Тема 2.1. Основные закономерности психического развития ребенка в младенчестве.




Планы практических занятий по курсу «Возрастная психология»

 

Раздел 1. Основные понятия и общие вопросы развития в онтогенезе

 

Тема 1.1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

Задача: подготовить доклады и подготовиться к собеседованию

1. Предмет, задачи и основные разделы возрастной психологии. Связь возрастной психологии с др. науками.

2. Социально-историческая природа детства

3. Методологические основы организации психологического исследования в возрастной психологии.

4. Методы возрастной психологии.

 

Обязательная литература:

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М.: Просвещение, 1991

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Трикста, 2011. – 420 с.

5. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985

6. Немов Р.С. Психология: В2-х кн. Кн.2. психология образования. – М.: Просвещение, 194

7. Обухова Л.В. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 1996.

 

Тема 1.2. История и современное состояние зарубежной психологии развития.

Цель: ознакомить студентов с основными направлениями развития психологической науки за рубежом и провести их сравнительный анализ.

Форма проведения: подготовить доклады и презентации

1. Биогенетическое направление в исследовании развития. Теория рекапитуляции. Теория трех ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект.

2. Социогенетическое направление в исследовании детского развития. теория социального научения.

3. Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн)

4. Психоаналитические теории детского развития (З. Фрейд, Э. Эриксон и др.)

5. Эпигенетическая теория развития личности

6. Женевская школа генетической психологии. Стадии интеллектуального развития ребенка (Ж. Пиаже)

 

Обязательная литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М.: Просвещение, 1991

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996

4. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985

5. Немов Р.С. Психология: В2-х кн. Кн.2. психология образования. – М.: Просвещение, 1994

6. Обухова Л.В. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 1996.

7. Сорокумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

Тема 1.3. Теоретические концепции возрастного развития в отечественной психологии.

Цель: рассмотреть основные концепции развития личности ребенка в трудах отечественных психологов.

Форма проведения: подготовить доклады и презентации.

1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. теория развития высших психических функций: опосредованность и интериоризация в психическом развитии.

2. Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность развития. Роль кризисов в психическом развитии.

3. проблема возраста и возрастной периодизации в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Новообразования возраста.

4. Учение А.Н. Леонтьева о ведущем виде деятельности.

5. Учение Л.И. Божович о социальной ситуации развития.

6. Понятие о развитии личности. Проблема условий, источников и движущих сил психического развития ребенка.

 

Обязательная литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М.: Просвещение, 1991

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996

4. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985

5. Немов Р.С. Психология: В2-х кн. Кн.2. психология образования. – М.: Просвещение, 1994

6. Обухова Л.В. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 1996.

7. Сорокумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

 

Раздел 2. Развитие психики на разных возрастных этапах.

 

Тема 2.1. Основные закономерности психического развития ребенка в младенчестве.

Цель: Усвоение студентами особенностей протекания психического развития ребенка в младенчестве.

Форма проведения: подготовиться к собеседованию, решит психологическую задачу, заполнить таблицу.

1. Стадия новорожденности. Кризис новорожденности. Врожденные формы психии и поведения. Способность к научению.

2. Социальная ситуация младенчества. «Комплекс оживления». Эмоционально-непосредственное общение как ведущий вид деятельности.

3. Двигательная активность как предпосылка развития наглядно-действенного мышления.

4. Возникновение и развитие речи. Кризис 1 года.

5. методы диагностики психического развития.

 

Обязательная литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М.: Просвещение, 1991

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996

4. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985

5. Немов Р.С. Психология: В2-х кн. Кн.2. психология образования. – М.: Просвещение, 1994

6. Обухова Л.В. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 1996.

7. Сорокумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: