Билет №14
Использование информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании.
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитательно- образовательный процесс дошкольных учреждений. Главной целью внедрения информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, дети и их родители.
Средства ИКТ помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также владение данными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Конечно, работе с родителями в ДОУ уделяется большое внимание, сложившаяся система позволяет вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, родительские собрания, наглядная информация, досуги, родительские клубы, конкурсы
Очень хочется построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада. Анализируя деятельность дошкольных учреждений, хочется отметить, что использование педагогами ИКТ в работе с родителями находится не на самом высоком уровне.
Владение приемами по использованию информационных и коммуникационных технологий и созданию электронных дидактических ресурсов, умение планировать и моделировать занятия с использованием ИКТ и КИС помогает педагогам решать конкретные образовательные задачи, повышать познавательную активность и мотивацию дошкольников.
Как известно, методы обучения дошкольников можно разделить по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности. В качестве методов обучения дошкольников по источнику знаний мы рекомендуем использовать метод демонстраций, метод иллюстраций, упражнения.
Метод демонстраций следует использовать для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками.
Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки).
По характеру познавательной деятельности можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, предполагающий словесные объяснения с привлечением наглядности; метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, метод компьютерных дидактических игр. При использовании проблемного изложения детям предлагается найти способы разрешения проблем. Частично-поисковый метод предполагает решение поставленной задачи педагогом вместе с дошкольниками.
Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей дошкольников, их возрастных и психофизиологических особенностей.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Разделы образовательной программы дошкольного образования, их содержательное наполнение.
Программа состоит из двух частей:
1) обязательной части (это комплексная часть программы);
2) части, формируемой участниками образовательного процесса (это те парциальные программы, которые педагоги могут, как выбрать из существующих, так и разработать самостоятельно).
Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.
Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%
Структура основной образовательной программы по ФГОС включает все-го три основных раздела:
1) целевой,
2) содержательный,
3) организационный.
В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Мы видим, что ГОС предлагает конкретный вариант составления Программы. И уже в первом разделе мы планируем результаты, которые хотели бы видеть у детей.
1. Пояснительная записка (возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной про-граммы дошкольного образования; особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие); принципы и подходы к формированию Про-граммы).
2. Организация детей в образовательном учреждении включает (еже-дневная организация жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями) режима пребывания
1. Целевой раздел включает в себя
1.1. Пояснительная записка, раскрывающую цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Про-граммы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста)
1.2 Планируемые результаты освоения Программы (учёт возрастных, индивидуальных, особенностей развития детей с ОВЗ).
1.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми 10 образовательных областей
1.4. Содержание коррекционной работы (для детей с ограничен-ными возможностями здоровья).
2. Содержательный раздел
2.1. Раскрывает содержание образо-вания по пяти образовательным об-ластям.
2.2. Используемые в работе детско-го сада образовательные техноло-гии, а именно: формы, способы, ме-тоды и средства реализации Про-граммы.
2.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Появляется новый дополнительный раздел, который должен показать родителям общеобразовательную программу в кратком изложении или в виде презентации.
5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы)
3. Организационный раздел
3.1. Содержит распорядок и/или режим дня.
3.2. Модель воспитательно-образовательного процесса.
3.3. Особенности организации раз-вивающей предметно-пространственной среды.
3.4. Описание материально-технического обеспечения Про- граммы: обеспеченность методиче-скими материалами и средствами обучения и воспитания.
4. Дополнительным разделом программы является её краткая презента-ция, ориентированная прежде всего на родителей воспитанников.
Итак, обобщим
Общее в Программе:
- сохранение вариативности дошкольного образования;
- ДОУ самостоятельно разрабатывает образовательную программу;
- 2 части ООП: обязательная и вариативная;
- реализация программы в течение всего времени пребывания ребёнка в дет-ском саду;
- учёт региональных особенностей, индивидуальных особенностей и потреб-ностей ребёнка и родителей;
- комплексный подход;
- основное содержание разделов;
- основные виды детской деятельности;
-образование в процессе взаимодействия ребёнка со сверстниками, взрослы-ми и в самостоятельной деятельности;
-основные принципы построения предметно-развивающей среды (предметно – пространственная развивающая среда).
Разница:
- определены три группы требований (к структуре, к условиям реализации ООП ДО, к результату);
- изменена структура программы, выделены разделы: «Целевой», «Содержа-тельный», «Организационный» и дополнительно введён раздел «Презента-ция программы »
- изменено соотношение объёмов частей программы: 60/40 %;
- изменено количество и название образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, фи-зическое развитие;
- акцент ставиться на поддержку социализации и индивидуализации развития ребёнка;
- отсутствуют жёсткие требования к системе мониторинга;
- «интегративные качества» (то есть те качества и свойства, которые в своей совокупности и создают индивидуальность ребенка) заменены «целевыми ориентирами» (социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО)
По словам Александра Асмолова «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства».
«Это стандарт, который позволяет услышать ребенка, – сказал декан факультета психологии образования РГГУ Николай Веракса. – Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности (способности к овладению деятельностью, инициативности, готовности меняться. Это новый шаг в понимании детства».
Авторы нового стандарта дошкольного образования полагают, что реализация этого проекта позволит превратить детские сады в адекватные учреждения дошкольного образования, в которых не будет погони за школьными знаниями.