Социальное и культурное функционирование детской литературы у викторианцев




 

Понятие викторианства в литературе, связанное с викторианской эпохой в истории Великобритании, озна­чает определенную идеологию, образ мыслей и жизни, духовную атмосферу, комплекс нравственных и этических установлений, свиде­тельствующих о развитии общества в целом, в период с 1837 по 1901 гг.

Викторианство — феномен культуры, в котором активно вы­страивалась концепция национального характера британского общества. В XX в. термин «викторианство» получил самое широкое толкование. Одно время оно сводилось лишь к позитивным сторонам викториан­ской культуры, к якобы устойчивым эстетическим и этическим нормам, которых нет в современном обществе. Начиная с 1948 г. викторианская эпоха, викторианская литература активно анализируются критиками и историками литературы, что находит отражение в огромном количестве диссертаций и монографий, посвященных различным аспектам викторианства.

XIX век часто рассматривают в качестве периода наивысшего подъема в литературной жизни европейских стран и, в частности, Англии. Говоря об Англии, следует помнить, что XIX век был для этой страны эпохой промышленного переворота, что способствовало становлению индустриального общества.

Это обстоятельство дало возможность тиражированию книг, в первую очередь, романов. Чтение романов стало почти повсеместной реалией викторианской ежедневности, и число романистов неуклонно росло. На смену поэтике и философскому позитивизму эпохи романтизма пришел социальный реализм.

К основным чертам викторианского реалистического произведения можно отнести:

1) приоритетное значение духовных ценностей в формировании как личности, так и национального самосознания общества.

Так в работах Ч. Диккенса и У.М. Теккерея, сестер Бронте, Э. Гаскелл, Д. Мередита, Дж. Барри, отразились особенности социального и политического развития Англии со всеми сложностями и противоречиями, открытиями и просчетами. Долгое время Викторианская Англия сохранялась в обыденном представлении англичан как символ бескомпромиссного процветания, устойчивости и стабильности во всем, касающемся человека и всего общества в целом [7, с. 20].

2) утилитаризм [1] и евангелизм [2], как ключевые идеологические основания викторианства.

Утилитаризм превыше всего ставит принцип полезности, отождествляет счастье с материальным богатством, выгодой; богом утилитаризма был факт, а «бесполезное» искусство утилитаризм игнорировал, относясь к нему «с подозрением, как к предмету духовной роскоши» [23, с.15]. В этом утилитаристы сходились во взглядах с евангелистами, популярной ветвью англиканской церкви.

3) Проявление «двойной морали»: пуританство, сентиментальность и добрые намерения вкупе с проявлениями вопиющего социального неравенства и жестокости.

Представления о “хороших манерах”, свойственные ограниченному среднему классу, то есть большинству читающей публики повлияли на представления о литературных приличиях; и в XIX веке вольный дух английской литературы восемнадцатого века казался англичанам “неприличным”.

Собственно эстетическая функция искусства в глазах викторианцев не могла служить оправданием его существования; искусство и литература могли быть приемлемы лишь постольку, поскольку были полезны для совершенствования общества, то есть воспитательная, или уже — назидательная функция литературы, которая выходила на первый план. Общество, основанное на односторонних и приукрашенных представлениях о человеческой натуре, закрывшее глаза на реальную сложность, неоднозначность личности, обернулось обществом ханжеским, лицемерным, фальшивым.

4) Запрет на обсуждение тела и телесности.

Более того, был наложен запрет на любые упоминания о теле и сексуальности. Благопристойность — непременное условие викторианской литературы. Этот факт может иметь отношение к исследуемой проблеме, так как дети – «язычники» цивилизованного мира, следовательно, они относятся к телу как к естественной данности, не стеснялись тела и проявляя любопытство к телу взрослого человека, в первую очередь – к тем его местам, которые тщательно скрываются под одеждой. Интерес взрослых к вопросам приватного характера, не обсуждаемым в «приличном обществе», был также велик. Поэтому показная «бесполость» викторианства была лишь фасадом для одержимости абсолютного просвещенного большинства вопросами пола. [32, с. 233]

5) Проблемы «женщина и общество» и «ребенок и общество» впервые доминируют в англоязычной прозе.

Викторианский роман, ориентированный на отражение жизни, в то же время носил в себе многие черты романтического мироощущения. А английскому романтизму, как известно, принадлежит заслуга «открытие Детства» («Песни Опыта и Невинности» Уильяма Блейка, стихотворения о детях Уильяма Вордсворта из сборника «Лирические баллады», прозаические скетчи и прозаические обработки пьес Шекспира у Чарльза Лэма).

Романтическая культура в Англии стала одной из первых, в которых ребёнку отводилось место не на периферии, а в центре – как в качестве «образа читателя», так и в качестве литературного героя. Следовательно, о викторианском периоде можно говорить не как о времени возникновения детской литературы (возникла она раньше, еще у просветителей), но как о времени оформления детской литературы в узнаваемый феномен. В викторианской Англии - детская литература получила более масштабную читательскую аудиторию также благодаря печатной прессе. Популярные произведения создали «целый рынок спроса на романы» [22, с. 435].

Если романтикам приписывается открытие детства, то викторианцам иногда приписывают «изобретение детства», отчасти из-за того, что они пытались покончить с порочной социальной практикой эксплуатации детского труда, и отчасти из-за общественного движения, в результате которого начальное образование стало обязательным и не зависело от классовой принадлежности.

Поскольку многие дети были теперь в состоянии читать, создание литературы для детей стала делом профессионалов, и появилось существенное количество детских авторов, произведения которых свидетельствовали о преданности своей целевой аудитории.

Для викторианской сказки было характерно сочетание чудес волшебной сказки с острыми социальными проблемами современности, порождавшее фантастический элемент повествования. В соответствии с этой тенденцией авторы нашего времени, используя традиционные мотивы, например, говорящее зеркало, включают в текст собственный социальный опыт и обеспечивают связь фантастического элемента и реальности. Введение в сказочный мир элементов современной жизни, например, телевизоров или компьютеров, описание совместного обучения мальчиков и девочек, отказ от этноцентризма и создание персонажей различной этнической принадлежности, помогают «прикрепить» вымышленный мир к жизненному опыту читателя [36, с. 143]

Жанровая разновидность романтического рассказа, повести, стихотворения реже встречается в английской детской литературе викторианского периода по сравнению, например, с современной ей французской литературой, так как герой английской литературы периода более «приземлен», зауряден. Его не сжигают внутренние страсти и противоречия, он/она не бросает вызов обществу, желая, напротив, вписаться в существующее общественное устройство. Поэтому, описывая процессы взросления и изменения личности, викторианские романисты чаще прибегали к жанровым образцам романа воспитания — это жанр по природе оптимистический, показывающий рост человека, обретение им жизненного опыта и места в жизни. Вообще дети и подростки впервые становятся героями литературных произведений, начиная с романтической эпохи, но в литературе реализма возрастает внимание к детству как к особой формирующей эпохе человеческой жизни. Реалистический роман не сразу нашел способы и приемы для изображения остроты детских переживаний, отличий детского мировосприятия [8, с. 26].

Викторианская детская литература не могла оставаться в стороне от интереса к реальности в том ее понимании, которое определялось константными понятиями социального типа, социальной среды и правдоподобия. Но правдоподобие детской литературы имело тенденцию к созданию идеализированного портрета неблагополучной жизни, в которых тяжелая работа, настойчивость, любовь и удача побеждают в конце; достоинство было бы вознаграждено, и правонарушители соответственно наказаны. Они имели тенденцию быть улучшающейся природы с центральным моральным уроком в глубине души. В то время как эта формула была основанием для большой части более ранней викторианской беллетристики, ситуация стала более сложной, в то время как столетие прогрессировало [23, с. 28].

Публикации периодических изданий и журналов, предназначающихся для детской части населения, стали популярным способом преподавать детям уроки нравов. Редко были эти публикации, созданные с целью доставить удовольствие ребенку; однако, с увеличением числа используемых издателями иллюстраций, дети смогли наслаждаться литературой, и, сопутствующим образом, изучать нравы. С новооткрытым принятием чтения как удовольствия, литературные сказки известных писателей и пересказываемые профессиональными литераторами фольклорные произведения популяризировались. Заимствование авторами из фольклора (сказочные мотивы, фольклорная фантастика) также повысило степень детского интереса к литературе. В оборот вошли различные типы книг и журналов, издаваемых для мальчиков и девочек. Женские истории имели тенденцию сосредоточиться на семейной жизни, тогда как истории для мальчиков были больше о приключениях. Но викторианскому обществу, так или иначе, удалось воплотить обе эти черты в процессе создания национальной сказки [13, с. 176].

Кратко суммируя описание детской художественной литературы викторианского периода, можно выделить следующие ее особенности:

- Переход от религиозно-назидательных к житейским и социально-нравственным сюжетам в сочетании с фантастическими элементами;

- Отсутствие жанрового разнообразия;

- Ребенок и подросток – главные действующие лица в художественном произведении;

- Гиперболизация в описании персонажей с целью интенсификации морального урока в качестве вывода;

- Популяризация иллюстрированных литературных сказок, делившихся тематически по гендерному признаку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: