по обществознанию для 10- го класса




Билеты

 

Билет №1

  1. Назовите основные группы социально- гуманитарных наук, выделяемых по предмету исследования.($1)
  2. Какова структура познания как вида деятельности?($21)

 

Билет №2

1. Сравните взгляды Платона и Аристотеля на общество и государство. Выделите общее, укажите различия .(Учение о государстве

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.

По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.

Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры[10].)(Политические идеи в «Государстве»

Основная статья: Государство (Платон)

Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

Всё не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.)

  1. В чём выражается объективность истины?($22)

 

Билет №3

  1. Охарактеризуйте основные положения экономического учения А. Смита($3)
  2. В чём проявляется многообразие путей познания мира человеком?($23)

 

Билет №4

  1. Раскройте философский смысл спора западников и славянофилов?(взять из книги)
  2. Особенности научного познания.(???)

 

Билет №5

  1. Чем привлекательна профессия преподавателя?(???)
  2. Основные принципы научного социального познания.

 

Билет №6

  1. Что такое профессия? Чем профессия отличается от специальности. Приведите различия на примерах.
  2. Сущность и особенности общественного сознания.

 

Билет №7

  1. Укажите основные признаки понятия «человечество».
  2. Что такое самосознание.

 

Билет №8

  1. Какие отличительные особенности человека выделяют антропологи?
  2. Какие признаки характеризуют понятие «личность»?

 

Билет №9

  1. Что отличает общество от социума?
  2. Какую роль в развитии личности играют возрастные кризисы?

 

 

Билет №10

  1. Каковы важнейшие компоненты общества какие темы?
  2. Что такое социальное поведение?

 

Билет №11

  1. Становление индустриального общества.
  2. Особенности общения в современном мире.

 

Билет №12

  1. Контуры современного общества.
  2. Особенности общения в юношеском возрасте.

 

Билет №13

  1. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.
  2. Как происходит восприятие.

 

Билет №14

  1. Типы социальной динамики.
  2. Опишите виды отношений в малой группе.

 

Билет №15

  1. Критерии прогресса
  2. Что такое конформность.

 

Билет №16

  1. Почему невозможна абсолютная свобода?
  2. Что такое лидерство?

 

Билет №17

  1. Виды деятельности.
  2. Особенности семьи как малой группы.

 

Билет №18

  1. Какова роль духовных ценностей в жизни человека?
  2. Криминальные группы.

 

Билет №19

  1. Труд как вид человеческой деятельности.
  2. Как успешно разрешать конфликты.

 

Билет №20

  1. Чем характеризуются основные типы легитивности.
  2. Поведение личности в конфликте.

 

Билет №21

  1. Марксистское учение об обществе.
  2. Формы юношеского общения.

 

Билет №22

  1. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.
  2. Что такое социальная установка?

 

Билет№23

  1. Социальная сущность деятельности.
  2. Структура личности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: