ПРОГРАММА
Для подготовки к междисциплинарному государственному экзамену
По направлению менеджмент профиль «Маркетинг»
Учебный год
«Маркетинг»
1. Сущность и определение маркетинга.
Основные понятия. Цели маркетинга. Принципы маркетинга. Функции маркетинга. Современная концепция маркетинга и ее реализация путем разработки комплекса.
Концепции управления маркетингом
Основные этапы эволюционного развития маркетинга. Научные концепции маркетинга предприятия. Виды маркетинга.
Маркетинговая среда
Макросреда- внешние силы окружающей среды: политическая и правовая; экономическая; природная; демографическая; научно-техническая (технологическая); культурная.
Микросреда: поставщики, посредники, конкуренты, клиенты и контактные аудитории. Внутренняя среда – сферы деятельности предприятия: производство, финансы, НИОКР, менеджмент, маркетинг.
Анализ поведения клиентурных рынков
Рынки, определение, классификация. Потребительский рынок и рынок предприятий.
Анализ потребителей: покупательское поведение различных типов потребителей; факторы, влияющие на поведение покупателей; покупатели от имени организаций. Процесс принятия решения о покупке. Мотивация индивидуального покупателя. Мотивация индустриального покупателя. Центр закупки: состав, структура, функции.
Концепция сегментации рынка
Сегментация рынка: определение, принципы, цели. Уровни сегментации: макро- и –микро-сегментация. Переменные (признаки) и критерии сегментации потребительского рынка и рынка промышленного назначения. Привлекательность сегментов.
Выбор целевых сегментов рынка: критерии оценки сегмента, стратегии охвата рынка – недифференцированного, дифференцированного и концентрированного маркетинга.
Разработка товара в системе маркетинга и товарная политика
Роль товара в системе маркетинга. Классификации товара по ряду признаков. Понятия качества и конкурентоспособности товара. Концепция жизненного цикла товара (ЖЦТ). Требования потребителей к товару. Три основных варианта товарной политики: модификации товара, снятия с производства и создание нового товара. Инновационная политика (создание нового товара). Классификация новых товаров. Практика обновления товара. Процесс разработки нового товара. Способы «новизны ». Восприятие нового товара потребителями. Ассортиментная политика: понятие ассортимента, оптимизация ассортимента, варианты ассортиментные стратегии
Позиционирование товара и формирование комплекса маркетинга.
Позиционирование как инструмент дифференцированного охвата рынка. Типы позиционирования марки, условия позиционирования, методы позиционирования. Понятие маркетинг – mix и его составляющие.
Понятия: товарная марка, фирменное имя, фирменный знак, товарный знак, фирменный стиль. Способы присвоения марки. Упаковка товара: виды, функции и роль в формировании бренда товара.
Распределение (дистрибуция) товаров на рынке
Понятие дистрибуция, ее роль в комплексе маркетинга. Особенности современной системы распределения. Сбытовые организации. Каналы сбыта: определение, основные характеристики, выбор каналов. Система распределения (сбыта): прямая, косвенная и двойная.
Маркетинговые коммуникации и система продвижения товара
Определение и задачи маркетинговых коммуникаций. Категории маркетинговых коммуникаций. Основные средства воздействия: реклама, пропаганда, стимулирование и личная продажа. Основные категории источников информации. Целевая аудитория и состояние потребительской готовности.Процесс выбора эффективных средств маркетинговых коммуникаций.
«Маркетинговые исследования»
Сущность и принципы маркетинговых исследований.
Определение понятия «маркетинговое исследование». Объект и предмет маркетингового исследования. Основные факторы, влияющие на проведение маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования как составная часть всех этапов информационно-управленческого процесса. Принципы маркетинговых исследований. Компании, профессионально специализирующиеся на проведении маркетинговых исследований.
Определение проблемы - как этап маркетингового исследования.
Основные источники маркетинговых проблем. Окружение проблемы. Цели маркетинговых исследований в соответствии с источниками проблем. Маркетинговые исследования для определения проблем. Маркетинговые исследования для решения проблем. Этика маркетинговых исследований.