Прогресс и регресс в развитии общества, основные черты мирового социального прогресса.
Прогресс (с лат.) - движение вперед.
Примеры:
1)Совершенствование средств производства
2)Совершенствование рабочей силы (повышение уровня квалификации)
3)Развитие общественного разделения труда (появление новых профессий, специальностей)
4)Рост производительности труда
5)Новые достижения науки и культуры
6)Улучшение условий жизни людей
Регресс (с лат.) – обратное движение.
Примеры:
1)Снижение эффективности производства
2)Снижение уровня благосостояния людей
3)Распространение в обществе: курения, пьянства, наркомании
4)Ухудшение здоровья населения
5)Увеличение смертности
6)Падение уровня рождаемости
7)Падение уровня духовности и нравственности людей
Прогресс-движение общества.
1) Движение общества по восходящей линии, от низшего к высшему
2) От менее совершенного, к более совершенному
3) К большей устойчивости и жизнеспособности
Понятие социального поведения индивида; общественные и личные факторы, определяющие поведение людей в обществе.
Социальное поведение - действие человека по отношению к обществу, другим людям, к окружающим его природе и вещам.
Факторы соц. поведения
Общественные:
1)Обычаи и традиции
2)Социальные нормы и ценности
3)Характер поведения социальной элиты
4)Благотворительные условия для соблюдения социальных норм
Личностные:
1)Врожденные инстинкты и психика индивида, тип темперамента
2)Личные жизненные цели и интересы индивида
3)Тип референдной группы
4)Самостоятельность, умение быть самим собой
5)Способность к самооценке и к самоконтролю
6)Умение жить в обществе и ладить с людьми
Эволюция, революция и реформы в развитии общества; основные позиции социологов в оценках социальной революции.
Эволюция (с лат. «развертывание») – медленные, постоянные изменения предшествовавшего состояния.
Революция (с лат. «поворот») – полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не уничтожающих основ существующей социальной структуры.
Революция представляет собой быстрые, фундаментальные, социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем.
К немарксистским теориям социальных революций в первую очередь относится социология революции П. А. Сорокина. По его мнению, революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией. Но даже у болезненных процессов есть своя логика — революция не является случайным событием. П. Сорокин называет три ее основных условия:
§ увеличение подавленных базовых инстинктов — основных потребностей населения и невозможность их удовлетворения;
§ репрессии, которым подвергаются недовольные, должны затрагивать большие группы населения;
§ силы порядка не обладают средствами для подавления разрушительных поползновений.
Революции имеют три фазы: кратковременная фаза радости и ожидания; деструктивная, когда искореняются старые порядки, зачастую вместе с их носителями; созидательная, в процессе которой в значительной степени реанимируются самые стойкие дореволюционные ценности и институты. Общий вывод П. Сорокина таков: ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза.
Тему социальных революций затрагивают и другие немарксистские теории: теория циркуляции элит Вильфредо Парето, теория относительной депривации и теория модернизации. Согласно первой теории, революционную ситуацию создает деградация элит, которые находятся у власти слишком долго и не обеспечивают нормальную циркуляцию — замену на новую элиту. Теория относительной депривации Теда Гарра, объясняющая возникновение социальных движений, увязывает возникновение социальной напряженности в обществе с разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого. Теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в процессе политической и культурной модернизации общества. Он возникает, когда модернизация осуществляется в разных сферах жизнедеятельности общества неравномерно.
Девиантное поведение: сущность, виды, факторы и возможная реакция общества.
Отклоняющееся (Девиантное) поведение – собирательное название для трех видов правонарушений: криминального, делинквентного и девиантного поведения.
Сущность:
Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.
Основные виды девиантного поведения – это преступность и уголовно ненаказуемые случаи аморального поведения, которые тоже представляют определенную общественную опасность.
Факторы:
- социальное неравенство – Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработицы, инфляция, коррупция и т. д.
- морально-этический – фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, без духовности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях.
- окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.
Возможная реакция общества: Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т. д. Можно выделить следующие зависимости:
- Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей нарушается, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность - естественные права человека.
- Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т. д.).
- Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля.
- Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на его действия.
- Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль.