1. Общая характеристика социальных процессов. Динамические и статистические закономерности общественного развития. Человек, общество, культура. Человек и природа. Человек в системе социальных связей.
2. Формационная концепция развития общества. Сущность идеалистического подхода к исследованию общественных процессов. Взаимоотношения государства и гражданского общества. Сущность материалистического понимания истории. Понятие способа производства и общественно-экономической формации. Понятие социальной революции. Перспектива построения бесклассового общества в марксистском учении.
3. Цивилизационная концепция общественного развития. Философия жизни о культуре и цивилизации. Цивилизация как единство культурных приоритетов. Геополитический фактор в цивилизационных отношениях. Евразийство и цивилизационная теория. Возможность сближения цивилизаций и информационное общество.
4. Глобальные проблемы современности. Понятие “конца истории” в классической философии. Исчерпаемость энергетических ресурсов и теория Д. Рикардо. Экологическая и демографическая ситуации в современном мире. Процесс глобализации и иерархия производства в современном мире. Идеологические последствия энергетического кризиса. Глобальные проблемы и их причина в современной философии. Взаимосвязь техники, метафизики и современного кризиса. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Тема 10. Человеческое предназначение и свобода.
1. Сущность человека и его предназначение. Сущность человека в античной философии. Практика аскезы как путь совершенства. Христианское представление о соборности и историческом предназначении человека. Критика христианства Ф. Ницше. Тезис о смерти бога и его значение для осмысления человеческого предназначения.
2. Свобода и необходимость, свобода и ответственность в классической и постклассической философской мысли. Фаталистические представления о человеческой судьбе в античности. Свобода и греховность в средневековой традиции. Сущность ренессансного гуманизма. Гуманизм и мораль. Свобода и ответственность в учении экзистенциалистов. Подлинное и неподлинное существование. Гуманистическая мораль и свобода в философии XX в.
3. Право и мораль как формы общественного сознания. Понятие объективного и субъективного духа в философии Г. Гегеля. Право и мораль как формы объективного духа. Государство как примирение общественных закономерностей и человеческой свободы. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
ТЕСТ
1. Что такое философия:
а) система знаний об окружающем мире;
б) совокупная мудрость человечества;
в) рационализированное, системно-организованное мировоззрение;
г) учение о смысле человеческого существования;
д) учение о принципах и методах познания?
2. Что является предметом философии:
а) человек и его жизнь;
б) процесс познания;
в) деятельность человека по преобразованию окружающего мира;
г) наиболее общие законы развития общества;
д) всеобщие черты во взаимоотношении человека и окружающего мира?
3. Когда возникла философия:
а) во втором тысячелетии до н.э.;
б) в VIII – VII вв. до н.э.;
в) с возникновением общества;
г) с появлением первых в истории научных журналов;
д) с возникновением христианства?
4. Что такое онтология:
а) философское учение о человеке;
б) философское учение о бытии;
в) философское учение о ценностях;
г) философское учение о принципах человеческого мышления;
д) философское учение о морали?
5. Что такое гносеология:
а) теория научного познания;
б) концепция смысла жизни;
в) учение о познании мира;
г) учение о высшем духе;
д) методология получения теоретических знаний?
6. Кто считается основателем древнегреческой философии:
а) Сократ; г) Платон;
б) Фалес; д) Аристотель?
в) Демокрит;
7. Кто сформулировал основные законы и формы логического мышления:
а) Пифагор; г) Диоген;
б) Аристотель; д) Анаксимандр?
в) Эпикур;
8. Какая из ниженазванных идей принадлежит философии Платона:
а) мир есть огонь, мерами воспламеняющийся и мерами потухающий;
б) мир вещей создается миром идей;
в) все в мире состоит из атомов;
г) все вещи есть единство материи и формы;
д) в основе мира лежат четыре стихии: вода, земля, огонь, воздух?
9. Какому философскому направлению соответствует высказывание “В интеллекте нет ничего, чего бы не было в чувствах”:
а) эмпиризм; г) иррационализм;
б) рационализм; д) скептицизму?
в) агностицизм;
10. Что такое субъективный идеализм:
а) учение об особом мире идей;
б) учение о непознаваемости мира;
в) философия, согласно которой мир человека составляют его ощущения;
г) учение о том, что деятельность человека подчиняется определённым целям;
д) учение о том, что человек является центром мироздания?
11. Что такое рационализм:
а) учение о наиболее эффективных путях и способах познания;
б) теория познания, согласно которой разум является источником и основанием познания;
в) учение о формах человеческого мышления;
г) теория научного познания;
д) идеалистическое учение о сущности мира?
12. Что такое эмпиризм:
а) теория, согласно которой основу познания составляют ощущения;
б) раздел философии, освещающий методы опытного исследования;
в) материалистическое учение о мире;
г) теория познания, согласно которой источником и основанием познания является чувственный опыт;
д) учение о непознаваемости мира?