Темы практических занятий




для специальности 050302. «Родной язык и литература с дополнительной специальностью Русский язык и литература»

Тема 1. Сказки А. Погорельского «Черная курица» и В. Одоевского «Городок в табакерке»

Вопросы к теме:

1. Литературная сказка, ее сходство и отличие от сказки фольклорной.

2.Особенности сюжета и композиции в сказке Погорельского.

3.Психологическое мастерство автора в создании характера Алеши.

4.Роль автора-повествователя в произведении.

5.Что позволяет считать сказку Одоевского научно-художественным произведением?

6.Роль фантастического в обеих сказках.

7.Какой из детских характеров – Миши или Алеши – представляется вам более полнокровным и убедительным? Почему?

Литература:

Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995.

Очерки о детских писателях:справочник для учителей начальных классов.-М., 2002. - с.164-166.

Кирилюк З.В. Проза Антония Погорельского// Антоний Погорельский. двойник. - Киев, 1990.

В. Греков. Жизнь и мираж (О сказках В.Ф. Одоевского) // Одоевский В.Ф. Пестрые сказки; Сказки дедушки Иринея. - М., 1993 (Забытая книга).

Тема 2. Повесть Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»

Вопросы к теме:

1.Значение изобразительных средств (портрет, пейзаж, интерьер) в повести Григоровича.

2.Смысл финала повести, как финал определяет произведения.

3.Признаки критического реализма в повести Григоровича.

Литература:

Н.И. Пруцков. Школа беллетристов-разночинцев 60-х гг. //История русской литературы в 4-х тт. Т.3.- Л., 1982. -С. 48-79.

Тема 3. Повесть Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы»

Вопросы к теме:

1.Особенности психологизма в изображении характера ребенка.

2.Развитие темы любви: заблуждения и открытия отношение Темы к цветку, Иоське, Жучке). Особенности построения первых трех глав.

3.Особенности воспитательной системы матери Темы, отца, гимназических учителей.

Литература:

Г.Я. Галанов. Л.Н. Толстой //История русской литературы в 4-х тт. - Т.3. С. 797-804.

Н.В. Федорова. Детство в тетралогии Н. Гарина-Михайловского//В измерении детства:Сб.ст. - Пермь, 2008. - С. 119-137.

К. Чуковский. Современники.-М., 1967. - С. 219-234. (ЖЗЛ)

Тема 4. Жанр детектива (рассказы К. Дойла «Союз рыжих», «Скандал в Богемии», «Человек с рассеченной губой», «Пять апельсиновых зернышек», «Пестрая лента»).

Вопросы к теме:

1.Особенности композиции в рассказах о Шерлоке Холмсе.

2.Докажите, что доктор Ватсон в качестве повествователя – настоящая удача писателя.

3.Какой из перечисленных рассказов вам кажется наименее и наиболее удачным в жанровом отношении? Почему?

4.Как доказать, что Шерлок Холмс – неоромантический герой?

Литература:

Дж. Карр, Х. Пирсон. Артур Конан Дойл. - М., 1989.

М. Тугушева. Под знаком четырех. - М., 1991.

Сб. Как сделать детектив. - М., 1990.

Тема 5. Сравнительно-сопоставительный анализ двух повестей

(В.Катаев «Сын полка», В.Богомолов «Иван»)

Вопросы к теме:

 

1.Особенности форм повествования в обеих повестях.

2.Роль изобразительных средств (портрет, пейзаж, интерьер) в создании правдоподобия повествования у обоих авторов.

3.Особенности финала каждой из повестей. Тип героя у Катаева и Богомолова.

4.Определите принципиальную разницу позиций обоих авторов.

Литература:

Галанов Б.Е. Валентин Катаев. Очерк творчества. -М., 1982.

Русские детские писатели XX века:Библиографический словарь. - М., 2001. - С. 218-221.

Н.Л. Лейдерман и М.Н. Липовецкий. Современная русская литература: 1950-1990-е года. В 2-х тт. - Т.2.-М., 2003.-С. 191-199.

Тема 6. А. Гайдар «Тимур и его команда»

Вопросы к теме:

1. Особенности изображения пространства в повести.

2. Соотношение личного и общественного в жизни героев.

3. Тема счастья в повести.

Литература:

Камов Б.Н. А. П. Гайдар: Грани личности. Принципы творчества. - М., 1979.

Русские детские писатели XX века:Библиографический словарь. - М., 2001. - С. 114-117.

М.А. Литовская. «Преждевременные воины» в русской литературе XX века// В измерении детства:Сб.ст. - Пермь, 2008. - С. 38-47.

Тема 7. В. Драгунский «Денискины рассказы»

(«Он живой и светится», «Старый мореход», «Что я люблю»)

Вопросы к теме:

1.Сюжетное развитие оппозиций «далекое - близкое», «движение – неподвижность» в рассказе «Он живой и светится».

2.Изображения реального пространства (дом, двор) и пространства мечты в рассказе «Старый мореход».

3.Лирическое и комическое в рассказе «Что я люблю».

Литература:

Сивоконь С. Веселые ваши друзья. - М., 1986.

Русские детские писатели XX века: Библиорафический словарь. - М., 2001. С. 164-166.

Тема 8. Образ двоечника в повести Л. Давыдычева «Жизнь Ивана Семенова»

Вопросы к теме:

  1. Особенности конфликта в повести.
  2. Появление сказочных мотивов (мотив высмеивания дурака; мотив мечты о чуде; мотив мнимой болезни; мотив чудесного помощника).
  3. Воспитательное значение повести.

Литература:

Воловинская М.В. Образ двоечника в советской литературе для детей середины 20 века // В измерении детства: Сб.ст. - Пермь, 2008. С.138-143.

Тема 9. Проза М. Москвиной

(рассказы «Скользкая дорожка», «Корабельный ревун», «Путник запоздалый»)

Вопросы к теме:

  1. Особенности комического в рассказах (комизм положений и характеров, пародия, гротеск).
  2. Философское начало прозы Москвиной.

Литература:

Андреева И. Представление только начинается//Детская литература – 1988. № 12.

Русские детские писатели XX века:Библиографический словарь. - М., 2001. - С. 296-298.

Тема 10. Современная проза для детей (И. Востросаблин, А. Гиваргизов)

Вопросы к теме:

  1. Пародирование жанра «страшилки» в рассказах И. Востросаблина «Черная рука из 2-го подъезда», «Страшная квартира», «Зеленые туфли»).
  2. Образ ребенка и взрослого в рассказах А. Гиваргизова.

Тема 11. Коми-пермяцкая детская литература

Вопросы к теме:

  1. Наиболее заметные имена национальных авторов, писавших для детей в XX в.
  2. Жанровое разнообразие коми-пермяцкой детской литературы.
  3. Важнейшие темы коми-пермяцкой детской литературы.

Литература:

Нарыкова Г.В. Коми-пермяцкая детская литература:Региональный компонент в литературном образовании младших школьников. Ч. 2-я. - Соликамск, 2004.

Тема 12. Современные детские журналы

Занятие 1-е. Журналы для младших детей.

Занятие 2-е. Журналы для подростков и старшеклассников.

Вопросы к теме:

  1. Насколько учитывается возраст читателя в содержании ии оформлении журнала?
  2. Степень познавательности и развлекательности журнала.
  3. Наиболее интересные рубрики.
  4. Есть ли в журнале материал «на вырост», с учетом последующего духовного роста ребенка?
  5. Оригинальность оформления журнала.
  6. Наиболее популярные журналы, причины их популярности.

Литература:

Кайгородова В.е. Современные российские журналы для детей:тенденции и проблемы// В измерении детства: Сб.ст. - Пермь, 2008.- С. 153-163.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: