Взаимоотношение искусства и реальности.




В предложении, которое описывает страну Neverland, работает принцип сочетания несочетаемого, с точки зрения обыденной грамматической логики.

(3) «…for the Neverland is always more or less an island, with astonishing splashes of colour here and there, and coral reefs and rakish-looking craft in the offing, and savages and lonely lairs, and gnomes who are mostly tailors, and caves through which a river runs, and princes with six elder brothers, and a hut fast going to decay, and one very small old lady with a hooked nose. It would be an easy map if that were all; but there is also first day at school, religion, fathers, the round pond, needlework, murders, hangings, verbs that take the dative, chocolate pudding day, getting into braces, say ninety-nine, three-pence for pulling out your tooth yourself, and so on» [33, c.141].

(«...а Нетландия - это всегда так или иначе остров, с удивительными всплесками цвета здесь и там, и коралловыми рифами и лихими пиратскими суднами в бухтах, и дикарями, и одинокими берлогами, и гномами, которые в только и делают что шьют, и пещерами, через которые протекает река, и с принцами с шестью старшими братьями, и избушкой-лачугой, которая вот-вот развалится, и одной очень маленькой каргой с крючковатым носом. Если бы у нашей страны была такая карта, она была бы очень проста; но в ней существуют еще и первый день в школе, религии, отцы-основатели, круглый пруд, рукоделие, убийства, драпировка, глаголы, которые образуют дательный падеж, день шоколадного пудинга, фигурные скобки, необходимость сказать, девяносто девять и три пенса за то, что выдернешь зуб самостоятельно, и так далее»).

Существенным в данном примере является использование лексического повтора союза and автором и заданием классического приема перечисления (вспомним, Гомеровский список кораблей) с целью усиления эффекта значимости объекта острова Нетландии и его характерных черт. В противопоставление ему здесь же в списке далее идут предметы материальной действительности, явления, характерные для реального мира. Такая изящная антитеза в одном предложении, и помимо того, обильное употребление прилагательных дает впечатление, что викторианский романист описывает детали в эмоционально-возбужденном состоянии.

Мирочувствование Барри как викторианского автора может открыться благодаря нескольким структурным параметрам, которые открывают нам через приведенный отрывок-описание идеального мира:

1. последовательность перечисленных составляющих идеального мира Neverland

2. символическое наполнение перечисляемых составляющих

3. прецедентный источник некоторых из этих составляющих.

Итак, последовательность строится следующим образом. Сначала упоминаются остров, его цвета, затем экзотические черты ландшафта (коралловый риф), затем красивое морское судно, туземцы, щеголи, слоняющиеся без дела в одиночку, гномы-закройщики, горные реки, принцы в сопровождении старших братьев, избушка-завалюха и старая карга с крючковатым носом.

«Списочность» этого перечисления говорит о том, что и идеальный мир для викторианца систематичен, он – как инвентарная книга, в которую внесены хранимые и не подверженные изменению образы, которые статичны даже в движении. Измученные души, находящиеся на острове, вызывают некоторые разногласия в связи с их территориальным фактором размещения. Не присущей для острова также является и его красочное описание с наличием ярко выраженных Темных сил, похищающих детей для того, чтобы питаться ими, а, следовательно, передать жителям Англии вечную юность.

С идеей богатой столичной жизни, материальных благ, развлечений, связана и фигура Денди. Денди - характерно английский феномен, связанный с одной стороны, с модой, которую разделяют многие из высшего слоя общества, но с другой стороны, Денди мыслится лишь как индивидуал - суверенное существо в обществе, единственной религией которого является эмпиризм. Британский индивидуализм является одной из культурных ценностей. Завершенный индивид невозможен без инициации или посвящения в мир во всем его многообразии. Детьми остаются, покуда не прошли тесты инициации особого испытания. А именно испытания, связанного с опасностью, чужой реальность, возможно даже со стихией сверхъестественного. Поэтому карга, как и избушка, отражают фольклорный образ «Яги». Волшебный остров Neverland как название-указывает на временной характер, который не обращает внимания на остальной (реальный) мир, оставаясь при этом гармоничной и внутренней системой с собственной системой жизни. Ее житель Питер Пэн - это, скорее всего существо, которое пройдя обряд инициации во взрослую жизнь, осталось существом-ребенком, не желающим взрослеть. Соответственно, Питер Пэн также не желает знать, о том, что происходит в другом взрослом мире, как и Англичане не желают знать, что происходит за пределами Великобритании: какие невзгоды, болезни, культурные ценности царят в остальном мире.

В оригинальном рассказе Барри реальный мир носит название - «Материк», который предполагает, что Neverland - небольшой тропический остров, входящий в территорию Великобритании, и ее тропическое описание предлагает далеко на расстоянии от берега. По домыслу автора, только с помощью полета возможно туда добраться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: