Возникновение и становление педагогической профессии




Лекция 1.2 Тема: Педагогическая профессия и ее особенности

 

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ...

Но самая универсальная, самая сложная и самая благородная работа... — это творение человека.

В. А. Сухомлинский

Вопросы:

1.Возникновение и становление педагогической профессии.

2.Сущность профессии педагога, ее особенности.

3.Социальные и профессиональные функции учителя.

4.Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

Литература:

1.Введение в педагогическую деятельность; учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова [и др.]. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — Гл. I, 2.

2.Общие основы педагогической профессии: учеб. пособие / авт.-сост.: И. И. Цыркун [и др.]. — Минск: Изд-во БГПУ, 2005.—195 с.

3.Прокопъев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие / И. И, Прокопьев, Н. В. Ми­халкович. — Минск: ТетраСистемс, 2002. — С. 231—261.

4.Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд.центр «Академия», 2002. — Гл. 1, 2.

5.Столяренко, Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — С. 32—52.

6.Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск; Ушверсггэцкае, 2000. — С. 517—530.

Возникновение и становление педагогической профессии

Корни педагогической профессии уходят в глубокую древность. Именно помощь взрослых детям, передача им необходимых знаний об окружающем мире, обучение умениям, необходимым для дальнейшей жизни, яви­лись прообразом педагогической деятельности, которая стала впоследствии делом специально подготовленных людей, то есть профессией. История (этимология) слов «педагог», «педагогика» (paida — дитя; gogike — вести; буквально: детовождение) уходит в античную Грецию (VI—IV вв. до н. э.). За ребенком, получавшим домашнее воспитание, присматривал специальный раб — «педагогос». Он же позже сопровождал ребенка в школу. Таким образом, прямое значение слова «педагог» — вести, сопровождать ребенка. В России слова «педагог», «педа­гогика» появились вместе с философским, педагогическим наследием античной цивилизации и Византии. Рус­ское слово «воспитатель» происходит от слова «питать». Это позволяет слова «воспитывать» и «вскармливать» рассматривать как синонимы.

Педагог мог выполнять свои социальные и профессиональные функции только тогда, когда его личность, его образование и культура являлись опережающими по сравнению с другими членами общества. Поэтому в некоторых древних цивилизациях (Древнем Китае, Индии, Египте) учитель был очень почитаемым чело­веком, а его деятельность считалась почетной. Становление педагогической деятельности как профессии, тре­бующей владения специальными знаниями и умениями, связано с возникновением письменности. На смену об­разованию, имеющему анонимный и коллективный характер, неотделимому от бытовых, трудовых и иных отно­шений, приходит образование как самостоятельный вид деятельности и отношений. Возникновение и развитие письменности, сложная техника письма (клинопись, иероглифы) требовали от учителя особых знаний и подготовки. В древнем Вавилоне, Египте учителями чаще всего были жрецы, в Древней Греции — наиболее умные, способные вольнонаемные граждане (дидаскалы, педотрибы, педономы). В древнем Риме учителя (риторы, грамматики) становились государственными служащими. Они должны были хорошо знать науки, много путешествовать, изучать языки и культуру разных народов.

В средние века педагогами обычно были монахи, священники, а в городских школах и университетах ими становились люди, получившие специальное образование.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и государя (князя). Известно, что в Древней Руси существовали разные институты воспитания:


□ «Кормильство». В возрасте 5—7 лет княжич передавался кормильцу, которого назначали из числа воевод, знатных бояр. Кормилец не только распоряжался от имени малолетнего княжича делами в порученной ему от­дельной волости, но и выполнял обязанности наставника-воспитателя. Он осуществлял умственное, нравствен­ное, военное, физическое воспитание княжича, а также привлекал его к государственным делам.

□ «Дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка при­нимал на воспитание детей родной сестры. Таким образом, «дядьки» были наставниками племянников.

□ «Кумовство». Постепенно «дядьки» как воспитатели племянников в своей семье трансформировались в духовно-нравственных наставников детей, находившихся в семье родителей.

Позже появились «мастера грамоты» и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты обучали писать и чи­тать детей в семьях, у себя дома, а также при монастырях и церквах. Профессия педагога становится массовой в XVIII—XIX вв. Учителя занимают штатные должности в школах и училищах разных типов. Получает распро­странение гувернерство как начальное образование с помощью домашних наставников и учителей.

Итак, из более чем тридцати тысяч существующих в настоящее время профессий педагогическая профессия относится к числу наиболее древних. Она имеет огромное значение в обществе, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: