ТЕМА I. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА
План
1. Периодизация истории римского права.
2. Система римского прав а:
а) частноеправо; б)публичное право;
3. Основные источники римского права:
а) кодификации;
б) неюридические источники.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
1) Архаический период (753-367 гг. до н. э.);
2) ттредклассический период (367-17 гг. до н. э.);
3) классический период (17г. до н. Э.-235 г. н. э.);
4) постклассический период (1У-У вв.);
5) юстиниановский период (527-565 гг.).
753 г. до н. э. - легендарная дата основания города Рима.
367 г. до н. э. - введение должности городского претора.
17 г. до н. э. - принятие 1е§ек 1иЦае <1е 1ишсНс1юпе (законов Августа об отправлении правосудия).
235 г. -конецправления династии Северов, начало политического кризиса, упадок юриспруденции.
ГУ-У вв. - период эволюции римского общества в сторону феодализации. Крушение Западной Римской империи.
527-565 гг. -период правления императора Юстиниана, создание крупнейшей римской кодификации.
СИСТЕМА РИМСКОГО ПРАВА
В соответствии с древнейшими представлениями римлян право подразделялось:
на Газ - право, регулирующее общественные отношения посредством комплекса религиозных норм, соответствующих воле богов;
пеСаз - право, регулирующее ситуации, связанные с нарушением норм, определенных богами (грех).
ш$ - совокупность правовых норм и институтов, определяемых и устанавливаемых людьми.
В более позднее время в римском праве выделяли:
11Ш риЪИсшп (публичное право) - право, устанавливаемое государством и связанное с его деятельностью;
ш$ рпуа(ит (частное право) - право, регламентирующее личные, семейные, имущественные, наследственные отношения отдельных лиц и частично отношения в процессуальной и уголовной сфере.
Административное! право 1 | |||||
Го суд арственное право | 1 Уголовное право (заискл. йеНсСит) | ||||
, | ь | ||||
4 • | : | 1 | |||
Система публичного прав | |||||
1 | |||||
1 | |||||
Процессуальное I право | Международное право | ||||
Культовое право | |||||
Отношения, регулируемые нормами культового права
1. Отношения клиента и патрона.
2. Нарушение клятв и присяги в обязательственных отношениях и процес
суальной практике.
3. Частично семейные и наследственные отношения.
4. Совершение гражданских и публичных актов в соответствии с религи
озным календарем.
5. Применение института религиозных гаданий.
Жреческие коллегии, занимавшиеся правовой практикой:
1) понтифики (рогйШсез) - осуществляли применение и толкование права,
составляли календарь присутственных дней, следили за отправлением об
ществ енных культов;
2) авгуры (аи§иге$) - посредством гаданий санкционировали важнейшие
публично-правовые акты.
3) фециалы (Ге11а1е5) - участвовали в международных переговорах и кон
тролировали соблюдение международных договоров.
Основные черты римского международного права
1. Понятие римского международного права отличается от ш$ §ешшт
сугубо публичным характером.
2. Источниковую базу международного права составляют нормы 1ш ГеП-
а!е, обычаи, сенатусконсульты, императорские конституции; 1ш Ге1ш1е (фе-
циальное прав о) -- нормы, использовавшиеся в практике международных от
ношений жрецами-фециалами.
3. Правовая практика в сфере международных отношений отличается
выраженным формализмом.
4. Любые международные правовые акты осуществлялись жрецами или
магистратами по поручению римского народа.
Система римских международных договоров (Гоео'ега):
1) Гоейиз агшсШае - союзный договор, служивший дипломатическим ору
дием распространения римского господства;
2) (ое<1и§ шдиа - договор, заключавшийся с побежденными, фиксиро
вавший неравное положение сторон;
3) Гоейиз аедишп - договор, заключавшийся на равноправной основе,
касающийся отдельных вопросов межгосударственных отношений.
Особенности уголовного права
1. Отсутствие в течение долгого времени з аконодательных определений
и классификации преступлений.
2. Судебное производство носит устный и публичный характер.
3. Инициатором обвинения может выступать только частное лицо.
4. В республиканскую эпоху уголовному наказанию подлежали только
умышленные преступления, в императорскую - и неосторожные.
Уголовный суд осуществлялся:
- в царский период - царем;
- в раннереспубликанский период- магистратами, куриатными и трибут-
ными комициями;
-впозднересггубликанский период-специальнымикомиссиями по отдельным видам преступлений;
- в императорский период - имперскими чиновниками (городскими пре
фектами, наместниками провинций).
Отношения, регулируемые нормами государственного и административного нрава
Государственное устройство в царский период
(царь)]
гех |
(сенат - совет родовых старейшин)]
сопн Ца сипаЬа (народное собрание по куриям)]
Царь -глава государства, главнокомандующий, глава судебной власти, верховный жрец.
Сенат - совещательный орган при царе.
Куриатные комиции - собрание мужчин-патрициев, созывавшееся по родовым объединениям -куриям. Формальным голосованием санкционировало законы, предложенные царем, осуществляло наиболее важные акты частноправовой жизни.
Йе!1с1ар1 | Ы1С13 (преступление) ление условно) | |
(де | ||
сптта!е8Шта (огётапа) преступления, выделенные а республиканскую эпоху (убийство, умышленный поджог, нарушение межевых знаков, похищение или истребление посевов и т.д.) | спгшпа ех1гаогсИпапа преступления, выделенные в императорскую эпоху (неосторожные убийство и поджог, клятвопреступление, оскорбление христианской религии и т.д.) |
Государственное устройство в республиканский период
[народные собрания
ШОО 1 |
1 1 | |||
ординарная (обычные) | экстраординарные (избираемые в исключительных случаях) |
Общие принципы функционирования магистратур:
1) коллегиальность;
2) ежегодное переизбрание;
3) безвозмездность работы;
4) ответственность перед римским народом.
Все магистраты былинаделеныро1е$1а8 -властью, подразумевавшей право выражать волю государства, обязательную для исполнения, право требовать выполнения своих распоряжений; высшие магистраты наделялись также 1т-репит - высшей административной, военной и судебной властью.
Государственное устройство в императорский период 1. Период принципата
О,
&8
СотШа сеп1ипа1а- собрания по центуриям (военным сотням);
сотШа 1пЬи(а - собрания по тфригориальным округам - трибам.,
Функции народных собраний: выборы магистратов; вынесение приговоров за преступления, влекущие смертную казнь; утверждение законов и т.д.
Функции сената: обеспечение общественной безопасности; финансовый контроль; управление провинциями; международные отношения и т. д.
Консулы - высшие магистраты, главы исполнительной власти (избирались по двое в год);
преторы - вторые по значению магистраты, помогали консулу в осуществлении исполнительной власти; главы судебной власти;
цензоры - осуществляли имущественный ценз, проверяли списки сенаторов;
эдилы - отвечали за правопорядок в городе, благоустройство, снабжение продовольствием, устройство зрелищ и общественных игр;
квесторы - заведовали казной, вели приходно-расходные книги, распределяли военную добычу и т. д.;
наро дные трибуны -первоначально плебейские магистратуры, обладали неприкосновенностью, правом вето в отношении законов и других решений магистратов, правом созыва трибутныхкомицийи т. д.;
диктатор - уполномоченный глава исполнительной власти, избирался при чрезвычайных обстоятельствах не более чем на 6 месяцев;
начальник конницы - заместитель диктатора.
Император [
; | г | т | ||
народные собрания | согшНит ргтс1р15 личный совет императора | |||
^ | ||||
магистратуры | г | |||
ргаеГес1из ргае(опо начальник императорской гвардии | ||||
---------------- 1 --------, |
Сенат |
ргаеГесшз игЫначальник полиции |
ргаеСес1и5 У1§Пит начальник противо пожарной службы |
ргаеГес1из агтопае заведующий продовольст-|
венньтм. снабжением_
^
сшгаСогез [должностные лица, отвечавшие за отдельные сферы админист ративного управления
Особенность принципата -сосуществование старых республиканских и новых имперских органов власти. Император -ргтсерк (первый среди равных, т. е. сенаторов).
Сенат - единственный законодательный орган.
Народные собрания теряют реальное значение и существуют лишь формально.
Полномочия магистратов постепенно слабеют в результате формирования бюрократического аппарата.
Власть императора в условиях принципата подразумевает:
1) ипрегшт - (см. выше);
2) права народного трибуна;
Императорские конституции включают:
а) эдикты - распоряжения императора по поводу решения какого-либо
общего вопроса, имеющие обязательную силу для всех лиц, которым они ад
ресованы;
б) декреты - решения по судебным делам, выносимые императорским су
дом и имеющие силу окончательной инстанции;
в) рескрипты - письменные ответы императора на поступившие ему во
просы со стороны лиц или на запросы нижестоящего органа;
г) мандаты - инструкции чиновникам по административным и судебным
вопросам.
' | 1 — | НЕЮРИДИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА | — | 1 | |||||||
г | \ | , | \ | ; | |||||
Литературные памятники | Надписи (эпиграфика) | Папирусы (папирология) | Монеты (нумизматика) | ||||||
Литература
Бирюков Ю. М. Государство и право Древнего Рима. М., 1969. Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. М., 1963. ГироП. Частнаяи общественная жизнь римлян. СПб., 1995. История дипломатии/Под ред. В.А.Зорина, В.С.Семенова, С.Д. Сказкина, В.М.Хвостова. М., 1959.
Историй Древнего Рима/Подред. В.Н.Кузишийа. М., 1981. Кипп Т. История источников римского права. СПб., 1908. Ковалев С.И. История Рима. Л., 1948.
9. 10 11 |
Мартене Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. 1.1. М., 1996. Моммзен Т. История Рима. М.; Л., 1936. Т.1. НемировстйА.И. История раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962. Правовед: Межвузовский научно-методический сборник. Вып. 1. Новгород, 1998.
12. Перетерский И. С. Дигесты Юстиниана. Очерки по истории состав -
ленияи общая характеристика. М., 1956.
13. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана: Избранные фрагменты/
Пер. и примеч. И.С.Перетерского. М., 1984.
14. СергеевВ. С, Очерки по истории древнего Рима. М., 1938.
15. Хаусманингер Г. О современном значении римского права // Со
ветское государство и право. 1991. № 5.
ТЕМА П. ЛИЦ А
План
1. Понятие лица в римском праве.
2. Понятие правоспособности.
3. Правовое положение:
а) римских граждан; б)латинов;
в) перегринов;
г) рабов;
д) вольноотпущенников;
е) колонов.
4. Понятие юридического лица.
Лицами в римском праве именовались субъекты права, обладающие правоспособностью (сарис).
Правоспособность (сари!) включает три состояния:
а) &а(ш иЪегОД!$ - состояние свободы;
б) $Ши5 сшСаНз - состояние гражданства;
в) $Шп$ ГатШае - семейное состояние.
В соответствии со зШиз 11Ьег1:а1д5 различались свободные и рабы; з1а1ш ст1:а*15 - римские граждане и не имевшие гражданства; $1аШ$ ГатШае - гла-; вы семей и подвластные им члены семей.
В области частноправовых отношений правоспособность складывалась из:
а) ню сопиЬи - права вступать в законный брак;
б) Ш8 соттегси - права торговать, быть участником имущественных пра
воотношений.
ПРАВОСПОСОБНОСТЬ Состояние свободы
Субъектом права, обладающим правоспособностью, является только свободный человек. Раб - объект права.
Исключение составляют: признание за рабом кровных родственных связей, ограничения в праве распоряжения жизнью раба, отнесение места погребения раба к категории вещей, находящихся под защитой богов, некоторая имущественная самостоятельность рабов.
Источники рабства:
1) захват в плен во время войны;
2) дети рабыни;
3) римский гражданин, проданный в рабство за долги (одна из ранних
форм рабства) или проданный отцом;
4) государственные рабы (лица, осужденные за тяжкие преступления);
5) свободная женщина, вступившая в связь с рабом вопреки запрету ра
бовладельца;
6) вольноотпущенник, возвращенный в рабское состояние за непочтение к
бывшему господину;
7) свободный, объявивший себя рабом с целью получить выгоду от соб
ственной продажи.
8) не прошедший периодический имущественный ценз;
9) уклонившийся от воинской службы!
Прекращение состояния рабства
1. Освобождение по воле господина:
а) по завещанию;
б) посредством мнимого судебного процесса;
в) внесение раба в цензовый список;
г) посредством объявления свободы письменно или устно перед друзь
ями рабовладельца;
д) посредством отпускного письма;
е) в качестве вознаграждения от государства.
2. Освобождение в силу закона:
а) больной раб, оставленный господином объявляется свободным;
б) за помощь в поимке убийцы рабовладельца;
в) по истечении 20 лет формального пребывания в качестве свободно
го (освобождение по давности);
3. Самовыкупраба через посредника.
Состояние гражданства
Полная правоспособность признавалась лишь за римскими гражданами, обладавшими:
а) ш«$1нТга{ти - правом голосовать в народном собрании;
б) ш$ Ьопогшп - правом быть избранным на должность магистрата.
ВИДЫ1ез1атели Гас11о
(пассивная) право выступать в качестве наследника по завещанию |
(е$1атепи СасЫо (активная) право составлять свое и засвиде тельствовать чужое завещание
В частноправовой сфере граждане обладали завещательной правоспособностью (шз согшЪй, шз сопттегш и 1е$1атепп ГасСю).
Признаком гражданства служила принадлежность к римской общине. Гражданство приобреталось по рождению, в силу властных актов римского государства.
После 212 года (при императоре Каракалле) все подданные Римской империи получили статус гражданства.
Правовое положение латинов, перегринов, вольноотпущенников
Латины (1апш) - жители Италии и отдельных внеиталийских общин, наделенные 1ш сопиЬи, шз соттегси.
Правовое положение латина приобреталось путем добровольного перехода из состояния римского гражданства; путем властного акта римского государства; в некоторых случаях при освобождении из рабства.
Способы приобретения римского гражданства латином:
1) в силу специальных постановлений или отдельных актов римского го
сударства;
2) строительство специального корабля для хлебных поставок;
3) получение наследства 10000 сестерций.
Перирииы (реге^пш) - жители захваченных вне Италии территорий, не обладающие пр авом римских гр аждан и подданные иностранных государств. Их частноправовая жизнь регулировалась местными системами права. Правоотношения между римлянами и Перегринами регулировались нормами шз §епшлп.
В отдельных случаях в положение перегрина переводился гражданин, осужденный уголовным судом или приговоренный к высылке.
Вольноотпущенники (НЬеггё) - бывшие рабы, отпущенные на свободу, имеющие ограниченную правоспособность (не обладали шз попогат). Находились под патронатом со всеми вытекающими из этого состояния обязатель -ствами. Могли быть возвращены в состояниерабства за непочтение к бьющему господину.
Семейное состояние
Гражданская правоспособность предполагает принадлежность к римской семье (ГашШа). Члены семьи делятся на две категории: лиц своего права, самовластных (регзопае яп шп$) и лиц чужого права, подвластных (регзопае аЦеш шш).
К самовластным относятся главы семей, домовладыки (ра1егГаптШа5). Все остальные находятся в личной власти главы семьи.
Владыки обладают властью:
а) над женой - тапих;
15
б) над детьми - рагпа ро1е,51а5;
в) над рабами - йоптгшса ро1е51ах.