Цель: Усвоение студентами основных проблем развития личности в юношеском возрасте.
Форма проведения: подготовиться к собеседованию, решить психологические задачи, заполнить таблицу, подобрать методы диагностики психического развития в юношеском возрасте.
1. Социально-психологические условия формирования личности старшеклассника. Отечественные и зарубежные подходы к психологии юности.
2. учебно-профессиональная деятельность – ведущий вид деятельности старшеклассников. Характеристика познавательных интересов. Развитие мотивации и дифференциация обучения. Когнитивное развитие в ранней юности.
3. Психологические проблемы формирования мировоззрения. Проблема смысла жизни в юности. Ценностные ориентации. Профессиональные самоопределения старшеклассников: основные этапы и закономерности.
4. Личностное самоопределение в юношеском возрасте. Развитие самосознания и самооценки.
5. Методы диагностики психического развития.
Обязательная литература
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М.: Просвещение, 1991
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996
4. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985
5. Немов Р.С. Психология: В2-х кн. Кн.2. психология образования. – М.: Просвещение, 1994
6. Обухова Л.В. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 1996.
7. Сорокумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
Тема 2.8. Психология молодости и взрослости
Цель: ознакомить студентов с основными проблемами психологии взрослого периода жизни.
Форма проведения: подготовиться к собеседованию, решить психологические задачи, заполнить таблицу, подобрать методы диагностики психического развития в период молодости и взрослости.
1. Периодизация психического развития взрослого человека. Возрастные кризисы зрелого человека: характеристика, диагностика, протекание, способы преодоления. Акмеология и ее значение для решения проблем возрастной психологии.
2. Задачи развития взрослого человека (Э.Эриксон). Модель развития взрослых Р. Хейвигхстера.
3. Особенности Я-концепции и ее динамика на этапе взрослости. Способность к личностным изменениям, самоактуализация и саморегуляция.
4. Когнитивное развитие в различные периоды взрослости. Изменение функций интеллекта.
5. Профессиональный цикл взрослого человека. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни. ролевой конфликт работающей женщины.
6. Семья как важный контекст развития взрослых. Задачи семейного воспитания. Отношения с друзьями. Отношения с родителями.
7. Индивидуальные и половые различия в психическом развитии на этапе взрослости.
8. Психологические проблемы позднего возраста. Специфика Я-концепции стареющего человека. типология старости. Психологические условия активной старости.
9. Методы диагностики психического развития.
Обязательная литература
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М.: Просвещение, 1991
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996
4. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985
5. Немов Р.С. Психология: В2-х кн. Кн.2. психология образования. – М.: Просвещение, 1994
6. Обухова Л.В. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 1996.
7. Сорокумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
Задание: заполнить таблицу
Название теории | Автор | Основные положения и понятия |
по теме «Основные особенности психического развития на различных возрастных этапах»
Этап развития | Возрастной период | Кризис | Ведущий тип деят-ти | Соц. ситуация развития | Новообра- Зования возраста | Интелл. развитие | Развитие личности |
Обязательная литература
1. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996
3. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985.
4. 5. Немов Р.С. Психология: В2-х кн. Кн.2. психология образования. – М.: Просвещение, 1994.
Законспектировать:
1. Обухова Л.В. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 1996
2. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.: Международноя педагогическая академия, 1994.
3. Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.М. Семенова /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.