ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ




ЛЕКЦИЯ N 2

(прочитана 15.01.95)

В прошлый раз мы с вами говорили о мотивации, то есть о тех причинах нашего поведения, которые мы не осознаем, но которые чрезвычайно важны. И если человек стремится заниматься бизнесом, если человек работает педагогом, если человек работает врачом, если он просто хочет понимать людей или самого себя, или любой другой вариант человеческих отношений его интересует, то это связано с психологией. И первое, что требуется образованному человеку, претендующего на психологическую культуру - понимать, что осознаваемые нами причины поступков сплошь и рядом не являются первопричиной.

Нам кажется, что поведение человека определяется ранее всего воспитанием, характером, обстоятельствами, настроением, а на деле первопричиной поведения человека являются потребности. И сказать это недостаточно. Потребности - это диктатура стандарта адаптации. Хотим мы или не хотим, мы должны есть, спать и делать другие вещи, и есть менее заметные, но столь же настоятельные императивы, которые вызывают социальные, экономические, семейные и прочие формы поведения человека. И вот это все есть потребности. Но сказать это недостаточно, и мы прошлый раз говорили, что среди множества потребностей можно выделить базовые.

Как на дереве не много смысла сравнивать все листья и пересчитывать их, а достаточно определить схему кроны дерева, так и здесь можно сказать, что есть две основные группы потребностей: потребности биологические и потребности психологические - социальные, духовные, и так их можно определять. И в каждой из них можно выделить по 4 основные потребности, но это только в той классификации, о которой я говорил. Существуют разные классификации. А сегодня я постараюсь показать, как связана классификация, о которой я рассказывал, с сегодняшней темой, как эти потребности проявляются в разных характерах. Потому что, когда мы знаем характер человека, мы можем определить его ведущие потребности, то есть то, что он хочет, и сплошь и рядом, сам того не зная. Для бизнесмена, для политика, для руководителя, для педагога, для врача, просто для взрослого культурного человека это чрезвычайно важно. А оценить это иной раз можно по внешности, по общему рисунку поведения, по некоторым другим моментам.

Так вот, я коротко напомню тем, кто был на первой нашей беседе, а тем, кто не был, сообщу очень схематично, что мы выделяли с вами потребности, имеющие сходные названия, но совершенно разные проявления.

И в 1-ой, и во 2-ой группе самой главной потребностью является потребность д и ф ф е р е н ц и а ц и и - отличаться от окружающей среды. Биологическое отличие - это выживание. Мы живы, пока отличаемся от окружающей среды. Социальная дифференциация - это быть не похожим на других людей. Социальная среда - это другие люди. И мы не похожи. Все, кто здесь, все, кто собираются на улицах, в толпу или на собрание, на работу приходят - все люди отличаются. И более того, они стремятся отличаться. Если мы похожи на других, то нас как бы не существует, или почти не существует. Мы терпеть не можем, когда не замечают нашу работу, не замечают нашу красоту, не замечают нашего ума, нашего трудолюбия или каких-то других качеств. А если мы опасаемся, что перестанем отличаться от биологической среды, то это означает опасность просто погибнуть. Перестать отличаться по температуре с окружающей средой - погибнуть, по давлению - скажем, в какой-то экстремальной обстановке - это тоже погибнуть. Но потребности первой группы более заметны, различимы, для них есть анализаторы, а вот потребности духовные, социальные, очень трудно различимы с позиции здравого смысла. А здравый смысл - это еще одна опасность, которая подстерегает человека образованного в какой-то своей отрасли, но не знающего психологии, потому что нам подсказывает поверхностные знания. И физика, и химия, и экономика, так же, как и психология, показывают глубину предмета, то есть инструментальное, вооруженное знание. Без него здравый смысл, сплошь и рядом, нам дает знание поверхностное, хотя это не означает отказ от здравого смысла, а только его развитие и углубление.Так вот, если первая потребность у человека - быть живым, с одной стороны, в группе биологических, а с другой - быть не похожим на других, то вторая потребность противоположна: и д е н т и ф и к а ц и я и и н т е г р а ц и я, то есть идентифицироваться - быть похожим, а интегрироваться - стать в состояние корпорации, дополнительности, взаимной полезности. Что такое интегрироваться с биологической средой? Это потреблять из нее и выделять в нее вещество и энергию. А что такое потребность социальной интеграции и идентификации? Быть похожим на других и с ними объединяться. Создавать корпорации разной сложности, разной глубины. Самые главные корпорации человека - это семья, это друзья и ближайшее окружение сотрудников. Вот здесь нам важнее всего, что происходит. Для нас менее важно, что происходит в городе в целом. Для нас не так важно, что происходит в области, еще менее важно - в республике. И уж в последнюю очередь мы интересуемся, что происходит с прогрессивным человечеством. то есть конечно, это очень важно, и как неграм в Африке - хорошо или плохо, и как в Чили с демократией, и хорошо ли идет перестройка в Польше, но, прежде всего - семья, друзья и ближайший круг сотрудников. Ну, а идентификация и интеграция с окружающей средой - это означает есть, пить, выделять шлаки и поддерживать энергетический и температурный комфорт. Так вот, когда мы с кем-то интегрированы, когда есть "наши", то есть кто заботится о нас, а мы заботимся о них, нам хорошо. А если человек одинок - это самое страшное наказание. Человек, потерявший идентичность с другими людьми - это почти идентично смерти. И никто из нас не может позволить себе такой роскоши - быть одиноким, кроме, наверное, (из всякого правила есть исключение, его подтверждающее) только самых глубоких мыслителей, которым суета мешает. И вот Диоген, и схимники-монахи, и разного рода мыслители - это люди, которые уже получили от среды почти все, и они могут уйти в себя, унеся вместе с собой и саму среду. то есть они помнят все, знают все, или у них столь своеобразное мышление, что им не так много нужно социальных контактов. А для обыкновенного человека очень важно, чтобы без него было плохо, а с ним было хорошо. Вот это потребность идентификации и интеграции.

Третья потребность в той и другой группе - потребность э к с п а н с и и - захвата пространства и времени жить неопределенно долго, влиять, знать о том, что после меня останется след. В биологическом плане - это дети и потомство, в социальном - большие дела. Если после меня что-то осталось, что полезно людям, что может принести мне честь, то я прожил не зря. Для этого нужно, прежде всего, в биологической сфере любить и быть любимым, а это очень сложно и совершенно не гарантировано обществом. Общество нам гарантирует многое. Декларация прав человека существует, но нет никаких гарантий личного счастья. И нет такой организации, в которую можно прийти, попросить, потребовать, постучать ногами. Нет. Если человек не любим, значит у него проблемы с тем, чтобы иметь потомство и продолжать себя биологически, вплоть до бессмертия, потому что это форма бессмертия - передача информации генетической, когда тело как будто исчезает, трансформируется, потом возрождается; и отголоски этого в архаичных теориях, в религиозных, прежде всего, взглядах. Эта концепция реинпарнации и т.д. Эта очень большая тема. Я не могу на ней сегодня останавливаться. Может быть, мы когда-то об этом поговорим еще. Если человек не любит, если его, в особенности, не любят, впрочем, наверное, не любить еще хуже, чем быть не любимым. Тут есть о чем поговорить, а кроме всего, человеку нужны дети. Если нет детей, мало детей, тоже проблема. Это тоже нереализованная потребность экспансии.

Социальная экспансия реализуется не в детях, а в ролевом поведении. Оно характеризуется двумя уровнями: статус - то есть то, что мы достигли, роли, которые мы уже реализовали. И уровень притязаний - те роли, которые мы реализуем: ученого, специалиста, красивой женщины, матери-героини, импозантного мужчины, друга, соперника, политического деятеля, предпринимателя, философа, все, что хотите - это роли. И чем больше разница между статусом и уровнем притязания, тем человек активнее. Это та плотина, тот градиент, который создает социальную активность. Активный человек - всегда человек, не реализовавший свой уровень притязаний. Второй вопрос: может ли он его реализовать? Адекватно ли его притязание? Третий вопрос: мешает это людям или нет? Сверхпроводимость социальная - это способность реализовывать свои потребности с другими людьми. Для политика - архиважно, для предпринимателя - архиважно делать так, чтобы люди были со мной. Да и в общем, для всякого культурного, порядочного человека важно, чтобы не воспринимались мои идеи в штыки. А ведь сплошь и рядом, говорит: как же так, я все делаю для людей, а меня не любят, меня не ценят. Как так может быть? Прежде всего, оттого, что человек недостаточно понимает себя и окружающих, и в результате сталкивается с непредвиденными событиями, или, которые ему кажутся непонятными. Так вот, если человек реализовал себя в детях и в делах, то он живет долго, значительно дольше, чем продолжается его личное существование. Но, даже если человек не претендует на великие дела, то его средние и небольшие дела тоже заслуживают внимания. Полы вымыты - нельзя ходить с грязными ногами. Это оскорбляет труд уборщицы, то есть женщины. Или мужчина что-нибудь сделал, а ему говорят: ну, ладно, заплатить-то заплатим, а вообще-то это никому не нужно. И деньги не в радость. то есть нам надо, чтобы это было замечено, чтобы это было здорово, неповторимо - вот тогда мы счастливы.

И четвертая потребность в той и другой группе - это потребность п о з н а н и я. Биологическое познание - это познание принципов своей собственной организации, своего организма и биологической среды, а социальная - это познание принципов организации своей духовной и организации социальной общества. Если я не знаю, сколько мне нужно съесть, то это может грозить несварением кишечника. Если я плохо представляю, что для меня нужно в той или иной сфере биологической жизни, то это может означать проблемы. И к сожалению, мне, как врачу, приходится сталкиваться с людьми, которые плохо себя понимают. Скажем, семейная жизнь. И это вызывает массу проблем. Этому не учат. Это не совместимо с христианской моралью. А в быту мы, даже атеисты - христиане, аскеты, и значит, тут сплошь и рядом, недоразумения от незнания, от непонимания, но бывает и в других сферах. Ну, и плюс болезнь. Это тоже острое незнание себя. Заболел: что можно, что нельзя, что вредно, что полезно, что приятно, что неприятно. Это все проблемы познания среды. Или просто путешествуешь. Приехать в Юго-Восточную Азию и попробовать впервые червей, говорят, очень вкусно, или еще какое-нибудь колоритное блюдо, это значит совершить непредсказуемый впоследствии поступок. Если же речь идет о познании социальном и духовном, то человеку важно понимать себя и окружающих. Когда мы этого не делаем, тогда мы ждем верности и преданности, и нас действительно предают. Нет верности, но есть предательство. Мы ждем симпатии, а встречаем антипатию, мы ждем сотрудничества, а встречаем интригу. Бывает наоборот: мы ждем козней, а оказывается, человек так неуклюже свою симпатию проявляет. Это легче, но все равно плохо. Хорошо тогда, когда, в основном, совпадают ожидания с реальностью. И для того, чтобы это происходило, нужна психология, потому что именно она этим занимается. И она не исчерпывает всего, что нужно знать. Но она дает знания о таком важном предмете, как человек. то есть я сам, любимый и многие люди значимые. В психологии это называется "другие значимые", то есть те, кто для меня важны - члены семьи, друзья, соратники, ну и вплоть до прогрессивного человечества, все, кто важны, их лучше бы понимать, и себя понимать. И тогда мы знаем, как идти по лабиринту, по карте - это одна проблема. А когда мы в темноте, на ощупь идем по лабиринту, в темноте - это совершенно иная ситуация.

Кратко повторяя содержание прошлой нашей беседы, пока я делаю это, я хочу сказать о том, что потребность - это императив, обеспеченный энергией. Если бы не было энергии, предусмотренной природой для ее реализации, то очень многое так и погасло. Но энергия, обеспечивающая потребности, столь велика, что она преодолевает все препятствия, но по-разному. Так же как вода всегда преодолевает плотину, сколько ее ни поднимай, так и потребность всегда реализуется. Плотина вот эта в психологии называется фрустрацией, препятствием на пути ее реализации. Она может перехлестнуть через край, может отойти в подготовленное русло, может промыть, разрушить плотину и т.д.; и в зависимости от того, какой вариант использования энергии - мирный или разрушительный - фрустрация преодолевается конструктивно или неконструктивно.

Конструктивных вариантов преодоления фрустрации три. Это - д о с т и ж е н и е с х о д у, захотел и сделал, просто, поэтому не интересно: поел, лег спать, открыл окно, или наоборот, оделся потеплее.

Второй вариант преодоления фрустрации – переключение с н е д о с т у п н о г о ресурса на д о с т у п н ы й. Хотел стать артистом, но не получилось, и тогда стал с горя директором крупного предприятия; или хотел быть миллионером, но получилось только так, полмиллиона. Говорит: "ну ладно, зато у меня личная жизнь - другие позавидуют". Тоже хорошо. Вариантов множество, то есть для каждого человека предусмотрен свой вариант счастья, и эта одна из лучших и наиболее доступных дорог для того, чтобы преодолеть фрустрацию конструктивно, переключиться с недоступного на доступный.

И третий вариант конструктивного преодоления фрустрации - достижение с отступлением. то есть человек настолько упорен, что говорит: "нет, я все-таки свой миллион сделаю. Или нет, я все-таки симпатии этой милой женщины добьюсь. Пусть я не прекрасен наружно, но я так трудолюбив, я так порядочен, я так смел. Я такой хороший дом построил, я так часто посылаю ей цветы и читаю ей такие замечательные стихи, вряд ли она сумеет это не оценить." Женщины говорят: "Да, это трудно не оценить." Можно стать академиком, можно стать очень многим, если быть очень упорным, но каждый выбирает свой вариант преодоления фрустрации, конструктивный.

Неконструктивные варианты преодоления фрустрации встречаются очень часто, они составляют суть проблем социальных и медицинских. Это - агрессия, то, с чем сталкиваются педагоги и юристы.

Агрессия - способ понизить самореализацию, самоактуализацию, реализацию потребностей другого человека. Ему плохо, значит мне относительно лучше. Так поступают дети и примитивные взрослые. Вербальная агрессия, просто брань, физическая агрессия и агрессия социальная. то есть это может быть тонкая агрессия в виде иронии, но ирония - тоже неконструктивная, если она хроническая - это уже саркастичность, то есть терять друзей и приобретать врагов, и самый тонкий вариант агресcии - это интрига: в глаза говорится хорошее, а на самом деле плетется заговор, который в конце концов возвращается к автору. то есть не было еще такого интригана, насколько мне известно, насколько и в литературе описано, который не был бы вознагражден по заслугам. Так и в священном писании, и в психологии, так и в мировой литературе. И только в плохих детективах или в книгах про суперменов интрига позволяет преодолеть все. Нет, это выигрыш ложный. Иной раз десятилетия, всю жизнь длится выигрыш. Диктаторы, супермиллиардеры - это люди, которые познают, что бег их был к ложной цели, а сделать что-либо уже сложно. Потому что главная ценность жизни, если быть интровертом, как мы будем говорить сегодня, "яйцеголовым", как говорят в Англии, то есть если быть уж очень склонным ценить духовные потребности, то это - близость с человеком, физическая и духовная. Деньги, власть - средство. Но это не однозначно, во-первых, а во-вторых, у каждого по-разному - об этом мы будем говорить сегодня - и вот поэтому встречается такой вариант преодоления фрустрации.

Второй вариант неконструктивного преодоления фрустрации - это хобби. Когда вместо поиска другого ресурса для удовлетворения потребности, ищут другую потребность, попроще. Вот, нельзя добиться любви, зато можно наесться, что называется, извините. Или можно коллекционировать что-нибудь. Тоже достойное занятие, но оно не означает быть реализованным в главном - в семье, в дружбе, в работе. И значит это ложное, это всего лишь заменители и суррогаты счастья и смысла.

Далее третий вариант неконструктивного преодоления фрустрации - это самообезболивание. Обезболивание души - алкоголь, наркотики, транквилизаторы. Когда невроз, лечат реланиумом, нозепамом, тозепамом, микстурой Кватора и другими, потому что они не лечат, а только глушат. Если зуб болит, можно принять анальгин, можно его заговорить, можно положить спирт, но это не означает вылечить. Это значит продлить боль, сохранить ее. А вылечить, означает найти причину. Так вот, именно отсюда проистекает наркомания, пьянство, во многом, не 100%-но этим определяется. Но пьющие народы - прежде всего народы фрустрированные. Есть и другие обстоятельства, которые влияют. И я напоминаю, что мы говорим всего лишь о схеме, для того, чтобы потом можно было двигаться к частностям. И кроме всего прочего, я надеюсь, что вы позволите считать эту лекцию не академической, не для специалистов, а для людей, являющихся специалистами в другой области, но для которых важны основы психологических знаний в бизнесе, в политике, в частной жизни.

Следующий вариант неконструктивного преодоления фрустрации - это неврозы: неврастения - раздражительная слабость, когда мы набираем на себя слишком много дел, не успеваем с ними справляться, и начинаем раздражаться на всех и на себя. Но на себя - про себя. А на всех - при всех. И говорим: "что же это я такой". Но очень трудно 100 дел делать сразу, и особенно когда не хочешь этого замечать, тогда возникает состояние раздражительной слабости - неврастения. Есть еще два основных варианта невроза: это невроз навязчивых состояний, когда мы, уходя из дома, думаем бесплодно и бессмысленно, сами это понимая: а вдруг дверь не запер, а вдруг свет не выключил, вдруг газ оставил, утюг оставил. У меня что-то кольнуло. Может быть это серьезно? Иду ко врачу, проверяюсь. Нет, вроде успокоили. Потом все снова. И еще один вариант невроза - основной, это депрессия. Когда все так плохо, руки опустились, ничего не хочется делать. Пусть все течет, как течет.

Кроме неврозов неконструктивным вариантом преодоления фрустрации являются психосоматические заболевания, то есть заболевания, вызванные первичным страданием души. И гипертония, и язва, и инфаркты, и инсульты, что известно почти каждому, и что менее известно, таким заболеванием является бронхиальная астма, особенно у женщин, у мужчин тоже очень часто, и колиты, и нейродермиты, и псориазы, и экземы, и мастопатии, и фибромиомы, и эндометриоз у женщин, и целый ряд других заболеваний, среди которых наиболее часто встречаются полиартрит и остеохондроз. Правда, часто бывает невротический, ипохондрический остеохондроз, не настоящий. Это очень популярная, распространенная болезнь.

Самыми тяжелыми вариантами неконструктивного преодоления фрустрации является реактивный психоз, то есть когда фрустрации так тяжелы, что человек говорит: а зачем мне жизнь - сплошное страдание. И лучше мучительный конец, чем бесконечное мучение. Так бывает, особенно с людьми эмоциональными, которые говорят: "ну как же так несправедливо, это непереносимо". Девчонка в 17 лет думает выпить уксус или таблетки, чтобы избавиться от мучений - ее в первый раз обманули. Потом, может быть, другие обманы, может быть, более серьезные. Но те, кто выжил, уже становятся крепче. А в общем, это бывает достаточно часто, и не только у девчонок, а и у взрослых людей. Это состояние суицидное. И бывает вариант неконструктивного преодоления в виде реактивного психоза. Человек может сойти с ума от беспредельного страдания. Правда, это обычно излечивается.

Так вот, человек обречен удовлетворять свои потребности, и если отвечать на вопрос о смысле жизни с позиций психологии, ответ очень простой. Человек живет ради того, чтобы жить. И механизмом этой жизни является удовлетворение потребностей, принудительное, но сладкое. За удовлетворение потребностей мы получаем вознаграждение. Если мы их не удовлетворяем, мы получаем тоску, болезни или вообще отказываемся от таких мучительных свойств, как жить несчастным. И это состояние удовлетворенности называется самоактуализацией. Остро нарастающая самоактуализация - это счастье. А если она резко нарушается, то это горе. Просто хронически нарушенная самоактуализация - это печаль, неудовлетворенность. то есть все те состояния, о которых я говорил.

 

Но, переходя к сегодняшней теме, я хочу сказать, что люди имеют 8 базовых потребностей в двух группах, независимо от пола, возраста, вероисповедания, с одной стороны, а с другой стороны, они разные. И когда мы говорим об индивидуальностях, она тоже очень многоплановая. Но в первую очередь, для неспециалиста можно говорить о темпераменте, или еще точнее, современнее, о характере, о конституции психической. Вы слышали уже о конституциях гиппократовских, которые имеют уже антикварную ценность, поскольку более двух тысячелетий существует классификация деления на сангвиников, меланхоликов, флегматиков и холериков. По преобладающей в организме жидкости.

Ежели кровь - то сангвиник, сильный уравновешенный тип; все хорошо, все пляшут и поют, никогда не устает, все время улыбается, работает, замечательный человек, можно только позавидовать. Если холерик, тоже ничего, энергичный, но вспыльчивый, но отходчивый, но быстро все надоедает, но зато быстро переключается, и т.д. Таких тоже вы знаете. Если флегматик - то это как русский мужик. Слизь преобладает - а это сильный инертный тип: медленно запрягает, но быстро едет. Раскочегарить очень трудно, над анекдотами смеется через день, а то через неделю, но уж как завелся, никак не остановить. Северный тип, так называемый. Часто встречаются такие люди. И наконец, "неудачный" тип, как считал Гиппократ и древние - меланхолик. От преобладания в организме "черной желчи". "Мелан" "холи" - это люди вечно ноющие, быстро устающие, вечно больные, несамостоятельные, в общем, люди, которых можно пожалеть; и можно представить себе среди своих знакомых такого человека. Но классификация эта хоть и прожила долго, но в конце концов устарела. Все-таки за две тысячи лет что угодно устареет. А у нас для того еще были и предпосылки.

В 1936 году, как я вам говорил в прошлый раз, Иосиф Виссарионович Сталин лично распорядился запретить психологию как очень вредную науку, еще вреднее, чем генетика и кибернетика. Потому что реабилитации психологии еще не произошло. В ВУЗах еще психологию не преподают, за исключением пединститута. В пединституте преподают, в основном, советскую психологию, а это, как вы уже знаете, кто был на первой нашей встрече, то же самое, что советская биология или политэкономия социализма, то есть нечто надуманное. Так вот, современная классификация темпераментов основывается не на соотношении жидкостей, а на соотношении сигнальных систем. Если перевести на русский язык, на соотношение подкорки и коры, правда, упрощая.

Первая сигнальная система - это то, что нам дано от природы. Человек родился, и он уже знает, может почувствовать: холодно-горячо, кисло-сладко, приятно-неприятно, не определяя это в словах, он это уже чувствует, то есть это то, что определяется нижними этажами нервной системы, то, что нам дано от бога. Но ребенок, подрастая, осваивает новые сферы. И очень скоро, уже на первом году, он начинает получать информацию опосредованно, то есть в виде сигналов от второй сигнальной системы, то есть от коры, преимущественно. И взрослый человек впадает в состояние эйфории, если ему скажут: "я вас люблю". А физический смысл всего этого - сотрясение воздуха, то есть колебания звуковые. А если ему скажут: "я вас презираю, вы мерзавец" - у него испортится настроение. Это тоже звуковые колебания. Если нам сказали на том языке, который мы не понимаем, то для нас это так, информация настораживающая, но не имеющая прямых последствий. Но не только речь - устная или письменная речь, и языки машинные, и язык танца, все это показывает, что мы получаем информацию из разных источников. И между ними, конечно, есть связь - между словом и чувством. И этим пользуются люди искусства, этим пользуются гипнотизеры, пользуются цыганки, экстрасенсы, биоэнергеты, парапсихологи, политики, руководители, бизнесмены. Слово - очень важное средство воздействия. И этим пользуются мужчины, потому что для женщины слово так важно, что оно создает для них мир. И стихи, и объяснение в любви для женщины, сплошь и рядом, важнее реальности. И тот мужчина хорош, который красноречив, а не тот, который кудряв, румян, и вообще хорошенький. То есть, ежели мужчина хочет завоевать женщину, то ему надо не столько о внешности заботиться, приличным быть, сколько развивать этот дар. И я думаю, что все присутствующие здесь мужчины, мне так кажется, все очень красноречивы, и это не случайно. А женщины, пожалуй, судя по их реакции, не могут не согласиться с этим тезисом. Так вот, первая и вторая сигнальные системы определяют разделение людей на две основные группы: интровертов и экстравертов.

Интро-верзус - обращенный внутрь, душевно обращенный внутрь. Экстра-верзус - обращенный во вне. Интроверты - это люди, которым не надо очень много окружающих. Социальная среда их может быть сравнительно ограничена, и они чувствуют себя комфортабельно и в одиночестве, и в небольшой группе. Им есть о чем подумать, у них богатая психика. Но это люди, которые могут выглядеть малоэмоциональными, малообщительными или стесняющимися, стеснительными.

А экстраверты - это люди совершенно противоположного толка. Это люди, которым не понять, как можно полчаса сидеть, ни с кем не общаясь. Нужно срочно к кому-нибудь сходить и обсудить, как там в Чили, что там в магазине, вообще, вот что там в программе, новости передавали, что в газете "Рабочий край" написано, то есть самые общие вопросы. И очень быстро такой человек может рассказать встреченному им знакомому о том, как он покупал в магазине хлеб; какие-нибудь 40 минут, и уже почти все рассказано. Ну, он, правда, может и дольше рассказывать. Если это крайне ярко выражено, то это уже человек навязчивый. И собеседник не знает, как освободиться. А он все говорит, говорит, говорит. И не может остаться наедине. Ему нужны другие люди. Экстраверты - люди, которым нужна подпитка из среды.

А между ними находятся центраверты или амбиверты, то есть люди, испытывающие состояние психологического комфорта и в одиночестве, и в общении с другими людьми. Ну и, естественно, большинство людей - центраверты. Ну вот такая классификация интро-экстра-центраверты тоже дает очень немного, поэтому я хочу рассказать вам сегодня о более сложной, но все-таки достаточно простой, практичной, полезной, на мой взгляд, классификации, которая позволяет очень быстро, но в первом приближении определить психологические свойства человека даже по внешности, во многом, по рисунку поведения, и сказать, какие потребности у него ведущие, какие у него проблемы в жизни, и как с этим человеком подружиться, и как добиться успеха у этого человека, если речь идет о предпринимательстве, или как этого человека завоевать, когда речь идет о политической задаче, или как человека понять, понять мотивы его поступков, иной раз преступных поступков, потому что потребность есть у всех - и у героев, и у законопослушных людей.

Так вот, для этого нужно каждую из групп разбить еще на 2 подгруппы и получится шесть конституций, шесть типов, шесть радикалов. В математике, химии и некоторых других науках есть понятие радикала. Но в психологии - это такая абстракция, такая схема, которая выражает конституцию, не исчерпывает, а выражает суть, квинтэссенцию. Итак, вы, наверное, слышали о многочисленных учениях, которые пытались связать строение тела и характер. И у Гиппократа ведь тоже конституциональная теория, только тогда представления были попроще. И наши представления не останутся в таком виде. Они будут трансформированы и изменены. Но, наверное, больше всех в этом веке сделал для развития этой концепции немецкий ученый, врач Эрнст Кречмер. Потом было много последователей и разное было отношение к этому, но вот он описал, и такая книга есть (она уже переиздана, по-моему) "Строение тела и характер". Она выходила в 24-м году в Киеве. Ну, а потом, в 30-е годы все было запрещено - и Фрейд, и Кречмер, и все прочее - так вот, из его работ, в основном, пошло выделение людей на разные типы конституциональные (современные достаточно представления). И я хочу вам об этом рассказать. Ну, и при этом я рассчитываю на ваше чувство юмора, потому что некоторые постулаты вам будут казаться гиперболой, и вы будете правы, и я думаю, что мы выводы какие-то сделаем в конце.

Итак, я начну с описания ярких интровертов или большого интровертивного радикала. Их внешность: это люди обычно невысокого роста, с тонкой костью, немощной, с не очень развитой мускулатурой, не очень выраженной подкожно-жировой клетчаткой, то есть это люди не толстые, не мощные, и еще одна особенность - о них часто говорят: " не ладно скроен и плохо сшит" - неуклюжие люди. Зачастую, внешними признаками таких людей являются: покатый лоб, удлиненный нос, маленький подбородок, тонкие темные волосы, глубоко посаженные небольшие глаза и жирная кожа. Вот внешние признаки такого склада характера. Чтобы представить форму лица и черепа, я хочу предложить в качестве образца Николая Васильевича Гоголя - его портреты вам хорошо известны из школьной хрестоматии. Вот профиль гоголевский. Ну, кто увлекался когда-нибудь философией, может вспомнить гравюру, на которой изображен Эммануил Кант - маленький, тщедушный человек с козлиной бородкой. Вот это и есть яркий интроверт. Не совсем типичный по росту, но это не обязательно. Любой из признаков соматических не обязателен. И это зависимости статистические, а не механические. Дон-Кихот Ламанческий - это тоже яркий интроверт - несуразный, нескладный человек; Рассеянный с улицы Бассейной; Жак Паганель и другие чудаки - это яркие интроверты, люди, у которых преобладают, во-первых, потребности второй группы, а первой (биологические) - как бы приглушены; а во-вторых, в группе психологических, духовных потребностей ярко выражена потребность четвертая, познавательная. Это схоласты, это мыслители, это люди, которые хотят алгеброй поверить гармонию и описать весь мир одной формулой. Это выдающиеся мыслители и ученые, революционеры мысли, это чудаки - реформаторы, изобретатели вечных двигателей и т.д., потому что характер - это только одна из основных составляющих, описывающих личность, другая - интеллект, высокий интеллект. Это люди, которые совершают переворот в науке, для которых нет авторитетов, кроме логики, то есть для них законы не писаны, авторитеты не существуют. Если логично - я это признаю. А если нет, то извините. Мало ли что говорит начальник, мало ли что написано в книге, в законе. Вот если это логично - тогда да, и именно они первыми узнают, что земля круглая, что Солнце вертится вокруг Земли, что параллельные линии могут пересекаться, и многое другое, что не видно нормальному здравомыслящему человеку. Это люди с нестандартным мышлением, революционеры мысли. Но поскольку они чудаковаты, поскольку они сплошь и рядом, не думают об одежде, выглядят неряшливо или консервативно в одежде, для них это несущественно. Поскольку про таких говорят: "дерево о стекло". Деревянные в смысле созвучности. Они не умеют плакать или смеяться по поводу чужой радости, так, как это могут делать другие люди, в особенности женщины. Просто, естественно, не потому, что у них плохо, а вот у кого-то плохо. Способность сопереживать у них низкая, синтонность низкая. А в отношении самих себя они очень ранимые, и физическую боль они почти не чувствуют, а в патологическом состоянии - вообще не чувствуют. А на душевную боль очень чувствительны. Здесь можно привести примеры не только в области наук, но можно привести массу людей искусства, но особого искусства, элитарного, камерного искусства. Это такие поэты, как Пастернак, Ахматова, Блок. Это такой поэт, как Тарковский Арсений, отец Андрея Тарковского. Андрей Тарковский - это тоже яркий интроверт. С его фильмов уходила половина зрителей. А та, которая оставалась, была без ума от тонкости игры ума. Вот, они не существуют для всех. Если композитор - так это, пожалуй, Шнитке. Если художник - так это Чурленис и т.д. и т.п. И Врубель, и Малевич, и масса других людей, для которых правильность форм, натурализм - нелепость. Главное - передать сущность, и передать так оригинально, как они видят все это.

Я хочу сказать, что каждый характер, каждая конституция может проявляться на нескольких уровнях. Уровень нормы - это акцентуация, своеобразность характера, но это всего лишь означает склонность, одаренность в данном направлении. Уровень психопатии - характер так заострен, что мешает жить самому или окружающим. И для больших радикалов существует еще уровень психоза. Так вот для этой группы людей их психоз - шизофрения. Ею страдал Циолковский, ею страдал Гоголь, ею страдал Врубель, ею страдал Чюрленис и многие другие, но это не означает, что они были глупыми. Шизофреник - это не обязательно глупый и не обязательно умный человек, потому что интеллект и характер - это разнонаправленные вещи. Но он всегда нестандартно мыслящий человек, не очень внешне эмоциональный, и вот таких с таким характером старинные авторы сравнивали с римской виллой, у которой за скромным фасадом идет пир духовный, пир мысли, то есть революционеры мысли, люди, ориентированные на собственную логику, которых сплошь и рядом не понимают и признают потом уже после того. Это тип не очень частый. Я думаю, если, так, кого-то интересует, я потом скажу, где можно посмотреть детально или, может быть, индивидуальная какая-то консультация небольшая может иметь место.

Гораздо чаще встречаются люди, которых относят к группе умеренных, не ярких, а умеренных интровертов. Малый интровертивный радикал, так называемый. Это люди с такой внешностью: они тоже скорей астеники, то есть тонкие, не коренастые, не сильные, не полные, но уже значительно ближе к среднему типу. Их внешние особенности, отличающие от других, - повышенный парасимпатический тонус. Что такое повышенный парасимпатический тонус? Это повышенный тонус одного из отделов центральной нервной системы. Вегетативная нервная система - это то, что управляет нашими внутренними органами. У нас есть периферическая нервная система - то, что управляет произвольными мышцами - руки, ноги, туловище, лицо; а есть внутренние органы - сердце, желудок, все другие внутренние органы, сосуды. Они управляются вегетативной нервной системой, вот та, которая бывает в состоянии дистонии, нарушенного тонуса. У них повышен парасимпатический тонус. А это означает склонность к пониженному давлению, склонность к аллергии, склонность быть жаворонком - рано вставать и рано ложиться, мало работоспособны по ночам. Если бизнесмен, вот, вдруг, из этого сорта, то он это должен учитывать. Но, вообще-то, интроверты - люди не для бизнеса, мыслители. Они хорошие консультанты или прекрасные ученые. А вот бизнес - это не совсем их. Там требуются несколько иные качества. И малые интроверты - это люди, которые очень легко краснеют. Если вы увидите человека, который легко краснеет или в детстве, в юности краснел, то он, скорее всего, малый интроверт, а это значит, что у него тоже несколько преобладает вторая группа потребностей - психологических, духовных. Но меньше, чем у ярких интровертов, значительно меньше. И они уже не доходят до таких чудес, как Рассеянный с улицы Бассейной. Сковородку он не оденет на голову и поесть он не забудет, но в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: