БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА (IV,4)




Хрестоматия для спецкурса

«История политических учений Востока»

Кафедра истории и регионоведения

ТПУ 2010 г.

Гузаров В.Н.

 

 

ВЕДЫ

РИГВЕДА (Х, 129)

Космогонический гимн

 

1.Тогда не было ни сущего, ни не сущего;

Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним.

Что в движении было? Где? Под чьим покровом?

Чем были воды, непроницаемые, глубокие?

2. Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было

Различия между ночью и днем.

Без дуновения само собой дышало Единое,

И ничего, кроме него, не было.

3. В начале тьма была сокрыта тьмою,

Все это было неразличимо, текуче.

От великого Тапаса зародилось Единое,

Покрытое пустотою.

4. Началось тогда с желания — оно

Было первым семенем мысли.

Связку сущего и не-сущего

Отыскали, восприемля в сердце, прозорливые мудрецы.

5. Вервь их простерта поперек. Было ли

Внизу что, было ли вверху?

Носители семени были, силы были. Вожделение —

Внизу, усилия — вверху.

6. Кто поистине знает, кто теперь бы поведал,

Откуда возникло это мироздание?

Боги появились после сотворения его.

Но кто же знает, из чего оно возникло?

7. Из чего возникло это мироздание, создал ли

Кто его или нет?

Кто видел это не высшем небе, Тот поистине знает. А если не знает?

 

БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА (I,4)

1. В начале все это было лишь Атманом в виде Пуруши. Он оглянулся вокруг и не увидел никого кроме себя. И прежде всего он произнес: «Я есмь». Так возникло имя «Я». Поэтому и поныне тот, кто спрошен, отвечает сначала: «Я есмь», а затем называет другое имя, которое он носит.

11. Поистине, в начале все это было одним Брахманом. Будучи одним, он не расширялся. Он сотворил еще лучший образ: кшатру — тех, кто кшатрии среди богов: Индру, Варуну, Сому, Рудру, Парджанью, Яму, Мритью, Ишану. Поэтому нет ничего выше кшатры. И все же Брахман — источник кшатры.

12. Все же он не расширялся. Он совершил виш – те породы богов, которые обозначаются по группам: васу, рудры, адитьи, вишведевы и маруты.

13. Все же он не расширялся. Он сотворил варну шудр в образе Пушана. Поистине, эта земля — Пушан, ибо она питает все сущее.

14. Всеже он не расширялся. Он сотворил еще лучший образ — дхарму. Кшатра кшатры — вот что такое дхарма. Поэтому нет ничего выше дхармы. И бессильный надеется одолеть более сильного с помощью дхармы, словно с помощью царя. Ибо, поистине, дхарма есть правда. Поэтому и считают, что говорящий правду говорит дхарму, говорящий дхарму говорит правду. Ведь обе они — одно и тоже.

15. Итак, это — брахман, кшатра, вайшья и шудра. Этот брахман был среди богов огнем, среди людей — брахманом; божественным кшатрием он существовал как кшатрий; божественным вайшьей — как вайшья; божественным шудрой — как шудра. Поэтому желают пребывать в мире богов в виде огня, среди людей — в виде брахмана — ведь в двух этих образах существовал Брахман.

 

БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА (IV,4)

5. Поистине этот Атман есть Брахман, состоящий из познания, из разума, из жизни, из зрения, из слуха, из земли, из воды, из ветра, из пространства, из света и не-света, из желания и нежелания, из гнева и не-гнева, из дхармы и недхармы, из всего. Вот, что означают слова: «Он состоит из этого, состоит из того»: как кто действует, как кто ведет себя, таким он и бывает. Делающий доброе бывает добрым, делающий дурное бывает дурным. Благодаря чистому деянию он бывает чистым, благодаря дурному — дурным. И ведь говорят: «Этот Пуруша состоит из желания. Каково бывает желание, такова бывает воля; какова бывает воля, такое деяние он и делает, такого удела он и достигает.

6. Об этом стих:

К чему привязан его разум, с тем связано деянием его

внутреннее существо.

Достигнув конца какого-либо деяния, которое он здесь делает,

Он снова приходит из того мира в этот мир для нового

деяния. Это — о желающем. Теперь — о нежелающем.

Кто лишен желаний, свободен от желаний, достиг исполнения желаний, имеет желанием лишь Атмана, из того не выходят жизненные силы. Будучи Брахманом, он идет к Брахману.

7. Об этом такой стих:

Когда исчезают все желания, которые обитают в его сердце,

То смертный становится бессмертным и достигает здесь[1]

Брахмана.

Подобно тому как лежит на муравейнике змеиная кожа, мертвая, сброшенная, так лежит тело. Но это бесполое, бессмертное дыхание и есть Брахман, и есть свет.

8. Об этом такие стихи:

Узкий, далеко идущий, старый

Путь лежит передо мной, найден мной.

По нему мудрецы, знающие Брахмана,

Идут в необычайный мир, вверх, освобожденные.

9. Говорят, что на этом пути есть белый, синий,

Красновато-коричневый и красный цвета.

Этот путь найден благодаря Брахману,

По нему идет знающий Брахмана, делающий добро и

наделенный светом.

10. В слепую тьму вступают те, кто чтут незнание.

Словно еще в большую тьму — те, которые наслаждались

в знании.

23. Об этом в гимне сказано:

Это вечное величие Брахмана

Не возрастает и не уменьшается от деления.

Пусть он познает его природу; познав его,

Он не оскверняется злым деянием.

Поэтому, знающий это, сделавшись успокоенным, укрощенным, воздержанным, терпеливым и собранным, видит Атмана в самом себе, видит все как Атман. Зло не одолевает его — он одолевпет все зло. Зло не жжет его — он жжет все зло. Свободный от зла, свободный от страсти, свободный от сомнения он становится брахманом.

 

ДХАММАПАДА

I Глава парных строф

5. Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма.

11. Мнящие суть в несути и видящие несуть в сути, они никогда не достигнут сути, ибо их удел — ложные намерения.

12. Принимающие суть за суть и несуть за несуть, они достигнут своей сути, ибо их удел — истинные намерения.

20. Если даже человек мало повторяет Писание, но живет, следуя дхамме, освободившись от страсти, ненависти и невежества, обладая истинным знанием, свободным разумом, не имея привязанностей ни в этом, ни в ином мире, — он причастен к святости.

IV. Глава о цветах

49. Как пчела, набрав сока, улетает, не повредив цветка, его краски и запаха, также пусть мудрец поступает в деревне.

50. Пусть смотрин он не на ошибки других, на сделанное и несделанное другими, но на сделанное и несделанное им самим.

VI. Глава о мудрых

85. Немногие среди людей достигают противоположного берега. Остальные же люди только суетятся на здешнем берегу.

89. Те, чей ум должным образом опирается на начала просветления, отказавшиеся от привязанностей, радующиеся освобождению, с уничтоженными желаниями, полные блеска, они в этом мире достигли ниравны.

VIII. Глава о тысяче

Одно полезное слово, услышав которое становится спокойными, лучше тысячи речей, составленных из бесполезных слов.

104. Поистине, победа над собой человека, живущего в постоянном самоограничении, смирившего себя, лучше, чем победа над другими людьми.

105. Ни Марва с Брахманом, ни Гандхарва, ни даже сам бог не смогут превратить у такого человека победу в поражение.

110. Один день жизни добродетельного и самоуглубленного лучше столетнего существования порочного и распущенного человека.

112. Один день жизни обладающего кипучей энергией лучше столетнего существования ленивого и лишенного энергии человека.

IX. Глава о зле

116. Пусть он торопится совершать благое; от зла пусть он удерживает свой ум. Ибо ум того, кто не спешит делать добро находит удовольствие во зле.

117. Если даже человек сделал зло, пусть он не делает его снова, пусть не строит на нем свои намерения. Накопление зла — горестно.

124. Если рука не ранена, можно нести яд в руке. Яд не повредит не имеющему ран. Кто сам не делает зла, не подвержен злу.

125. К тому, кто обижает безвинного человека, чистого и безупречного человека, именно к такому глупцу возвращается зло, как тончайшая пыль, брошенная против ветра.

126. Одни возвращаются в материнское лоно, делающее зло попадают в преисподнюю, праведники — на небо, лишенные желаний достигают нирваны.

X. Глава о наказании

133. Ни с кем не говори грубо: те, с кем ты говорил грубо, ответят тебе тем же. Ведь раздраженная речь — неприятна, и возмездие может коснуться тебя.

XXVI. Глава о брахманах

391. Я называю брахманом того, кто не совершил зла ни телом, ни словом, ни мыслью — кто сдерживает себя в трех вещах.

423. Я называю брахманом тог, кто знает свое прежнее существование, и видит небо и преисподнюю: кто будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождений; кто совершил все, что возможно совершить.

Цитировано по: Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. – Ч.1. _ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С.6-18.

 

АРТХАШАСТРА

 

РАЗДЕЛ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУК (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Глава 3. Установление места учению о трех ведах

Сама-, Риг-, Яджур-веды составляют троицу (вед). Атхарваведа и Итихасаведа тоже веды. Учение о произношении, обрядовый ритуал, грамматика, этимология, метрика, астрономия – это вспомогательные науки.

Этот закон троицы вед полезен тем, что устанавливает свои законы для каждой из четырех каст и для каждой из четырех ступеней жизни. Закон для брахмана – учение, обучение, жертвоприношения для себя и для других, раздача даров и их получение. Закон для кшатрия – учение, жертвоприношение, раздача даров, добывание средств к жизни военным делом и охрана живых существ. Закон для вайшьи – учение, жертвоприношение, раздача даров, земледелие, скотоводство и торговля. Закон для шудры – послушание и ведение хозяйства в повиновении у дважды рожденных, ремесло и актерство.

Закон для домохозяина – добывание средств к жизни соответствующей ему работою, брак в равной семье, но с разными предками (после брака) половые сношения в установленное время, раздача даров богам, предкам, гостям, слугам и поедание остатков от жертвоприношений.

Закон для ученика – учение, поддерживание священного огня, омовения, обет нищенства, служение учителю до конца жизни, после его смерти сыну учителя или соученику. Закон для удалившегося в лес – половое воздержание, ложе на земле, ношение косы, одевание в антилоповую шкуру, поддержание жертвенного огня, омовения, почитание божеств, предков, гостей и лесная пища. Закон для странствующего отшельника – обуздание чувств, прекращение (всяких) действий, отсутствие собственности, прекращение общения с людьми, принятие милостыни, жизнь в лесу в разных местах, чистота внешняя и внутренняя. Закон для всех – отсутствие насилия. Правдивость, чистота, независливость, незлобливость, прощение и терпение. Соблюдение (каждым) своего закона ведет на небо и к вечности. При его нарушении мир погибает от смешения каст. С.17-18.

 

РАЗДЕЛ 3. ПОБЕДА НАД ЧУВСТВАМИ

Глава 6. Отвержение объединения шести врагов

Победа над чувствами, основанием которой являются наука и воспитание, достигается отвержением страсти, гнева, стяжания, гордости, безумства, высокомерия. С.21.

 

РАЗДЕЛ 3. ПОДЕДА НАД ЧУВСТВАМИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Глава 7. Поведение царя-мудреца

Поэтому пусть он достигает победы над чувствами отвержением шести врагов, общением с учеными пусть достигает разума, при помощи шпионов – зрения, напряжением – устойчивости обладания, через указание того, что надлежит делать, – установления соответствующих законов, истинного поведения – через обучение наукам, любовь у людей – умножением их имущества, содеянием добра – благополучной жизни.

Таким образом, с обузданными чувствами, пусть он отклоняет от себя (действия, связанные с) оскорблением чужих жен и похищением имущества, сонливость, похоть, неправду, надменную манеру, вредные влечения, дела, соединенные с беззакониями или пагубные. Пусть он отдается любви, не нарушая закона и пользы; пусть не будет лишен наслаждения или пусть в равной мере отдается трем целям, части которых связаны друг с другом. Ибо одно из трех – закона, пользы и любви – чрезмерно чтимое, вредит себе и другим.

Каутилья считает, что главное – польза, ибо закон и любовь основаны на пользе.

(Для указания) границы дозволенного пусть он ставит себе учителей или министров, которые пусть отвращают его от опасных положений, или, когда он тайно предается увлечениям, пусть они отвлекают его от этого указанием на меру времени, измеряемую тенью С.22.

РАЗДЕЛ 4. НАЗНАЧЕНИЕ МИНИСТРОВ

Глава 8.

Пусть царь делает министрами своих соучеников, так как он узнал их честность и пригодность к делу, так говорит Бхарадваджа, они ведь будут пользоваться его доверием. Нет, говорит Вишалакша: ведь, как его прежние соучастники игр, они будут пренебрежительно относиться к нему. Пусть он делает министрами тех, у которых с ним общие тайные дела, потому что у них с ним общие добродетели и пороки. Они ведь не предадут его из боязни, что он знает их слабые стороны.

Этот недостаток – общий у царя и министров, говорит Парашара. Боясь того, что они знают его слабые стороны, он станет следовать им в правильных и неправильных поступках.

Скольким людям царь обнаружит свои тайны, от стольких он будет в зависимости, потеряв власть из-за этого поступка. С.23.

 

РАЗДЕЛ 5. НАЗНАЧЕНИЕ ГЛАВНОГО СОВЕТНИКА И ДОМАШНЕГО ЖРЕЦА

Глава 9

Местный житель, развитый, легко руководимый, искусный в ремеслах, прозорливый, умный, с хорошей памятью, ловкий, красноречивый, самоуверенный, искусный в ответах, одаренный предприимчивостью и храбростью, выносливый, честный, дружественно расположенный, устойчивый в преданности, доброжелательный, сильный, здоровый, стойкий. Не упрямый и не легкомысленный, с приятным обращением, не ссорящийся – это совершенный министр. Лишенные четверти и половины этих достоинств – это средний и плохой министры. С. 24.

 

РАЗДЕЛ 6. ИСПЫТАНИЕ ЧЕСТНОСТИ И НЕЧЕСТНОСТИ МИНИСТРОВ ПОСРЕДСТВОМ ХИТРОСТЕЙ

Глава 10

Совместно с главным советником и домашним жрецом царь, назначив министров на должности, пусть испытывает их хитростями.

Пусть царь (для вида) сменит домашнего жреца, который, получив приказ принести жертву для недостойного лица или обучить его ведам, проявит (для вида) неудовольствие. Пусть домашний жрец через шпионов, дающих клятву, подговаривает одного за другим министров следующим образом: «Этот царь беззаконник, поставим же на его место другого царя, справедливого или из его родных, заключенного (в темницу), родовитого, чтимого, или вассала, или вождя лесного племени, или правителя пригорной страны. Все с этим согласны, а ты как?» В случае отказа он чист. Это хитрость закона. С.26.

Отшельница, приобретшая доверие в царском тереме, чтимая, пусть подговаривает главных сановников одного за другим такими словами: «Главная жена царя любит тебя, она приняла меры для свидания с тобой. Предстоит тебе и большая материальная выгода». Отказавшийся чист. Это хитрость любви.

Пусть один из министров под предлогом увеселительной поездки пригласит всех министров. (Для вида) смущенный этим, царь пусть заключит их в темницу. Шпион под видом ученика, перед тем заключенного в тюрьму, пусть этих министров, лишенных имущества и почести, одного за другим подговаривает: «Нехорошо поступает этот царь, убьем же его немедленно и поставим (на его место) другого. Все с этим согласны, а как ты?». Отказавшийся чист. Это хитрость страха. С.26.

Пусть царь не делает себя или царицу предметом испытаний честности министров – таково мнение Каутильи. С.27.

РАЗДЕЛ 8. ПРИМЕНЕНИЕ ТАЙНЫХ АГЕНТОВ

Глава 12. (Назначение странствующих шпионов. Применение тайных агентов)

Безродные, которых надо содержать, изучившие счастливые признаки (у человека), хиромантию, уменье околдовывать людей, волшебство, законы о четырех ступенях человеческой жизни, приметы, приметы птичьего полета, – это соглядатаи и люди, знающие человеческий обиход.

Храбрецы в стране, которые, не жалея жизни, могут сражаться со слоном или тигром за вознаграждение, – это наемные убийцы.

Лишенные любви к родным. Жестокие, изменчивые – это отравители.

Странствующая монахиня, бедная вдова, самоуверенная брахманка, чтимая в (царском) тереме, пусть посещает семьи главных сановников. Этим сказано и о бритых монахинях и женщинах-шудрах. Это бродячие шпионы.

Царь должен их направлять каждого в своей стране к советнику, домашнему жрецу, полководцу, наследнику престола, главному стражу ворот, охранителю терема, начальнику лагеря, главному сборщику податей, хранителю государственной казны, главному судье, военачальнику, градоначальнику, астрологу, надзирателю за собранием советников, блюстителю наказаний, охранителю крепости, охранителю границ, начальнику лесных племен; шпионы должны иметь вызывающие к ним доверие признаки – страны, одежды, ремесла, языка, семьи и должны удостовериться (в отношении указанных лиц) в их преданности, пригодности к делу и усердии. С. 29.

В случае если показания трех (шпионов) сойдутся, то им доверяют. В случае повторного несовпадения показаний применяется тайное наказание или устранение шпиона. С.30.

 

РАЗДЕЛ 9. НАБЛЮДЕНИЕ В СВОЕЙ СТРАНЕ ЗА ПАРТИЯМИ ЛЮДЕЙ ПРЕДАННЫХ И ЛЮДЕЙ, ПРЕДАТЕЛЬСКИ НАСТРОЕННЫХ

Глава 13

Учредив надзор за главными должностными лицами, пусть царь устроит надзор за горожанами и сельскими жителями. Шпионы, разделившись на две стороны, пусть вступят в препирательство в местах священных омовений, в залах собраний, в (ремесленных) корпорациях, среди сборищ людей, говоря: «Слышно, что этот царь одарен всеми добродетелями, между тем у него не видно ни одной добродетели, он мучит горожан и сельских жителей наказаниями и налогами».Тут другой пусть возразит и вторящим (говорящему) и ему самому: «Люди, одолеваемые обычаем рыб (когда большие рыбы пожирают малых), сделали Ману, сына Вивасвана, царем и определили шестую долю зерна и десятую долю товаров и золота как его (царя) долю. Этим поддерживаемые цари доставляют подданным безопасность обладания имуществом. Налагая на подданных наказания, цари устраняют (совершение) ими злодеяний, чем и доставляют им безопасность обладания имуществом. Поэтому даже лесные отшельники отдают шестую долю собранных ими колосьев, говоря: «Это доля того, кто нас охраняет». Цари – это наместники Индры и Ямы, они олицетворение гнева и милости. Кто ими пренебрегает, того касается божественное наказание. Поэтому нельзя пренебрегать царями». Такими словами пусть он возражает мелким людям.

И (шпионы) должны знать все, что говорится (в толпе). И о тех, кто живет за счет царского зерна, скота, золота, и кто ему помогает (всем) этим во время бедствия или благополучия, и кто возвращает (к повиновению) разгневавшегося родственника царя, кто оказывает противодействие врагу или вождю лесного племени. Пусть шпионы, переодетые отшельниками, бритыми или с заплетенной косой, узнают их довольство и недовольство. С.32.

 

РАЗДЕЛ 11. ЗНАЧЕНИЕ СОВЕЩАНИЯ

Глава 15

Привлекши свои и вражеские партии, пусть он (царь) думает о начале дел. Всякое начало (дела) предваряется совещанием.

Место совещания должно быть закрыто, из которого не истекают разговоры, куда не могут заглянуть птицы. Ибо известно, что совещания были выданы попугаями и сороками, собаками и другими животными. Поэтому к месту совещания пусть никто непричастный не подходит. Пусть будет уничтожен предающий совещание.

Поэтому, говорит Бхарадваджа, тайное пусть царь обсуждает один. Ибо и у советников бывают также советники, а у них – другие. Эта цепь советников разрушает совещание.

Поэтому пусть другие не знают ничего о том, что он намеревается сделать, а исполнители пусть знают о деле только тогда, когда к нему преступлено или когда оно завершено. С. 35.

 

РАЗДЕЛ 13. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЦАРСКИМИ СЫНОВЬЯМИ

Глава 17

Царь, если сам охранен, охраняет царство от близких и врагов, прежде всего от жен своих и детей.

О наблюдении за женами скажем (в главе) «Предписания для царского жилища».

Наблюдение за сыновьями. Со (дня) их рождения должен царь наблюдать за своими сыновьями, ибо царские сыновья подобны ракам: они пожирают своего родителя. Если у них не появится любовь к отцу, то лучше их тайно убить – так говорит Бхарадваджа.

Тайное убийство – жестокость, и оно ведет к гибели рода кшатриев, говорит Вишалакша, поэтому лучше заключение сына в том же дворце.

Это страх перед змеей, говорит Парашара, ибо царевич, поняв: «отец держит меня в заключении из страха перед моей силой», овладеет им самим. Поэтому лучше поселение (царевича) в крепости охранителя границ. С.40.

Это будет бараний страх, говорит Пишуна, ибо, узнав ту же причину отвращения к нему отца, он заключит союз с охранителем границ. Поэтому лучше поселить царевича в крепости вассала, удаленной от владений царя.

Это похоже на положение теленка, говорит Каунападанта. Ведь вассал станет доить его отца, как при помощи теленка доят корову. Поэтому лучше поселение царевича у родных матери.

Это было бы подобным знамени, говорит Ватавьядхи. Ибо с этим (предлогом) как знаменем родные его матери будут просить подачек, подобно тому как это было с Адити и Каушикой. Поэтому пусть они предоставят его деревенским потехам: опутанные удовольствиями, сыновья не будут строить козней против отца.

Это смерть в жизни, говорит Каутилья, ибо, как дерево, поедаемое червем, ломается царская семья с невоспитанными сыновьями, как только ее коснутся. Поэтому, когда у царской старшей жены только что кончатся месячные, пусть жрецы раскидают жертвенный рис в Индре т Брихаспати.

Когда она забеременеет, пусть врач-повивальщик приложит все старания во время беременности и при родах. Когда царица родит, пусть домашний жрец совершит необходимые обряды над сыном. Когда он будет для того готов, пусть его воспитывают опытные воспитатели (руководители).

Из шпионов пусть один сманивает его охотой, игрой, питьем опьяняющих напитков, женщинами и говорит: «Напав на отца, отними у него царство», другой шпион пусть его удерживает – так говорит школа Амбхи. С.41.

РАЗДЕЛ 16. ОБЯЗАННОСТИ ЦАРЯ

Глава 19

Когда царь деятелен, то вслед за ним деятельны его слуги. Если царь бездеятелен, то вслед за ним бездеятельны и его слуги, которые и уничтожают его дела, и он одолевается ненавидящими его. Поэтому пусть царь проявляет свою деятельность. Пусть он делит трубочками (водяных часов) день на восемь частей, также и ночь. Или же по счету длины тени в три пуруша, в один пуруша, в четыре ангула и бестенный полдень, это первые четыре восьмушки дня, и этими же (делениями) объяснены и деления после полудня.

Здесь царь в первую восьмушку дня пусть выслушивает (доклады) о мерах безопасности государства, о доходах и расходах; во вторую – пусть рассматривает дела горожан и поселян; в третью пусть займется купаньем и приемом пищи и пусть изучает веды; в четвертую пусть он принимает золото и определяет надзирателей; в пятую пусть совещается с собранием советников при помощи письменных сообщений и пусть рассматривает тайные извещения шпионов: в шестую пусть занимается чем хочет или совещается; в седьмую пусть делает смотр слонам, коням, колесницам и воинам; в восьмую вместе с военачальником пусть обсуждает военные дела. По окончании дня пусть займется вечерними молитвами.

В первую часть ночи пусть принимает тайных агентов; во вторую пусть займется купаньем и приемом пищи, и пусть изучает веды; в третью, легши отдыхать при звуках труб, пусть спит четвертую и пятую; в шестую, пробужденный звуком труб, пусть размышляет о науке и о том, что должен делать; в седьмую пусть заседает в совете и рассылает тайных агентов; в восьмую пусть он в сопровождении жертвенного жреца, духовного учителя, домашнего жреца принимает благопожелания и пусть видится с врачом, поваром, предсказателем. Обойдя с правой стороны корову с теленком и быка, пусть он идет затем в зал собраний; или же, распределив в соответствии со своими силами части дня и ночи, пусть ведет (свои) дела. С.44-45.

При отсутствии напряжения в работе несомненна гибель как того, что уже достигнуто, так и того, что еще предстоит сделать. С.46.

 

РАЗДЕЛ 17. ПРЕДПИСАНИЯ ДЛЯ ЦАРСКОГО ЖИЛИЩА

Глава 20

Пусть царь видится с царицей во внутренних покоях только после того, как она осмотрена старухами. Ни к одной из женщин он не должен идти в ее покои. Ведь спрятавшись в покоях царицы, брат убил Бхадрасену, сын убил Карушу, спрятавшись в постели матери. Одна царица убила царя Каши, смазав зерно ядом под видом меда, другая убила Вайрантью кольцом с ноги, смазанным ядом, (еще другая) – владыку Саувиры драгоценным камнем с пояса, (еще другая) – Джалутху зеркалом, а Видуратху царица убила скрыв оружие в косе. Поэтому пусть царь избегает подобных положений. С.48.

У подносящего яд лицо вспыхивает и становится темным, появляется остановка речи, пот, зевота, чрезмерная дрожь, спотыкание, смотрение в сторону при разговоре, погружение в работу, неспособность оставаться на месте. Поэтому пусть вблизи царя будут знатоки ядов и врачи. С.49.

 

ВТОРОЙ ОТДЕЛ

ОБЯЗАННОСТИ НАДЗИРАТЕЛЕЙ

Раздел 19. Заселение и устройство области

Глава 1

Царь должен произвести заселение области, как той, которая уже раньше была, так и той, которой раньше не было, путем привлечения жителей других стран или путем выселения избытков жителей своей страны.

Он должен произвести устройство селений, состоящих преимущественно из шудр, занимающихся земледелием, численностью не менее ста и не более пятисот семей, с границами в одну или две кроши и взаимно защищенных.

Он должен дать жрецам, наставникам, домашним жрецам и ученым брахманам положенные брахманству земли, свободные от взысканий и налогов и приносящие соответствующий доход. Также (он должен дать земли) надзирателям, учетчикам и тому подобным старостам, старшинам, дрессировщикам слонов, лекарям, тренировщикам коней и посыльным, но без права продажи или заклада.

Он должен дать плательщикам налогов возделанные поля в личное пользование. Невозделанные (земли) он не должен отбирать у возделывающих (их) С.52-53.

Тот, кто удалился в аскеты, не обеспечив детей и жену, (подвергается) наказанию штрафом первой степени. Также и тот, кто понудит женщину удалиться в аскеты. Потерявший способность к половым отношениям пусть идет в аскеты, спросившись у судей, иначе пусть он будет наказан.

Он (царь) не должен допускать в заселяемой области аскетов, кроме лесных отшельников, общин, кроме тех, которые местного происхождения, и сообществ, кроме тех, которые основаны на сотрудничестве.

Не должно быть там (в заселяемой области) увеселительных рощ и притонов для развлечений. Актеры, танцоры, певцы, музыканты, сказители, лицедеи не должны мешать работе. Потому что вследствие отсутствия таких увеселительных мест у селений и вследствие удовлетворения людей (своей) полевой работой возрастает казна, обязательный труд, имущество, зерно и жидкие продукты.

Царь должен освободить (от налогов) страну, разоренную нашествием вражеских войск и лесных племен, терзаемую эпидемиями, нищетой, и избавить от расточительных игр.

Он должен защищать земледелие, страдающее от притеснений в виде штрафов, обязательного труда, налогов, а также стада скота, (страдающие) от воров, хищников, ядовитых гадов и болезней.

Он должен очистить торговые пути от произвола любимцев царя, (его) слуг, воров и охранителей границ и от разорения стадами скота.

Таким образом, царь должен охранять леса ценных деревьев и леса для слонов, оросительные сооружения, а также рудники, ранее созданные, и должен построить новые. С.54-55.

 

РАЗДЕЛ 27. ИСПЫТАНИЕ ЧИНОВНИКОВ

Глава 9

Подобно тому как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие во глубине вод рыбы (или не пьют), так и невозможно узнать, присваивают ли (или же нет) богатство чиновники, приставленные к выполнению дел. Можно узнать путь летящих в небе птиц, но не путь действующих чиновников, имеющих скрытые намерения. Он (царь) должен отобрать у наживающихся (должностных лиц их богатства) и переместить их в делах, чтобы они не расхищали имущество или возвратили расхищенное. С.75.

 

РАЗДЕЛ 28. СОСТАВЛЕНИЕ УКАЗОВ

Глава 10

Указом называется (правительственное) распоряжение. Ведь главное для царей – это указы, ибо состояние мира и войны зависит от них. Поэтому тот, кто одарен качествами министра и знаком со всеми законами (и обычаями), кто способе быстро составить нужный документ, обладает красивым почерком и умеет огласить написанное, должен быть назначен главным писцом..С.75-76.

(Достоинства хорошо составленного документа)

(1) Последовательность изложения фактов, (2) их (логическая) согласованность, (3) полнота (изложения), (4) изящество стиля, (5) благородство (слога), (6) ясность (языка) являются достоинствами (хорошо составленного) документа.

(1) Под последовательностью здесь разумеется то, что внимание сразу вначале направляется на главный факт, выясняющий правильную последовательность событий; (2) под (логической) связностью разумеется изложение следующих друг за другом событий, до самого заключения, без внесения какой-либо путаницы в течение излагаемых событий; (3) под полнотой изложения разумеется то, чтобы не было ни лишних тем, ни лишних слов, ни (даже) букв, а также, чтобы не было и пропусков, чтобы факты были выяснены приведением оснований и иллюстрацией примерами, без излишнего многословия; (4) красота (стиля) состоит в том, что слова льются свободно, их смысл, равно и звуковая (сторона), приятны; (5) благородство (слога) состоит в избежании слов грубых, (простонародных); (6) ясность состоит в том, что употреблены слова только всем известные. С.76-77.

(Четыре главных средства политики)

Средств политики (имеется четыре) – это мирные переговоры, подкуп, сеяние раздора и открытое нападение. Из них (первое средство политики), состоящее в мирных переговорах, имеет пять разновидностей: (1)

Восхваление положительных сторон (противника), (2) выдвижение родственных связей (с ним), (3) указание на взаимные выгоды (от обеих сторон), (4) указание на благоприятный исход, (5) подача личного примера С.79.

(Второе главное средство политики состоит в подкупе). Подкуп состоит в предложении денег.

(Третье из главных средств политики состоит в сеянии раздора). Раздор состоит в развитии подозрительности и в злостной критике (ругательствах).

(Четвертое главное средство политики есть открытое нападение). Оно состоит в убийствах, мучениях и грабежах. С.80.

 

РАЗДЕЛ 59. ДЕЛА, СВЯЗАННЫЕ С БРАКОМ

Глава 2. О брачных законах, имуществе жены и о положениях при выходе замуж во второй раз

Мирская жизнь покоится на браке.

(Различные виды брака суть): (1) брахмический брак – отдавание замуж девушки, украшенной драгоценностями; (2) праджапатийский брак – такой, при котором (отдающие девушку замуж) говорят: «Исполняйте обязанности (мужа и жены) в согласии; (3) брак, свойственный древним мудрецам (риши), при котором (от жениха) берется выкуп в виде 2 коров; (4) брак божественный, когда девушка отдается в жены жрецу во время совершения жертвоприношения; (5) брак гандхарвов – свободный, основанный на обоюдном соглашении; (6) брак асуров, при котором берется выкуп за невесту; (7) брак ракшасов, «дьявольский», заключающийся в умыкании; (8) брак пишачей, т.е. овладевание девушкой, когда она спит.

Первые четыре вида, будучи одобрены отцом, считаются законными. Для остальных требуется согласие как матери, так и отца, ибо они получают выкуп за дочь. С.162.

Если супруги заключили соглашение о совместном пользовании этим имуществом, если они имеют детей-близнецов и если они пользовались (имуществом жены) совместно в течение 3 лет, то в случае законных видов брака судебные разбирательства (по делам, касающимся имущества жены) не допускаются. В случае браков, совершаемых свободно, по обоюдному соглашению, а также таких, при которых платится выкуп, (имущество женщины) должно возмещаться с процентами.

(Имущество женщины), израсходованное при браках по способу ракшасов или пишачей, должно быть возмещено, как украденное.

Вот положения, касающиеся брака.

В случае смерти мужа, если вдова намеревается вести благочестивую жизнь, она должна немедленно получить причитающиеся ей украшения и остаток суммы выкупа. Если же вдова по получении этого имущества выйдет замуж вновь, то она обязана возвратить оба вида (имуществ) с процентами. Если (по смерти мужа) женщина имеет намерение вновь выйти замуж (в пределах родства своего мужа), то она получает при выходе замуж данное ей первым мужем и свекром (имущество). С.163.

Если жена не имеет потомства, не производит на свет сыновей или бесплодна, то муж должен ждать 8 лет, если она рождает только мертвых детей – 10 лет и если только дочерей – 12 лет. После этого срока муж, если желает иметь сыновей, может жениться во второй раз. В случае нарушения этого правила он должен заплатить ей выкуп, возвратить имущество жены, а также сумму в виде возмещения. Кроме того, он обязан заплатить штраф в сумме свыше 24 пана. С.164.

Муж не должен приближаться к жене, если она беременна, соблюдает обеты целомудрия, бесплодная, рождает только мертвых детей и не находится в состоянии месячных, – если она того не желает.

Муж, у которого нет желания, может не приближаться к жене, если она прокаженная или безумная. Жена же обязана ради потомства идти к подобному (т.е. прокаженному или безумному) мужу.

Муж, который ведет подлый образ жизни, уехал в другую страну, который является вредным для государства, представляет опасность для жизни жены, исключен из касты или является бессильным в половом отношении, может быть отравлен. С.165.

 

РАЗДЕЛ 59. ДЕЛА, СВЯЗАННЫЕ С БРАКОМ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Глава 3. О повиновении, содержании, оскорблениях, ненависти, проступках (жены), а также о запрещении сношений (с другими)

Женщина считается совершеннолетней в 12 лет, а мужчина в 16 лет. Если после этого наблюдается неповиновение (существующим законам), то штраф, взыскиваемый с женщины, равняется 12 пана, а с мужчины – в двойном размере. С.165.

Муж обязан обучать жену хорошему поведению, сам воздерживаться от употребления таких слов, как «голая» или «совсем голая», «уродка», без отца и без матери». Он имеет право ударять ее 3 раза по спине одним из следующих предметов: расщепленной бамбуковой тростью или же веревкой, а также рукой. Если он преступает эти пределы, то он подвергается штафу соответственно в размере половины штрафа, налагаемого за оскорбление словами и действием. То же наказание устанавливается и для женщины, которая из ревности, там, где нет для этого повода, проявляет жестокость к мужу.

Развод не может состояться, если жена ненавидит мужа, но последний не согласен на развод, равно как и в случае ненависти мужа. Но при несогласии жены. Развод должен состояться только при обоюдной ненависти. С.166-167.

 

РАЗДЕЛ 63. ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ

Глава 11

Законным процентом считается 1¼ пана со 100 пана в месяц. При торговых сделках принято взимать процент в 5 пана, при торговых операциях, связанных с переездами по тяжелым дорогам, – 10 пана и при торговых операциях на море – 20 пана. С.188.

 

Цитировано по: Артхашастра или наука политики. Перевод с санскрита. Издание подготовил В. И. Кальянов. Научно-издательский центр «Ладомир». Изд-во «Наука»: М.: 1993. –793 с.

 

 

Чжуан-Цзы

Глава II. О том как вещи друг друга уравновешивают

 

Великий Путь не назывем.

Великое доказательство бессловестно.

Великая человечность нечеловечна.

Великая честность не блюдет приличий.

Великая храбрость не горит отвагой.

 

Красавица Ли была дочерью пограничного стражника во владении Ай. Когда правитель Цзинь забрал ее к себе, она рыдала так, что рукава ее платья стали мокрыми от слез. Но когда она поселилась во дворце правителя, разделила с ним ложе и вкусила дорогие яства, она пожалела о том, что плакала. Так откуда мне знать, не раскаивается ли мертв



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: