ПРАКТИКУМ УЧЕБНЫЙ ПО МЕТОДОЛОГИИ
БУХГАЛТЕРСКОГО ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ
(УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА)
Методические указания
по прохождению практикума учебного (учебной практики)
для студентов всех форм обучения
для студентов 3 курса по направлению подготовки 080100 «Экономика»
профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Тюмень 2011
Рассмотрено и утверждено заседанием кафедры Протоколом
№ 1 от 6 сентября 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения | |
2. Цель и задачи практикума учебного (учебной практики) | |
3. Место практикума учебного (учебной практики) в учебном процессе и требования к знаниям, умениям и навыкам студентов | |
4. Методические указания к прохождению практикума учебного (учебной практики) по методологии бухгалтерского документирования | |
5. Объем часов по прохождению практикума учебного (учебной практики) | |
6. Содержание разделов и тем практикума учебного (учебной практики) | |
7. Перечень тем практических занятий | |
8. Методические указания к выполнению отчета по практикуму учебному (учебной практике) по методологии бухгалтерского документирования | |
9. Требования к оформлению отчета по практикуму учебному (учебной практике) | |
10. Список рекомендуемой литературы | |
11. Приложение 1. Пример оформления титульного листа отчета по практикуму учебному (учебной практике) |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с Положеним об учебной и производственной практике студентов (СКА-ПСП ХХ -11), Законами РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования», «Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» (утверждено приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г№1154), постановления Правительства РФ от 18 января 1992 г №33 «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи» (с изменениями от 1 сентября 1992 г., 5 июня 1994 г., 4 августа 2005 г.) и Уставом ТГСХА определен порядок организации и проведения учебной и производственной практики студентов осваивающих основные образовательные программы высшего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы.
Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранному направлению (специальности). Учебная практика направлена на освоение рабочей профессии.
Учебная практика проводится, как правило, в учебных лабораториях, учебных хозяйствах, учебно-опытных участках, полигонах, бизнес-инкубаторах, ресурсных центрах и других вспомогательных объектах академии.
Учебная практика может также проводиться в организациях на основе договоров между организацией и образовательным учреждением.
Учебная практика и практика по профилю направления (специальности) может проводиться как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием учебной практики и результатами обучения в рамках изучения дисциплин (модулей) ООП по видам профессиональной деятельности.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для студентов 1 курса по направлению подготовки 080100 «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», профиль «Статистика», практикум (учебная практика) по организации документирования в системе бухгалтерского учета и является обязательным этапом профессиональной подготовки экономистов.
Во время прохождения практикума учебного (учебной практики) студенты приобретают необходимые теоретические знания по методологии бухгалтерского документирования, определяющего обоснованность и принятие управленческих решений пользователями бухгалтерской информации и практические навыки по формированию документов, отражающих определенные виды хозяйственной деятельности, необходимые для дальнейшей работы на предприятиях по соответствующей специальности.
Студент в результате прохождения практикума учебного (учебной практики) и подготовки отчета должен изучить:
- требования законодательства и нормативных актов в части порядка оформления хозяйственных операций;
- порядок оформления и схему движения документов по участкам бухучета (основных средств; по нематериальным активам; по товарно-материальным ценностям; по кассовым и банковским операциям; по расчетам с подотчетными лицами и прочим участкам).
Уметь:
-принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
-принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
-проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
-проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
-проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
-проводить таксировку и котировку первичных бухгалтерских документов;
-организовывать документооборот;
-разбираться в номенклатуре дел;
-заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) – учетные регистры;
-передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
-передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
-исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
-понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
-обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов;
-поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
- представить схему движения документов по основным средствам, нематериальным активам, товарно-материальным ценностям, кассовым и банковским операциям, расчетам с подотчетными лицами, между структурными подразделениями предприятия;
- определить этапы инвентаризации имущества предприятия.
Иметь практический опыт:
- по организации документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКУМА УЧЕБНОГО
(УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ)
В бухгалтерском учете каждая хозяйственная операция оформляется документом. Согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности, утвержденному МФ РФ от 29.07.98 г: «Требования главного бухгалтера в части порядка оформления операций и предоставления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех подразделений и служб предприятия». Оперативность и качество бухгалтерской информации зависит в том числе от правильной организации учетной обработки первичных документов в бухгалтерском учете. Основные требования к документам изложены в Федеральном законе РФ от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом МФ РФ от 29.07.98 г № 34) и в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном МФ СССР 29.07.83 № 105 по согласованию с ЦСУ СССР.
Регистрация и группировка данных о хозяйственных операциях на базе первичных учетных документов проводится в бухгалтерском учете в учетных регистрах. Итоговым этапом является составление отчетности. Первым этапом работ по составлению бухгалтерской отчетности является инвентаризация имущества. Порядок проведения инвентаризации определяют методические указания, утвержденные приказом МФ РФ от 13.06.95 г. № 49. Результаты инвентаризации находят отражение в бухгалтерском учете и служат информационной базой для составления обобщенных документов, характеризующих наличие средств предприятия и операций с ними.
По учебной практике по методологии бухгалтерского документирования студенты специальности 060500 (080109) - Бухгалтерский учет, анализ и аудит выполняют отчет на тему: «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации».
Целью данного отчета является получение и обобщение практических и теоретических знаний, полученных студентами в период прохождения практикума учебного (учебной практики).
Основной целью практикума учебного (учебной практики) является расширение теоретических и практических знаний по методологии бухгалтерского документирования на предприятии.
Основными задачами практикума учебного (учебной практики) являются:
· изучение бухгалтерской документации как части системы управленческой документации;
· изучение номенклатуры первичных учетных документов, формализованных на отраслевом уровне;
· изучение набора учетных регистров, образующих форму бухгалтерского учета и систему их взаимодействия. Организация документооборота в рамках формы бухгалтерского учета;
· освоение конкретных задач документирования по определенным видам хозяйственной деятельности.