а) основная литература. б) дополнительная литература




Фольклор является частью русской культуры, поэтому изучение произведений фольклора для будущих учителей – словесников необходимо, так как позволит им в дальнейшем использовать знания в учебном и воспитательном процессе.

Данная модульная программа решает задачи организации деятельности студента по изучению устного народного творчества, самостоятельной работы по предмету, способствует формированию целостного представления о содержании курса, круге изучаемых проблем, концепции и структуре курса, о формах и видах деятельности студента.

Ведущими формами занятий являются лекции и практические занятия, цель которых – формирование целостной системы представлений о своеобразии фольклора как особого вида словесного искусства, о жанрах фольклора, о национальной специфике фольклора и его месте в менталитете русского человека.

Разделы курс «Фольклор» связаны с разделами других курсов по следующим темам: «Христианизация славянской мифологии», «Календарь древних славян» - «История Отечества»; «Народная культура в контексте других типов культурной деятельности», «Духовная культура русского народа в дописьменный период», «Мифологическая модель мира славян» - «Культурология»; «Жанровый состав, своеобразие поэтики фольклора» - «Введение в литературоведение»; «Прозаические жанры фольклора» - «Древнерусская литература».

 

Формы работы и оценки студентов являются: тестирование, конспектирование исследовательских работ по фольклористике, проверочная письменная работа (терминология), выразительное рассказывание текстов фольклора наизусть, письменный анализ текста фольклорного произведения, самостоятельный анализ фольклорных текстов по предложенным схемам.

 

 

План практического занятия № 1

Фольклористика как научная дисциплина. Жанры фольклора.

 

 

I. Фольклористика как научная дисциплина.

  1. Охарактеризуйте предмет, содержание, задачи фольклористики.
  2. Что представляют собой устные, письменные и археологические; фольклорные и этнографические реконструкции воззрения человека на окружающий мир?
  3. В чем выражалось мифологическое представления человека о природе?
  4. Определите понятия ритуал, обряд, церемониал, культ, праздник, этикет, обычай, повседневность.

 

II. Специфика фольклора как явления духовной культуры.

  1. В чем состоит историческое развитие фольклора?
  2. Жанровый состав фольклора.
  3. Проанализируйте статью В.Я. Проппа «Принципы классификации фольклорных жанров».
  4. Поэтика фольклора: специфика композиции, способы изображения действующих лиц, изобразительно – выразительные средства.

 

 

Литература:

а) основная литература

1. Аникин, Владимир Прокопьевич. Русское устное народное творчество: Учебник для вузов / В. П. Аникин. - 2-е изд., испр. и доп. - М., Высшая школа, 2006. - 735 с.

б) дополнительная литература

1. Аникин, В.П. Теория фольклора: Курс лекций / В. П. Аникин. - 2-е изд., доп. - М.: КДУ, 2004. - 432 с.

2. Белякова Г.С. Славянская мифология. М., 1995.

3. Воеводина Л.Н. Мифология и культура. М., 2002.

4. Толстой Н.И. Славянская мифология // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

5. Н.И.Кравцов Славянский фольклор. М., 1976

 

 

План практического занятия № 2

Русская календарная обрядовая система

1. Мифологические представления древних славян. Система мира в представлении древних славян, главные боги славянского пантеона;

 

2. Народный календарь.

а) Аграрный и скотоводческий характер народного календаря.

б) Соотношение церковного и народного календарей и механизмы их взаимодействия.

3. Мифологическая семантика определенного календарного периода: лето и зима; дни солнцеворотов и равноденствий.

4. Праздники, связанные с днями солнцеворотов и солнцестояний.

а) основные циклы календарных народных праздников;

б) календарная поэзия (жанры, символика образов, поэтический стиль)

5. Чтение наизусть произведений календарной обрядовой поэзии.

 

Литература:

1. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. М.,1970.

2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

3. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

4. Зеленин Д.К. Тотемический культ деревьев у русских и белорусов // Зеленин Д.К. Избранные статьи по духовной культуре. 1917-1934. М., 1999. С. 140-180.

5. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1982.

6. Носова Г.А. Язычество в православии. М., 1975.

7. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991 (Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4).

8. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. / Научн. ред. В.Я. Петрухин. М., 1995.

9. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999. С. 86

 

 

План практического занятия № 3

Тема: Семейная обрядовая поэзия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: