Активные цвета действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, часто улучшают самочувствие. Это в первую очередь красные и оранжевые цвета.




 

Пассивные цвета синие и фиолетовые, оказываю противоположное воздействие. Наиболее общие выводы исследователей об ассоциациях, чувствах и побуждениях, возникающих в результате психофизиологического воздействия различных цветов на людей следующие: светлый, чистый, насыщенный красный цвет на больших плоскостях возбуждает нервную систему, учащает дыхание и пульс, активизирует мускульную систему и побуждает к движению, выражает энергию, страсть, горячность, оживление, веселье. Воспринимается как теплый, сухой, выступающий, волевой и жизнеутверждающий цвет. Наиболее пригоден в качестве акцентного цвета. Однако при длительном воздействии, применяемый без меры, становится кричащим, громким, слишком возбуждающим, утомляет, вызывает депрессию, нервозность, раздражительность. Кроваво-красный цвет, кроме того, связан с чувством опасности и тревоги.

Яркий оранжево-красный цвет ассоциируется с огнем и пламенем, теплом и уютом. Это самый активный цвет спектра.

Пурпурно-красный (смесь красного с фиолетовым) - тяжелый, связан издавна с представлениями о величии, монументальности, торжественности. Ему приписывают изысканность и претенциозность. В сочетании, например, с темно-серым и черным, приобретает угнетающий, мрачный и даже устрашающий характер. Раздражающее влияние может быть ослаблено понижением чистоты, светлоты и насыщенности либо одновременным повышением светлоты и понижением насыщенности. Затемненный и менее насыщенный, он подчеркивает материальность, вещественность, прочность формы. При переходе в коричнево-красный цвет утрачивает свою активность тем больше, чем меньше он ощутим в коричневом.

Разбеленный до розового красный цвет прекращает раздражать, но сохраняет способность вызывать положительные эмоции.

Оранжевый цвет – промежуточный между красным и желтым – обладает особенностями обоих, сохраняя ослабленную активность красного, привлекая внимание, сильно выступая. Он кажется теплым, уютным, сухим. В определенных соотношениях с желтым создает праздничное настроение. При большом количестве цвета и на больших плоскостях становится кричащим и назойливым.

Чистый и средне насыщенный желтый цвет слегка возбуждает, но не раздражает нервную систему. Он воспринимается выступающим, светлым, легким, теплым, сухим. Вызывает хорошее, бодрое, веселое и радостное праздничное настроение. Он символизирует солнечный свет и тепло.

Тепло-зеленый цвет спокойный, пассивный.

Голубой – легкий, прохладный, влажный, тихий, спокойный.

Зелено-голубой, голубой, синий – холодные цвета, действующие успокаивающе, иллюзорно расположенные в пространстве дальше своего действительного положения. Сильно насыщенный синий может подавлять.

Таким образом, характеристики, о которых идет речь, не есть навсегда данное свойство цветов. Они проявляются, обнаруживаются во взаимосвязях с окружением, то есть являются конкретным проявлением свойств цветов, зависящим от конкретных обстоятельств. (например черный цвет в операционной оптимизирует условия работы хирурга, но вызывает шок у больного, подавленного неуверенностью и ожиданием страданий еще до операции. Здесь этот цвет воспринимается как мрачный, устрашающий, траурный, - такой, каким его обычно характеризуют. Черный же цвет автомашины, отражая цветовое окружение, сияя бликами, не кажется мрачным.(таб. 4)

Цветовую композицию можно построить, используя основные свойства цветов или одно из них, например, цветовой тон, светлоту, насыщенность, фактуру, либо же особенности или одну из особенностей восприятия цвета. Необходимо уметь выбрать из множества средств наиболее эффективные для данного интерьера, так как каждая идея требует собственных средства выражения. Однако такой выбор невозможен без знания закономерностей, управляющих этими средствами.

 

8.Виды закономерностей.

 

Цвет, существующий вне связи с другими цветами, с объектом, которому он принадлежит, с окружением и освещением, немыслим. Он всегда многосторонне обусловлен, воспринимается в светоцветовой среде, во взаимосвязи с ней, подвергается ее воздействию и, что особенно важно, сам на нее влияет. В силу закона психологии, согласно которому восприятие всегда имеет осмысленный характер, цвет нельзя обособить от формы, которой он принадлежит, ее функции, параметров, материала. Реакции на цвет и на форму очень трудно расчленить и рассматривать порознь, хотя цвет воспринимается почти мгновенно, а остальные элементы формы несколько позже. Да и сам смысл архитектуры не допускает обособленности цветового решения от конкретного многостороннего содержания интерьера.

Изучая эстетическое воздействие цвета, необходимо рассмотреть закономерности его многосторонних связей, прямых и обратных. Это цвет и цветосочетания, цвет и свет, цвет и объемно-пространственная форма, цвет и материал, цвет и функция. Эти группы взаимосвязей очень тесно связаны, и порой трудно уяснить различие между ними. Не все из этих групп при их интеграции удается сделать гармоничными. Каким из них необходимо отдавать предпочтение или какие их комбинации предпочтительны, зависит от общего композиционного замысла, определяющего главные и соподчиненные факторы. В любой группе цвета могут быть гармонизированы, на практически это чаще всего делается на уровне, «цвет и цветосочетания» без соотнесения с конкретными объемно-пространственными формами и без учета других групп взаимосвязей. Однако в интерьере это будет односторонняя гармония или гармония не связанных между собой частностей.

Поскольку цвет в интерьере – это цвет архитектурных форм – цветоносителей, воспринимаемый как конкретное выражение сущности предметов, цветовая композиция есть архитектурная композиция со всеми ее общими закономерностями – отношениями и пропорциями, ритмом, контрастом, нюансом, масштабностью, соразмерностью и соподчиненностью. Это общие закономерности. Только преодолением противоречий между этими группами с их проблемами и сложностями, через их интеграцию и сложный синтез при создании архитектурной и, в частности цветовой композиции воплощаются ее главные принципы – художественный образ, тектоника и гармония.

 

9.Структурные закономерности цветосочетаний.

С эстетических позиций сочетания цветов прежде всего должны иметь упорядоченный, закономерный, целостный характер, что и есть главное условие гармонии. В архитектурной полихромии ни один из цветных компонентов целого не может быть независим от других. Все компоненты всегда находятся в определенных закономерных соотношениях между собой, гармонических или антагонистических.

 

Интерьер и предметы внутреннего убранства Древнего Египта.

Дворцовые интерьеры Древнего Египта отличались особой декоративностью, введением ярких цветов, включением богато отделанной мебели, а также изделий прикладного искусства. Для египетских домов был характерен мотив древнего портала, который по форме был близок к порталу храма, но меньших размеров и более скромным убранством. Портал имел простые наличники и сандрики, напоминавшие по своим очертаниям карнизы монументальных сооружений. Окна и балконы закрывались деревянными или тростниковыми решетками. В мебели, как и в архитектуре, преобладали геометризированные четкие очертания, но нередко применялись и мягкие, плавные, главным образом в угловых частях, линии. Египтяне уделяли функциональной стороне мебели большое внимание; как правило, она соответствовала пропорциям человеческого тела. Спинки и подлокотники кресел покрывались резьбой. Ножки кресел, стульев, столов, комодов часто заканчивались изображениями лап и копыт животных, а также утиными головками. Декорировалась мебель посредством сочетания различных пород дерева. Широкое распространение получили такие средства, как инкрустация, мозаика; использовались также цветная эмаль, пластинки слоновой кости и металла, перламутр, позолота. Большое внимание уделялось орнаменту, отличавшемуся разнообразие, темами служили изображения зверей, а также растительные и геометрические мотивы.

 

Интерьер и предметы внутреннего убранства Вавилона и Ассирии (Передняя Азия).

Внутренние помещения переднеазиатских дворцовых сооружений имели коридорообразную форму, они были узкими, высокими и перекрывались сводами, иногда балками. Нижняя часть стен облицовывалась ортостатными плитами с рельефами – каменными, алебастровыми, иногда из поливных изразцов, применялись также и росписи. Сюжетами рельефов и росписей являлись мифологические, ритуальные, военные сцены, изображались также животные, растения, деревья и декоративно- орнаментальные, в частности геометрические мотивы. Живописные изображения внутри зданий характеризовались яркостью и контрастностью тонов, отличаясь вместе с тем и тонкой гармонией цветов. Большое развитие получают художественные ремесла, изделия которых применялись во внутреннем убранстве домов. Производились керамические, медные, бронзовые сосуды очень простых форм. Художественно-бытовая утварь выполнялась из стекла, белого и цветного – голубоватого, красного. Высокого уровня достигло и производство шерстяных тканей и ковров, использовавшихся в частности и для покрытия стен. Часто они украшались цветными вышивками. В окраске предпочтение отдавалось пурпурному, желтому цвету. Деревянная мебель отличалавт массивностью и прочностью. Ложа, кресла табуреты, столы с брусчатыми прямыми ножками и нижними обвязками дополнялись иногда волютообразными деталями. Орнамент носил в основном геометрический характер (розетки, звезды), включал также стилизованные изображения растений(шишки пиний, плоды граната, фантастических зверей, рыб).

 

Интерьер и предметы внутреннего убранства Античной Греции.

Интерьеры греческих культовых и общественных зданий уже известны нам по сооружениям классического времени. Они отличались строгостью, лаконизмом и умеренностью: ордер, гладкие поверхности мраморных стен. Все это дополнялось в монументальных сооружениях скульптурными фризами или филенками, круглой скульптурой (в небольшом числе); в обработку вносились немногочисленные детали в виде орнаментированных тяг, кессонов. Раскопки в 1920-х г. греческого города Олинф дали блестящие результаты. Были раскрыты жилые кварталы 5 начала 6 века до н.э. некоторые жилые дома Олинфа были «пастадного» типа, то есть имели в центре прямоугольный дворик, одна из сторон которого оформлялась в виде колонного портика – пастады. Двери и окна помещений выходили во двор. Некоторые жилые помещения окрашивались, стены расписывались по штукатурке горизонтальными полосами красного, белого, желтого, голубого тонов. Цоколь отделялся от основной части стены тягой с рельефной орнаментацией. В отдельных помещениях были найдены мозаичные полы из цветной гальки с многофигурными композициями на мифологические темы и орнаментом. Неотъемлемой частью комнатного убранства являлась немногочисленная мебель, конструкция которой была близка к египетской. Основным материалом для нее служило дерево (клен, бук, кипарис), иногда использовались мрамор или бронза. В основном это низкие столики – круглые или прямоугольные, некоторые имели три ножки(праредза), табуреты (диффос), стулья со спинкам (клисмос), кресла с подлокотниками на прямых или слегка изогнутых ножках, расходившихся книзу, высокие кровати(клинэ). На клинэ возлежали во время трапез. Особое внимание мастера уделяли форме ножек. Часто они трактовались в виде звериных когтистых лап или ног копытных животных. В верхней части ножки иногда прикрывались листьями аканта, в других случаях завершались шеями лебедей. Совершенными образцами кресел, вытесанных из мрамора, могут служить сиденья первых рядов театра Диониса в Афинах. В быту получили распространение деревянные сундуки для хранения одежды, заменявшие собой шкафы. Также большое распространение получили вазы. Помимо своего утилитарного назначения, они имели и декоративный смысл, дополняя убранство помещений. Керамические вазы покрывались росписями – сюжетными и орнаментальными. Наиболее распространенными формами ваз были: амфора (для хранения вина – изящный сосуд с округлым туловом, высокой шейкой и двумя ручками; кратер, в котором к столу подавалось вино, - с туловом в виде перевернутого колокола, также с двумя ручками в нижней части, гидрия – с тремя ручками – для хранения воды., кили – в виде плоской чаши на высокой ножке.

Античные расписные вазы, помимо художественной и утилитарно функций, со временем приобрели еще и историко-документальной значение. Изображение, нанесенные на них, расширяют и уточняют наши представления о греческой архитектуре, о внутреннем облике зданий и быте людей той эпохи. Особое значение имеют изображения мебели, которая не дошла до нас в подлинных образцах. На греческую мебель оказала несомненное влияние древнеегипетская – по своим формам и в конструктивном отношении. Позднее греческие мастера выработали свои особые формы, отличавшиеся чрезвычайным изяществом линий, пластичностью, комфортность., тем совершенством, которое обеспечило греческой мебели сильнейшее воздействие на римскую мебель и мебель поздних эпох, прежде всего классицизма. Большое значение в мебели греков имело, помимо резьбы и инкрустации, активное введение цвета. Греки обнаруживали исключительное чувство меры и изобретательности прорисовке различных декоративных элементов и деталей. Они широко применяли архитектурные обломы (профиля) – полочки, выкружки, валы, гуськи, каблучки в самых различных сочетаниях и ритмах.

 

Интерьер и предметы внутреннего убранства Античного Рима.

Интерьеры многих жилых домов – примером служат дома Помпеи – оформлялись росписями. Фрески покрывали стены атриумов, таблиниумов, перестилей. Росписи осуществлялись красками, в состав которых вводился воск, с последующей их полировкой. Фрески покрывали всю поверхность стены. Последняя делилась лепными тягами на цокольную часть, основное поле и антаблемент, из которого выполнялся часто лишь карниз. В горизонтальном направлении основное поле стены также рассекалось на участки, наредко разграничиваемые колонками. Выделяются обычно четыре стиля римских росписей. Первый – инкрустационный – строился на подражании средствами живописи мраморной облицовке из красноватых, желтоватых, зеленоватых и белых блоков. Этот стиль существовал до первого века до н.э. Его сменил другой – преспективный, смысл которого – иллюзорными средствами создавать систему членения стен, причем основные поля заполнялись большими картинами с изображениями портиков, монументов, храмов, пейзажных видов. Росписи зрительно расширяли пространство помещений (помпейский дом Фанния Синистора). Общая колористическая гамма росписей определялась терракотово-красными тонами. В конце первого веко до н.э. второй стиль сменяется третьим – канделяберным, который строился на принципе подчеркивания поверхности стены, но с декорацией в виде тонко нарисованных орнаментальных мотивов с изображениями колонн, напоминающих канделябры, гирлянд, трельяжей. В центре отдельных участков стен помещались панно мифологического содержания. В третьей четверти первого века н.э. до 79 года н.э., вплоть до разрушения Помпей, существовал четвертый стиль – «перспективно-орнаментальный», отличавшийся усложненностью живописных композиций, совмещением различных планов и перспективных точек зрения. Во многих монументальных сооружениях Рима украшались своды – чаще всего кессонами квадратной, восьмигранной, ромбовидной или круглой формы с розетками в центре. Кессоны в крупных сооружениях выполнялись средствами основной кирпично-бетонной конструкции, а в небольших – в виде стуковой декорации. Широко применялись для декорировки помещений мозаики. Из нее набирались полы, причем иногда создавались большие и очень декоративные композиции тематического содержания (например римские термы). Во дворцах, базиликах, термах оформление выполнялось в основном не росписями, а сочетанием белого и полихромных мраморов; в убранстве применялась также позолоченная бронза. Большую роль играла монументальная скульптура. Мебель имела по своим формам прямую связь с греческой и эллинистической. Материалы были те же – дерево, бронза, мрамор. Римская мебель, в отличие от греческой, была более многообразной, сложной по формам и более насыщенной по декоративному оформлению. Деревянная мебель из кедра, оливы, ясеня, туи нередко украшалась резьбой, инкрустацией из дерева, фаянса, черепахи, слоновой кости, металлов. В креслах и столах иногда делались вместо обычных ножек сплошные боковины, оформлявшиеся волютообразными формами, лапами зверей или изображениями грифонов. Также как и в Греции распространены были наряду с прямоугольными круглые столы на трех ножках, позже появляется столик на одной ножке Специфически римскими были складные стулья.

В интерьеры жилых домов вводятся яркие декоративные драпировки и занавеси, в частности над кроватями, и покрывала, которыми последние застилались. Для этого использовались различные богатые ткани, чаще всего восточного происхождения. (Один из древних писателей применяет для описания этих тканей различные эпитеты – «сверкающие», «пурпурные», «темно-зеленые», «тканные золотом»и др.). Важное отличие римской декорировки – большая усложненность и обогащенность в формах и материалах. В связи с этим надо подчеркнуть преимущественное использование римлянами коринфского и композитного ордеров и главного мотива последних – аканта. Применяя различные орнаментальные мотивы римляне создавали самые различные комбинации, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали.

 

 

Интерьер и предметы внутреннего убранства Византии.

 

Культовая архитектура Византии дает возможность составить представление и об облике почти не дошедших до нас общественных, дворцовых и жилых зданий. Первая и основная общая черта, их характеризующая. – перенос внимания и основных средств убранства с внешнего облика зданий на интерьер. Интерьеры оформлялись, помимо архитектурно-орнаментальных мотивов, средствами монументальной живописи. В соответствии с религиозными представлениями, мозаичные и фресковые изображения развертывались на «абстрактном», нейтральном – золотом или темно-синем фоне, в обратной перспективе, совершенной условно, стилизованно, с явной деформацией. Дворцовые сооружения представляли собой сложные комплексы зальных помещений и дворов, располагавшихся с использованием рельефа местности. Императорский дворец в Константинополе был спланирован на террасах, спускавшихся к Мраморному морю. Парадная часть дворца, как и других сооружений этого типа, отличалась богатством и даже роскошью убранства. Самые большие залы в какой-то мере напоминали боковые нефы собора св.Софии с их аркадами, поддерживаемыми огромными монолитными мраморными и порфировыми колоннами. Своды боли покрыты «золотыми» мозаиками, применялись и синие мозаичные фоны. Полы обычно застилались мраморными плитами. В парадных помещениях они выкладывались мраморной или смальтовой мозаикой с сюжетными и орнаментальными мотивами. Орнамент состоял из геометрических фигур, изображений птиц, грифонов, барсов, стилизованных растительных побегов, в частности виноградных лоз, трехлепестковых цветов и др. Акант передавался огрубленно и в значительной мере условно. Формы утрачивают объемность, становятся более плоскостными. Основные стенные плоскости облицовывались мрамором, часто полихромным. Помимо мозаик стены покрывались и фресковыми росписями. В искусство и быт вторгается роскошь, пришедшая с Востока, активно вытеснявшая традиции античного искусства.

В интерьерах церковных и светских сооружений значительную роль играли произведения станковой живописи – иконы, стилистически находившиеся под воздействием настенных росписей и мозаик. Иной, чем в Риме стала мебель – она утратила изысканность пропорций и линий, формы ее стали отличаться грубоватостью. Получают распространение табуреты, складные стулья, сундуки, кровати. В это время в Византии наблюдался расцвет художественных ремесел – ювелирного искусства и кустарного керамического производства. Широким распространением пользовались богатые ткани, в частности шелковые – узорчатые, с вышивками – привозимые с Востока и местного производства. В интерьеры вводились занавески, покрывала, скатерти, мягкие декоративные подушки на креслах, диванах. В обиход со временем вошли мягкие и низкие диваны типа тахта, заимствованные в Персии.

 

Интерьер и предметы внутреннего убранства Романского периода (11 -12 вв.).

 

Внутренняя структура замков, как и жилых домов Европы романского времени, не отличалась сложностью. Важным элементом интерьера был открытый очаг, завершавшийся вытяжным навесом – козырьком. В вечернее время он давал дополнительное освещение. В парадных залах и комнатах замков и богатых городских домов каменные стены иногда декорировались росписью, частично покрывались декоративными тканями, применялась обшивка стен деревом. В 11-12 вв. возникают небольшие витражи – остекление в виде мозаики из маленьких цветных стекол, скрепленных свинцовыми «горбылями». Но в целом даже самые парадные помещения в романской архитектуре сохраняли простоту, лаконизм и суровость убранства. До нашего времени интерьеры романского периода в их первоначальном виде с бытовым убранством практически не сохранились Дошли лишь отдельные «куски» первоначальных построек. Одним из таких фрагментов может служить спальня в бретонском замке Ла Бельер, с его оголенными каменными стенами, поддерживающими низкие своды, глубокими амбразурами окон со ставнями и каменными полукруглыми скамьями в нишах стен, выложенными из стенных каменных блоков (ил.76). мебели было мало – скамьи, сундуки-кофры, которые служили и сиденьями. Сундуки использовались и как кровати. Основным художественным средством украшения мебели была резьба и часто раскраска в яркие цвета, также использовались кованые железные накладки. В это время появляются шкафы простейшего вида. Мебель романского времени грубовата и в отделке близка к основным, очень простым формам народного мастерства. Изделия прикладного искусства кажется подчеркнуто тяжеловатыми, несовершенными в рисунке и в технической выработке. Широко применяется орнамент, сложившийся в основном в результате воздействия византийского искусства и местных традиций. Основные элементы орнамента – геометрические мотивы – плетенка, розетки, стилизованные цветы, фантастические растения, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, пальметки, птицы, животные. Из архитектурных деталей очень важно выделить капитель, близкую к византийской.

 

 

Интерьер и предметы внутреннего убранства Готического периода (13-14 вв.)

Увеличение размеров зданий и усложнение их функций в готическое время непосредственно сказывается и на интерьерах. Активную роль в готическом интерьере играю перекрытия – гуртовые своды (ил.73,74) или массивные балочные потолки с прогонами и второстепенными балками. Окна в готических общественных зданиях становятся больше, приобретают, так же как и в церквах, витражный характер. Размеры самих стекол также увеличиваются. Помимо соединения свинцовыми полосками, они непосредственно связываются с каменными оконными переплетами. Цветная прозрачная мозаика явно вытесняется живописью на стеклах. Каменные плитные полы чаще всего настилались в шахматную доску. Важным элементом убранства интерьера общественных и жилых зданий являлся камин, завершавшийся обычно пирамидальными колпаком, достигавшим иногда уровня перекрытия. В верхней части камина и по его сторонам. В углах, делали полки для посуды и других предметов.. В этот период умножаются типы мебели, но главная роль по - прежнему принадлежит сундукам-кофрам, расставляемым вдоль стен. Помимо стульев распространены были кресла – большие и жесткие, с прямыми высокими спинками, напоминавшими скорее египетские троны, чем обычные сиденья. Видное место занимали в спальнях широкие кровати, размещавшиеся на возвышениях, имевшие по углам четыре профилированные колонки, поддерживающие плоский балдахин. Появляются большие тяжелые шкафы, буфеты для посуды, ширмы. Столы продолжаю сохранять прежние романские формы. Для готической мебели характерно многообразное применение резьбы, тонкой, большей частью рельефной, иногда прорезной, с использованием мотивов, типичных для архитектуры того времени – стрельчатых арочек, образующих аркады, сплетающихся между собой или наложенных друг на друга. Усложняясь в рисунке, эта резьба переходит в своеобразную фактуру, покрывавшую всю поверхность шкафа, сундука или спинки кресла. В убранстве интерьеров особое значение приобретают ткани. Декоративное решение, судя по иконографическим материалам, было основано больше на драпировках, чем на мебели. Стены в жилых помещениях целиком обтягивались цветной материей – темно-зеленым или малиновым бархатом, а также сукном.

С середины 14 века начинают вырабатываться тканые ковры – шпалеры с тематическими композициями и орнаментальными мотивами. На этих коврах, так же как и на фресковых росписях (последние встречаются в светских зданиях относительно редко), изображались сцены исторического и легендарного характера – охоты, аллегории, гербы.

Готический орнамент был разнообразен (ил.75, 79, 77,78). Помимо геометрических орнаментальных построений и воспроизведения формы стрельчатой арки, сферических треугольников и четырехугольников, широко применяются растительные формы – листья винограда, репейника, дуба, плюща, роз и др. Широкое распространение получает мотив трилистника, двулистника. Из них составлялись фризы, они же употреблялись и для прорисовки архитектурных наверший – флеронов. В более позднее время при изображении растений мастера доходили до натуралистического их воспроизведения. В орнаментацию нередко вплетаются изображения животных и людей. Будучи выполнены в камне, в архитектурных сооружениях орнаментальные формы приобретают исключительную тонкость доходящую до предела в поздней готике.

 

 

Стили:

КЛАССИЦИЗМ.

Классицизм - это конкретный стиль, вернее целая плеяда стилей в архитектуре. Появившийся еще в античности, он возвращается снова и снова, приобретая новые черты и, одновременно сохраняя традиции. Однако всегда неизменным остается главный принцип классицизма: ценно лишь неприходящее, неподвластное времени. Архитектура классицизма - это четкость форм, логичность планировки, в ее основе - классический ордер.

Распознать классицизм в интерьере задача довольно сложная. Вот некоторые признаки «интерьерного классицизма: ясность в организации пространства, мягкость цветов (используются светлые оттенки желтого, бежевого, коричневого, зеленого). Конечно обязателен белый цвет. Декорирование стен - полуколонны, колонны, пилястры, карнизы. Крайне сдержанно используется лепнина и резьба по дереву. Мебель достаточно строгая и геометричная, прямых или чуть изогнутых форм. Декор используется в минимальных количествах, он тонок и лаконичен, никаких завитков. Очень мало позолоты. Формы продиктованы целесообразностью.

Сложность распознавания еще и в том, что многие интерьеры переделывались из барочных. Такова судьба многих интерьеров Большого дворца в Петергофе. Первоначально Растрелли оформляет интерьеры в стиле барокко, которые затем переделывались в стиле классицизма.

Основа классицизма - античная традиция, а в ней воспевание красоты, гармонии. Любое изображение человека в живописи, скульптуре или архитектуре классицизма - это изображение пропорционального, красивого и обязательно физически здорового тела. Интерьеры в стиле классицизма удивительно неповторимы и уникальны, хотя казалось бы, классицизм - это нечто древнее, со строгими правилами и традициями. Древние люди умели строить сооружения из камня. Для этого на вертикально поставленные каменные столбы укладывался продолговатый камень. В храмах Древнего Египта столбы уже превратились в колонны, а верхняя горизонталь - в балку, несущую перекрытие. Колонны были художественно оформлены: их делали то наподобие стилизованной пальмы, то в виде лотоса или пучка папируса. При этом ствол колонны соответствовал стволу дерева или стеблю растения, а капитель (верхняя часть) - кроне дерева или цветку. Вот откуда к нам пришла классическая колонна (ей уже более 35 веков). Внутреннее пространство древнеегипетского храма заполняли колонны, их было несколько десятков (их еще называют гипостильными), так как если колонны поставить далеко друг от друга, то балки не выдержат собственной тяжести и разрушатся. Таким был древнеегипетский интерьер. В память о нем в Эрмитаже созданы два интерьера: Двенадцати - и Двадцатиколонный залы. Технические возможности архитектуры Древней Греции уже позволяли делать большие перекрытия, а колонны выносить наружу. Излюбленной формой стал периптер (прямоугольное здание с наружной колоннадой со всех четырех сторон. (Афинский Парфенон, здание библиотеки на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге). В древней Греции появилась необычайно поэтичная и в то же время строгая и стройная архитектурная «философия». К середине V века до н.э. сформировались три архитектурных ордера: ионический, дорический и коринфский. Архитектурный ордер - это определенная система стоечно-балочной конструкции со строгим соотношением частей и пропорций, в ее основе часто использовались пропорции «золотого сечения». За основу всех размеров сооружения бралась мера, приблизительно равная нижнему диаметру колонны, отсюда - невероятная гармоничность и пропорциональность. В Древнем Риме эта архитектурная ордерная традиция нашла свое продолжение в разработке еще двух ордеров: Тосканского (вариант дорического, но у колонны гладкий ствол (в Древней Греции ствол колонны всегда покрывался желобками-каннелюрами) и есть база. Именно этот ордер будет впоследствии распространен в России ХVIII-ХIХ веков) и композитного, особенно пышного (в его капители совмещены признаки коринфского и ионического ордеров). Благодаря тому, что римляне научились применять в строительстве кирпич и бетон, римские зодчие стали широко использовать своды (купол, арка), позволяющих перекрыть помещения очень больших размеров. (Римский Пантеон).

В классицизме все должно быть гармонично: и архитектура и внутреннее убранство. Поэтому все предметы в интерьере должны хорошо гармонировать друг с другом, а лучше всего - составлять единое художественное целое (оформлять интерьер предметами и произведениями искусства в том же стиле, так как классицизм проявил себя не только в архитектуре, но и в живописи, и в скульптуре). Поэтому неотъемлемая часть интерьера - живописные полотна и скульптура (антики). Кроме этого различают мебель эпохи классицизма, а также посуду и декоративно-прикладное искусство. В декоративно-прикладном искусстве классицизм утвердился в ХVIII веке и сразу положил конец буйным орнаментам эпохи рококо. Текстильные издели, посуда, мебель приобретают простоту и элегантность, они перестают быть вычурными и пышными, становятся сдержанными и лаконичными. Мебель легкая, изящная, прямых или чуть изогнутых форм, с минимальным декором. В интерьере часто применяется однотонный текстиль, совершенно без рисунка, если есть рисунок, то это чаще всего растительный орнамент. Везде - и в посуде, и в мебели предпочитаются спокойные тона, нежная цветовая гамма. В посуде - керамика и серебро, в мебели и декоре особая роль отводится изделиям из дерева (оно уже не покрывается позолотой, а используется в натуральном цвете).

Во Франции в рамках классицизма возникли стиль Людовика ХVI, стиль Регенства, стиль ампир; в Англии - стили Хеплуайта и Шератона, мебель Д.Рентгена. В это время вошли в моду элегантные «базальтовые» изделия Веджвуда из фаянса, прекрасно гармонировавшие с классическим интерьером. Русский классицизм замечателен художественной лепкой и резьбой, изделиями из бронзы, чугунного литья. Знамениты русский фарфор, хрусталь, мебель, штофные ткани.

 

МОДЕРН.

 

(фр. modern - современный). В интерьере (конец ХIХ века) первым обратившим на себя внимание выражением этого стиля был орнамент дома инженера Тасселя на улице Тюррен в Брюсселе, построенного по проекту архитектора Виктора Орта в 1893 году. Металлические криволинейные гурты, поддерживающие лестницу, вырастают из ствола тонкой стальной колонны, как ветви дерева. Капризно изгибающаяся декоративная полоса металла сплетается со стержнем, играющим конструктивную роль. Лейтмотивом этого орнамента стали длинные упругие линии, получившие название «удар бича». «Удар бича» стал одним из характерных признаков всего декоративного искусства модерна и получил широкое распространение во всех европейских станах конца 1890- начала 1900 годов.

Во Франции, Бельгии его называли «ар нуво» (фр. art nouveau - новое искусство), в Австрии - сецессион» (что означает «раскол» - разрыв с традиционализмом, в Германии - «югендстиль» (стиль молодых), в Италии - «либерти» (свободный), в России, Англии - «модерн», В США - «тиффани».

В интерьерном искусстве модерн отличает выраженная декоративность: обилие декоративных элементов из резного дерева, цветного стекла, металла; украшенные растительными и другими мотивами элементы интерьера; панно, витражи; керамическая облицовка, декоративные рельефы и стеклянные вазы. Для организации интерьерной среды характерны элегантность и стильность, разреженный ритм всех элементов. Общие мотивы и формы связывают архитектуру, декор и аксессуары интерьера.

 

КАНТРИ.

 

(англ. Country - деревня). Официальным создателем стиля считается шведский художник Карл Ларссон (конец ХIХ века).

Очень мирный, самый «домашний» стиль, выбирающий светлые цвета, добротность и натуральность материалов. Только деревянная светлая мебель, шерстяная, светлая обивка, много света; уют, создаваемый с помощью простых вещей: плетеные коврики и вязаные салфетки, керамика, ручная вышивка. «Природная» цветовая гамма - по цветам все упорядочено и сбалансировано. Холст, лен, клетка и полоска. Стиль кантри аккумулирует тепло и свет.

 

АР ДЕКО.

 

Появился во Франции в 25-30 годы ХХ века. Назвали это стилевое направление в честь (и по ее имени) международной выставки декоративного искусства в Париже в 1925 году.

Ар деко входит в группу стилей с подчеркнуто декоративной ориентацией. Это изысканный элитарный стиль, который вырос из очищенного от чувственных излишеств стиля модерн.

Декоративные предметы создавались с использованием техники маркетри и других видов инкрустации из экзотических пород дерева. Ар деко легко использует прокатный металл, стальные трубки, зеркальное стекло, клееную фанеру, полудрагоценные камни. Предметам ар деко свойственны геометрические формы и стремительные линии.

 

 

КОНСТРУКТИВИЗМ.

 

(лат. Constructio - построение). Направление в искусстве ХХ века, преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль. Основная установка - сближение искусства с практикой индустриального быта: геометризация контуров и обнажение технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве.

Конструктивизм выдвинул задачу художественного конструирования материальной среды, окружающей человека. Стремился использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций, отказываясь от декоративных мотивов и следования каким бы то ни было традициям.

Внутренняя планировка определяется практическим назначением, но достаточно свободна. Интерьер предполагает компактное расположение атрибутов. Форма меб



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: