Человек, индивид, личность.




Общество и общественные отношения.

Общество – определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга (общество книголюбов, дворянское общество).

Общество – определённый этап исторического развития человечества или конкретная страна (первобытное общество, феодальное общество, французское общество).

Общество – человечество в целом – в его историческом и перспективном развитии.

Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Когда говорится об обособлении общества от природы, имеется в виду его качественная специфика, но не оторванность от природы и процессов её естественного развития.

 

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях.

К числу подсистем в первую очередь относят сферы общественной жизни. Их выделяют несколько: экономическая (отношения в процессе материального производства), социальная (взаимодействие классов, социальных слоёв и групп), политическая (деятельность государственных организаций, политических партий), духовная (мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений).

Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, танцевального и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.

Человек входит в более крупные общности людей. Он принадлежит к определённой социальной группе, классу, нации.

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называется общественными отношениями. Принято различать отношения, которые складываются в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную жизнь общества.

Общественную жизнь изучают многие науки, получившие название общественных (история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика и др.).

Действуют ли в социальной действительности объективные, т.е. независимые от сознания людей, законы развития? Можно ли изучать общественную жизнь, отвлекаясь от многообразия взглядов, интересов, намерений людей? Если нет, то можно ли признать обществознание наукой, дающей точные и объективные знания о мире?

Человек, индивид, личность.

Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, насколько типичными являются признаки определённой общности для разных её представителей (жрец Амона Анен, царь Иван Грозный, пахарь Микула Селянинович).

Термин «индивидуальность» даёт возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной.

Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность – как своеобразие проявлений человека, подчёркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринуждённость его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое.

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (ибо тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.

Личность – человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

- устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей.

Второе направление изучения личности рассматривает её через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий.

Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».

 

 

Деятельность.

Сущность человеческой деятельности.

Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует её.

И поведение животных, и деятельность человека сообразуется с целью (т.е. целесообразны). Но в основе поведения животных – биологическая программа поведения, инстинкты. Человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т.е. имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Целеполагание присуще только человеческой деятельности.

 

Структура деятельности.

В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности.

Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена.

Далее в структуре деятельности можно выделить цель, средства её достижения и результаты.

Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определённым образом направленной деятельности.

Достичь желаемого результата помогают средства деятельности.

В ходе деятельности возникают определённые продукты (результаты) деятельности.

 

Деятельность состоит из действий. Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и др. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат.

 

Мотивы деятельности – то, что движет человеческой деятельностью.

Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей.

Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его личности.

 

1) Французский просветитель 18 в. Ш.Монтескье считал, что климатические условия обусловливают индивидуальные особенности человека, его характер и склонности.

2) Некоторые мыслители (напр., Платон) объясняли движение общества духовным фактором: «идеи правят миром».

3) Немецкий философ Гегель полагал, что историей правит мировой разум.

4) К.Маркс: деятельность людей определяется их материальными, экономическими интересами.

5) Немецкий учёный М.Вебер: невозможно объяснить каким-либо одним фактором – имеет место взаимодействие самых различных причин.

Потребности человека можно разделить на три группы:

1) естественные или биологические (в дыхании, питании, воде, в нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода, т.е. те же, что есть и у животных);

2) социальные – порождённые обществом (во взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании достоинств личности);

3) идеальные (в познании окружающего мира в целом и в его частностях, осознании своего места в нём, смысла и предназначения своего существования; в развлечениях и др.).

Биологически, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны.

 

Существует немало других классификаций потребностей. Американский психолог А.Маслоу выделял следующие базисные потребности:

- физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т.п.;

- экзистенциальные: в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т.д.;

- социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

- престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;

- духовные: в самоактуализации, самовыражении.

Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей – первичные (врождённые), а следующие три – вторичные (приобретённые). Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

 

Наряду с потребностями, важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки.

Важную роль в мотивах деятельности играют также убеждения.

Убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

 

Потребности и интересы осознаются людьми, т.е. характеризуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участи сознания. Под бессознательным в психологии обычно понимаются обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не даёт себе отчёта.

 

Немецкий социолог М.Вебер, говоря о деятельности, разделил действия в зависимости от их мотивов на:

1) целерациональные (характеризующиеся рационально поставленной и продуманной целью)

2) ценностно-рациональные (подчинённые принципам, заповедям, требованиям, своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии; смыслом действия в данном случае не является достижение какой-либо цели);

3) аффективные (обусловленные кратковременным, сильно и бурно протекающим эмоциональным переживанием: яростью, ужасом, отчаянием и т.п.);

4) традиционные (основанные на длительной привычке, т.е. являющиеся автоматической реакцией на привычное раздражение).

 

Виды деятельности.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В неё входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Все эти виды деятельности связаны между собой.

 

Иные классификации выделяют деятельность трудовую, высшую нервную, творческую, потребительскую, досуговую, образовательную, рекреационную (отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда) и др.

 

Можно выделить созидательную и разрушительную деятельность.

 

В зависимости от общественных сфер, в которых протекает деятельность, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др.

 

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

 

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

 

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую.

 

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Труд – это вид человеческой деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Учение – деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

Общение – установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми.

Игра – деятельность, ориентированная в отличие от трудовой не столько на результат, сколько на сам процесс – правила игры, ситуацию, воображаемую обстановку (единого определения, признаваемого большинством учёных, нет).

 

Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внутренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, создаваемых в процессе мышления. Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через неё реализуется.

 

Общение и коммуникация.

Последний термин нередко употребляют наряду с понятием «общение». Правомерно ли это?

В процессе коммуникации субъект, действующий активно, передаёт информацию (ею могут быть знания, идеи, указания и т.д.). Получателем информации является объект, который должен поступить в соответствии с полученной командой, установкой, приказом. Роль получателя могут выполнять и человек, и животное, и машина. Однонаправленный поток сведений при отсутствии или при формальном характере обратной связи (как поняли?) ничего не прибавляет к первоначальной информации.

Иное – передача информации при общении равноправных, равноценных и свободных партнёров. Субъекты на обоих концах цепочки передачи информации активны, они осознанно вступают в контакт, не просто обмениваются информацией, но видоизменяют её, дополняют, уточняют, т.е. активно оперируют ею. Происходит выработка новой информации, являющейся достоянием обоих участников общения.

Если участники коммуникации так и остаются обособленными (каждый сам по себе), то в процессе общения усиливается общность.

 

 

Мировоззрение.

Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

- это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Типы мировоззрения:

Обыденное (житейское) мировоззрение возникает в жизни человека процессе его личной практической деятельности. Оно формируется стихийно, мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры.

Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей. Слабые стороны религиозного мировоззрения – проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.

Научное мировоззрение включает в себя научную картину мира, обобщённые итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нём целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что человек ещё не занял в научном мировоззрении подобающего ему места.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: