъявляли на том же месте другую карточку, на которой имелась прямоугольная «метка», отмечавшая букву, которая находилась на этом месте в предыдущей карточке. Испытуемый должен был называть именно данную букву (заранее о том, где появится «метка», испытуемый не знал). Казалось бы, это более сложная задача, чем у В. Вундта: а вдруг именно эту букву и не заметил испытуемый? Оказалось, что испытуемый всегда мог назвать произвольно отмеченную букву. А это означает, что он на какое-то очень короткое время запоминает всю представленную на карточке информацию, тогда как в простом (не «частичном») отчете сообщает гораздо меньше. Эта форма «сверхкратковременной» памяти была названа иконической памятью (от слова «икона»). В когнитивной психологии были изучены и другие виды памяти — кратковременная(рабочая) и долговременная.    

 

 


Другой психический процесс — внимание — также по-своему истолковывается и изучается в когнитивной психологии: для ее представителей это процесс избирательной (селективной) переработки информации. В многочисленных исследованиях представителей этого направления (К. Черри, Д. Бродбента и других) были разработаны остроумные эксперименты для изучения особенностей переработки информации, а также предложены разнообразные модели внимания.

С самого начала возникновения когнитивной психологии стала очевидна определенная ограниченность ее подхода к изучению человеческой психологии.

· Во-первых, это, как и в случае интроспективной психологии, была в основном психология «лабораторного человека».

· Во-вторых, человек выступал больше как «Думатель», чем как «Деятель», практически исключалась его активность.

· В-третьих, в когнитивной психологии возрождались постулаты элементаризма: утверждалась возможность «собрать» целостный процесс познания человека из разрозненных «блоков» переработки информации.

· В-четвертых, отдельные концепции и частные теории когнитивной психологии оказались плохо согласованными друг с другом и не имели единой объединяющей их основы.

Тем не менее, когнитивная психология — одно из самых влиятельных и динамически развивающихся направлений в психологической науке. Для многих современных психологов-экспериментаторов когнитивная психология — синоним психологической науки вообще. Возможно, это реакция существовавший впсихологии XX века отказ многих школ и направлений от собственно научных исследований, на подмену их психотерапевтической и другой практической работой и недооценку значимости «академических» разработок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: