Билет №11
Методические основы использования игрушки в педагогическом процессе.
Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование ее содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.
Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимо без игры, а следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка – та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Основа развития маленького ребенка – крепкое здоровье, жизнерадостность. Любимые детские игрушки (мяч, кегли, обруч и др.) побуждают малышей бегать, бросать, метать, прыгать, т.е. развивают движения, удовлетворяют потребности в двигательной активности, общении. Игрушки с сюрпризом, звучащие, заводные вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушки для маленького ребёнка – своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность. Многие предметы входят в жизнь ребенка через игрушки, изображающие животных, технику и др. Есть игрушки, с помощью которых ребенок решает проблемные задачи, учиться самостоятельно мыслить, экспериментировать. Игрушка, по образному выражению А.С.Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Таким образом, игрушка, как справедливо отмечала Е.А.Флерина «учит ребенка жить и действовать».
Роль игрушки в педагогическом процессе.
Игра – одно из наиболее эффективных средств воспитания. Умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства воспитываются в процессе интересной игровой деятельности. Игра и игрушка – понятия неразделимые. Игрушка – это предмет, специально созданный для детских игр.
Виды игрушек.
Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.
Сюжетно-образные игрушки.
Прообразом этих игрушек являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, использующиеся преимущественно в сюжетных играх: куклы, фигурки людей, фигурки животных, предметы игрового обихода и др. Они могут быть простыми и со специальными устройствами и механизмами – заводные, озвученные. К сюжетно-образным игрушкам относятся и театральные игрушки.
Дидактические игрушки.
Большинство дидактических игрушек предназначено для умственного и сенсорного развития детей. К ним относятся собственно дидактические игрушки, дидактические игры (игровые наборы) с правилами, конструкторы и строительные наборы (игрушки-головоломки). Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком практическую задачу, решение которой заложено в содержании и конструкции самой игрушки. Это и народные игрушки – разноцветные шары, пирамиды, матрешки, грибы, мелкие игрушки.
Спортивно-моторные игрушки.
Они предназначены, прежде всего, для осуществления задач физического воспитания. Они способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве, ловкости, смелости. Эти игрушки можно разделить на несколько групп.
1-я группа – игрушки, развивающие сенсорномоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, содействующие развитию координации движений кисти рук и пальцев, развитию ловкости и глазомера (волчки, блошки, бусинки и др.)
2-я группа – игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развитие силы, ловкости, координации движений руки и корпуса (серсо, обручи, мячи, кольцебросы и др.)
3-я группа – игрушки, содействующие развитию бега, прыжков, укрепляющие мышцы ног и туловища (каталки, обручи, скакалки, коньки, ролики, велосипеды и др.)
4-ю группу составляют игрушки для групповых игр, в которых дети соревнуются в точности, быстроте, ловкости движений (пинг-понг, баскетбол и др.) Они содействуют развитию коллективных взаимоотношений, умение рассчитать силу удара, соотнести свои движения с движениями товарища.
Методика ознакомления ребенка с новой игрушкой.
Появление в группе новой игрушки – всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог.
Предлагая игрушку, изображающую взрослого, ребенка, зверюшку, воспитатель проявляет свое положительное отношение к ней, тем самым возбуждая такое же отношение у детей.
При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними.