Лабораторные опыты, требования к их проведению, приемы организации работы.




Формы организации обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»

Ответ

Урок

Экскурсия

Лабораторно-практическое задание

Домашнея самостоятельная работа, внеурочная деятельность (кружок, секция, студия)

Отличие:

1. Характером деятельности учителя и ученика

2. Составом учащихся

3.Организацией их во время занятий и режимом рабвремени

Урок– основная форма организацииобучения. Структура урока окружающего мира.

Урок -этотакаяформа организации, при которой учебные занятия проводятся учителем группой учащихся определенного возраста и уровнем подготовки в течении определенного времени по установленному расписанию для решений конкретных учебно- воспитательных задач.

Структура урока

1 Тема

2 Класс

3Цель (продолжить знакомство)

4 Задачи: развивать мышление, воспитывать какие- либо правила

5 Оборудование (то, что нужно для провидения урока)

6 Конспект

 

Экскурсия, методика подготовки и проведения

Экскурсия- это форма организации обучения, которая основана на непосредственном восприятии изучаемых объектов вестественной илиискусственной созданной обстановке (музей, природа, на производстве)

Требования к проведению и подготовке экскурсии

1 Выбор места экскурсии в соответствии с темой

2 Изучение маршрута, пунктов остановок и объектов для изучения (осмотрим, что вокруг)

3 Продумываем, какой материал нужно собрать, обязательный конспект, задание для детей (пишутся на листочках или карточках)

4 Вводная беседа + инструктаж

5 Непосредственное ознакомление обучающихся с объектом экскурсии

6 Заключительная беседа. Отчет (беседапроисходит на самом месте экскурсии), обобщение, подведение итогов.

Значение экскурсии

Углубляет и расширяет знания учащихся, конкретизирует программныйматериал, развивает: наблюдательность, мышление, cамостоятельность, аккуратность, способствует физ воспитанию

 

Лабороторно- практические занятия (уроки)

Л- п з-я- это те же уроки, но требующие особой организации учебного процесса и спец оснащения.

Они характеризируются тем, что учащиеся самостоят проводят опыты или работают с конкркт объектами

Значение

1Способствуют более полному осуществлению принципов наглядности и предметности в обучении

2 Идет вкл в подсознание различных органов чувств

3 Приобретаются не только теоретические, но и практические умения и навыки.

План проведения

1 Сообщение планы работы

2 Определение ее цели

3 Выдача оборудования и объектов

4 Инструктаж, объяснение плана работы

5 Выполнение работы

6 Заключительная беседа. Выводы

Основная цель- это формирование и совершенствование практических умений и навыков

Способы проведения

1 Лабораторный или фронтальный - работа проводится одновременно со всем классом под руководством учителя. Самостоятельность минимальна, мыслительная деятельность протекает пассивно.

2 Индивидуальные - проводятся по карточкам индивидуально, делают полностью самостоятельно, мыслительная деят- ть активная. Требуетопред навыков

1. Домашняя самостоятельная работа по предмету Окружающий мир

К внеурочным формам относят и выполнение домашних заданий.

Домашняя работа учащихся тесно связана с классной и по своему содержанию дополняет урок. Дома учащиеся выполняют то, что не могут сделать на уроке. Прежде всего это повторение по учебнику материала, который был разобран на уроке, а также тех ранее полученных знаний, которые должны послужить опорными для новых знаний, подлежащих усвоению на следующем уроке.

Имея в виду эту задачу домашней работы, учитель, предлагая учащимся задание на дом, знакомит их с темой следующего урока и указывает, что им нужно знать из ранее пройденного, для того чтобы разобраться в новом материале. Часто учителя, давая задания по повторению ранее изученного материала, ограничиваются указанием страниц учебника, которые учащиеся должны прочесть. Опыт показывает, что такое задание не нацеливает уча. щихся на повторение определенных знаний, нужных для следующего урока. Правильнее давать задание по повторению в виде конкретных вопросов, на которые учащие* ся должны ответить. Это могут быть вопросы, взятые"из учебника, и тогда учитель указывает лишь их номера, но могут быть и вопросы, подготовленные самим учителем.

Вопросы обеспечивают целенаправленную работу учащихся с учебником и активизируют их мыслительную деятельность. На следующем уроке в ходе опроса или в процессе изложения нового материала перед учащимися ставятся вопросы в той формулировке, в какой они были заданы на прежнем уроке. И это является существенным фактором, стимулирующим домашнюю работу учащихся.

Вторая задача домашней работы - повторить по учебнику тот фактический материал, пройденный на уроке, который надо запомнить. Это касается определений понятий, номенклатуры, конкретных характеристик свойств предметов. Домашние задания, построенные на материале урока, должны приучать учащихся не только к правильному и последовательному изложению учебного материала, но и к умению оперировать полученными знаниями.

На первых этапах обучения дают задания по тексту учебника, приучающие учащихся работать с ним. Это пересказ статей учебника, систематизация изучаемого материала.

Домашняя работа значительно в большей мере, чем урок, может быть индивидуализирована.

Индивидуализация домашних заданий требует учета уровня подготовки учащихся, уровня их развития, интереса к предмету. В классе всегда есть ученики, которые имеют пробелы в знаниях. Для них нужны индивидуальные задания по повторению ключевых вопросов курса. С другой стороны, в классе имеются ученики, проявляющиеповышенный интерес к предмету. Им также нужны индивидуальные задания, рассчитанные на расширение кругозора и углубление знаний.

Домашнее задание - весьма ответственная часть урока, поэтому необходимо выделять специальное время, достаточное для того, чтобы дать его в развернутом виде. Учитель должен добиться того, чтобы объяснения домашнего задания стало важным моментом урока. От того, насколько учащиеся усвоят задание, зависит успех его выполнения. Каждый учащийся должен знать не только то, что нужно сдеать, но и как это сделать, в каком виде. Учащиеся записывают домашнее задание в свои тетради.

В настоящее время ко многим учебникам природоведения и естествознания созданы рабочие тетради, которые заполняются как на уроке в процессе объяснения, так и дома при выполнении домашнего задания. Рабочие тетради позволяют систематизировать учебный материал, целенаправленно организуют детей на выполнение домашних заданий. Они могут включать также внеурочные задания, для выполнения которых требуется длительное время.

Одно из важнейших условий успеха домашней учебной работы - научить учащихся работать самостоятельно. Для этого необходимо нацеливать школьников не на заучивание учебного материала, а на установление связей между сведениями, которые дает преподаватель на уроке, и сведениями, которые учащиеся добывают самостоятельно при чтении учебника.

Kpotae работы с учебником, в качестве домашних заданий можно рекомендовать выполнение рисунков, оформление схем, раскрашивание. Например, при изучении темы «План и карта» можно предложить учащимся нарисовать план своей комнаты. Кроме того, дома учащиеся могут составить аппликацию из сухих листьев, плодов, семян.

Большое значение при выполнении домашних заданий имеют «Дневники наблюдений», которые позволяют организовывать систематическую самостоятельную работу учащихся по наблюдениям за окружающей природой и трудовой деятельностью людей. В качестве домашних заданий можно предположить также опыты и практические работы. Однако при характере задания следует учесть, что опыты должны быть посильны для выполнения, абсолютно безопасны и легковыполнимы в домашних условиях.

Много внимания учителю начальных классов приходится уделять работе учащихся дома с учебником. Задача учителя - так организовать эту работу, чтобы задания из учебника содействовали активизации мыслительной деятельности учащихся. Важным шагом на пути к этому является приучение детей к внеклассному чтению специальной литературы. При ознакомлении с растениями и животными, при наблюдениях в природе учащиеся должны приучиться руководствоваться книгой. Потребность узнать больше о неизведанных тайнах природы опять ведет к книге. Задача учителя - приучить школьника к самостоятельному чтению научно-популярной литературы. Это позволит им узнать много нового и интересного о различных явлениях, происходящих в окружающий природе.

Правильно организованная домашняя учебная работа значительно облегчает проведение учебных занятий на уроке.

2. Внеурочная и внеклассная работа

 

Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учеб­ных задач, заложенных в государственной программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продол­жительность ее выполнения во многом определяется индивидуальны­ми особенностями ребенка. Вместе с тем она не может быть растянута до бесконечности и обычно определяется суммарно на все занятия для каждого возраста учащихся. Таким образом, внеурочная работа в от­личие от урока менее регламентирована и более индивидуальна.

Виды внеурочной работы разнообразны. Это, прежде всего, выпол­нение домашних заданий по материалу, изученному на уроке. Данный вид внеурочной деятельности учащихся следует рассматривать как продолжение его деятельности на уроке. Основная цель этой дея­тельности — повторение, закрепление и практикование знаний и умений, полученных на уроке. Объем и содержание домашнего за­дания определяется учителем конкретно по каждому уроку. При этом следует учитывать общий объем задания по всем предметам так, чтобы на его выполнение ученик не затратил больше времени, чем это регламентировано для данного возраста учащихся. Непра­вомочно использовать время выполнения домашних заданий на самостоятельное освоение детьми учебного материала, который учи­тель по каким-то причинам не успел дать на уроке. Такой подход приводит к неоправданной перегрузке учащихся. Дети при самосто-

 

ятельном изучении материала могут неправильно усвоить какие-то знания, что в дальнейшем лишь усложнит работу учителя: переучи­вать всегда труднее, чем учить.

Содержание домашнего задания также определяется учителем по каждому конкретному уроку. Это может быть закрепление материала урока в ходе работы с текстом и рисунками учебника; выполнение заданий в учебных пособиях, например в рабочих тетрадях; выполне­ние каких-либо опытов и фрагментов практических и лабораторных работ, наблюдения в окружающем мире. Домашние опыты и практи­ческие работы могут выполняться учащимися с целью закрепления и практикования полученных на уроке знаний и умений. Но неред­ко необходимость выполнения этих видов работ обусловлена осо­бенностями протекания некоторых процессов в самой природе и тем самым невозможностью исследовать их в рамках одного урока. Иногда процесс можно проследить только в условиях, приближен­ных к природным или непосредственно в природе. В классе же со­здать такие условия не всегда возможно. Например, исследовать в классе переход снега и льда в воду не представляет трудностей. А вот, чтобы проследить переход воды в лед, нужно создать условия по­ниженной температуры, отвести на это исследование определенное время, т. к. этот процесс не происходит мгновенно. Данный опыт, как правило, и предлагается на выполнение во внеурочное время. Некоторые опыты на уроке лишь закладываются, а затем обсужда­ются их результаты. Весь процесс хода опыта, который может быть достаточно длительным, выполняется во внеурочное время. Напри­мер, чтобы установить, что из черенков действительно можно вы­растить новые растения, на уроке лишь высаживаются черенки в почву. Во внеурочное время черенки должны быть заготовлены. Процесс их укоренения не может закончиться на одном уроке. По­этому наблюдения за этим процессом, их фиксация также являют­ся внеурочной деятельностью учащихся.

В содержание домашнего задания включаются задания для на­блюдений в окружающем мире. Они даются по теме данного уро­ка, и их выполнение способствует практикованию знаний. Вместе с тем, учителю надо заранее предусмотреть и подготовку детей к восприятию учебного материала на следующем уроке. Поэтому в домашнее задание желательно включать задания для наблюдений по теме следующего урока, задания что-то повторить из ранее изу­ченного, узнать что-то из других, чем учебник источников и т. п. Таким образом, выполнение домашних заданий обеспечивает связь изученного учебного материала с тем, что предстоит изучить.

Успех выполнения домашнего задания зависит от того, как оно задано. Часто учитель записывает на доске страницы учебника и

 

номера заданий из учебного пособия, а дети механически перепи­сывают это в дневник. При таком подходе дома у ребенка может возникнуть немало проблем, что приводит к неоправданным затра­там времени, снижает эффективность выполнения домашних зада­ний, а главное — интерес к предмету. Учащиеся должны хорошо усвоить содержание и цель выполнения задания. В задании для них должна быть четко определена их деятельность, что вытекает из особенностей задач учебного естествознания. Проведем сравнение с уроками чтения. Важнейшей их задачей является развитие навы­ка чтения с определенными его качественными характеристиками. Для естествознания развитие навыка чтения не является главной задачей. Одна из ведущих задач начального естествознания — фор­мирование знаний и умений. Это отражается и на формулировке домашнего задания. На уроке естествознания она может быть такой: «к следующему уроку надо знать и уметь рассказать, какие измене­ния происходят в жизни насекомых и птиц осенью, с чем связаны эти изменения, как и почему этих животных надо охранять осенью». Как видим, в формулировке задания отражена одна из задач началь­ного курса естествознания — дать знания о природе. Нельзя пере­носить на эти уроки формулировки заданий, которые обычно при­меняются на уроках чтения: «научиться читать текст», «научиться читать выразительно» и т. п. Совершенствование навыка чтения проявляется косвенно и в естествознании, хотя, совершенно по­нятно, что и естествознание оказывает положительное влияние на развитие этого навыка и на такое его качество, как сознательное чтениеОсобенно важно объяснить, как во внеурочное время продолжить опыт или выполнить фрагмент практической работы. Очень четко должны быть сформулированы задания для наблюдений в окружа­ющем мире, даны необходимые рекомендации к технике их выпол­нения, указаны конкретные или возможные объекты для наблюде­ний. Лишь после понимания детьми цели выполнения работы дома сообщаются и записываются страницы учебника, учебного пособия.

Отмеченная здесь специфика формулировки домашнего задания на уроках естествознания не только отвечает задачам этого учебного предмета, но и способствует решению проблемы преемственности. В самом деле, в старших классах преподаются основы наук, и от учащихся требуется, прежде всего, знание учебного материала. Раз­витие навыка чтения вообще не входит в задачу обучения на этом этапе. Учителя-предметники, давая домашнее задание, как прави­ло, указывают лишь страницы учебника, не объясняя его цель. Если на уроках естествознания при формулировке домашнего задания не выделяется специфика задач этого предмета, дети привыкают к тем

 

целям, которые отражаются в домашних заданиях на уроках чтения. Поэтому в старших классах, записав в дневник страницы учебни­ка, они продолжают считать, что им надо научиться читать текст, и с этой целевой установкой работают дома. Естественно, что на сле­дующем уроке их ответы зачастую не удовлетворяют учителя. С нашей точки зрения, такова одна из причин традиционного сниже­ния успеваемости у учащихся в пятом классе.

Домашние задания могут быть дифференцированы учителем. Так, слабым учащимся объем задания может быть ограничен обра­зовательным минимумом. Сильным учащимся задание может быть усложнено. На реализацию этого подхода рассчитаны дополнитель­ные тексты в учебниках 3. А. Клепининой. Не случайно они выне­сены за рамки материала, рассчитанного на урок.

Другими видами внеурочной деятельности учащихся является выполнение опытов, практических работ и самостоятельных наблю­дений в окружающем мире. О них уже говорилось выше. Эти виды деятельности осуществляются по заданиям, которые обычно фор­мулирует и дает учитель. Вместе с тем, они сформулированы в не­которых вариативных учебниках, и учитель может на них ориенти­роваться. Проведение опытов, практических работ во внеурочное время, ведение самостоятельных наблюдений играет важную роль в учебном процессе. Они способствуют проверке и практикованию уже полученных знаний и умений, обогащают жизненный опыт детей, что позволяет в учебном процессе шире применять комму­никативное общение, создавать исследовательские ситуации. Эф­фективности этих видов деятельности учащихся способствует их фиксация. Методика ведения и фиксации наблюдений освещена на с. 135—140 данной книги. Результаты опытов и практических работ обычно фиксируются в тетрадях. Здесь формой фиксации являются записи, таблицы, схемы и т. п.

К внеурочной деятельности учащихся также относится чтение научно-художественной и научно-популярной литературы о приро­де особенно, если это касается обязательного списка книг для вне­классного чтения.

Возможны и другие виды внеурочной деятельности учащихся.

.

 

Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обязательной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Ведущей задачей внеклассной работы является расширение эрудиции школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Отсюда вытекает особая значимость внеклассной работы в развитии индивидуальных творческих способностей учащихся. Велика ее роль в развитии исследовательских умений, в профессиональном становлении школьников. Внеклассная природоведческая работа развивает в детях интерес к естествоведческим наукам. Все это является ее существенным отличием от обязательной учебной деятельности ученика, в которой осуществляется его общее развитие, развитие по всем направлениям. Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательной учебной программы, но, как правило, связано с ней.

Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем этого занятия или руководителем учреждения. В группах могут быть объединены как одновозрастные, так и разновозрастные дети. Число детей в группе также определяется в каждом случае индивидуально. При этом учитывается содержание внеклассного занятия, его потребности в оборудовании и т. п.

Внеклассная работа может быть организована в школе. Она является основным видом деятельности внешкольных учреждений таких, как дома детского творчества, станции юных натуралистов, художественные школы. Внеклассные занятия для детей проводятся на базе домов и дворцов культуры взрослых, музеев, ДЭЗов и т. д. В каждом из названных учреждений могут быть организованы занятия на естественнонаучные темы.Таким образом, внеклассная работа имеет существенные отличия от урока и внеурочной работы.

Внеклассная работа может быть организована как массовая, груп­повая и индивидуальная.

Особенностью массовых внеклассных мероприятий является то, что в них могут принимать участие все учащиеся школы или от­дельного этапа обучения, например только начальной школы. Одним из видов массовых внеклассных мероприятий служат праздники. Они проводятся и в школе, и во внешкольных учреждениях. Тематика праздников может быть самая разнообразная. Таковы, например, праздники урожая, «День птиц», «День леса» и др. Этому меропри­ятию предшествует огромная подготовительная работа. К сожале­нию, часто все содержание природоведческих праздников сводится к последовательному показу номеров художественной самодеятельномеров художественной самодеятель-

 

ности на тему данного праздника. Считаем, что праздник надо рас­сматривать как показ результатов какой-то деятельности учащихся. Поэтому в них художественная самодеятельность должна выступать лишь фоном. Основным же здесь должен быть показ результатов какого-то труда, исследований учащихся. Важной составной частью природоведческих праздников является выставка, в экспонатах ко­торой отражена практическая деятельность учащихся. В этом пла­не интересны традиционные праздники урожая. К сожалению, с ис­чезновением в школах учебно-опытных участков прекратилось и проведение таких очень ценных в воспитательном отношении празд­ников. Вместе с тем, выставка к такому празднику может быть уст­роена и из того, что выращено при участии детей на приусадебных и дачных участках.

Остановимся на организации и дадим краткое содержание праз­дника урожая в рамках начальной школы. Подготовка к праздни­ку начинается задолго до его проведения. Перед началом весенних сельскохозяйственных работ учителя в своих классах проводят бе­седы о значении урожая растений для жизни человека, о важности труда людей по выращиванию растений. Если это сельская школа, то разговор может идти о тех культурах, которые выращиваются в данной местности, а конкретно — о сельскохозяйственных рабочих данного села. Но в основной части этой беседы следует выяснить, кто из детей и что может вырастить дома (на своих участках) к празд­нику урожая, который в школе будет проведен осенью. Учителю надо иметь в виду, что обещаний будет гораздо больше, чем следу­ет ожидать результатов. Поэтому желательно периодически конт­ролировать, как дети готовятся к празднику, что они уже сделали. Нелишне на родительском собрании убедить родителей, насколько важно проведение такого праздника для воспитания в детях поло­жительного отношения к труду и оказать соответствующую помощь школе в его подготовке. Осенью по ходу уборки урожая отбирают­ся экспонаты для выставки. При оформлении выставки каждый экспонат снабжается этикеткой, на которой указаны название рас­тения, площадь сбора урожая, масса собранного, а также фамилия и имя ученика, который выращивал данное растение или принимал участие в его выращивании.

3. Нетрадиционные уроки

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. Эксперимент показал, что учащимся интересны такие уроки. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность. Сами учащиеся отметили, что такие уроки привлекают их тем, что вносят в школьные будни разнообразие, создают в классе атмосферу праздника, приподнятое настроение. Учащимся нравятся эти нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям. Исследования и опыт педагогов-новаторов показали, что для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, например таких, как видеоурок, урок-дискуссия, урок-спектакль, урок-экскурсия и т.п. Дело в том, что такие формы занятий поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению. Во время таких уроков
расширяется кругозор учеников, плюс с увеличением информации.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру (И.П. Подласый). Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, попытку демократизации школы, а другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов.

Выделяют несколько десятков видов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике их проведения: уроки-экскурсии, уроки-конкурсы, уроки-КВН, театрализованные уроки, уроки-фантазии, уроки творчества, уроки-аукционы, уроки-диалоги, уроки-ролевые игры, уроки-тренинги, уроки-конференции, уроки-путешествия и др.

Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому следует практиковать такие уроки, но превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.

8.наблюдение ведущий метод изучения природы

 

Наблюдение.

Наблюдение, как метод обучения, представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под руководством учителя, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя. При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить учащихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Виды наблюдений:

· в классе или на природе.

· за объектами неживой природы;

· за явлениями неживой природы;

· за объектами живой природы;

· фронтальный, групповые или индивидуальные.

Дети наблюдают самостоятельно или под непосредственным контролем учителя.Требования: 1) Конкретность2) Систематичность Наблюдение – важный источник знаний об окружающем мире. Они дают основу, на которую в дальнейшем строятся мыслительные операции. Наблюдение является средством развития мышления. Любые наблюдения начинаются с постановки цели, определения объекта. Важным условием наблюдения является разумный отбор объектов.Этапы наблюдения:1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте).2) Работа по рассмотрению частей объекта.3) Обобщение увиденного. Приемы закрепления наблюдения:1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.2) Иммитация.3) Сравнение.4) Работа с иллюстрацией.5) Самостоятельное проведение наблюдения.

4. Опыты на уроках окружающего мира. Демонстрационные и лабораторные опыты. Требования к подготовке и проведению опытов.

Опыт (эксперимент) – способ изучения объектов и процессов природы, состоящий в практическом или теоретическом преобразовании условий, в которых протекает явление, с целью установления или иллюстрации определенного теоретического положения. Опыт проходит в специально созданных искусственных условиях и позволяет выяснить воздействие на объект или процесс лишь одного заранее определенного фактора из многообразного комплекса внешних воздействий.

По сравнению с наблюдением опыт является более сложной формой изучения природы, так как он предпол

· активное воздействие на изучаемый предмет или явление;

· специально подготовленные условия;

· соотнесение наблюдаемых в опыте явлений и процессов с тем, что происходит в естественной природе, и формулировку выводов.

Опыты необходимо проводить в сравнении с контрольными объектами и на их основе учить младших школьников сопоставлять, находить общие и отличительные признаки объекта исследования.

Проведение опытов способствует формированию у младших школьников научных знаний и общеучебных практических умений и навыков. Учебный опыт является основой в познании и критерием истинности знаний, так как дает возможность проследить закономерности в природе.

 

Опыты по естествознанию можно проводить как на уроках, так и во внеурочное время (длительные опыты). Длительные опыты проводятся в течение недели или учебной четверти, а некоторые из них продолжаются и в летнее время. Их ставят на учебно-опытном участке или дома в летние каникулы.

На уроках естествознания чаще всего опыты применяются при изучении нового материала как подтверждение, иллюстрация к рассказу или объяснению учителя. Можно использовать опыты для создания проблемных ситуаций на уроке, а также как метод контроля при проверке домашнего задания. Это дает возможность избежать формализма в знаниях учащихся, повышает интерес к изучаемому материалу.

Лабораторные опыты, требования к их проведению, приемы организации работы.

Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане. Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

Требования:

· Лабораторные занятия проводятся на основе полученных знаний, дающих теоретические основы для их выполнения.

· Условия проведения и материальное обеспечение лабораторных занятий.

· Лабораторные занятия должны проводиться в специализированных лабораториях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, требованиям безопасности и технической эстетике.

· Количество оборудованных лабораторных мест должно быть необходимым для достижения поставленных целей обучения и достаточным для обеспечения обучаемым условий комфортности.

· Во время лабораторных занятий должны соблюдаться порядок и дисциплина в соответствии с правилами пользования данной лаборатории



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: