Специфика работы режиссера над документальным телевизионным фильмом.




Специальный репортаж.

Специальный репортаж-это тематический (проблемный) репортаж по сути- репортаж расследование. Уровень художественности в спецрепортаже традиционно высок, в нем почти всегда присутствуют жанровые признаки телевизионного очерка. Хронометраж его более продолжителен по сравнению с другими видами репортажей, и называется он специальным потому, что тема его обычно выходит за рамки информационной картины дня. Место в эфире-чаще всего после окончании новостной программы.

Цель специального репортажа -раскрыть эксклюзивную тему, найти эксклюзивный материал.

- для аудитории, которая предпочитает документальные фильмы;

- вольная форма изложения;

- не должен содержать оценок, предвзятых суждений автора;

Журналист должен знать цель, задачу, и последовательность действий.

Собрать как можно больше материала, найти те структуры, которые упомянуты в материалах. Встретится с людьми предварительно перед съемками. Журналист должен решить, волнует ли этот сюжет еще кого-нибудь, кроме него. Соотношение фрагментов: захватывающее начало, а в финале - вывод. Стенд-ап:

-зритель ставит себя на место журналиста;

-журналисту нужно обращаться к зрителю.

Закадровый текст должен дополнять видеоряд. Стиль - ясный, краткий, доходчивый. Чем больше работать и переписывать текст, тем лучше будет результат, подберутся точные слова.

51. Путевой очерк. Он сни­мается репортажно, но события и факты не просто фиксиру­ются, но, прежде всего, осмысливаются под углом зрения ав­тора. В путевом очерке автор - центр, вокруг которого груп­пируются факты, предметы, события. Путевой очерк насы­щен познавательными элементами, содержит индивидуальные оценки.

Зарисовка

Зарисовка - это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от

очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров (например. «Весна в Москве», «Петербургские

мосты», «На бульваре» и т. п.).

У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Особые требования предъявляются к закадровому тексту (если он есть), в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка.

Очень часто в структуру жанра телевизионной зарисовки журналистский текст вообще не входит, все выражает изображение. Если в газетной зарисовке автор живо и образно рассказывает о своих впечатлениях, передает собственные наблюдения, описывает обстановку, чтобы дать более полную картину виденного, то на телевидении все эти функции выполняет камера. Журналист заранее выбирает объект съемки, обсуждает с режиссером ее ход, продолжительность эпизодов и уже вместе с ним задает оператору определенную тональность, которая воплощается в соответствующий материал не только в процессе съемки, но и последующего отбора кадров и их монтажа. В зарисовке широко

используется музыкальное и естественное шумовое оформление. Опыт, накопленный мастерами этого жанра, весьма пригодился создателям музыкальных и рекламных клипов. Однако и теперь телевизионная зарисовка не утратила своего значения, оставаясь одним из интересных жанров, требующих кропотливой творческой работы.

Монтаж.

Сегодня ТВ во многом удовлетворяет главное требование зрителя-получить наиболее полную и достоверную информацию о том,что происходит в мире,в собственной стране, в городе. Телевизионное пространство реальное и условное одновременно. ТВ воздействует на зрителями элементами образного построения, композиций кадра, светового и цветового решения, темпоритмического построения, монтажного соединения. Особое воздействие на зрителя оказывает авторский взгляд на событие,концепция показа,где используются многоие выразительные средства экрана,раскрывающие содержание. Таким образом реализуется авторская сверхзадача.Объективность телекамеры и субъективность авторского видения создают образ современной действительности «вторую реальность».специфика и природа зрелищности ТВ в синтезе информационного, коммуникативного и художественного начала. Именно монтаж является началом построения образного решения экранного произведения. Потому что монтаж это технический прием, соединения 2-х рядом стоящий кадров, и в тоже время, форма творческого авторского мышления, способ выражения авторского видения, средство воздействия на зрителя. Грань между экранным и реальным миром стирается. Чем более искусным будет монтаж, то более управляемым станет зритель, более подверженным манипуляциям. Телевизионный монтаж порой опережал монтаж кинематографический,используя разные способы совмещения –наложения одного кадра на другой,совмещение двух планов,цветовое решение для эмоциональной окраски происходящего, втягивание зрителя в действие. По сути ТВ монтирует время на глазах у зрителей. Пявился клиповый монтаж. Он переводит реальность в разряд виртуальной реальности электроннго мира. При плавных монтажных переходах соединения 2-х рядом стоящих кадров создается иллюзия непрерывного действия. При резких монтажных склейках создается прерывание времени, изменение пространства. Монтаж помогает за внешним увидеть внутреннее, заставляет зрителя посмотреть на событие глазами автора-режиссера. Результат монтажа воздействует на сознание и подсознание зрителя.

16. Репортаж - оперативное сообщение о событии, очевид­цем или участником которого был корреспондент. Здесь глав­ное - личностное восприятие автора, отбор им фактов.

Репортаж бывает событийным, тематическим, поста­новочным. В событийном репортаже главное - само событие.

Тематический репортаж показывает регулярно проис­ходящие действия, интересующие большинство зрителей. На пример, приведение в порядок дворов города Краснодара, об­щественный транспорт, проблемы водоснабжения квартир.

Если в событийном репортаже мы всегда видим реаль­ное событие, происходящее независимо от репортера, то в по­становочном репортаже ситуация может быть спровоциро­вана журналистом. В этом случае мы видим естественную реакцию людей на предлагаемые обстоятельства. Иногда воз­можно использование скрытой камеры. Специальный репортаж - это тематический (проблем­ный) репортаж, по сути - репортаж-расследование. Уровень художественности в спецрепортаже традиционно высок, в нем почти всегда присутствуют жанровые признаки телевизион­ного очерка. Хронометраж его более продолжителен по срав­нению с другими репортажами, и называется он специальным потому, что тема его обычно выходит за рамки информацион­ной картины дня. Место в эфире - чаще всего после оконча­ния новостной программы.

Репортаж может быть прямым и фиксированным. 11ря-мой идет в эфир во время события, его показывают по ПТС (передвижной телевизионной станции). Репортаж, смонтиро­ванный из отснятого материала, называется фиксированным.

24. Интервьюирование-это способ,заставляющий людей говорить правду, это метод получения информации путем вопросов и ответов у лица, мнение или личность которого представляет общественный интерес. Умение слушать отличает подлинного интервьюера от посредственного,который с нетерпением ждет первой паузы,чтиобы задать новый вопрос. Иногда интервьюируемый, ответив на вопрос, продолжает излагать свои мысли, по сути, отвечая уже на следуший. Но интервьюер не слущающий его, ставит вопрос автоматически и слышит в ответ: «Да,как я уже сказал»…

К интервью нужно готовиться обязательно. Количество вопросов зависит от хронометража эфирного времени. Нужно как можно больше узнать о человеке: о его работе,друзьях, и т.д. Нужно ознакомить собеседника в общих чертах с кругом тех вопросов, которые будут заданы, чтобы собеседник представлял цель и характер интервью.

Для большинства людей,пришедших на ТВ впервые интервью может оказаться тяжким испытанием. Нужно умеь расположить гостя,чтобы он ни о чем не беспокоился. Интервьюер должен всегда проявлять внешнее спокойствие.если гость-хороший рассказчик, надо дать возможность ему говорить. Только тогда,когда необходимо подвести итог или перейти к новому вопросу он не спешит прервать говорящего. Вопросы он задает такие,до которых не додумался бы обычный телезритель. Интервьюер должен быть хорошим психологом, чтобы добиться от собеседника откровенности и эмоционального накала. В его вопросах должен быть элемент неожиданности.Он подключает свои актерские данные передавая обликом и взглядом величайшую заинтересованность. Иногда полезно показаться непонимающим,чтобы собеседник выразился конкретнее.

Интервьюер должен хорошо знать тему, чтобы в случае отклонеия говорящего от нее,вернуть его в необходимое русло.Собеседник должен постоянно ощущать с глазами интервьюера,который всем своим видом выражает величайшее внимание и понимание собеседника.

Телеинтервьюер-человек железной логики и волевых качеств. Он должен быть умным человеком, хорошо понимающим людей. А еще-импровизатором. При прямых интервью,когда одни и те же вопросы задаются разными людьми,он должен быть изобретательным и строить их разнообразно. В живом эфире могут случится всякие неожиданности-он должен мыслить и реагировать со скоростью пилота. У него должны быть мгновенная реакция.Он должен быть всегда в форме. Ему необходима выносливость, нужно много сил и здоровья,чтобы выдержать психологические и физические нагрузки. Иногда приходится долго ждать человека, у которго нужно брать интервью, ломается аппаратура и терпение в этом случае не помешает. Одно из важных качеств-умение работать в коллективе. Работа на ТВ связанна с большим количеством людей,Каждый членколлектива должен уметь налаживать с ними отношения:от этого зависит успех и результат общего дела. Нельзя выполнять свою работу равнодушно,заниматься самолюбованием.Такие люди на ТВ опасны. Действительно таланты,профессионалы свободны от высокомерия. Талантливые люди,как правило, скромны. Подлинное доверие у телезрителей возникает тогда, когда интервьюер наделен талантом, опытом и знаниями. Без чувства юмора на ТВ нечего делать. Зрителю неприятно смотреть на мрачное лицо (когда это выражение не соответствует ситуации). Без чувства юмора не выдержишь напряжения телевизионной работы. Нужно уметь посмеяться над собой и над свои трудным положением. Юмор понадобится и для телезрителей.

Без образования и жизненного опыта трудно быть хорошим интервьюером.Большой жизненный опыт и широкое образование должны обязательно присутствовать. Зрители верят человеку,который знает, о чем он говорит. Хороший поставленный голос,грамотная речь-достоинства интервьюера. Внешность не самое главное,однако,не желательно,чтобы она отвлекала внимание зрителей от содержания разговора. Главный человек на экране-интервьюируемый.

Очерк

Мы уже отмечали, что выбор журналистом жанра обусловлен характером творческой, профессиональной задачи, а также объектом отражения, особенностями жизненного материала. И, следовательно, чем отчетливее понимает автор природу жанра, в форму которого он облекает данный жизненный материал, тем успешнее может он выполнить поставленную задачу. Наиболее богат изобразительными средствами и выразительными возможностями важнейший жанр художественной публицистики - очерк.

Жанровые особенности очерка подробно выявлены в теории литературы. Очерк -пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом (в литературоведческом

определении последнего). От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт-основа очерка. И нет. пожалуй, в публицистике другого жанра, который требовал бы столь очевидного проявления таланта, творческого мастерства, профессионализма, как очерк.

Подобно тому, как репортаж составляет ядро информационной телепублицистики, очерк -ядро телепублицистики художественной. Подобно репортажному методу, метод очерковый распространяется и на другие жанры, становясь одним из главных в публицистическом творчестве. Очерк на телеэкране остается одним из наиболее сложных жанров публицистики, что как раз объясняется органичным сочетанием исследования

документального материала и рассказа (эстетического освоения реальной действительности). Будучи построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений), очерк облекается в художественно обобщенную форму; для этого жанра характерны образность

характеристик, значительная степень типизации. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше, чем какой-либо иной жанр телевизионной публицистики, драматургичен.

Если в репортаже обнаруживается очевидная фактичность, в обозрении - проблемность, аналитичность как проявление авторской позиции, то очерк соединяет все эти качества, сочетаемые с яркой образностью в подходе к жизненному материалу и стилю его изложения.

При всем многообразии очерка как жанра, обусловленного выбором изобразительных

средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т. д., главный предмет очерка почти всегда - человек (исключением можно считать научно-популярный очерк). Если в информации на первом плане - действие, свершение, а человек (его «носитель») обычно статичен, то в очерке он на авансцене событий. Иначе говоря, предмет очерка - не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия.

Даже в том случае, когда в центре очерка оказывается какое-либо событие, все же показ и рассказ ведутся автором с целью раскрыть на фоне событий характеры людей. Если репортаж - это история событий, то очерк - история характера. Поэтому наиболее распространенная разновидность жанра - портретный очерк, в котором автор прослеживает обстоятельства жизни своего героя, обнаруживает мотивы поступков, стараясь вскрыть глубинные личностные свойства (психологию, характер), а также социальный смысл деятельности. Здесь могут использоваться самые различные методы и приемы: длительное наблюдение, портретное интервью, «скрытая камера», архивные кадры.

Тематически и композиционно более всего отличается от портретного также весьма распространенный на телевидении путевой очерк. Если первый пристально и с разных точек зрения рассматривает отдельного человека, то для второго характерна смена объектов, нередко обостренная динамика повествования. Путевой очерк использует репортажный метод съемки, однако с его помощью решаются иные, чем в репортаже, задачи: события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения автора, оцениваются, трактуются в свете его идейно-художественной позиции. Как известно, для художественной публицистики факт - не столько самоценный, сколько исходный материал для авторского творчества. Отсюда, и композиционное построение, не подчиненное «фабуле фактов», их свободный отбор и перегруппировка, а также особая монтажная стилистика (сопоставление, столкновение, ассоциативные сближения и пр.) И текст (обычно закадровый) путевого очерка, разумеется, отличается от обычного репортажного комментария, преследующего информационные цели: в очерке он строится на образных сравнениях, насыщен познавательными элементами, содержит индивидуальные оценки, ведущие к глубоким обобщениям.

Стало быть, в путевом очерке, который внешне и тематически наиболее явно противостоит очерку портретному, сам автор оказывается тем центром, вокруг которого группируются факты, предметы, события. Его публицистические оценки, эмоциональные размышления, глубоко личное восприятие отснятого материала, наконец, талант являются решающими для определения той «меры типизации», уровня обобщения, с которыми мы справедливо связываем художественность телевизионной публицистики.

Очерк - отражение более или менее длительного временного процесса. Поэтому для экранного очерка, в отличие от литературного, одна из основных трудностей состоит в документальном отражении уже свершившихся фактов, т.е. изображение прошедшего. Не умея решить иначе эту проблему, теледокументалисты нередко прибегали к методу воссоздания событий, тех или иных ситуаций. Но для того чтобы результат в этом случае оказался успешным, чтобы на экране возникло не бледное правдоподобие, но подлинная правда жизни, требуются незаурядное мастерство, авторская и режиссерская фантазия, операторская изобретательность и обязательно соблюдение чувства меры, художественного такта. Зритель должен быть осведомлен, что перед ним воссоздание факта, имевшего место в прошлом. Инсценировка, выдаваемая за жизнь, противопоказана документальному экрану.

Для практики последних лет более актуален иной способ отражения документального материала - метод длительного наблюдения (так называемая «привычная камера» вместо «скрытой камеры»). Здесь предметом экранного изображений становится реальная жизнь в ее естественном течении, композиционно организуемая впоследствии (при отборе и монтаже) в соответствии с замыслом автора.

К сценарию очерка предъявляются самые высокие требования: о полном, тщательно разработанном сценарии можно говорить в применении именно к этому жанру. Работа журналиста здесь начинается с авторской заявки (либретто), позволяющей судить, во-первых, как о теме и объекте, так и об авторском подходе к ним, во-вторых, о возможностях экранного воплощения, об изобразительных средствах и методах, которые будут использованы для осуществления замысла. Затем создается литературный сценарий, в котором подробно характеризуется объект очерка, предлагаемый характер и метод телевизионного исследования проблемы, держатся описания героев, определяется композиционная структура всего произведения.

Специфика работы режиссера над документальным телевизионным фильмом.

Взаимная неприязнь кинематографистов и ТВ существовала всегда. Первые презирали вторых за их суету, за неумение творить для вечности. А телевизионщик высмеивали киношников за их раздутое самодовольство, и, наверное, втайне завидовали, что в СССР кино было одной из самых богатых и обласканных властью отраслью планового народного хозяйства. Умерло государство, которое было единственным заказчиком, продюсером и спонсором всей советской кинематографии. ТВ проявило бόльшую мобильность и жизнеспособность, и довольно быстро, правда, с огромными потерями выбралось из кризиса, не особо рассчитывая на государственную поддержку. Произошло нечто ужасное – бедные, но гордые кинематографисты в поисках заработка вынуждены были идти на поклон к своим вечным оппонентам, занявшим высокие кабинеты в Останкино. Для многих это было трагедией, и, даже крахом.

Элитарная замкнутость советского кинематографа сыграло с ним злую шутку – приток в кино новых людей, не входящих в семейные и иные кланы был исключен, что объединило этот вид искусства. Советское кино, отгородившись (не по своей воли) от мирового кинопроизводства, оказалось полностью выключенным из мирового кинотехнологического процесса, который стремительно развивался. Уже к середине1980-х годов в Европе и Америке взаимодействие кино и видео стало уже достаточно продуктивным. Бурное развитие форматов BETACAM и BETACAM SP повлекло за собой переосмысление кинопроизводства. Революционным достижением этого взаимодействия стала система PANAVISION, которая позволила совместить киносъемку, видеоконтроль за происходящим в кадре и кодирование отснятого материала, что ускорило и удешевило съемочный процесс. Были разработаны системы перевода изображения с пленки на видео и обратно. С середины конца 1990 годов появились новые цифровые форматы – DV, mini DV, DV-pro с фантастическим качеством изображения и звука, как для телевизионного экрана, так и для кинопродукции. Само собой, режиссер, работающий на таком высочайшем технологическом уровне, превращается в суперпрофессионала-универсала, для которого не может существовать конфликт между ТВ и кино.

В СССР с середины 1970 годов не было даже и речи ни о каких технологических новациях. У нас кино клеили старым способом – руками, на глазок. Даже переход на цвет в документальном кино осуществлялся нехотя, и не каждый режиссер удостаивался чести снимать на Kodak. С 1980-х годов в партии и правительстве стали возлагаться основные пропагандистские задачи, что значительно увеличило капиталовложения. ТВ рассматривалось как участник информационной войны. Для Московской олимпиады было закуплено суперсовременное, по тем временам, ТВ оборудование – камеры, монтажные GNC был выстроен ОТРК (олимпийский телерадиокомплекс).

У нас кино и ТВ стали развиваться по извилистой схеме, полностью завися от идеологических требований, не взаимодействуя друг с другом не завися друг от друга. ТВ должно было ежедневно освещать героическую жизнь советского народа, полную достижений и подвигов. А кино – запечатлевать для потомков великие свершения народа. Освоение новых аудиовизуальных технологий не предусматривалось. ТВ и кино искусственно были превращены в две разные отрасли, к тому же еще и враждебные – потому, что кинорежиссеры не знали ТВ производства и не умели снимать на видео, а телережиссеры не знали кинопроизводства и находили его дремучим. Конфликт носил чисто производственный характер. Когда в начале 1990-х годов кинопроизводство прекратило свое существование, многие талантливые художники вынуждены были уйти из профессии. Они не сумели войти в новый, в технологическом смысле, бизнес.

В современном российском аудиовизуальном производстве произошла смена поколений. На смену старым мастерам пришли совсем другие люди, для которых цифровые форматы и пленка сосуществуют органично. Но само это творчество имело скорее утилитарное назначение (реклама, клипы), нежели духовно-нравственное. С начала 1990-х годов документальное кино «хоронили» много раз, как и кинематограф в целом. Но, если художественные фильмы бывают в прокате, то документальные фильмы представлены на специальных фестивалях, которые бывают раз в год. Единственная возможность пробиться к зрителям – ТВ.

34. Звукозрительный образ –основа ТВ-передачи. На ТВ-главное изображение. Немое кино и звуковое -это как бы два разных вида искусства. с приходом звука изображение передало ему многие свои функции. Звук удлинил длительность кадров. К примеру, изобразительное содержание фиксируется в течение 5 секунд, а та же мысль в музыке -15 секунд. Конрапункт-это значит, что звук и изображение не обязательно должны сочетаться синхронно. Звук9музыка) может начаться раньше изображения или позже закончится. Немое кино добилось большего, чем звуковое.Звук приближает кино к иллюзии реальности, натурализму, к формам самой жизни. Сейчас в кинофильме метафоры используют крайне редко. На ТВ шумы и музыка имеют большее значение, чем в кино. На ТВ фонограмма иногда подменяет зрительный ряд. С помощью выразительной музыки можно предварить возникновение чувств. Важно, какие функции выполняет музыка. Она не может быть хорошей сама по себе, все должно быть продуманно с точки зрения звукозрительной образности. Сейчас почти полностью утрачено иносказание с помощью звукового звука. Интересным является звук, использованный ненатуралистически. Звук может выполнять роль субъективного образа. (ф-м. Пудовкина «Простой случай»:образ, возникающий в сознании одного человека в связи с психическими обстоятельствами). Необходима профессиональная работа с шумами. Когда снимается действие, должна быть его звуковая характеристика.(интершум). Должно быть сочетание текста, музыки и шумов, чередование музыки и интершума, паузы в тексте.

Ассистент, гример.

Должностные обязанности ассистента режиссера. Основной задачей ассистента режиссера является безусловное и качественное выполнение настоящей инструкции, а также требований генерального директора и непосредственного руководителя, связанные с трудовыми функциями. Осуществляет выполнение всего комплекса работ по монтажу телевизионных программ, соблюдает действующие технические нормативы, а также сроки, предусмотренные календарно-постановочным планом для проведения монтажных работ, проверяет наличие всех представленных материалов, выявляет дефекты отдельных дублей. При необходимости подготавливает готовую программу к перезаписи и осуществляет ее перезапись. Самостоятельно в качестве оператора монтажа осуществляет процесс подготовки и монтажа информационных сюжетов. Работает на сложной монтажной технике, компьютере.

Художник-гример очень техничен. В его обязанности входит наложение грима и укладка волос: так, чтобы они были правильно "прочитаны" камерой и соответствовали техническим условиям съемки. Особенность телесъемки состоит в том, что камера улавливает самые мельчайшие недостатки кожи, может зрительно искажать фигуру, "съедает" повседневный макияж. Для того, чтобы отлично выглядеть на экране, телеведущим, журналистам и гостям в студии следует использовать более яркий мейк-ап. Самостоятельно это сделать сложно - и тогда на помощь приходит художник-гример. Он отвечает за правильно подобранную косметику, делает прическу, которая не будет искажать черты лица. Наложить грим - тоже целое искусство, из-за света ламп косметика очень часто начинает расплываться, на лице появляются блики - поэтому делать макияж художнику-гримеру следует очень тщательно. При съемках на хромакейном фоне грим ведет себя очень капризно. Например, нельзя использовать синие тени, если предстоит съемка на синем фоне: на месте глаз окажется пустота. Художник-гример - одна из самых красивых профессий на телевидении. Ведь не секрет, что ни один телеведущий, пусть даже самый молодой или, напротив, преклонного возраста, никогда не появится в кадре без грима. И гости в студии стараются не появляться в кадре без грима. А в холле одной из ведущих телекомпаний Америки до сих пор висит лозунг: "У нас гримируется даже президент". Такую важность грим приобрел неспроста. Если в кино и театре гримируются актеры, то на телевидении огромное количество людей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: