Формы государственного устройства.




Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном мире – это унитарное (простое) государство, федерация и конфедерация (сложные государства). Унитарное государство – это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую Конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство.Унитарными государствами являются Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония, Беларусь и многие другие страны. Подавляющее большинство унитарных государств имеет мононациональное население, но есть и исключения – Испания, Китай, Вьетнам. В рамках унитарных государств возможна административная и национальная автономия для некоторых структурных подразделений (например, в Италии, Испании, Великобритании).

Федерация и конфедерация

Федерация – это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.). При верховенстве общегосударственной (федеральной) власти и общегосударственного (федерального) права государственные образования – члены федерации – имеют собственные конституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти.По своему замыслу федеративный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и др. особенностями, создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов. Федерации формируются как на территориально-административной основе (США, ФРГ, Канада, Мексика, Бразилия, Бельгия и др.), так и национально-территориальной (Российская Федерация). Конфедерация – союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Государства – члены конфедерации – сохраняют государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Решения по общим для союзных государств вопросам не обязательно действуют на территории каждого входящего в конфедерацию государства, т.к. их органы власти обладают в ряде случаев нуллификацией, т.е. правом неприменения акта конфедеративного органа на своей территории.

15. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений. Право является средством организации государственной власти. Посредством юридических норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должностных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества. Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства. Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей богатство и многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

16. Законодательная власть, роль и структура законодательныхоргановвсовременных условиях. Понятие парламента и его структура. Законодательная власть - наивысший орган (институт) государственной власти, ее представительный орган - парламент.Парламент (в Беларуси - Национальное собрание) - это выбираемый населением (возможно частично празначаемы) высший представительный орган государственной власти в стране.Законодательная функция - деятельность по принятию закона. Представительная функция - деятельность парламента как какого-то форуму, на каком откровенно и публично обсуждаются более важные вопросы жизни страны. Это откровенная трибуна для споров, для обсуждения мыслей. Представительная функция влияет на ум и взгляды людей, и наоборот, во время встреч и выборов эти люди влияют на своих депутатов.

Структура парламента:

а) палаты;

б) спикер, вицеспикеры.

в) постоянные парламентские комиссии

г) временные комиссии либо комитеты

д) партийные фракции (группы, клубы и г. д.),

е) руководство фракций (лидер, группа);

же) другие органы: ревизоры, контролеры, уполномоченные по правам человека,

стадии, которые называются законодательным процессом.

Законодательный процесс складывается с следующих стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие, промульгация.

Законодательная инициатива - это право на внесение проекта закона в парламент для того, чтобы этот проект был обязательно рассмотренный палатой и поему будет принято решение. Это право имеют в Беларуси: парламент, правительство, президент, граждане (при наличии не менее чем 150 000 подписей в его поддержку).

Промульгация - это подпись законопроекта главой государства и публикация. После этого проект приобретает мощь закона, какой обязательно должен исполняться всеми.

17. Исполнительная власть, понятие и сущность. Глава государства и его полномочия. Институт президентства.

М. Чудакоў выделяет следующие полномочия главы государства:

-представительные - глава государства олицетворяет собой свою страну во время значительных событий в государственной жизни, осуществление официальных визитов в другие страны, международных форумов, препровождения переговоров и подписания домой, соглашений;

-главный дипломат - полномочия в сферы международных отношений либо в области внешней политики;

-государственное управление - назначает правительство, формирует исполнительную власть (реально или нарицательно);

-законодательный - инициироватьзаконопроект, созывание и роспуск парламента, право вето, выдавать акты, которые могут иметь законодательный характер и др.;

-военная сфера - верховный, главнокомандующий;

-сфера лицевого статуса - вознаграждение орденами и медалями, присвоение разных званий, предоставление гражданство;

-государственная безопасность - координация вопросов, которые касаются разведки, контрразведка, борьбы с терроризмом и г. д.;

-чрезвычайные полномочия - право введения или назначения чрезвычайного положения в государстве;

-сфера экономики - выбор экономических приоритетов, определение экономического курса страны.

Это наиболее универсальные полномочия главы государства.

Институт президентства

Главным и наиболее значительным различием президента республики от монарха в тем, что должность президента выборная. Главой государства в республике формально и юридическиможет быть избранный практически любой гражданин, которые соответствует всем установленным цензам. Президент выбирается на определенный срок. Это временная должность.

Очень важную роль отыгрывает президент в прэзыдэнцкай республике. В таком государстве президентвозглавляет исполнительную власть и совмещает в одном лице полномочия главы государства и главы правительства.

Значительная роль президента в странах со змешанай формой управления. Он владеет широкими полномочиями как политический руководитель страны в сферы выбора основных экономических приоритетов и направлений в сферы международных отношений; существенными средствами воздействия на законодательный процесс, реальной исполнительной властью, управляет армиям, силками правопорядка, тысячами государственных служащих и г. д.

Прэзыдэнт парламентской республики не владеет которой-нибудь реальной властью в сферы экономики, внутренней и внешней политики, активного участия в управления государственными делами не принимает. Он исполняет функции символа государства, представительные функции.

В любыі случая прэзыдэнт должен добросовестно исполнять свои обязанности. Иначе в отношениях к прэзыдэнта может быть предпринято процедура импичмента.

Импичмент - это отклонение главы государства от власти за сделанные нарушения конституции, закона, которые-нибудь правонарушения, за осуществление действий, которые не совместимого с высокою должностью главы государства.

18. Понятие, состав и структура правительства. Виды правительства. Государственныйаппарат. Местнаявласть.

Местная власть

Наиболее широко распространенное понимание правительства как исполнительной власти. Вбольшинства стран мира это совет (кабинет) министров, который управляет ежедневными делами страны.

Правительство - это коллегиальный орган, при помощи которого делается ежедневное бегущее руководство внутренней и внешней политикой.

Он координирует разные направления властной деятельности, управляет разными сферами жизни: защитой, охраной общественного порядка, заграничными делами, экономикой, образованием, культурой и др.

Правительство разно называется в странах. Наиболее широко употребляются названия: совет Министров, правительство, кабинет, государственный совет, федеральный совет и др.

Конечно такое понятие как администрация президента - это колесо лиц, которые вырабатывают направления политики, помогают прэзыдэнтупрынімаць решения.

Виды правительств:

Партийные

1.1аднапартыйныя в тех странах с парламентскими формами управления,

1.2шматпартыйныя (коалиционные),

2) Беспартийные

2.1 правительство в странах абсолютной монархии, где вообще отсутствуют политические партии;

2.2 переходные правительства, которые создаются во время кризисных ситуаций.

2.3 правительства диктаторских режимов

2.4Урад национального единства - образовывается в кризисных ситуациях

Правительство складывается с министров.

Вбольшинства стран очередные заседания правительства происходят один раз на неделю

Правительство владеет полномочиями в сферы политического руководства, области управления,

Местная власть

На территории административных единиц государства существует местная власть, какая предоставлено органами местного самоуправления и кіраваня.

органы местного самоуправления выбираются непосредственно гражданами, а органы управления назначаются центральной властью. Местное самоуправление включает, как правило, два элементы: выборный орган (сабранне, совет, ассамблея) и исполнительный орган. Исполнительный орган - все время действует структура, а выборный орган собирается периодически для решения которых-нибудь принципиальных вопросов.

Полномочия местной власти: финансово-экономическая деятельность (формирование, принятие бюджета); охрана общественного порядка; коммунальное обслуживание и охрана окружающей среды); социальная сфера (больницы, помощь устаревшим, дешевое жилище, школы и г. д.).

Методами муниципальной деятельности появляются:

а) рэгуліраванне - выдача лицензий на право торговли, удержание предприятий бытового характера, кинотеатров, разрешение на промыслы, правила торговли, застройка, правила поведения и г. д.;

б) управление - предприятиями, которые з'ўяўляюцца муниципальной собственностью; жилищным фондам, школами, библиотеками, заведениями здравоохранения, парками и г. д.;

Источниками местной власти появляются:

а) местные или муниципальные налоги;

б) государственные субсидии - выплаты с общегосударственного бюджета;

в) выдача разрешения на торговлю, зрелища, строительство и г. д.

 

19. Судебнаявласть как вид государственной власти. Судебная система.

Судебная власть. Судебная система

Государственно-правовой механизм складывается с трех ветвей власти: законодательные органы выдают законы, обязательные для всех; исполнительные органы реализуют их в жизнь, исполняют эти законы; суд - наказывает за нарушение законов или невыполнение их.

Суд - орган, который прымяняе государственные санкции и рассматривает конфликты. Отсель две функции: а) наказание за нарушение государственных законов; б) рассмотрение споров и конфликтов между государством и гражданином.

Деятельность судов по рассмотрению конфликтов, споров, по прымяненню законов в отношениях к виновников лиц называется правосудием. Необходимо знать, что судебные полномочия, судебная власть реализовывается не которых-нибудь одним судом, а всей системой судов в совокупности.

Судебная власть олицетворяется путем реализации правосудия, которое бывает криминальным, гражданским, административным, конституционным. Судебная власть - понятие сложной, многозначительное, в ем много элементов. Но основа, стержень ее складывает факт отем, что правосудие вершиться только судом. Решение суда - это закон.

В качества судей выступают лица, которые прошли специальную процедуру назначения и избрания, имеют специальное образование, опыт, соответствующие моральные качества.

Классификация судов

Кроме судов первой инстанции, второй, высших и верховного, имеются специальные суды (административные, по рабочим спорам, финансовые, патэнтныя, военные, таможенные, дисциплинарные) и негосударственные (трэцейскія, религиозные, мировые).

Независимо от специализации суда, любые суды имеют определенную структуру (построение), точнее, иерархическую или вертикальную структуру обустройства судебных органов. Это сделано для того, чтобы вбоков или в подсудимого была возможность обжаловать вынесенное решение или приговор; для того, чтобы была инстанция, которая проверить решение более низкого суда.

Существует два варианты обжалования судебных решений: кассация и апелляция.

Кассационный порядок обжалования - это когда суд второй инстанции рассматривает материалы дела и проверяет их с формального точке зрения. Когда будут найденный какие-то недостатки, так решение будет отменено и отправлено на повторное рассмотрение.

Сомы значительный принцип деятельности любого суда - независимость суда. Большинство конституций стран мира фіксіруе принцип независимости суда. В диктаторских и тоталитарных режимах судебная власть зависит или подчиненно исполнительной власти.

20. Понятие, основные признаки, функции и типы политических партий.

Политическая партия - это организованная группа единомышленников, которая предоставляет интересы части народа и ставить перед собой цель их реализации путям завоевания государственной власти или участия в ее реализации.

Типы политических партий: а) В отношениях к существующего порядка, оглавлению целей и задач - революционные партии (радикальные качественные преобразования общества), реформистские (улучшение общественной жизни путям реформ), консервативные (сохранение устойчивых форм общественной жизни), реакционные партии (воссоздание предыдущих порядков и структур).б) В соответствия с характером членства, принципа организации партии - кадровые, массовые, партии избирателей.

в) Согласна идеологической направленности - консервативные, либеральные, коммунистические партии, которые опираются на разные религиозные и национальные доктрины.

г) Согласна место в системе государственной власти - правячыя и оппозиционные; по условиям деятельности - легальные, напаловулегальныя и нелегальные.

д) Согласна приоритета каштоўнасцей - левые, правые, центристские, ультралевые, экстремистские.

В левых партий приоритеты: абшчынны способ жизнедеятельности людей, общественная собственность, социальное равенство, социальная справедливость.

В правых: индивидуализм, свобода, права человека, бизнес, конкуренция, частная собственность.

Основными признаками политических партий появляются:

а) связь с определенным классом, сообществом, группой - наличие социальной базы;

б) владение определенной программой деятельности;

в) наличие организационной структуры (дружба, субординация органов, партийный аппарат и г. д.);

г) установка на достижение политической власти и действия по ей практическому воплощению.

Специфика партии как политического института - это явная борьба за политическую, государственную власть.

Функции политических партий:

а) представительство социальных интересов;

б) выработка программных целей;

в) формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

г) участие в борьбе за власть и ее реализация;

д) подготовка и выделение кадров.

Партии, поддерживающие политику президента

Аграрная партия

Белорусская социально-спортивная партия

Коммунистическая партия Белоруссии

Либерально-демократическая партия

Республиканская партия труда и справедливости

Белорусская патриотическая партия

Республиканская партия

[править]Оппозиционные партии Партия БНФ

Партия «Белорусская социал-демократическая Громада «Объединённая гражданская партия

Белорусская партия объединённых левых «Справедливый мир» (бывшая Партия коммунистов белорусская)Консервативно-христианская партия — БНФСоциал-демократическая партия Народного согласияБелорусская партия «Зелёные»

 

 

21. Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Структура, организация деятельности общественных объединений Структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство), компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа устанавливаются уставом общественного объединения.

Общественное движение в юриспруденции — организационно-правовая форма общественных объединений. Обычно общественные движения создаются для выражения гражданами своей позиции по различным социально-значимым вопросам. Виды общественных движений.В целом, законодательно правовое положение общественного движения не отличается от других видов общественных объединений (за исключением политических партий). Так, могут существовать: молодёжные общественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 14 лет);

детские общественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 8 лет).

По территориальной сфере деятельности могут создаваться и действовать следующие виды общественных движений:

общероссийские (осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства);

межрегиональные (осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства);

региональные (деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации);

местные (деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: