МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ В 6-11 КЛАССАХ




(в соответствии с обновленными учебными программами)

Изменения в учебной программе Методические рекомендации
Структура учебной программы
В структуру учебной программы включены новые компоненты: а) каждый раздел учебной программы содержит требования к основным результатам учебно-познавательной деятельности учащихся по итогам изучения раздела; б) в каждом классе определены основные виды учебно-познавательной деятельности, которые учитель может использовать на уроках; в) в каждом классе выделены общеучебные умения, которые учащиеся должны освоить. 1. Требования к основным результатам учебно-познавательной деятельности учащихся, а также общеучебные умения, сформулированные для каждого класса, необходимо учитывать при определении и формулировании целей учебных занятий, проведении диагностики знаний и умений учащихся по итогам изучения раздела. Вопросы и понятия, исключённые из содержания программы, не должны являться предметом контроля. 2. Учитель может руководствоваться рекомендованными в программе видами учебно-познавательной деятельности или использовать другие виды учебно-познавательной деятельности, применение которых считает наиболее оптимальным. 3. Учитель может использовать примерное календарно-тематическое планирование, изданное в 2017 году.
История Беларуси с древнейших времен до конца XV в., VI класс
Раздел I "БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В ДРЕВНЕЙШИЕ ВРЕМЕНА И РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ" а) в теме «Древние люди на белорусской земле» исключен вопрос «Проникновение первобытных людей на территорию Беларуси»; б) объединено содержание двух тем «Расселение славян» и «На пути к государству» в тему «Расселение славян», на ее изучение определено 2 часа, в) из перечня основных понятий, обязательных для запоминания, исключены термины: «присваивающее (потребляющее) хозяйство», «производящее хозяйство», «род», «дань», «подсечно-огневое земледелие», «индоевропейцы», «балты», «восточные славяне», «пашенное земледелия», «идол», «язычество».   Вопрос «Проникновение первобытных людей на территорию Беларуси» целесообразно рассматривать в рамках пункта «Заселение территории Беларуси». Содержание темы оптимизировано, исходя из того, что вопросы «Расселение славян» и «На пути к государству» логично связаны между собой. Перечень понятий, обязательных для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся 6 класса. Понятия, не обязательные для запоминания, не должны включаться в контрольно-оценочную деятельность.
Раздел II. «ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В IX - СЕРЕДИНЕ XIII в.» а) изменено содержание темы «Зарождение государственности» на следующее: «Предпосылки возникновения государственности. Полоцкая земля – первое государство на территории Беларуси. Древний Полоцк. Начало полоцкой княжеской династии. Рогволод. Взаимоотношения Полоцка с Новгородом и Киевом. Белорусские земли в составе Киевской Руси»; б) в теме «Повседневная жизнь наших предков» изменена формулировка пункта «Древнерусское общество» на «Социальная структура общества»; г) в тему «Хозяйство белорусских земель» включён вопрос «Формы землевладения»; д) в тему «Культура белорусских земель» включёны вопросы «Оборонительные сооружения», «Полоцкий Софийский собор»; е) из темы «Повседневная жизнь наших предков» исключен вопрос «Средства сообщения»; ж) из перечня основных понятий, обязательных для запоминания, исключены термины: «Древнерусское государство (Киевская Русь)», «Полоцкое княжество (Полоцкая земля)», «Туровское княжества (Туровская земля)», «бояре», «княжества-земли», «княжества-волости», «Золотая Орда», «вервь», «полюдье», «церковная десятина», «ополчение». Содержание темы изменено в целях оптимизации учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся 6 класса. Формулировка вопроса изменена с целью акцентирования внимания учащихся на значение личности деятельности Юрия Ярославовича в процессе обретения независимости Туровского княжества. Для раскрытия вопроса необходимо использовать информацию параграфа (с. 97 – 99, часть 1) Для изучения вопроса «Социальная структура общества» целесообразно использовать таблицу «Категории населения Древней Руси» (с. 118) и схему (с. 119) учебного пособия (часть 1). Вопрос «Формы землевладения» важен для понимания социально-экономических процессов, проходивших на белорусских землях в IX - середине XIII в. Необходимый учебный материал будет размещён на национальном образовательном портале. Для изучения вопроса «Полоцкий Софийский собор» целесообразно использовать материал учебного пособия на с. 134 (часть 1). Перечень понятий, обязательных для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся 6 класса. Понятия, не обязательные для запоминания, не должны являться предметом контроля.  
Раздел III «БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ВКЛ (СЕРЕДИНА XIII - КОНЕЦ XIV В.)» а) изменено название темы «Население и религии ВКЛ» на «Культура и религиозная жизнь»; б) из перечня основных понятий, обязательных для запоминания, исключены термины: «Литва», «Белорусское Понеманье», «Островское соглашение», «удел», «религиозная терпимость». Название темы «Культура и религиозная жизнь» более полно отражает её содержание. Для рассмотрения темы использовать материал § 6 (с. 50 – 51, часть 2). Список понятий, обязательных для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся 6 класса. Понятия, не обязательные для запоминания, не должны являться предметом контроля.  
Раздел IV. «БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО В КОНЦЕ XIV-XV В.» а) в теме «Княжение Витовта» исключен вопрос «Попытки Витовта получить королевскую корону»; б) в теме «Развитие городов» исключён вопрос «Историческая роль городов»; в) из перечня основных понятий, обязательных для запоминания исключены термины: «паны», «крепостничество», «бургомистр», «народность», «Белая Русь»; включено понятие «Судебник». Вопрос «Попытки Витовта получить королевскую корону» нецелесообразно рассматривать в качестве самостоятельного пункта, рекомендуется его изучение в рамках вопроса «Великое княжество Литовское на вершине могущества». Для рассмотрения вопроса целесообразно использовать материал учебного пособия (п. 3 и 4 на с. 66 – 68, часть 2) Список понятий, обязательных для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся 6 класса. Понятия, не обязательные для запоминания, не должны являться предметом контроля
История Беларуси (XVI-XVIII вв.), VII класс
Изучение истории Беларуси (XVI-XVIII вв.) в VII классе будет осуществляться по новой учебной программе и новому учебному пособию.   Материал нового учебного пособия в полном объёме раскрывает все вопросы учебной программы. До поступления нового учебного пособия в учреждения образования можно использовать материалы оригинал-макета, размещенного на национальном образовательном портале: https://www.adu.by.
История Беларуси (XVI – XVIII вв.), VIII класс
Раздел I. «БЕЛАРУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В.» а) в теме «Ливонская война» формулировка вопроса «Боевые действия в 1579— 1581 гг.» изменена на «Походы Стефана Батория в 1579 – 1581 гг.»; б) из темы «Образование Речи Посполитой» исключён вопрос «Предпосылки объединения Польши и Великого Княжества Литовского»; в) из темы «Сельское хозяйство» исключён вопрос «Феодальные повинности и государственные налоги крестьян»; г) из темы «Расширение влияния Возрождения на белорусские земли» исключён вопрос «Общественно-политическая и философская мысль»; д) втему «Расширение влияния Возрождения на белорусские земли» включён вопрос«Особенности Ренессанса в Беларуси». При изучении вопроса «Походы Стефана Батория в 1579 – 1581 гг.» необходимо использовать материал учебного пособия (п. 4, с. 7 - 9) Вопрос «Предпосылки объединения Польши и Великого Княжества Литовского» исключён в целях упрощения учебного материала для учащихся 8 класса (с. 11 - 12). Вопрос «Феодальные повинности и государственные налоги крестьян» целесообразно рассматривать в комплексе с вопросом “Становление фольварочно-барщинной системы созяйствования” (п. 3 – 4, с. 34 - 38). Вопрос «Общественно-политическая и философская мысль» исключён в целях упрощения учебного материала для учащихся 8 класса. Включение в программу вопроса«Особенности Ренессанса в Беларуси» обусловлено важностью его для понимания темы. Для раскрытия содержания вопроса целесообразно использовать материал п. 1 (с. 61) учебного пособия.
Раздел II. «БЕЛАРУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.» а) из темы «Война России и Речи Посполитой 1654 – 1667 гг. » исключён вопрос «Политика царя Алексея Михайловича»; б) из темы «Беларусь в годы Северной войны» исключён вопрос «Оформление Северного союза. Преображенский договор»; в) из темы «Борьба магнатских группировок» исключён вопрос «Создание шляхетских конфедераций сторонников Августа II и Станислава Лещинского в годы второй Северной войны»; г) темы «Белорусская деревня во второй половине XVII – первой половине XVIII в.» и «Крестьянское движение» объединены в одну «Сельское хозяйство во второй половине XVII — первой половине XVIII в.», из нее исключены вопросы «Рост крепостнической эксплуатации крестьян», «Юридическое положение крестьян», на изучение темы выделено 2 часа.     Вопрос «Политика царя Алексея Михайловича» не является ключевым для понимания темы, поэтому целесообразно рассматривать в рамках вопроса “Причины войны и соотношение сил” (с.74 - 75) Вопрос «Создание шляхетских конфедераций сторонников Августа II и Станислава Лещинского в годы второй Северной войны» исключён в целях упрощения учебного материала для учащихся 8 класса. Объединение тем «Белорусская деревня во второй половине XVII – первой половине XVIII в.» и «Крестьянское движение» в одну обусловлено их логической взаимосвязанностью, содержание темы упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся 8 класса.
Раздел III. «БЕЛАРУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.»: а) в теме «Политический кризис Речи Посполитой» исключён вопрос «С. Понятовский – последний король Речи Посполитой»; б) в теме «Экономическая стабилизация во второй половине XVIII в.» исключён вопрос «Феодальное хозяйство» так как основные признаки феодального хозяйства учащиеся изучали в предыдущих темах. в) в теме «Народная культура» исключён вопрос «Особенности развития народной культуры». Из перечня основных понятий, обязательных для запоминания исключены термины:«новолатинская поэзия» (раздел I «Беларусь во второй половине XVI — первой половине XVII в.»); «силлабическая поэзия» (раздел II “Беларусь во второй половине XVII — первой половине XVIII в.); «косинеры», «второй «немой» сейм», «физиократы», «война фрака и кафтана», «кардинальные права», «Виленские якобинцы», «Просвещение» (раздел III «Беларусь во второй половине XVIII в. »).   Список понятий, обязательных для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся 8 класса. Понятия, не обязательные для запоминания, не должны являться предметом контроля.
История Беларуси (конец XVIII – начало XX в.), IX класс
Исключены темы: «Положение белорусских земель в конце XVIII – середине XIX в.», «Положение белорусских земель в конце XIX – начале XX в.» Вводные темы к каждому разделу не рекомендуются для обязательного изучения. Содержание данных тем не должно включаться в контрольно-оценочную деятельность. Учебный материал вводных тем можно использовать для обобщения и систематизации изученного материала.
Раздел I. «БЕЛАРУСЬ НА ИСХОДЕ ФЕОДАЛИЗМА: КОНЕЦ XVIII – СЕРЕДИНА XIX В.»: а) в теме «Политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII – середине XIX в.» исключён вопрос «Военные поселения»; б) в теме «Изменения в политике российского правительства в 1830—1840-е гг.» исключён вопрос «Влияние революционных событий 1848 – 1849 гг. в Европе на общественно-политическую жизнь Беларуси»; в) в теме «Конфессиональные отношения в конце XVIII — первой половине XIX в.» исключён вопрос «Первые попытки перевода униатов в православие»; г) в теме «Промышленность, торговля, города и местечки в первой половине XIX в.» исключён вопрос «Расширение наёмного труда»; д) темы «Сельское хозяйство и положение крестьян в первой половине XIX в.» и «Реформы в сельском хозяйстве в первой половине XIX в.» объединены в одну «Сельское хозяйство в первой половине XIX в.». Вопрос «Военные поселения» не является ключевым для понимания темы. Учебный материал о военных поселениях не рекомендуется для обязательного изучения. Вопрос «Влияние революционных событий 1848 – 1849 гг. в Европе на общественно-политическую жизнь Беларуси» исключён в целях упрощения учебного материала для учащихся 9 класса и не рекомендуется для обязательного изучения. Вопрос «Первые попытки перевода униатов в православие» целесообразно рассматривать в рамках пункта «Положение конфессий Беларуси после присоединения к Российской империи» (с. 33 - 34). Тему «Сельское хозяйство в первой половине XIX в.», рекомендуется изучать на протяжении 2 часов.  
Раздел II. «УТВЕРЖДЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX В.»: а) в теме «Восстание 1863—1864 гг.» исключён вопрос ««Письма из-под виселицы» К. Калиновского»; б) в теме «Развитие капиталистических отношений в деревне после отмены крепостного права» исключён вопрос «Влияние феодальных пережитков»; в) темы «Первая российская революция и события 1905 г. в Беларуси» и «Общественно-политическое положение в Беларуси в 1906 – 1914 гг.» объединены в одну «Первая российская революция и ее события на белорусских землях», на её изучение выделено 2 часа, г) в теме «Образование и наука в 60-е гг. XIX – начале XIX в.» откорректирована формулировка вопроса «Начальное и среднее образование» и дана в следующей редакции «Состояние образования», Из списка основных понятий исключены: понятия «автономия», «план Огиньского», «шляхетское восстание», «ланкастерская школа» (раздел I «Белорусские земли в конце XVIII — середине ХIХ в. »), понятия «временнообязанные крестьяне», «Курловский расстрел», «коалиционные комитеты», «автономисты», «Свентянский прорыв», «тутэйшие», «церковно-приходская школа» (раздел II «Белорусские земли во второй половине XIX — начале ХХ в.»); - включено понятие «Белорусская социалистическая громада» (раздел II «Белорусские земли во второй половине XIX — начале ХХ в. »), -выделен дополнительный час для урока «Наш край» - выделен 1 час для проведения итогового обобщения. Объединение тем «Первая российская революция и события 1905 г. в Беларуси» и «Общественно-политическое положение в Беларуси в 1906 – 1914 гг.» в одну обусловлено их логической взаимосвязанностью. Учебный материал для изучения вопроса «Состояние образования» представлен в учебном пособии (с. 150 - 153). Список понятий, обязательных для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся 9 класса. Вопросы, исключённые из содержания программы, и понятия, не обязательные для запоминания, не должны включаться в контрольно-оценочную деятельность. Понятие «Белорусская социалистическая громада» важно для понимания содержания изучаемых тем и формирования национальной идентичности учащихся. Характеристика данного понятия содержится в историческом словаре учебного пособия (с. 179). Дополнительный час для урока «Наш край» выделен более детального изучения краеведческого исторического материала. Для проведения итогового обобщения рекомендуется организовать проектную деятельность учащихся по предложенным темам.
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ, 1917 – 1945 гг. Х КЛАСС (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
По итогам изучения истории Беларуси у учащихся должны быть сформированы умения, обозначенные учебной программой в основных требованиях к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся для каждого класса. Для определения и формулирования целей учебных занятий, определения наиболее оптимальных видов учебно-познавательной деятельности, контрольно-оценочной деятельности учитель может использовать материалы примерного календарно-тематического планирования, изданного в 2017 году. Содержание тем, вопросов, исключённых из содержания учебной программы, а также понятия, не обязательные для запоминания, не должны включаться в контрольно-оценочную деятельность.
Исключены темы: «Положение в Беларуси накануне октября 1917 г.» (раздел І), «Положение Беларуси в межвоенный период» (раздел ІІ), «Беларусь в годы военных испытаний» (раздел ІІІ).   Вводные темы к каждому разделу исключены с целью оптимизации учебного материала при изучении истории Беларуси на базовом уровне (материалы §§ 1, 8, 20 не рекомендуются для обязательного изучения. Содержание данных тем не должно включаться в контрольно-оценочную деятельность. Содержание вводных тем можно использовать для систематизации и обобщения знаний учащихся на уроках повторения.
Раздел I. «ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ И СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»: а) в теме «События Октябрьская революция на Западном фронте и в Беларуси» исключены вопросы «Ликвидация Ставки Верховного Главнокомандующего в Могилеве», «Деятельность Совета Народных Комиссаров Западной области и фронта», «А. Мясников, К. Ландер»; б) в теме «Беларусь в условиях германской оккупации» исключены вопросы «Установление германского оккупационного режима», «Освобождение Беларуси»; в) в теме «Провозглашение и создание белорусской государственности» исключён вопрос «Белорусское национальное движение и его основные политические направления»; г) объединены темы «Польско-советская война 1919—1920 гг.» и «Белорусская государственность в условиях гражданской войны. Второе провозглашение ССРБ» в тему «Польско-советская война 1919 – 1921 гг. и второе провозглашение Советской Социалистической Республики Беларуси», из нее исключены вопросы: «Основные направления борьбы с польскими интервентами», «Белорусская Коммунистическая организация»; на изучение темы выделено 2 часа; д) из перечня основных понятий, обязательных для запоминания, исключено понятие «Рудобельская республика».     Подробное рассмотрение этих вопросов на базовом уровне изучения истории Беларуси нецелесообразно. Вопросы «Установление германского оккупационного режима», «Освобождение Беларуси» целесообразно рассматривать в рамках изучения вопроса «Наступление войск кайзеровской Германии и захват Минска. Сопротивление населения Беларуси оккупантам» (с. 18 - 20). Рассмотрение вопроса «Белорусское национальное движение и его основные политические направления» на базовом уровне изучения истории Беларуси нецелесообразно. Не рекомендуется для обязательного изучения материал учебного пособия на с. 34 (абзацы 1 – 5), с. 36 (абзацы 1 – 3) Перечень понятий, обязательных для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала для изучения истории Беларуси на базовом уровне. Вопросы, исключённые из содержания программы, и понятия, не обязательные для запоминания, не должны включаться в контрольно-оценочную деятельность.  
Раздел II. «БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА. ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ ПОД ВЛАСТЬЮ ПОЛЬШИ»: а) из темы «БССР в годы новой экономической политики» исключён вопрос «Взгляды Д. Прищепова на пути преобразований в деревне»; б) из темы «Общественно-политическая жизнь БССР в 1920-е гг.» исключены вопросы «Демократизация общественно-политической жизни», «Коммунистический союз молодежи Беларуси»; в) из темы «Политика белорусизации» исключены вопросы «Направления национальной политики КП(б)Б», «Коренизация»; г) из темы «Развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920-е гг.» исключены вопросы «Ликвидация массовой неграмотности взрослого населения», «Исследования белорусского этноса, его истории и культуры», «Деятельность Н. Щекотихина», «Начало творческого пути А. Кулешова», «М. Филиппович, В. Волков»; д) из темы «Проведение индустриализации в БССР» исключён вопрос «Переход к плановой государственной экономике»; е) из темы «Общественно-политическая жизнь в конце 1920-х — 1930-е гг.» исключены вопросы «Н. Голодед», «Н. Гикало», «А. Червяков»; ж) из темы «Образование и наука в конце 1920-х — 1930-е гг.» исключены вопросы «Изменения в системе образования», «Введение всеобщего начального образования», «Белорусская академия наук», «Ученые — уроженцы Беларуси: исследования О. Шмидта, открытия А. Чижевского»; з) темы «Развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920-е гг.», «Образование и наука в конце 1920-х — 1930-е гг.», «Развитие литературы и искусства в конце 1920-х — 1930-е гг.» объединены в одну «Развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920–1930-е гг.», на изучение темы выделено 2 часа; и) из темы «Состояние культуры в Западной Беларуси» исключены вопросы «Ф. Пестрак», «Православная церковь и католический костел»; к) из перечня основных понятий, обязательных для запоминания исключены термины: «прищеповщина», «окраины восточные», «политика «санации».   Вопрос «Взгляды Д. Прищепова на пути преобразований в деревне» нецелесообразно рассматривать на базовом уровне изучения истории Беларуси. Из обязательного изучения учащимися необходимо исключить материал учебного пособия на с. 51 (абзацы 3 – 4), с. 52 (абзац 1). Рассмотрение вопросов «Демократизация общественно-политической жизни», «Коммунистический союз молодежи Беларуси» в качестве самостоятельных пунктов на базовом уровне изучения истории Беларуси нецелесообразно. Из обязательного изучения учащимися необходимо исключить пункт «Демократизация общественно-политической жизни» § 10 (с. 56 - 57). Вопрос «Направления национальной политики КП(б)Б» целесообразно рассматривать в рамках пункта «Белорусизация как составная часть советской национальной политики» (с. 61 - 62), вопрос «Коренизация» - в рамках пункта «Основные мероприятия, противоречия и итоги белорусизации» (с. 63 - 65). Вопрос «Ликвидация массовой неграмотности взрослого населения» достаточно подробно рассматривается в курсе всемирной истории, поэтому его дублирование при изучении истории Беларуси на базовом уровне нецелесообразно. Из обязательного изучения учащимися необходимо исключить материал учебного пособия на с. 66 (абзацы 1 – 3). Творчество деятелей белорусской культуры целесообразно рассматривать по направлениям культуры. Учебный материал по этим вопросам представлен в учебном пособии по направлениям культуры (с. 68 – 71) Вопрос «Переход к плановой государственной экономике» нецелесообразно рассматривать в качестве самостоятельного пункта на базовом уровне изучения истории Беларуси. Из обязательного изучения учащимися необходимо исключить материал рубрики «Исторический портрет» (А. Червяков (с. 58), Н. Голодед, Н. Гикало (с. 82)). Вопросы «Изменения в системе образования», «Введение всеобщего начального образования» подробно рассматривается в курсе всемирной истории, поэтому их дублирование при изучении истории Беларуси на базовом уровне нецелесообразно. Вопросы «Белорусская академия наук», «Ученые — уроженцы Беларуси: исследования О. Шмидта, открытия А. Чижевского» нет необходимости рассматривать в качестве самостоятельных на базовом уровне изучения истории Беларуси. Необходимая учебная информация представлена в пункте «Развитие науки. Белорусская академия наук. Учёные – уроженцы Беларуси» (с. 89 - 90). Объединение тем «Развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920-е гг.», «Образование и наука в конце 1920-х — 1930-е гг.», «Развитие литературы и искусства в конце 1920-х — 1930-е гг.» в одну связано с их логической взаимообусловленностью. Вопросы «Ф. Пестрак», «Православная церковь и католический костел» нецелесообразно рассматривать в качестве самостоятельного пункта на базовом уровне изучения истории Беларуси. Из обязательного изучения учащимися необходимо исключить материал учебного пособия на с. 104 (абзацы 1 – 2) и пункт «Православная церковь и католический костёл. Неоуния в Западной Беларуси» (с. 105 - 106). Перечень понятий, обязательных для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала для изучения истории Беларуси на базовом уровне.
РАЗДЕЛ III. БССР В ГОДЫВТОРОЙ МИРОВОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН: а) из темы «Воссоединение Западной Беларуси с БССР» исключён вопрос «Установление Советской власти в Западной Беларуси»; б) из темы «Начало Великой Отечественной войны» исключены вопросы «Цели Германии в войне против Советского Союза», «Оккупация Беларуси германской армией»; в) из темы «Германский оккупационный режим на территории Беларуси» исключён вопрос «Деятельность белорусских коллаборантов»; г) из темы «Освобождение БССР от германских захватчиков» исключён вопрос «Значение разгрома германских войск в Беларуси»; д) из темы «Участие БССР в основании ООН» исключён вопрос «Советская стратегия в отношении ООН»; е) из перечня основных понятий, обязательных для запоминания исключены термины: «коллаборационизм», «Армия Крайова».     Вопрос «Установление Советской власти в Западной Беларуси» нецелесообразно рассматривать в качестве самостоятельного пункта на базовом уровне изучения истории Беларуси. Вопрос «Образование органов советской власти в Западной Беларуси» рекомендовано рассматривать в ознакомительном порядке. Вопрос «Цели Германии в войне против Советского Союза» изучается в курсе всемирной истории. Необходимо исключить информацию на с. 122 (абзац 1) учебного пособия из обязательного изучения учащимися и рассматривать его в комплексе с вопросом «Приграничные бои. Оборона Минска и Могилева» (с. 124 - 126) и в теме «Германский оккупационный режим» (с. 127 - 131). Вопрос «Деятельность белорусских коллаборантов» нецелесообразно рассматривать в качестве самостоятельного пункта на базовом уровне изучения истории Беларуси. Необходимо исключить пункт на с. 130 – 131 из обязатлеьного изучения учащимися. Вопрос «Значение разгрома германских войск в Беларуси» нецелесообразно рассматривать в качестве самостоятельного пункта на базовом уровне изучения истории Беларуси. Вопрос «Советская стратегия в отношении ООН» нецелесообразно рассматривать в качестве самостоятельного пункта на базовом уровне изучения истории Беларуси. Перечень понятий, обязательных для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала для изучения истории Беларуси на базовом уровне
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ, ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1940-Х ГГ. – НАЧАЛО XXI В., XI КЛАСС (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
По итогам изучения истории Беларуси у учащихся должны быть сформированы умения, обозначенные учебной программой в основных требованиях к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся для каждого класса. Для определения и формулирования целей учебных занятий, определения наиболее оптимальных видов учебно-познавательной деятельности, контрольно-оценочной деятельности учитель может использовать материалы примерного календарно-тематического планирования, изданного в 2017 году. Содержание тем, вопросов, исключённых из содержания учебной программы, а также понятия, не обязательные для запоминания, не должны включаться в контрольно-оценочную деятельность.
- исключен вопрос: «Движение за государственный суверенитет» (тема «Становление государственного суверенитета»); - включен следующий вопрос: «Отношение власти к людям, подвергшимся репатриации» (тема «Общественно-политическая жизнь в БССР»); - конкретизированы следующие темы: «Литература и искусство» именами белорусских писателей Я. Коласа, Я. Брыля, М. Лынькова, И. Мележа, И. Шамякина (раздел I «БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.»), «Литература» именами белорусских писателей И. Шамякина, В. Быкова, И. Науменко, А. Адамовича (раздел II «БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.»); - исключены из перечня основных понятий: понятия «волюнтаризм», «коммунизм», «парламентская оппозиция» (раздел II «БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.»).   Информация по этому вопросу представлена в учебном пособии на с. 124. Целесообразно также при рассмотрении учебного материала использовать выдержки из Декларации Верховного Совета от 27 июля 1990 г. (дополнительный материал на с. 131). Вопрос «Отношение власти к людям, подвергшимся репатриации» является важным для понимания темы, так как определяет особенности общественно-политической жизни БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг. Необходимая учебная информация представлена в учебном пособии (с. 18 - 19). Указание имён деятелей белорусской культуры обусловлено необходимостью конкретизации учебного материала и сокращения его объёма на базовом уровне изучения истории Беларуси. Перечень понятий, обязательных для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала для изучения истории Беларуси на базовом уровне.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: