Процесс подготовки и принятия решения




Тема 5. Управленческие решения

1. Понятие и виды управленческих решений

2. Процесс подготовки и принятия решения

3. Методы подготовки и принятия управленческих решений

4. Факторы качества управленческих решений

Понятие и виды управленческих решений

Управленческое решение - развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.

Управленческое решение есть план разрешения, ликви­дации проблемы.

Под проблемой понимается ситуация, ха­рактеризующаяся различием существующего состояния в объекте управления с желаемым или необходимым.

Решения классифицируются по значимости, периодично­сти, рискованности. Значимость решения определяется влия­нием его последствий. Наиболее значимые решения принима­ются не часто, но им уделяется большее внимание. Многие решения не являются значимыми, но часто повторяются и вви­ду этого совокупный эффект их повышается.

По функциональной направленности управленческие решения разделяются на плановые, организационные, контрольные, координационные.

По субъекту принятия управленческих решений они раз­деляются на единоличные, коллегиальные и коллективные. Единоличные решения разрабатываются и принимаются руководителем в основном по вопросам, требующим опера­тивного принятия мер, а также по кадровым и другим част­ным вопросам. Коллегиальные решения принимаются группой соответствующих руководителей по принципиальным, имеющим важное значение для данной организации, вопросам ее функционирования и развития. Коллективные решения разрабатываются и принимаются на общих собраниях всех работников на основе большинства голосов, поданных за предложенные решения.

По продолжительности реализации управленческие ре­шения разделяются на: стратегические или перспективные со сроком действия более 5 лет; тактические или текущие в пределах года; оперативные в пределах квартала или месяца.

По степени свободы действий исполнителей управленче­ские решения разделяются на директивные, нормативные, гибкие и ориентирующие. Директивные решения требуют неукоснительного выполнения. Нормативные и гибкие пред­ставляют определенную возможность выбора методов вы­полнения предусмотренных ими заданий. Ориентирующие решения дают только общие направления деятельности, не указывая конкретных заданий.

Управленческие решения разделяются также по степени сложности их подготовки на программируемые (стандарт­ные) и непрограммируемые (нестандартные). Для програм­мируемых решений отработана структура самого решения и процедура его подготовки и принятия. Непрограммируемые решения характеризуются новизной и требуют творческого подхода к их разработке. Для использования программируемых управленческих решений целесообразно создание банка стандартных решений.

Управленческие решения разделяются также по форме представления на устные и письменные.

Эффективность управления определяется в основном эффективностью принимаемых субъектом уп­равления решений. В свою очередь эффективность управленческого решения зависит от его качества, которое определяется совокупно­стью свойств, обеспечивающих способность разрешения воз­никшей проблемы.

К таким свойствам относятся: целенаправленность; научная обоснованность; своевременность; непротиворечивость; реальность; полномочность; правомерность; количественная и качественная определенность.


Процесс подготовки и принятия решения

Управленческое решение - развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.

Процесс подготовки и реализации управленческих реше­ний включает следующие этапы:

1. Выявление и формулирование проблемы.

2. Формирование группы по подготовке решения.

3. Сбор информации и анализ проблемы.

4. Подготовка и обоснование вариантов решения.

5. Выбор и принятие решения.

6. Организация исполнения решения.

7. Контроль и оценка результатов исполнения решения.

На первом этапе осуществляется выявление проблемной ситуации в объекте управления, для решения которой требу­ется управляющее воздействие системы управления. Про­блемные ситуации возникают при отклонении нормального процесса функционирования объекта управления в результа­те внутренних и внешних возмущений. Проблемы также воз­никают в результате анализа итогов функционирования объ­екта управления в прошедшем периоде, оценки степени ис­пользования ресурсов и т. п.

Формирование проблемы и цели управленческого реше­ния осуществляет руководитель. Важную роль в принятии решений играет определение целей.

На втором этапе руководитель, при необходимости, формирует группу квали­фицированных специалистов, которые, по его мнению, в со­стоянии подготовить варианты решения проблемы. В необ­ходимых случаях руководитель самостоятельно выполняет эту работу.

На третьем этапе сформированная группа по подготовке решения проблемы осуществляет сбор и обработку информа­ции, необходимой для подготовки управленческого реше­ния.

На четвертом этапе группа разрабатывает на основе вы­бранных методов варианты решения проблемы.В качестве методов выработки вариантов решений ис­пользуются:

1. Метод аналогии.

2. Метод эксперимента.

3. Экономико-математические методы.

4. Метод имитационного моделирования.

5. Метод деловых игр.

6. Методы системного анализа.

Выбор варианта и утверждение реше­ния руководителем является содержанием пятого этапа процесса подготовки и реализации управленческих решений. Выбор варианта для принятия решения всегда является самым трудным и ответственным этапом.

Согласование и рассмотрение возможных альтернатив. Альтернативные варианты сравниваются по заранее принятым критериям и с учетом поставленной цели. Одни ре­шения имеют ограниченное число альтернатив, а по другом ~ большой диапазон выбора. На основе более тщательного ана­лиза, изучения ситуации выбирается наиболее реальное на­правление.

На шестом этапе этого процесса осуществляется органи­зация исполнения решения. На данном этапе прежде всего обеспечивается доведение решения до исполнителя или ис­полнителей, которые разрабатывают план мероприятий по его исполнению и доводят его до сведения руководителя ад­министрации

На последнем, седьмом этапе, производится контроль и оценка результатов исполнения решения. На основе учета опыта и методов анализа предыдущих реше­ний совершенствуется практика принятия решения.

Оценка результатов деятельности заключается в том, что полученные результаты реализации управленческого реше­ния сравниваются с ожидаемыми. Если результаты не совпа­дают с прогнозами и планами, то осуществляется коррекция действий для достижения запланированного результата, т. е. возникает необходимость разработки и принятия нового уп­равленческого решения.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: