Отношения, регулируемые нормами государственного и административного нрава




ТЕМА I. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА

План

1. Периодизация истории римского права.

2. Система римского прав а:

а) частноеправо; б)публичное право;

3. Основные источники римского права:

а) кодификации;

б) неюридические источники.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

1) Архаический период (753-367 гг. до н. э.);

2) ттредклассический период (367-17 гг. до н. э.);

3) классический период (17г. до н. Э.-235 г. н. э.);

4) постклассический период (1У-У вв.);

5) юстиниановский период (527-565 гг.).

753 г. до н. э. - легендарная дата основания города Рима.

367 г. до н. э. - введение должности городского претора.

17 г. до н. э. - принятие 1е§ек 1иЦае <1е 1ишсНс1юпе (законов Августа об отправлении правосудия).

235 г. -конецправления династии Северов, начало политического кризи­са, упадок юриспруденции.

ГУ-У вв. - период эволюции римского общества в сторону феодализации. Крушение Западной Римской империи.

527-565 гг. -период правления императора Юстиниана, создание круп­нейшей римской кодификации.

СИСТЕМА РИМСКОГО ПРАВА

В соответствии с древнейшими представлениями римлян право подразде­лялось:

на Газ - право, регулирующее общественные отношения посредством ком­плекса религиозных норм, соответствующих воле богов;


пеСаз - право, регулирующее ситуации, связанные с нарушением норм, определенных богами (грех).

ш$ - совокупность правовых норм и институтов, определяемых и устанав­ливаемых людьми.

В более позднее время в римском праве выделяли:

11Ш риЪИсшп (публичное право) - право, устанавливаемое государством и связанное с его деятельностью;

ш$ рпуа(ит (частное право) - право, регламентирующее личные, семей­ные, имущественные, наследственные отношения отдельных лиц и частично отношения в процессуальной и уголовной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Административное! право 1    
Го суд арственное право 1 Уголовное право (заискл. йеНсСит)  
, ь  
4 : 1    
Система публичного прав    
  1  
       
    1    
Процессуальное I право Международное право  
Культовое право  
           

Отношения, регулируемые нормами культового права

1. Отношения клиента и патрона.

2. Нарушение клятв и присяги в обязательственных отношениях и процес­
суальной практике.

3. Частично семейные и наследственные отношения.

4. Совершение гражданских и публичных актов в соответствии с религи­
озным календарем.

5. Применение института религиозных гаданий.

Жреческие коллегии, занимавшиеся правовой практикой:

1) понтифики (рогйШсез) - осуществляли применение и толкование права,
составляли календарь присутственных дней, следили за отправлением об­
ществ енных культов;

2) авгуры (аи§иге$) - посредством гаданий санкционировали важнейшие
публично-правовые акты.

3) фециалы (Ге11а1е5) - участвовали в международных переговорах и кон­
тролировали соблюдение международных договоров.


Основные черты римского международного права

1. Понятие римского международного права отличается от ш$ §ешшт
сугубо публичным характером.

2. Источниковую базу международного права составляют нормы 1ш ГеП-
а!е, обычаи, сенатусконсульты, императорские конституции; 1ш Ге1ш1е (фе-
циальное прав о) -- нормы, использовавшиеся в практике международных от­
ношений жрецами-фециалами.

3. Правовая практика в сфере международных отношений отличается
выраженным формализмом.

4. Любые международные правовые акты осуществлялись жрецами или
магистратами по поручению римского народа.

Система римских международных договоров (Гоео'ега):

1) Гоейиз агшсШае - союзный договор, служивший дипломатическим ору­
дием распространения римского господства;

2) (ое<1и§ шдиа - договор, заключавшийся с побежденными, фиксиро­
вавший неравное положение сторон;

3) Гоейиз аедишп - договор, заключавшийся на равноправной основе,
касающийся отдельных вопросов межгосударственных отношений.

Особенности уголовного права

1. Отсутствие в течение долгого времени з аконодательных определений
и классификации преступлений.

2. Судебное производство носит устный и публичный характер.

3. Инициатором обвинения может выступать только частное лицо.

4. В республиканскую эпоху уголовному наказанию подлежали только
умышленные преступления, в императорскую - и неосторожные.


Уголовный суд осуществлялся:

- в царский период - царем;

- в раннереспубликанский период- магистратами, куриатными и трибут-
ными комициями;

-впозднересггубликанский период-специальнымикомиссиями по отдель­ным видам преступлений;

- в императорский период - имперскими чиновниками (городскими пре­
фектами, наместниками провинций).

Отношения, регулируемые нормами государственного и административного нрава

Государственное устройство в царский период

(царь)]

гех

 

(сенат - совет родовых старейшин)]

сопн Ца сипаЬа (народное собрание по куриям)]

Царь -глава государства, главнокомандующий, глава судебной власти, верховный жрец.

Сенат - совещательный орган при царе.

Куриатные комиции - собрание мужчин-патрициев, созывавшееся по ро­довым объединениям -куриям. Формальным голосованием санкционирова­ло законы, предложенные царем, осуществляло наиболее важные акты част­ноправовой жизни.


 

 

 

 

 

  Йе!1с1ар1 Ы1С13 (преступление) ление условно)
(де
     
сптта!е8Шта (огётапа) преступления, выделен­ные а республиканскую эпоху (убийство, умышленный поджог, нарушение ме­жевых знаков, похище­ние или истребление посевов и т.д.) спгшпа ех1гаогсИпапа преступления, выделен­ные в императорскую эпоху (неосторожные убийство и поджог, клятвопресту­пление, оскорбление хрис­тианской религии и т.д.)

Государственное устройство в республиканский период

[народные собрания

ШОО 1

 

 

1 1      
ординарная (обычные) экстраординарные (избираемые в исклю­чительных случаях)

Общие принципы функционирования магистратур:

1) коллегиальность;

2) ежегодное переизбрание;

3) безвозмездность работы;

4) ответственность перед римским народом.

Все магистраты былинаделеныро1е$1а8 -властью, подразумевавшей право выражать волю государства, обязательную для исполнения, право требовать выполнения своих распоряжений; высшие магистраты наделялись также 1т-репит - высшей административной, военной и судебной властью.

Государственное устройство в императорский период 1. Период принципата


 


О,

&8

СотШа сеп1ипа1а- собрания по центуриям (военным сотням);

сотШа 1пЬи(а - собрания по тфригориальным округам - трибам.,

Функции народных собраний: выборы магистратов; вынесение пригово­ров за преступления, влекущие смертную казнь; утверждение законов и т.д.

Функции сената: обеспечение общественной безопасности; финансовый контроль; управление провинциями; международные отношения и т. д.

Консулы - высшие магистраты, главы исполнительной власти (избира­лись по двое в год);

преторы - вторые по значению магистраты, помогали консулу в осуще­ствлении исполнительной власти; главы судебной власти;

цензоры - осуществляли имущественный ценз, проверяли списки сенато­ров;

эдилы - отвечали за правопорядок в городе, благоустройство, снабжение продовольствием, устройство зрелищ и общественных игр;

квесторы - заведовали казной, вели приходно-расходные книги, распре­деляли военную добычу и т. д.;

наро дные трибуны -первоначально плебейские магистратуры, обладали неприкосновенностью, правом вето в отношении законов и других решений магистратов, правом созыва трибутныхкомицийи т. д.;

диктатор - уполномоченный глава исполнительной власти, избирался при чрезвычайных обстоятельствах не более чем на 6 месяцев;

начальник конницы - заместитель диктатора.


Император [

 

 

 

 

 

 

 

; г   т  
народные собрания согшНит ргтс1р15 личный совет императора
^  
магистратуры   г
    ргаеГес1из ргае(опо начальник императорской гвардии
---------------- 1 --------,
Сенат
ргаеГесшз игЫначальник полиции

 

ргаеСес1и5 У1§Пит начальник противо­ пожарной службы

ргаеГес1из агтопае заведующий продовольст-|

венньтм. снабжением_

^

сшгаСогез [должностные лица, отвечавшие за отдельные сферы админист­ ративного управления

Особенность принципата -сосуществование старых республиканских и новых имперских органов власти. Император -ргтсерк (первый среди рав­ных, т. е. сенаторов).

Сенат - единственный законодательный орган.

Народные собрания теряют реальное значение и существуют лишь фор­мально.

Полномочия магистратов постепенно слабеют в результате формирова­ния бюрократического аппарата.

Власть императора в условиях принципата подразумевает:

1) ипрегшт - (см. выше);

2) права народного трибуна;


Императорские конституции включают:

а) эдикты - распоряжения императора по поводу решения какого-либо
общего вопроса, имеющие обязательную силу для всех лиц, которым они ад­
ресованы;

б) декреты - решения по судебным делам, выносимые императорским су­
дом и имеющие силу окончательной инстанции;

в) рескрипты - письменные ответы императора на поступившие ему во­
просы со стороны лиц или на запросы нижестоящего органа;

г) мандаты - инструкции чиновникам по административным и судебным
вопросам.

 

 

 

 

 

 

' 1 — | НЕЮРИДИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА | — 1
г   \ ,   \   ;
Литературные памятники Надписи (эпиграфика) Папирусы (папирология) Монеты (нумизматика)
                   

Литература

Бирюков Ю. М. Государство и право Древнего Рима. М., 1969. Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. М., 1963. ГироП. Частнаяи общественная жизнь римлян. СПб., 1995. История дипломатии/Под ред. В.А.Зорина, В.С.Семенова, С.Д. Сказкина, В.М.Хвостова. М., 1959.

Историй Древнего Рима/Подред. В.Н.Кузишийа. М., 1981. Кипп Т. История источников римского права. СПб., 1908. Ковалев С.И. История Рима. Л., 1948.

9. 10 11

Мартене Ф. Ф. Современное международное право цивилизован­ных народов. 1.1. М., 1996. Моммзен Т. История Рима. М.; Л., 1936. Т.1. НемировстйА.И. История раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962. Правовед: Межвузовский научно-методический сборник. Вып. 1. Новгород, 1998.

12. Перетерский И. С. Дигесты Юстиниана. Очерки по истории состав -
ленияи общая характеристика. М., 1956.

13. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана: Избранные фрагменты/
Пер. и примеч. И.С.Перетерского. М., 1984.

14. СергеевВ. С, Очерки по истории древнего Рима. М., 1938.

15. Хаусманингер Г. О современном значении римского права // Со­
ветское государство и право. 1991. № 5.


ТЕМА П. ЛИЦ А

План

1. Понятие лица в римском праве.

2. Понятие правоспособности.

3. Правовое положение:

а) римских граждан; б)латинов;

в) перегринов;

г) рабов;

д) вольноотпущенников;

е) колонов.

4. Понятие юридического лица.

Лицами в римском праве именовались субъекты права, обладающие пра­воспособностью (сарис).

Правоспособность (сари!) включает три состояния:

а) &а(ш иЪегОД!$ - состояние свободы;

б) $Ши5 сшСаНз - состояние гражданства;

в) $Шп$ ГатШае - семейное состояние.

В соответствии со зШиз 11Ьег1:а1д5 различались свободные и рабы; з1а1ш ст1:а*15 - римские граждане и не имевшие гражданства; $1аШ$ ГатШае - гла-; вы семей и подвластные им члены семей.

В области частноправовых отношений правоспособность складывалась из:

а) ню сопиЬи - права вступать в законный брак;

б) Ш8 соттегси - права торговать, быть участником имущественных пра­
воотношений.

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ Состояние свободы

Субъектом права, обладающим правоспособностью, является только сво­бодный человек. Раб - объект права.

Исключение составляют: признание за рабом кровных родственных свя­зей, ограничения в праве распоряжения жизнью раба, отнесение места погре­бения раба к категории вещей, находящихся под защитой богов, некоторая имущественная самостоятельность рабов.

Источники рабства:

1) захват в плен во время войны;

2) дети рабыни;


 




3) римский гражданин, проданный в рабство за долги (одна из ранних
форм рабства) или проданный отцом;

4) государственные рабы (лица, осужденные за тяжкие преступления);

5) свободная женщина, вступившая в связь с рабом вопреки запрету ра­
бовладельца;

6) вольноотпущенник, возвращенный в рабское состояние за непочтение к
бывшему господину;

7) свободный, объявивший себя рабом с целью получить выгоду от соб­
ственной продажи.

8) не прошедший периодический имущественный ценз;

9) уклонившийся от воинской службы!
Прекращение состояния рабства

1. Освобождение по воле господина:

а) по завещанию;

б) посредством мнимого судебного процесса;

в) внесение раба в цензовый список;

г) посредством объявления свободы письменно или устно перед друзь­
ями рабовладельца;

д) посредством отпускного письма;

е) в качестве вознаграждения от государства.

2. Освобождение в силу закона:

а) больной раб, оставленный господином объявляется свободным;

б) за помощь в поимке убийцы рабовладельца;

в) по истечении 20 лет формального пребывания в качестве свободно­
го (освобождение по давности);

3. Самовыкупраба через посредника.

Состояние гражданства

Полная правоспособность признавалась лишь за римскими гражданами, обладавшими:

а) ш«$1нТга{ти - правом голосовать в народном собрании;

б) ш$ Ьопогшп - правом быть избранным на должность магистрата.

ВИДЫ1ез1атели Гас11о

(пассивная) право выступать в качестве наследника по завещанию

(е$1атепи СасЫо (активная) право составлять свое и засвиде­ тельствовать чужое завещание

В частноправовой сфере граждане обладали завещательной правоспособ­ностью (шз согшЪй, шз сопттегш и 1е$1атепп ГасСю).


Признаком гражданства служила принадлежность к римской общине. Гражданство приобреталось по рождению, в силу властных актов римского государства.

После 212 года (при императоре Каракалле) все подданные Римской им­перии получили статус гражданства.

Правовое положение латинов, перегринов, вольноотпущенников

Латины (1апш) - жители Италии и отдельных внеиталийских общин, наде­ленные 1ш сопиЬи, шз соттегси.

Правовое положение латина приобреталось путем добровольного пере­хода из состояния римского гражданства; путем властного акта римского государства; в некоторых случаях при освобождении из рабства.

Способы приобретения римского гражданства латином:

1) в силу специальных постановлений или отдельных актов римского го­
сударства;

2) строительство специального корабля для хлебных поставок;

3) получение наследства 10000 сестерций.

Перирииы (реге^пш) - жители захваченных вне Италии территорий, не обладающие пр авом римских гр аждан и подданные иностранных государств. Их частноправовая жизнь регулировалась местными системами права. Пра­воотношения между римлянами и Перегринами регулировались нормами шз §епшлп.

В отдельных случаях в положение перегрина переводился гражданин, осуж­денный уголовным судом или приговоренный к высылке.

Вольноотпущенники (НЬеггё) - бывшие рабы, отпущенные на свободу, име­ющие ограниченную правоспособность (не обладали шз попогат). Находи­лись под патронатом со всеми вытекающими из этого состояния обязатель -ствами. Могли быть возвращены в состояниерабства за непочтение к бью­щему господину.

Семейное состояние

Гражданская правоспособность предполагает принадлежность к римской семье (ГашШа). Члены семьи делятся на две категории: лиц своего права, самовластных (регзопае яп шп$) и лиц чужого права, подвластных (регзопае аЦеш шш).

К самовластным относятся главы семей, домовладыки (ра1егГаптШа5). Все остальные находятся в личной власти главы семьи.

Владыки обладают властью:

а) над женой - тапих;


 



15


б) над детьми - рагпа ро1е,51а5;

в) над рабами - йоптгшса ро1е51ах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: