Н.Браун
ЕСЕНИНСКИЙ ДИКТАНТ
Задания для учащихся 6–9 классов
ФИО ________________________________________________
Школа ______________________________________________
Город ________________________________________________
Прочитайте стихотворение и соотнесите выделенные слова и их толкования. Запишите номер ответа в таблицу.
По дороге идут богомолки,
Под ногами полынь да комли.
Раздвигая щипульные колки,
На канавах звенят костыли.
Топчут лапти по полю кукольни,
Где-то ржанье и храп табуна,
И зовет их с большой колокольни
Гулкий звон, словно зык чугуна.
Отряхают старухи дулейки,
Вяжут девки косницы до пят.
Из подворья с высокой келейки
На платки их монахи глядят.
На вратах монастырские знаки:
«Упокою грядущих ко мне»,
А в саду разбрехались собаки,
Словно чуя воров на гумне.
Лижут сумерки золото солнца,
В дальних рощах аукает звон...
По тени от ветлы-веретенца
Богомолки идут на канон.
Толкования выделенных слов
1. Травянистое растение семейства гвоздичных, сорняк с тёмно-розовыми цветками и ядовитыми семенами.
2. Прилегающая к корню часть дерева.
3. Церковное песнопение в похвалу святого или праздника.
4. Отгороженное место, где в особых постройках складывают сжатый хлеб. // Расчищенная площадка для молотьбы.
5. Комплекс сооружений (храм, жилые и подсобные строения), принадлежащих вместе с территорией, на которой они расположены, церковной организации или монастырю.
6. Громкий, резкий звук, крик, гул неприятного низкого тембра.
7. Башня с колоколами на здании церкви или у церкви.
8. Женская верхняя короткая одежда.
Ответ:
Комель | Куколь | Колокольня | Зык | Дулейка | Подворье | Гумно | Канон |
Прочитайте стихотворение и выполните задания.
2.1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
П...ет зима – аука...т
М...хнатый лес б...юкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с т…ской глубок...ю
Плывут в страну д…лекую
С...дые …блака.
А по двору метел...ца
К...вром ш...лковым стел...тся
Но больно холодна.
В...робышки игривые,
Как детки с…ротливые,
Пр…жались у окна.
Озябли пташки малые
Г...лодные усталые,
И жмутся попл...тней.
А в...юга с ревом беше(н,нн)ым
Стучит по ставням свеше(н,нн)ым
И злится все сильней.
И дремл…т пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзл…го окна.
И снится им пр...красная
В улыбках со...нца ясная
Кр...савица весна.
Найдите в стихотворении тропы, запишите по ОДНОМУ примеру каждого тропа в таблицу.
Название тропа | Пример тропа из стихотворения |
Эпитет | |
Сравнение | |
Олицетворение |
Восстановите строчки стихотворений С.А. Есенина, вставив на месте пропусков недостающие слова.
А) Еду. Тихо. Слышны _________
Под копытом на снегу.
Только ________ вороны
Расшумелись на лугу.
Б) Мелколесье. Степь и _________.
Свет ___________ во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
В) Топи да __________,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает __________.
Г) Сыплет черемуха _________,
Зелень в цвету и росе.
В _________, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Д) У плетня заросшая __________
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Ниже в таблице представлены изображения предметов, явлений, событий, связанных с жизнью и творчеством С.А. Есенина.
4.1.Определите, что изображено (кто изображен) на каждой фотографии. Запишите свои ответы под фотографиями.
Расположите номера фотографий в хронологической последовательности появления изображенных на них объектов (событий). Укажите последовательность цифр в поле для ответа.
Ответ: | Ответ: | |||
Ответ: | Ответ: |
Хронологическая последовательность изображений
ОТВЕТ_________________________________________________________