Тема 6. Социальный прогресс и развитие общества.




Социальные изменения: понятия и виды. Факторы социальных из­менений. Синтетические теории социально-исторических изменений. Со­циальное развитие и социальный прогресс. Эволюционный и революци­онный подходы к изменению общества. Циклические теории (Данилев­ский, Шпенглер, Тойнби). Теория волн Кондратьева. Научно-техниче­ский прогресс. Информационная революция. Социальные изменения и социальная стабильность. Социальные революции и реформы.

Социальная модернизация. Формирование мировой системы. Ме­сто России в мировом сообществе.

Раздел III. Культура и личность

 

Тема 7. Культура.

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Структу­ра и содержание культуры. Элемент культуры, культурный комплекс, культурный институт. Базисные элементы культуры и ценности. Куль­турная норма. Обычаи, обряды, традиции, ритуалы, нравы, мораль, табу. Культурные универсалии.

Формы и виды культуры. Элитарная, народная и массовая культу­ры. Доминирующая культура. Субкультура и контркультура. Структу­ра и содержание субкультуры. Элитарная культура, народная, массо­вая. Традиции и новации в культуре.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие эко­номики, социальных отношений и культуры.

Тема 8. Личность и социализация.

Человек и личность. Понятия “человек”, “индивид”, “личность”. Лич­ность как социальный тип. Факторы, влияющие на формирование лично­сти. Теории личности. Статусно-ролевая сфера. Ценности и оценки. Си­стема ценностей и ценностные ориентиры.

Социализация: универсальное и специфическое. Процесс и агенты социализации. Институты социализации. Десоциализация и ресоциализация. Социализация и социальный контроль. Социальный контроль и девиация.

Раздел IV. Прикладная социология

Тема 9. Социологические исследования: методология, программы, методы.

Социологическое исследование и его виды: разведывательное, описательное и аналитическое. Цель, программа, план, этапы исследо­вания.

Методы социологии. Отличительные особенности метода опроса. Анкетирование и интервьюирование. Логика конструирования анкеты. Сплошной и выборочный опрос. Генеральная и выборочная совокупность. Репрезентативность. Типология интервью.

Анализ документов. Виды документов. Качественный анализ. Кон­тент-анализ. Единица анализа, единица счета. Достоинства и недостат­ки метода.

Наблюдение: включенное и невключенное, прямое и косвенное. Особенности метода наблюдения.

Эксперимент в социологии: полевой и лабораторный.

Проблема качества, надежности и достоверности социологичес­ких данных. Общественное мнение как предмет исследования.

ТЕСТ

 

Вариант I выполняют студенты, фамилии которых начинаются с букв А Л, вариант II студенты, фамилии которых начинаются с М Я.

 

Вариант I

1. Дайте определение социологии как науки и опишите ее функции.

2. Опишите уровни социологического знания.

3. Раскройте содержание методологии позитивизма О. Конта.

4. В чём суть органической теории общества Г. Спенсера?

5. Раскройте содержание теории социальных действий М. Вебера.

6. Что представляет собой общество с точки зрения марксистской социологии?

7. Что понимается под субъективным методом и психологическим направлением в социологии России конца XIX в.?

8. Кратко раскройте содержание структурно-функционального анализа в социологии.

9. Раскройте основные теории происхождения общества.

10. Раскройте содержание теории социальной стратификации.

11. Что понимается в социологии под социальными группами? Опишите типологию социальных групп.

12. Ролевая теория личности: основные положения.

13. Что представляет собой программа социологического исследо­вания?

 

Вариант II

1. Раскройте понятия объекта и предмета социологии.

2. Раскройте понятие “специальные социологические теории”.

3. Раскройте суть “закона интеллектуальной эволюции человечества” О. Конта.

4. Что понимал Э. Дюркгейм под социальными фактами?

5. Какой смысл вкладывается в термин “понимающая социология” М. Вебера?

6. Раскройте содержание марксистской теории общественно-экономических формаций.

7. Раскройте основные положения социологического учения П. Сорокина.

8. Раскройте суть символического интеракционизма как методоло­гического направления в социологии.

9. Раскройте суть теорий индустриального и постиндустриального обществ.

10. Раскройте содержание теории социальной мобильности.

11. Раскройте понятие социального института и дайте краткую характеристику основным социальным институтам общества.

12. Опишите основные статусы и роли личности в обществе.

13. Раскройте содержание основных методов социологического исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: